ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-71/20 от 27.11.2020 Курского областного суда (Курская область)

№3а-71/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Курский областной суд в составе:

председательствующего судьи Мигущенко Н.А., при ведении протокола судебного заседания секретарём Кретовой О.К.,

с участием: представителя административного истца ИП ФИО1 КФК ФИО2 – ФИО3,

представителя административного ответчика комитета по управлению имуществом Курской области – ФИО4,

представителя заинтересованного лица ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки в Курской области» - ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП ФИО1 КФК ФИО2 к Комитету по управлению имуществом Курской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ИП ФИО1 КФК ФИО2 обратился в Курский областной суд в порядке главы 25 КАС РФ с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения заявленных требований просил установить кадастровую стоимость находящегося у него в аренде земельного участка площадью 1201803 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2018 года – 4 686 300 рублей, мотивируя тем, что определенная и внесенная в государственный кадастр недвижимости кадастровая стоимость данного земельного участка в размере 6 790 186 руб. 95 коп. значительно превышает его рыночную стоимость и нарушает права административного истца, как плательщика арендной платы, исчисляемой из кадастровой стоимости.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 – ФИО3 заявленные требования поддержала, с учетом их уточнения.

В судебном заседании представитель административного ответчика – комитета по управлению имуществом Курской области – ФИО4, представитель заинтересованного лица ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки в Курской области» - ФИО5 против удовлетворения уточненных требований не возражали.

Административный истец ИП ФИО2, представители административных ответчиков - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Курской области, заинтересованных лиц ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Курской области, администрации Кореневского района Курской области, извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В силу положений части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту КАС РФ), неявка лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.

Исследовав представленные доказательства по делу, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований (с учетом их уточнения).

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Положениями статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке.

При рассмотрении административного дела судом установлено, что глава КФК, ИП ФИО2 на основании договора аренды от 23.01.2008 года, заключенного с администрацией Кореневского района Курской области, является арендатором объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером , площадью 1201803 кв.м., из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес> (т.1 л.д. 8-10).

Кадастровая стоимость названного земельного участка по состоянию на 01 января 2018 г. установлена решением Комитета по управлению имуществом Курской области от 24.10.2018 N 01-18/1304 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков сельскохозяйственного назначения и лесного фонда на территории Курской области» и составляет - 6 790 186 руб. 95 коп., что подтверждается выпиской из ЕГРН о кадастровой стоимости (т.1 л.д. 20), а также письменным отзывом ФГБУ «ФКП Росреестра» и никем не оспаривается.

Согласно ч. 1 ст. 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Как разъяснено в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости (статья 39.20 ЗК РФ, пункты 1 и 2 статьи 2, пункты 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Как следует из вышеназванного договора аренды и подтверждается объяснениями представителя административного ответчика - комитета по управлению имуществом Курской области ФИО4, размер арендной платы по договору аренды исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером . Указанное позволяет сделать вывод о том, что ФИО1 КФК ФИО2 имеет самостоятельный правовой интерес в установлении кадастровой стоимости данного участка в размере, равном его рыночной стоимости, что свидетельствует о его праве оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Из приведенных правовых норм следует, что обстоятельством, имеющим значение для разрешения заявленного административного иска, является определение величины рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 01 января 2018 г.

При этом в соответствии с частью 1 статьи 62, частью 5 статьи 247 и статьей 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца, тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Как разъяснено в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N 28, обязанность доказать величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце. Если заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявления, оно обязано доказать недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных заявителем, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы.

В силу положений статьи 246 КАС РФ, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки одним из допустимых доказательств является отчет независимого оценщика, который подлежит оценке на предмет соответствия требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ и федеральных стандартов оценки.

В обоснование рыночной стоимости вышеназванного земельного участка административным истцом представлен отчет об оценке от 01.06.2020г., выполненный экспертом-оценщиком ИП ФИО6

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, в связи с возникновением вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, определением суда от 05.10.2020 года по делу назначена судебная оценочная экспертиза, направленная на установление рыночной стоимости данного объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2018 г.

Согласно заключению судебной экспертизы от 10.11.2020 года, проведенной экспертом ООО фирма «Агро Плюс» ФИО7 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 1201803 кв.м., из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: Курская область, Кореневский р-н, по состоянию на 1 января 2018 года – составляет 4 686 300 рублей.

На основании данного заключения экспертизы представитель административного истца уточнил требования в порядке статьи 46 КАС РФ, и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2018 года - 4 686 300 рублей, согласно заключению эксперта № 5 от 10.11.2020 года.

В силу статьи 62, части 8 статьи 82 КАС РФ, заключение эксперта относится к числу доказательств, которое подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 названного Кодекса в совокупности с другими доказательствами по делу.

Оценив заключение судебной экспертизы № 5 от 10.11.2020 года в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, по правилам стати 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о том, что данное заключение соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», законодательству РФ об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, утвержденным приказами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, в части, подлежащей применению при производстве судебной экспертизы, отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных; содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта недвижимости. Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, базируется на достоверных данных об объектах оценки, содержащих количественные и качественные характеристики оцениваемого объекта; определение рыночной стоимости в рамках использованных экспертом сравнительного и доходного подходов является мотивированным и корректным; в качестве ценообразующих факторов экспертом отобраны те факторы, которые наиболее полно описывают отличия объектов оценки от объектов сравнения; экспертом последовательно произведены корректировки по всем значимым группам элементов сравнения.

Экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что экспертное заключение отвечает требованиям относимости, допустимости, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.

Правильность выводов, изложенных в экспертизе, сторонами под сомнение не ставилась, ходатайств о назначении дополнительных, повторных экспертиз, вызове эксперта, заявлено не было. Основания для выводов о недостоверности экспертизы у суда отсутствуют. Данных об иной рыночной стоимости вышеназванного земельного участка административными ответчиками и заинтересованными лицами в суд не представлено. В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что экспертное заключение от 10.11.2020 года достоверно подтверждает итоговую величину рыночной стоимости объектов оценки и может быть положено в основу решения.

При таких обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований и определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2018 г.– 4 686 300 рублей.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28, резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения суда подлежат внесению в кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8, пунктом 5 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Датой подачи заявления следует считать 01.09.2020 года.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Курский областной суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление ИП ФИО1 КФК ФИО2 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером , площадью 1201803 кв.м., из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2018 года – 4 686 300 (четыре миллиона шестьсот восемьдесят шесть тысяч триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Курский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, т.е. с 02 декабря 2020 года.

Председательствующий судья Н.А. Мигущенко