ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-71/2017 от 16.06.2017 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 3а-71/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербург 16 июня 2017 г.

Ленинградский областной суд в составе:

председательствующего судьи Шадриной Е.В.,

при секретаре Левичевой Н.С.,

с участием прокурора Капсамун И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Группа КБР» об оспаривании в части решения совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 29 марта 2013 г. № 295 «Об утверждении коэффициентов зонирования, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории МО «Город Гатчина»,

установил:

29 марта 2013 г. советом депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области (далее – Совет депутатов) принято решение № 295 «Об утверждении коэффициентов зонирования, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории МО «Город Гатчина», которое официально опубликовано в газете «Гатчинская правда» 6 апреля 2013 г., № 37(20330), размещено на официальном сайте района в сети Интернет http: www.radm.gtn.ru и вступило в силу со дня официального опубликования.

Пунктом 1 решения утверждены коэффициенты зонирования, применяемые для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования «Город Гатчина» согласно приложению.

В приложении к решению коэффициент зонирования, применяемый для определения размера арендной платы за использование земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в микрорайоне Въезд на территории муниципального образования «Город Гатчина», установлен в размере 1,25.

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Группа КБР» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим поименованного документа в части коэффициента зонирования 1,25, ссылаясь на его противоречие принципу экономической обоснованности, закреплённому постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г.
№ 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», поскольку оно не содержит экономического обоснования, обуславливающего определение размера коэффициента зонирования как одного из показателей, влияющих на размер арендной платы. Полагало также, что оспариваемый акт принят Советом депутатов с нарушением компетенции и порядка опубликования.

Совет депутатов в письменных возражениях указал, что оспариваемые положения приняты управомоченным органом, в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением процедуры и порядка их принятия, прав и законных интересов ООО «Группа КБР» не нарушают. Считает, что принцип экономической обоснованности был соблюдён, поскольку при утверждении коэффициента были произведены соответствующие расчёты, учтены привлекательность местоположения микрорайона Въезд, наличие в непосредственной близости жилой застройки и торговых центров, транспортная доступность.

В судебном заседании представитель административного истца Александров И.А. требования административного иска поддержал и просил его удовлетворить, дополнительно сославшись на то, что при принятии оспариваемых норм также нарушен принцип запрета необоснованных предпочтений, поскольку решением Совета депутатов от 30 мая 2014 г.
№ 393 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесений арендной платы за использования земельных участков, находящихся в собственности Гатчинского муниципального района» для земельных участков, находящихся в собственности Гатчинского муниципального района Ленинградской области, установлен иной размер ставки арендной платы.

Представители Совета депутатов Березовская Е.А. и Лапина М.Г., придерживаясь правовой позиции, изложенной в письменных возражениях, просили в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Выслушав объяснения представителей сторон и заключение прокурора Капсамун И.С., полагавшей, что административное исковое заявление должно быть удовлетворено, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ООО «Группа КБР» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 47:25:0111007:3, общей площадью 19 305 кв. м, расположенного по адресу: Ленинградская область, г. Гатчина, Ленинградское шоссе, д. 10, категория земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

В расчётах арендной платы за период с 1 января по 31 декабря 2014 г., с 24 февраля по 31 декабря 2015 г., с 1 января по 31 декабря 2016 г. применяется коэффициент зонирования (Кз) 1,25.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, до 1 марта 2015 г. – пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Постановлением правительства Ленинградской области от 28 декабря 2015 г. № 520 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области, предоставленных без проведения торгов, и признании утратившими силу отдельных постановлений правительства Ленинградской области» в пункте 2.1 названного Порядка утверждена формула расчёта арендной платы за использование земельного участка, в которой применяется показатель Кз – коэффициент территориального зонирования, устанавливаемый в диапазоне от 0,6 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления городских поселений и городского округа на основании генерального плана и правил землепользования и застройки.

На момент принятия оспариваемого акта действовало постановление правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. № 353 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области» (в редакции, действовавшей по состоянию на 29 марта 2013 г.), утратившее силу с 1 января 2016 г., где в установленной в пункте 2.1 упомянутого Порядка формуле расчёта арендной платы за использование земельного участка применялось значение Кз – коэффициент зонирования, применяемый в городских населённых пунктах численностью населения свыше 50 тысяч человек, и устанавливаемый в диапазоне от 0,8 до 2 решением уполномоченного органа местного самоуправления с учётом удалённости от центра или сложившегося ранее зонирования в городских населённых пунктах

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счётный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Уставом Гатчинского муниципального района Ленинградской области (в редакции, действовавшей при принятии оспариваемого решения) предусмотрено, что структуру органов местного самоуправления района составляют: представительный орган района – совет депутатов района; глава района; администрация района и контрольный орган района (пункт 15.1 статьи 15).

Полномочия главы, администрации и контрольного органа района приведены в статьях 21, 22 и 25 устава района соответственно. Установление коэффициентов зонирования, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, к компетенции этих органов местного самоуправления не отнесено.

В силу пункта 2 части 1, части 2 статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган местного самоуправления по вопросам, отнесённым к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, вправе принимать решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Аналогичные положения изложены в пункте 28.3 статьи 28 устава района.

В пункте 30.5 статьи 30 устава района указано, что опубликование (обнародование) муниципальных правовых актов происходит в местных средствах массовой информации. Средства массовой информации и порядок опубликования устанавливаются Советом депутатов.

Решением Совета депутатов от 26 октября 2005 г. № 9 «Об определении официального печатного органа Гатчинского муниципального района» официальным печатным органом для опубликования нормативных правовых актов Совета депутатов определена газета «Гатчинская правда».

Как уже указано, полный текст оспариваемого документа опубликован в газете «Гатчинская правда» 6 апреля 2013 г., № 37(20330).

Таким образом, оспариваемое решение принято Светом депутатов в соответствии с компетенцией и в пределах полномочий, с соблюдением вида и формы его принятия, порядка официального опубликования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, а также действовавшим до 1 марта 2015 г. пунктом 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – Основные принципы определения арендной платы), утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Данным документом к одним из основных принципов определения арендной платы отнесены в том числе принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учётом категории земель, к которой отнесён такой земельный участок, и его разрешённого использования, а также с учётом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, а также принцип предельно допустимой простоты расчёта арендной платы, в соответствии с которым предусматривается возможность определения арендной платы на основании кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в определении от 11 мая 2004 г. № 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Не вмешиваясь в сферу нормотворческих полномочий муниципальных образований, суды должны выявлять, проводились ли при его принятии помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, то есть осуществлялось ли экономическое обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков. С учётом схожести правового регулирования, данная позиция применятся и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путём представления соответствующих расчётов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчёта величины базовой ставки.

Анализ приведённых правовых норм позволяет суду сделать вывод о том, что коэффициент зонирования, являясь одним из показателей расчёта арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должен отвечать принципу экономической обоснованности.

Между тем, Советом депутатов не представлено документов, на основании которых принято решение об утверждении коэффициента зонирования для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, так же, как доказательств того, что Совет депутатов при определении размера коэффициента зонирования исходил из указанных выше принципов и критериев.

Экономическое обоснование, приведённое Советом депутатов в письменных возражениях по существу административного искового заявления, является правовой позицией административного ответчика по данному административному делу и не может заменить собой документы, подтверждающие соблюдение принципа экономической обоснованности.

В соответствии с Основными принципами определения арендной платы принцип запрета необоснованных предпочтений означает, что порядок расчёта арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесённые к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.

Решением Совета депутатов от 30 мая 2014 г. № 393 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Гатчинского муниципального района» установлены ставки арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Гатчинского муниципального района, в размере: 0,7% – в отношении земельных участков, предоставленных (занятых) для размещения объектов, используемых в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод; 1,5,% – в отношении прочих земельных участков.

Утвержденным названным решением Порядком определения размера арендной платы, порядком, условиями и сроками внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Гатчинского муниципального района, предусмотрено, что размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Гатчинского муниципального района, рассчитывается по формуле: А = К х С, где А – годовой размер арендной платы, К – кадастровая стоимость земельного участка, С – ставка арендной платы, утверждаемая Советом депутатов.

Следовательно, данное решение регулирует иные правоотношения, нежели оспариваемое решение, принятое в развитие положений постановления правительства Ленинградской области от 29 декабря 2007 г. № 353 «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области».

Из правового акта, который оспаривается административным истцом, усматривается, что им установлен единый порядок применения коэффициента территориального зонирования в целях расчёта арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и расположенных в микрорайоне «Въезд», а потому оснований считать, что при его принятии Советом депутатов нарушен принцип запрета необоснованных предпочтений, у суда не имеется.

В соответствии с пунктом 1 части 2, пунктами 1, 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признаётся не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определённой судом даты. Решение суда должно также содержать указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.

Поскольку судом установлено, что оспариваемое правовое регулирование вступило в противоречие с законодательством, имеющим большую юридическую силу, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Лицами, участвующими в деле, не отрицалось и материалами дела подтверждается, что оспариваемое решение Совета депутатов (в части) применялась, а потому действовало, а потому его следует признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.

Суд полагает возможным ограничиться указанием на опубликование сообщения о принятии настоящего решения в газете «Гатчинская правда».

Руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление ООО «Группа КБР» удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов Гатчинского муниципального района Ленинградской области от 29 марта 2013 г. № 295 «Об утверждении коэффициентов зонирования, применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории МО «Город Гатчина» в части коэффициента зонирования 1,25, применяемого для определения размера арендной платы за использование земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания в микрорайоне Въезд на территории муниципального образования «Город Гатчина».

Опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в газете «Гатчинская правда» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение
месяца со дня его принятия в окончательной форме через Ленинградский областной суд.

Судья Е.В.Шадрина

Решение принято в окончательной форме 23 июня 2017 г.