ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-71/2020УИД37О0000-01-2020-000055-68 от 11.06.2020 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Дело № 3а-71/2020 УИД 37OS0000-01-2020-000055-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ивановский областной суд в составе:

председательствующего судьи Запятовой Н.А.

при секретаре Жаворонковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской областной общественной организации «Женская инициатива» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области (далее – Управление) обратилось в суд с указанным административным исковым заявлением, в котором просит ликвидировать Ивановскую областную общественную организацию «Женская инициатива» (далее – Организация) и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования мотивированы следующим. В ходе проведения плановой документарной проверки деятельности Ивановской областной общественной организации «Женская инициатива» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области выявлены нарушения действующего законодательства и положений Устава Организации.

Так, организация не осуществляет деятельность, направленную на достижение уставных целей; не созывался высший руководящий орган Организации – Общее собрание; не переизбирались Директор, Ревизор; Ревизором не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности организации; членами Организации не уплачивались членские и иные имущественные взносы; не установлена исключительная компетенция высшего органа управления Организации – Общего собрания её членов; в Уставе отсутствует описание эмблемы, использованной на оттиске печати, не публиковался отчет об использовании своего имущества и не обеспечивалась доступность ознакомление с указанным отчетом.

Кроме того, некоторые положения Устава не соответствуют действующему законодательству.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением в адрес Организации направлено письменное предупреждение № об устранении нарушений законодательства, выявленных в ходе проведения проверки, полученное директором Организации в тот же день.

В срок до ДД.ММ.ГГГГ, указанный в предупреждении, нарушения не устранены. Из письма, датированного ДД.ММ.ГГГГ, представленного исполнительным директором Организации Матвеевой Е.В. следует, что Организация не предполагает осуществлять свою деятельность, в связи с чем устранение выявленных в ходе проверки нарушений невозможно.

В судебное заседание представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания. В материалах дела имеется телефонограмма от ДД.ММ.ГГГГ, из которой следует, что представитель Организации Матвеева Е.В. просит рассмотреть дело без своего участия.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Федеральной налоговой службы по Ивановской области в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом.

При таких обстоятельствах в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.

Исследовав и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В силу положений части 1 статьи 30 и части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение; граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Федеральный закон № 82-ФЗ).

В силу статьи 29 указанного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Общественная организация - это одна из организационно-правовых форм общественного объединения (статья 7 Федерального закона № 82-ФЗ) и относится к некоммерческим организациям (статья 50 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций определяются Федеральным законом от 12 января 1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закона № 7-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 14 приведенного Федерального закона № 7-ФЗ учредительными документами некоммерческих организаций является устав; требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

В соответствии с положениями части первой статьи 26 и статьи 44 названного Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае - Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематического осуществления общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Аналогичные основания ликвидации юридического лица закреплены в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона № 82-ФЗ определены обязанности общественного объединения, в частности: соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся сферы его деятельности, а также норм, предусмотренных его уставом и иными учредительными документами; ежегодное опубликование отчета об использовании своего имущества или обеспечение доступности ознакомления с указанным отчетом; ежегодное информирование органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; оказание содействия представителям органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства Российской Федерации.

Федеральный закон № 82-ФЗ возлагает на орган, принимающий решение о государственной регистрации общественного объединения, обязанность осуществлять контроль за соответствием деятельности объединения уставным целям.

При осуществлении данного контроля указанный орган вправе: не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части пятой настоящей статьи; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд (статья 38).

Судом установлено, что Ивановская областная общественная организация «Женская инициатива» зарегистрирована ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись о регистрации, ДД.ММ.ГГГГ выдано свидетельство о регистрации некоммерческой организации.

На основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Минюста Российской Федерации по Ивановской области была проведена плановая документарная проверка деятельности Организации, в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и положений Устава Организации, отраженные в акте проверки № от ДД.ММ.ГГГГ

По итогам проверки в адрес Организации административным истцом ДД.ММ.ГГГГ направлено предупреждение № с требованием устранить нарушения действующего законодательства и учредительных документов.

Выявленные истцом нарушения Организацией не оспаривались. В ответе на предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ директор Организации Матвеева Е.В. сообщила о прекращении деятельности Организации, об отсутствии намерения осуществлять деятельность в будущем.

В силу статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.

Проверкой выявлены грубые нарушения Организацией действующего законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками), однако в нарушение данной статьи Организацией в проверяемом периоде не осуществлялась деятельность, направленная на достижение уставных целей, предусмотренных пунктом 2 устава; в нарушение пункта 4.2 устава не созывался высший руководящий орган управления Организации - Общее собрание членов Организации (должно созываться не реже 1 раза в год); в нарушение пунктов 4.34, 5.1 устава Исполнительный Директор Организации и Ревизор, срок полномочий которых составляет 1 год, не переизбирались с ДД.ММ.ГГГГ года; в нарушение пункта 4.14 устава Правление Организации, срок полномочий которого оставляет 1 год, не переизбиралось с ДД.ММ.ГГГГ года, полномочия указанных органов истекли в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ годах соответственно, документы, подтверждающие их переизбрание, не представлены; в нарушение пункта 5.4 устава Ревизором не проводились проверки финансово-хозяйственной деятельности Организации (должны проводиться не реже одного раза в год); в нарушение пункта 3.8 устава членские взносы членами Организации не уплачивались.

Судом также установлено, что в уставе Организации в нарушение части 2 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ отсутствует описание эмблемы, используемой на оттиске печати, наличие которого в случае использования общественным объединением символики должно содержаться в уставе общественного объединения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона № 7-ФЗ структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации. Пунктом 3 статьи 29 ФЗ №7-ФЗ, пунктом 1 статьи 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации. В нарушение вышеуказанных норм уставом Организации исключительная компетенция высшего органа управления Организации - Общего собрания членов Организации не установлена.

В нарушение абзаца третьего статьи 29 Федерального закона № 82-ФЗ в проверяемом периоде Организацией не публиковался отчет об использовании своего имущества, и не обеспечивалась доступность ознакомления с указанным отчетом.

Кроме того, в ходе проверки деятельности Организации выявлен факт несоответствия некоторых положений устава действующему законодательству Российской Федерации.

Так, абзац 2 пункта 1.6. устава не соответствует части 2 статьи 20 Федерального закона № 82-ФЗ, предусматривающей в случае использования общественным объединением символики наличие ее описания в уставе общественного объединения.

Права и обязанности участников корпорации (общественного объединения), к которым в соответствии со статьей 65.1 Гражданского кодекса РФ относятся, в том числе, участники Организации, предусмотрены статьями 65.2, 123.6 Гражданского кодекса РФ.

В нарушение указанных положений закона в пункте 3.7 устава Организации, которым установлены права и обязанности членов Организации, не отражены такие права членов Организации как право участвовать в управлении делами Организации; знакомиться с бухгалтерской и иной документацией Организации в случаях и порядке, которые предусмотрены законом и уставом Организации; на равных началах с другими членами безвозмездно пользоваться оказываемыми ею услугами; обжаловать решения ее органов, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом; требовать, действуя от имени Организации, возмещения причиненных корпорации убытков; оспаривать, действуя от имени Организации, совершенные ею сделки и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок Организации.

В пункте 3.8 не отражены обязанности членов Организации участвовать в образовании имущества Организации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены уставом Организации; не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности Организации; участвовать в принятии корпоративных решений, без которых Организация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если участие члена Организации необходимо для принятия таких решений; не совершать действия, заведомо направленные на причинение вреда Организации, не совершать действия (бездействие), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана Организация.

В соответствии с пунктом 4 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа.

Согласно пункту 4.21.11 устава к компетенции Правления Организации отнесено определение размера, срока, формы внесения и порядка уплаты вступительного и регулярных членских взносов членами Организации, что не соответствует пункту 1 статьи 123.7 ГК РФ, согласно которому принятие решений о размере и порядке уплаты её членами членских и иных имущественных взносов относится к исключительной компетенции высшего органа управления общественной организации (Общего собрания членов Организации).

На момент рассмотрения настоящего административного дела в суде сведений об устранении вышеуказанных нарушений ни в Управление Минюста Российской Федерации по Ивановской области, ни в суд от административного ответчика не поступило.

Учитывая, что Организация допустила нарушения приведенного федерального законодательства и Устава организации, которые не были устранены после вынесенных предупреждений, суд полагает, что имеются предусмотренные статьей 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основания для ликвидации в судебном порядке некоммерческой организации – Ивановской областной общественной организации «Женская инициатива» и исключения записи о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ивановской области к Ивановской областной общественной организации «Женская инициатива» о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Ивановскую областную общественную организацию «Женская инициатива» и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Запятова Н.А.