ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-71/2018 от 10.05.2018 Белгородского областного суда (Белгородская область)

БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Дело № 3а-71/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2018 года г. Белгород

Белгородский областной суд в составе:

судьи Квасова А.С.

при секретаре Рыбцовой А.В.,

с участием представителя административного истца – прокурора прокуратуры Белгородской области Кирилловой М.А., представителя административного ответчика Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области Ходуновой Е.Н., представителей заинтересованного лица Валуйского МУП «Водоканал» Веревка Р.В., Григорьевой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц к Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области о признании недействующим в части приложения № 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 19.12.2016 № 24/9 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, долгосрочных параметров регулирования тарифов для Валуйского МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Валуйки и Валуйского района Белгородской области, на 2017 - 2019 годы» (в редакции приказа от 12.12.2017 № 35/41 «О внесении изменения в приложение 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 19.12.2016 № 24/9»)

установил:

Приказом Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области (далее - Комиссия) № 24/9 от 19.12.2016 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, долгосрочных параметров регулирования тарифов для Валуйского МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Валуйки и Валуйского района Белгородской области, на 2017 - 2019 годы» (далее также – Приказ № 24/9) установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение с календарной разбивкой для Валуйского МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Валуйки и Валуйского района Белгородской области.

Приказом Комиссии № 35/41 от 12.12.2017 в связи с корректировкой долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Валуйского МУП «Водоканал» внесены изменения в приложение 2 к приказу Комиссии от 19.12.2016 № 24/9, с учетом которых на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 установлены тарифы (руб./куб. м) для конкретных категорий (групп) потребителей:

- тариф на питьевую воду: для населения 27,67; для категории (группы) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» – 39,70 и для категории (группы) потребителей «прочие» - 39,70;

- тариф на водоотведение: для населения – 28,34; для категории (группы) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» – 56,12 и для категории (группы) потребителей «прочие» - 56,12.

Первый заместитель прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным административным исковым заявлением о признании недействующим приложения № 2 к Приказу № 24/9 (в редакции приказа Комиссии от 12.12.2017 № 35/41) со дня вступления решения в законную силу в части тарифов на питьевую воду и водоотведение, установленных на период с 01.01.2018 по 30.06.2018, для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» (водоснабжение – 39,70 руб./куб. м, водоотведение – 56,12 руб./куб. м), ввиду его несоответствия требованиям действующего законодательства Российской Федерации.

Требования мотивированы тем, что оспариваемые тарифы для абонентов «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» установлены выше экономически обоснованного уровня тарифов за счет установления для абонентов «население» тех же тарифов ниже экономически обоснованного уровня, что противоречит положениям части 25 статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункта 35 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрестного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению твердых бытовых отходов». Оспариваемая часть нормативного правового акта нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку создает дискриминационные условия при установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для разных групп потребителей.

В судебном заседании прокурор поддержал административные исковые требования с учетом их уточнения.

Представитель Комиссии, не оспаривая факт установления на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 тарифов на питьевую воду и водоотведение для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» в размерах, не соответствующих экономически обоснованным тарифам, за счет установления для абонентов «население» тех же тарифов ниже экономически обоснованного уровня, возражал по существу заявленных требований. Указал на то, что принятие Комиссией решения об установлении тарифов для категории потребителей «население» в размере экономически обоснованных тарифов приведет к превышению предельного (максимального) индекса платы граждан на 113,93 %, что недопустимо и нарушает требования пункта 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации». Затраты по обеспечению экономики предприятия, получению необходимой валовой выручки обеспечения как таковой деятельности ресурсоснабжающего предприятия, не возможно заложить в тариф для «населения», ввиду чего они безусловно ложатся в тариф для категории потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие», поскольку для этой категории потребителей, рост тарифов никаким образом не ограничен – ни на федеральном, ни на региональном уровне. Сославшись на пункт 9 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, пояснили, что тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются в соответствии с календарной разбивкой по полугодиям при условии не превышения величины указанных тарифов в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря. Данный пункт Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения Комиссией соблюден.

Представители заинтересованного лица Валуйского МУП «Водоканал» поддержали позицию, высказанную представителем Комиссии.

Заинтересованное лицо Правительство Белгородской области в судебное заседание не явилось, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом (копия определения суда о назначении дела к судебному разбирательству, выполненная в форме электронного документа, направлена посредством ее размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа, что подтверждено изготовленной на бумажном носителе копией страницы официального сайта суда, датированной 03.04.2018). Об уважительности причин неявки в суд своего представителя не сообщило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявило.

С учетом положений части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассматривается в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле и явившихся в судебное заседание, исследовав представленные доказательства, проверив нормативный правовой акт в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), принятыми в целях реализации его положений Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее –Правила регулирования тарифов).

Статьей 31 Закона о водоснабжении и водоотведении определено, что в сфере холодного водоснабжения регулированию подлежат в том числе тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение).

Согласно части 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категории сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных Основами ценообразования.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу пункта 35 Основ ценообразования размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов. Данная норма согласуется с положениями части 25 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, согласно которым, при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для других потребителей не допускается.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 5, пункту 1 части 2 и пункту 1 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении и водоотведении, тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) подлежат регулированию уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Белгородской области таким уполномоченным органом является Комиссия по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, действующая согласно Положению о Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области, утвержденному Постановлением Правительства Белгородской области от 22.06.2015 № 247-пп.

В силу пункта 2.1. Положения о Комиссии, основными задачами Комиссии является, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Комиссия во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Устава Белгородской области, законов Белгородской области, постановлений и распоряжений Губернатора Белгородской области и Правительства области издает акты в форме приказов (пункт 1.7 Положения о Комиссии).

Оспариваемое решение об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение принято коллегией Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области в форме приказа.

Состав коллегии Комиссии, заседавшей 19.12.2016 и утвердившей оспариваемый в части приказ Комиссии от 19.12.2016 № 24/9, утвержден приказом Комиссии от 05.08.2015 № 121 (с учетом последующих изменений, принимаемых приказами № 145, № 146 от 02.10.2015, № 84 от 22.08.2016, № 36 от 12.05.2016, № 105 от 25.10.2016, № 108 от 14.11.2016).

Как следует из протокола заседания коллегии Комиссии от 19.12.2016 № 24, восьмым пунктом повестки дня являлся вопрос об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для Валуйского МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Валуйки и Валуйского района, с 01.01.2017 по 31.12.2019.

Из протокола видно, что в заседании коллегии Комиссии приняли участие 6 членов коллегии из 8.

Открытым голосованием (голосовали 5 членов коллегии, воздержался от голосования 1 член коллегии) принято решение об установлении долгосрочных параметров регулирования тарифов для Валуйского МУП «Водоканал» на 2017-2019 гг., определяемых при установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение с использованием метода индексации, и установлении для Валуйского МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Валуйки и Валуйского района Белгородской области, тарифов на питьевую воду и водоотведение на 2017-2019 гг. с календарной разбивкой.

Приказом № 24/9 от 19.12.2016 для Валуйского МУП «Водоканал» установлены тарифы на питьевую воду и водоотведение на 2017-2019 гг. с календарной разбивкой, согласно приложению № 2.

Указанный приказ 20.12.2016 опубликован в Вестнике нормативных правовых актов Белгородской области, который в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона Белгородской области от 31.12.2003 № 112 «О порядке официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов» является источником официального опубликования законов Белгородской области и иных правовых актов.

На основании пункта 22 Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденного приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э, заявлений Валуйского МУП «Водоканал» от 28.04.2017 № 612 и № 613 приказами Комиссии от 03.05.2017 № 94д, № 95д открыты дела о корректировке долгосрочных цен (тарифов) на питьевую воду и водоотведение, установленных для Валуйского МУП «Водоканал» на 2018 г.

Согласно протоколу заседания коллегии Комиссии № 35 от 12.12.2017 (состав которой утвержден приказом Комиссии от 13.10.2017 № 101, с учетом изменений, внесенных приказом Комиссии от 31.10.2017 № 114) по итогам открытого голосования 5 членов коллегии из 6 присутствующих (общее число членов коллегии – 7) принят приказ № 35/41 от 12.12.2017 «О внесении изменения в приложение 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 19.12.2016 № 24/9», опубликованный в Вестнике нормативных правовых актов Белгородской области 19.12.2017.

Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемый приказ Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 19.12.2016 № 24/9 и вынесенный в связи с корректировкой долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения приказ от 12.12.2017 № 35/41 приняты в пределах полномочий Комиссии, с соблюдением формы, вида нормативного правового акта, процедуры его принятия и введения в действие.

Приказ Комиссии является нормативным правовым актом, направленным на урегулирование общественных отношений и содержащим нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.

Определенный Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, а также Регламентом установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденным приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения и предельных индексов изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, Комиссией соблюден.

Решение коллегии Комиссии от 12.12.2017 принято на основании представленных Валуйским МУП «Водоканал» материалов и подготовленных по представленным материалам экспертных заключений, составленных в соответствии с требованиями пунктов 25-27 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

Из экспертных заключений, подготовленных по результатам проведенной корректировки необходимой валовой выручки и тарифов на питьевую воду и водоотведение, оказываемых Валуйским МУП «Водоканал» потребителям, расположенным на территории Валуйского района и города Валуйки, с 01.01.2018 по 31.12.2018 следует, что с 01.01.2018 по 30.06.2018 в сфере холодного водоснабжения размер экономически обоснованного тарифа составил 25,51 руб./куб. м; в сфере водоотведения 39,81 руб./куб. м.

Оспариваемые тарифы не соответствуют вышеуказанным значениям экономически обоснованных тарифов.

Согласно приказу Комиссии от 19.12.2016 № 24/9 (в редакции приказа от 12.12.2017 № 35/41), на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 тариф на питьевую воду для населения составил 27,67 руб./куб. м, для категории потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» - 39,70 руб./куб. м; тарифы на водоотведение для населения составили 28,34 руб./куб. м, для категории потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» - 56,12 руб./куб. м.

В силу положений статьи 32 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки.

Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования тарифов на основании критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом предложений организации, осуществляющей холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

При расчете тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения учитываются расходы организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимое для реализации инвестиционной и производственной программ, а также плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов систем водоснабжения и водоотведения.

Тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды установленным требованиям и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, которыми определены система, принципы и методы регулирования, в том числе, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы которых подлежат государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ, а также порядок установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В силу пункта 4 Основ ценообразования в систему регулируемых тарифов входят, в том числе, тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и тариф на водоотведение.

В соответствии с пунктом 9 Основ ценообразования оспариваемые тарифы не должны превышать величины указанных тарифов, действовавших во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Нарушений данного пункта Комиссией при установлении оспариваемых тарифов не допущено, что подтверждается приказом Комиссии от 12.12.2017 № 35/41.

Принятие Комиссией тарифов для категории потребителей «население» на питьевую воду в размере 27,67 руб./куб. м с учетом НДС и на водоотведение в размере 28,34 руб./куб. м с учетом НДС обусловлено соблюдением пункта 9 Основ ценообразования и установленных ограничений по предельному индексу в размере 0% согласно пункта 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» и постановления Губернатора Белгородской области от 24.11.2017 № 120 «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Белгородской области на 2018 год».

Принятие решения об установлении с 01.01.2018 для категории потребителей «население» тарифа на питьевую воду в размере 25,51 руб./куб. м без учета НДС и на водоотведение в размере 39,81 руб./куб. м без учета НДС, то есть в размере экономически обоснованного тарифа, привело бы к превышению предельного (максимального) индекса по городу Валуйки и Валуйскому району на 113,93 % по первому полугодию 2018 года, что недопустимо и привело бы к нарушению требований пункта 10 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.

Таким образом, принятое Комиссией по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области решение от 19.12.2016 № 24/9 (в редакции приказа от 12.12.2017 № 35/41) по категории (группе) потребителей «население» на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в части установления тарифов на питьевую воду в размере 27,67 руб./куб. м с учетом НДС и тарифов на водоотведение в размере 28,34 руб./куб. м с учетом НДС в полной мере соответствует действующему федеральному и региональному законодательству и административным истцом в судебном заседании (с учетом уточнения администравного иска) не оспаривалось.

Вместе с тем, установление на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 тарифов на питьевую воду и водоотведение для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» в размере выше экономически обоснованного тарифа, осуществлено в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу.

В соответствии с частью 25 статьи 32 Федерального закона о водоснабжении и водоотведении, при установлении для отдельных категорий потребителей льготных тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, регулирование которых осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, повышение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения для других потребителей не допускается.

Размер тарифов, дифференцированных органом регулирования тарифов, должен обеспечивать регулируемым организациям получение в очередном периоде регулирования необходимой валовой выручки. При этом не допускается установление тарифов ниже экономически обоснованного уровня тарифов для одних категорий абонентов за счет установления тарифов выше экономически обоснованного уровня тарифов для других категорий абонентов (пункт 35 Основ ценообразования).

В судебном заседании представителем административного ответчика не оспаривался тот факт, что установление тарифов на питьевую воду и водоотведение для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» выше экономически обоснованного обусловлено установлением для категории «население» этого же тарифа ниже экономически обоснованного.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 № 609 отменена практика установления различных по величине тарифов на услуги по водоснабжению и водоотведению в зависимости от групп потребителей.

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29.03.2011 № 2-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой муниципального образования – городского округа «город Чита», - если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее – межтарифная разница), предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.

Как следует из протокола заседания коллегии Комиссии от 12.12.2017 № 35, при расчете тарифов для Валуйского МУП «Водоканал» на питьевую воду на период 2018 года учтены объемы отпуска воды в размере 1 908 068,63 куб. м, в том числе по категориям (группам) потребителей: население – 1 659 500,51 куб. м; организации, финансируемые из бюджетов всех уровней – 131 500,64 куб. м; прочие организации – 109 967,48 куб. м; расход воды на хозяйственные нужды предприятия – 7 100 куб. м; при расчете на водоотведение учтены объемы сточных вод, принятых от абонентов в объеме 1 115 263,22 куб. м, в том числе по группам потребителей: население – 566 495,47 куб. м; организации, финансируемые из бюджетов всех уровней – 204 957,75 куб. м; прочие организации – 343 809,99 куб. м.

Анализом экономической обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов на питьевую воду для Валуйского МУП «Водоканал» на 2018 год, предусмотрено получение данной организацией необходимой валовой выручки, по предложению Комиссии, в размере 50 243,84 тыс. руб.

Анализом экономической обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов на водоотведение для МУП «Водоканал» на 2018 год, предусмотрено получение данной организацией необходимой валовой выручки, по предложению Комиссии, в размере 45 173,64 тыс. руб.

Учитывая результаты рассмотрения дела, экономически обоснованный тариф на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 на питьевую воду на территории города Валуйки и Валуйского района составил 25,51 руб./куб. м; на водоотведение – 39,81 руб./куб. м.

Исходя из вышеназванных показателей, в случае осуществления расчетов с категорией (группой) потребителей «население» по оспариваемым тарифам (ниже экономически обоснованных) достижение показателя валовой выручки Валуйского МУП «Водоканал» обеспечено Комиссией путем установления тарифов на питьевую воду и водоотведение для категории (группы) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» выше экономически обоснованных тарифов.

Из вышеизложенного следует, что межтарифная разница, возникшая в результате установления оспариваемым приказом Комиссии тарифов для категории потребителей «население» в размере ниже экономически обоснованного, отнесена на другие категории потребителей – «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие», путем установления для последних тарифов в размере выше экономически обоснованного, с целью обеспечения возмещения ресурсоснабжающей организации недополученной суммы выручки от предоставления услуги по поставке воды и водоотведению. Указанное обстоятельство представителем Комиссии в суде не оспаривалось.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается несоответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Заявленные первым заместителем прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц административные исковые требования, с учетом их уточнения, подлежат удовлетворению.

Приложение № 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 19.12.2016 № 24/9 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, долгосрочных параметров регулирования тарифов для Валуйского МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Валуйки и Валуйского района Белгородской области, на 2017 - 2019 годы» (в редакции приказа от 12.12.2017 № 35/41 «О внесении изменения в приложение 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 19.12.2016 № 24/9») в части установления тарифов в сфере водоснабжения для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 в размере 39,70 руб./куб. м; в сфере водоотведения – для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 56,12 руб./куб. м следует признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку установление таким образом оспариваемых тарифов, не может расцениваться как соблюдение таких принципов государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения, как: достижение и соблюдение баланса экономических интересов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и их абонентов; установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения исходя из экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (статья 3 Закона о водоснабжении и водоотведении).

Из разъяснений, содержащихся в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской федерации от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» следует, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Как следует из материалов дела, оспариваемая часть нормативного правового акта применялась, что подтверждается копиями счетов № 17, № 18 от 15.01.2018, № 231, № 230 от 15.02.2018, № 68 от 23.01.2018, № 273 от 20.02.2018, № 512, № 513 от 15.03.2018, № 669 от 23.0.2018, квитанциями на имя Б. за январь, февраль и март 2018 г. Следовательно, приложение к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 19.12.2016 № 24/9 (в редакции приказа от 12.12.2017 № 35/41), следует признать не действующим в соответствующей части со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области (www.zakon.belregion.ru) в соответствии с требованиями статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление первого заместителя прокурора Белгородской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления решения суда в законную силу приложение 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 19.12.2016 № 24/9 «Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение, долгосрочных параметров регулирования тарифов для Валуйского МУП «Водоканал», осуществляющего холодное водоснабжение и водоотведение на территории города Валуйки и Валуйского района Белгородской области, на 2017 - 2019 годы» в редакции приказа Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов Белгородской области от 12.12.2017 № 35/41 «О внесении изменения в приложение 2 к приказу Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области от 19.12.2016 № 24/9» в части установления тарифа на питьевую воду для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 39,70 руб./куб. м, и в части установления тарифа на водоотведение для категорий (групп) потребителей «финансируемые из бюджетов всех уровней» и «прочие» на период с 01.01.2018 по 30.06.2018 – 56,12 руб./куб. м.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на сайте «Вестник нормативных правовых актов Белгородской области» (www.zakon.belregion.ru).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме через Белгородский областной суд в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.

Судья А.С. Квасов

Решение в окончательной форме принято 15.05.2018.