Дело № 3а-71/2023
УИД 76OS0000-01-2023-000082-30
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Ярославль 29 ноября 2023 года
Ярославский областной суд в составе:
председательствующего судьи Бисеровой О.И.,
с участием прокурора Салюк В.И.,
при секретаре Масловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» о признании недействующим приказа Департамента регулирования тарифов Ярославской области от 20 декабря 2022 года № 431-ж/д «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» на 2023 год»,
установил:
Приказом департамента регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2022 № 431-ж/д «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» на 2023 год» (далее - Приказ № 431-ж/д) установлен экономически обоснованный уровень тарифа на услуги в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ярославской области, выполняемые АО «СППК», на 2023 год в размере 10,88 рубля за 1 пассажиро-километр.
Приказ № 431-ж/д опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21.12.2022.
В соответствии с пунктом 1.15 Перечня поручений в связи с изменением структуры исполнительных органов Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 21.06.2023 № 587-п, департамент регулирования тарифов Ярославской области с 01.09.2023 переименован в министерство регулирования тарифов Ярославской области.
АО «СППК» обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приказа № 431-ж/д.
В административном исковом заявлении указано, что информация о порядке расчета экономически обоснованных затрат и тарифа представлена в экспертном заключении Департамента регулирования тарифов Ярославской области от 14.12.2022. По результатам рассмотрения данного экспертного заключения административным истцом установлено, что экспертиза экономически обоснованных затрат и тарифа на 2023 год проведена с нарушением Методики расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом ФАС России от 05.12.2017 № 1649/17 (далее - Методика № 1649/17) и Методики расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и фиксированных ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом, утвержденной приказом ФАС России от 08.08.2018 № 1109/18 (далее - Методика № 1109/18).
Согласно расчетам АО «СППК» уровень экономически обоснованного тарифа на 2023 год должен составить 13,91 руб. за 1 пассажиро-километр.
Размер экономически обоснованного уровня тарифа на 2023 год занижен Департаментом за счет исключения части затрат АО «СППК» из расчета экономически обоснованных затрат, что нарушает права административного истца на обеспечение своей деятельности на безубыточном уровне согласно требований пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
В нарушение пункта 3 Методики № 1109/18 при расчете на 2023 год плановых экономически обоснованных затрат на аренду электропоездов серии ЭП2Д (моторвагонный подвижной состав), согласованных ранее департаментом транспорта Ярославской области и курсирующих на территории региона с 2022 года, не учтены установленные ФАС России ставки на электропоезда серии ЭП2Д. Департаментом регулирования тарифов Ярославской области расчет затрат на аренду электропоездов серии ЭП2Д произведен по ставкам на ЭП4М, которые значительно ниже ставок на ЭП2Д. Дефицит финансирования в 2023 году составляет 70 млн.руб.
Начиная с 2021 года, на территории Ярославской области началось массовое выбытие парка электропоездов 1993-1995 годов выпуска. В целях сохранения маршрутной сети региона и обеспечения транспортной доступности населения, в 2022 году осуществлена поставка 5 новых электропоездов серии ЭП2Д, которые отвечают современным требованиям безопасности и комфорта. Данный подвижной состав курсирует на территории области с 2022 года.
Министерством транспорта Российской Федерации письмом от 02.02.2022 № ВИ-Д4-24/1744 уточнялись и согласовывались с субъектами Российской Федерации параметры и объем поставок подвижного состава с оплатой по ставкам, установленным Методикой № 1109/18, при этом в письме обращалось внимание на то, что ставки на новый подвижной состав выше ставок на эксплуатируемые в настоящее время устаревшие серии пригородных поездов. Департаментом транспорта Ярославской области письмом от 03.02.2022 поставка нового подвижного состава поддержана. В письме от 18.01.2022, адресованном АО «СППК», департамент транспорта Ярославской области поддержал обновление подвижного состава за счет передачи его в аренду.
Ранее при тарифном регулировании на 2022 год департаментом регулирования тарифов ставки на ЭП2Д принимались. При утверждении экономически обоснованного уровня тарифа на 2023 год расходы на аренду подвижного состава занижены необоснованно.
Кроме того, оценка фактических затрат на аренду подвижного состава за 2021 год департаментом регулирования тарифов Ярославской области проведена с нарушением пункта 10 Методики № 1109/18, пунктов 36, 43, 46, 47 Методики № 1649/17, а именно не учтены: фактические объемы транспортной работы в разрезе видов тяги; фактически эксплуатируемый парк вагонов; предусмотренные договорами аренды подвижного состава с ОАО «РЖД» ставки на аренду нового подвижного состава с 01.01.2021 по 30.09.2021. Отклонение затрат на аренду подвижного состава составило 43 млн.руб. При формировании тарифной заявки на 2021 год на Ярославский регион планировалась поставка 7 машин РА-3. Фактически в 2021 году рельсовые автобусы на территории региона не эксплуатировались, пригородные поезда курсировали с использованием тепловой тяги и цельнометаллических вагонов. Учитывая, что затраты на тепловую тягу выше затрат на рельсовые автобусы, Департамент произвел расчет затрат, исходя из плановой работы на 2021 год. Указанный подход Департамента противоречит пункту 10 Методики 1109/18, поскольку не допускается отнесение затрат, связанных с арендой рельсовых автобусов, которые в 2021 году на территории Ярославской области не эксплуатировались. Также не учтены положения пунктов 36, 47 Методики № 1649/17, поскольку АО «СППК» в составе тарифной заявки направлены договоры аренды подвижного состава с ОАО «РЖД», акты сдачи-приемки услуг и первичная документация к ним, подтверждающая фактические используемые виды подвижного состава на маршрутах следования пригородных поездов. Таким образом, Департаменту следовало учесть фактический, документально подтвержденный объем транспортной работы в разрезе видов тяги, эксплуатируемый парк подвижного состава и предусмотренные договорами аренды подвижного состава с ОАО «РЖД» ставки на аренду подвижного состава. При формировании тарифной заявки на 2023 год информация о фактическом объеме транспортной работы в размере видов тяги за 2021 год представлена в таблице 3.1 Методики № 1649/17 в качестве приложения к сводно-аналитической справке. Дополнительно указывает, что в соответствии с пунктом 35 Методики № 1649/17 расходы на аренду подвижного состава являются неподконтрольными экономически обоснованными расходами, то есть непосредственными расходами АО «СППК».
Таким образом, Приказ № 431-ж/д напрямую затрагивает экономические интересы АО «СППК», нарушает право административного истца, как перевозчика пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, на полное возмещение убытков вследствие регулирования тарифов за счет бюджета Ярославской области, предусмотренное постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», а также Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (часть 3 статьи 8). Полагает, что Приказ № 431-ж/д противоречит статье 252 Налогового кодекса Российской Федерации, пункту 13 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 № 643, а также приведенным выше положениями Методики № 1109/18, Методики № 1649/17.
В судебном заседании представители административного истца по доверенности Трофимов П.В., Ахметов В.С. административные исковые требования поддержали по основаниям, указанным в иске. Ранее в судебных заседаниях давали пояснения, соответствующие изложенному в административном иске и в отзыве на возражения административного ответчика (т.1 л.д.141-147), в котором дополнительно указывается о том, что административным ответчиком при отклонении предложения АО «СППК» нарушены положения пунктов 6,7,8 Методики № 1109/18, не учтена необходимость замены подвижного состава, что было согласовано, в том числе с департаментом транспорта Ярославской области. Приводятся доводы о том, что департамент регулирования тарифов Ярославской области при расчете плановых затрат на аренду подвижного состава на 2023 год должен был исходить из данных, представленных в Таблице № 3.3 Методики № 1649/17, расчета прогноза транспортной работы на 2023 год, распределением расходов на аренду подвижного состава по субъектам на 2023 года, а также согласования со стороны департамента транспорта Ярославской области обновления парка подвижного состава, связанного с окончанием периода разрешенной эксплуатации и срока службы электропоездов серии ЭД2Т, а также учитывать, что расходы, связанные с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности являются неподконтрольными расходами, не зависят от деятельности перевозчика и не могут быть им скорректированы или уменьшены. Дополнительно указано, что АО «СППК» в 2023 году эксплуатируются электропоезда серии ЭП2Д в рамках договора аренды мотор-вагонного подвижного состава с экипажем от 29.12.2022 № 006-2023-СППК.
Представители административного ответчика министерства регулирования тарифов Ярославской области (до переименования 01.09.2023 – департамент регулирования тарифов Ярославской области) по доверенности Скворцов И.Г. и Адмухамедов А.Ю. административные исковые требования не признали. Поддержали позицию, изложенную в письменных возражениях на административное исковое заявление (т.1 л.д.52-57), в которых указано, что департамент является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и регионального государственного контроля (надзора) за ценообразованием. Оспариваемый приказ принят в соответствии с полномочиями департамента, официально опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru 21.12.2022, зарегистрирован в правовом управлении Правительства Ярославской области 21.12.2022 № 43-23295. Относительно требования административного истца, касающихся плановых затрат на аренду подвижного состава АО «СППК» в 2023 году, указывают, что организация заявила плановые затраты на 2023 год в сумме 630 385,31 тыс.руб., было заявлено использование следующих групп серий подвижного состава: МВПС (электропоезда серий ЭП2Д, ЭД4М, ЭД9М, ЭП3Д, ЭД9Т); ТВ; ЭВ; ЦМВ РЖД; РА-3. При этом, по данным, представленным административным истцом в рамках тарифного регулирования на 2023 год, фактически аренду и эксплуатацию электропоездов серии ЭП2Д для перевозок пассажиров по маршрутам Ярославской области в 2022 году АО «СППК» начало осуществлять в августе 2022 года. Департамент транспорта Ярославской области в ответах на запрос департамента регулирования тарифов Ярославской области указывал о том, что эксплуатация электропоездов серии ЭП2Д в 2022 году была согласована департаментом транспорта Ярославской области без увеличения расходов областного бюджета, предусмотренных на данные цели, также департаментом транспорта Ярославской области, как организатором перевозок, было рекомендовано оценить влияние расходов на аренду подвижного состава при замене ЭП2Д на ЭД4М с учетом оценки доступности и оптимального расходования бюджетных средств. Аналогичная позиция содержалась в письмах, адресованных в Минтранс РФ от 03.02.2022, 23.08.2022, 15.08.2022. Поскольку в соответствии с Методикой № 1109/18 ставка платы за предоставление в пользование ЭД4М составляет 70,28 тыс.руб., а на ЭП2Д – 297,30 тыс.руб. (больше в 4,2 раза), соответственно, использование ЭП2Д приводит к увеличению расходов бюджета на возмещение межтарифной разницы, расходы на аренду электропоездов серии ЭП2Д при тарифном регулировании на 2023 год не учтены, как экономически не обоснованные. При установлении тарифа на 2023 год департаментом регулирования тарифов Ярославской области учтены затраты на аренду подвижного состава на 2023 год в сумме 560 300,31 тыс.руб. на следующие группы серий подвижного состава: МВПС (ЭД4М, ЭД9М, ЭП3Д, ЭД9Т); ТВ; ЭВ; ЦМВ РЖД; РА-3, что меньше предложения АО «СППК» на 70 085,00 тыс.руб. Расчет произведен в соответствии с пунктом 49.6.6 Методики 1649/17 по ставкам, утвержденным Методикой № 1109/18.
Относительно затрат на аренду подвижного состава АО «СППК» в 2021 году указывают, что АО «СППК» при установлении тарифа на 2021 год предложила учесть затраты на аренду следующих групп серий подвижного состава: МВПС (ЭП2Д, ЭД2Т, ЭД4М, ЭД9М, ЭД9Т); ТВ; ЭВ, ЦМВ Н; ЦМВ С; РВ-3. Департаментом учтены группы серий подвижного состава по предложению АО «СППК» и затраты на их аренду в сумме 566 966,43 тыс.руб. При этом затраты на аренду РА-3 и ЦМВ Н, не имеющие на момент проведения экспертизы утвержденных ставок в соответствии с Методикой № 1109/18, были определены по ставкам по аналогичному по техническим характеристикам подвижному составу: РА-2 вместо РА-3 и ЦМВ вместо ЦМВ Н. При установлении тарифа на 2023 год при проведении оценки фактических затрат в 2021 году АО «СППК» заявило фактические затраты на аренду подвижного состава в сумме 616 808,96 тыс.руб. По данным, представленным АО «СППК» за 2021 год, электропоезда серий ЭП2Д в 2021 году не использовались на территории Ярославской области, подвижной состав РА-3 не курсировал на территории Ярославской области в 2021 году. На основании этого при оценке фактических затрат АО «СППК» за 2021 год при установлении тарифа на 2023 год затраты на аренду подвижного состава были приняты департаментом по типам подвижного состава, использование которого планировалось АО «СППК» при установлении тарифа на 2021 год с учетом фактических ставок, утвержденных Методикой № 1109/18. Согласование департаментом транспорта Ярославской области изменения составности пригородных поездов и изменения длины маршрута производилось с условием отсутствия увеличения расходов областного бюджета, предусмотренных на данные цели. При этом изменение подвижного состава АО «СППК» не согласовывалось с департаментом транспорта Ярославской области. В данном случае, департамент регулирования тарифов Ярославской области руководствовался пунктом 19 Методики № 1649/18. При установлении тарифа на 2023 год при оценке фактических затрат учтены затраты на аренду подвижного состава на 2021 год в сумме 571 264,24 тыс.руб., на подвижной состав МВПС (ЭП2Д, ЭД2Т, ЭД4М, ЭД9М, ЭД9Т); ТВ; ЭВ; ЦМВ Н; ЦМВ С; РА-3 (у четом изменения ставки с октября 2021 года), что больше учтенных в тарифе затрат на 4 298 тыс.руб. Учтенная сумма затрат на аренду подвижного состава меньше фактических затрат, заявленных АО «СППК» на 45 544,72 тыс.руб. Расчет затрат произведен в соответствии с требованиями пункта 49.6.6 Методики № 1649/17 по ставкам, утвержденным Методикой № 1109/18.
Представитель заинтересованного лица ОАО «РЖД» по доверенности Шуляк В.А. полагал, что административные исковые требования являются обоснованными, поддержал письменный отзыв, в котором изложена позиция, аналогичная доводам административного иска.
Заинтересованным лицом Федеральной антимонопольной службой (ФАС России) заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
В судебное заседание вызывалось также заинтересованное лицо министерство транспорта Ярославской области (до переименования 01.09.2023 – департамент транспорта Ярославской области), о месте и времени судебного заседания извещено, своего представителя в судебное заседание не направило. В судебном заседании от 14.09.2023 (т.2 л.д.151-154) представитель министерства транспорта по Ярославской области по доверенности Горячева А.В. против удовлетворения заявленных требований возражала, поддержала позицию, изложенную в письменном отзыве (т.2 л.д.107-109), согласно которому министерство транспорта Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в сфере транспортного обслуживания населения на территории Ярославской области. На период 2023-2025 годов 28.09.2022 между департаментом транспорта Ярославской области и АО «СППК» заключен договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Ярославской области № 01-ОП/2023-2025, в соответствии с которым на 2023 год предусмотрено выполнение транспортной работы в объеме 5 820 976 ваг/км с использованием следующего вида тяги подвижного состава – моторвагонного подвижного состава (МВПС), рельсовых автобусов (РА-3), пассажирских вагонов на локомотивной тяге. В свою очередь вид тяги включает в себя различную серию используемого подвижного состава. В планируемых объемах транспортной работы серия используемого подвижного состава не утверждается департаментом транспорта Ярославской области, ввиду отсутствия на законодательном уровне такой обязанности со стороны заказчика перевозок. В рамках осуществления департаментом регулирования тарифов Ярославской области в 2022 году экспертизы экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и тарифа для населения на территории Ярославской области на 2023 год, департаментом транспорта Ярославской области в адрес департамента регулирования тарифов Ярославской области было направлено письмо от 22.12.2022 № 230/1 о поддержке использования со стороны АО «СППК» нового подвижного состава серии ЭП2Д, ЭП3Д в 2023 году, но в пределах оптимального расходования бюджетных средств. Во втором полугодии 2022 года департаментом транспорта Ярославской области для АО «СППК» было согласовано использование нового подвижного состава серии ЭП2Д в количестве 5 составов без увеличения расходов областного бюджета, предусмотренных на данные цели (письмо от 23.08.2022 № ИХ.17-02431/22). Департамент транспорта Ярославской области является главным распорядителем бюджетных средств, направленных на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с установлением тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня в форме предоставления субсидии. Данная субсидия рассчитывается как межтарифная разница, возникающая вследствие установления тарифа на пассажирские перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного тарифа АО «СППК». На 2023 год между департаментом транспорта Ярославской области и АО «СППК» заключен договор о предоставлении субсидии в размере 412 955,711 тыс.руб. № У-1/2023 от 16.02.2023. Доводы административного истца о нарушении пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации не состоятельны. При установлении на 2023 год экономически обоснованного уровня тарифа департамент регулирования тарифов Ярославской области исходил из принципа оптимального расходования бюджетных средств с учетом мнения департамента транспорта Ярославской области. Полагает, что принятие Приказа № 431-ж/д осуществлено в соответствии с положениями законодательства об установлении тарифов и отмене не подлежит.
Судом в качестве свидетеля допрошена ФИО10, начальник отдела предельных индексов, регулирования цен на социально-значимые товары и услуги комитета регулирования тарифов и цен департамента регулирования тарифов Ярославской области, из пояснений которой следует, что ей производился расчет экономически обоснованного уровня тарифов для АО «СППК» на 2023 год; было подготовлено соответствующее экспертное заключение; объемные показатели департаментом регулирования тарифов были приняты по предложению АО «СППК»; при этом департамент располагал информацией о том, что департаментом транспорта Ярославской области согласована замена подвижного состава, но с оговоркой о том, что не должно происходить увеличение расходов областного бюджета. В соответствии Методикой № 1649/17 расходы должны быть экономически обоснованными, в данном случае включение расходов по аренде и на ремонт подвижного состава ЭП2Д не обоснованы, поскольку приводят к резкому увеличению уровня тарифа. Ранее при тарифном регулировании на 2022 год департаментом регулирования тарифов было принято предложение АО «СППК» по использованию поездов серии ЭП2Д, данные поезда курсируют по территории Ярославской области со второй половины 2022 года. В подготовленном экспертном заключении от 14.12.2022 в приложении №1 спорными являются пункт 1.1.2 (расходы по использованию арендуемых основных средств) и пункт 1.1.4 (расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава). В данном случае, расчет затрат в целом по компании и доли, приходящейся на Ярославскую область произведен в соответствии с Методикой № 1109/18, в расчетах объемы услуг приняты по предложению АО «СППК», однако затраты на аренду подвижного состава и ремонт произведены по ставкам на поезда серии ЭД4М, вместо ЭП2Д, как предлагалось административным истцом. Предложение организации не было принято, поскольку в этом случае происходит резкий рост тарифа. Письмо Минтранса России от 02.02.2022 о необходимости замены подвижного состава в департамент регулирования тарифов предоставлялось, также департаментом транспорта Ярославской области была предоставлена и иная переписка с АО «СППК» о согласовании замены подвижного состава. Помимо этого, департаментом регулирования тарифов были отклонены предложения АО «СППК» в части недополученных доходов от пассажирских перевозов в связи со снижением пассажира оборота по факту 2021 года, по сравнению с учтенным при тарифном регулировании на 2021 год (пункт 7 приложения №1 экспертного заключения от 14.12.2022). В данном случае затраты на аренду подвижного состава учтены в размере, установленном в тарифе на 2021 год, с учетом ставок на аренду подвижного состава, введенных в действие с 12.10.2021. При этом фактические затраты на аренду подвижного состава не были приняты, поскольку организация не использовала заявленные на 2021 год рельсовые автобусы РА-3, а использовала тепловозы и цельнометаллические вагоны, расходы на которые значительно выше, фактические расходы организации подтверждены документально и в полном объеме, но не являются экономически обоснованными, в связи с чем были отклонены (т.2 л.д. 80-86, 151-154, т.3 л.д.195-198).
В судебном заседании от 19.07.2023 (т.1 л.д.129-134) в качестве свидетелей допрошены ФИО11, ФИО12 Свидетель ФИО11 поясняла, что для расчета затрат по аренде подвижного состава и ремонту берутся ставки, установленные Методикой №1109/18 для каждого вида МВПС, в том числе отдельно для ЭП2Д, план транспортной работы и перечень подвижного состава определен договором, заключенным между департаментом транспорта Ярославской области и перевозчиком. На момент проведения экспертизы в рамках тарифного регулирования было известно о том, что предполагается использование поездов серии ЭП2Д, департамент регулирования тарифов был об этом уведомлен; в приложении №1 к экспертному заключению от 14.12.2022 в расчете экономически обоснованного уровня тарифа затраты на аренду и ремонт подвижного состава учтены по ставкам для ЭД4М, вместо ЭП2Д, как предложено АО «СППК», с учетом мнения департамента транспорта Ярославской области, который является организатором перевозок. Мнение департамента транспорта Ярославской области сводилось к тому, чтобы не увеличивалось расходование бюджетных средств на компенсацию межтарифной разницы экономически обоснованного тарифа и тарифа, установленного для пассажиров. В данном случае, ставки в отношении электропоезда ЭП2Д в 4 раза выше, чем для ЭД4М. Свидетель ФИО12 дала суду аналогичные показания.
В судебном заседании от 01.11.2023 в качестве свидетеля допрошен начальник отдела реализации программ министерства транспорта Ярославской области ФИО13, которая пояснила, что департамент транспорта Ярославской области является организатором перевозок пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ярославской области, с АО «СППК» заключен договор на организацию перевозок в период с 2023 по 2025 годы, в котором определены объемы транспортной работы, виды тяги. Конкретные серии подвижного состава договором не определены. АО «СППК» арендует подвижной состав у ОАО «РЖД», при смене подвижного состава, в том числе в связи с отправкой на ремонт, департамент согласовывал замену подвижного состава. В 2022 году в департамент транспорта Ярославской области поступало обращение из Министерства транспорта Российской Федерации, в связи с этим департамент транспорта Ярославской области согласовывал замену подвижного состава – 5 составов ЭП2Д. В договоре на 2023-2025 годы согласовано условие о видах тяги: локомотивная, РА-3, МВПС, к последней относятся ЭП2Д, однако предполагалось, что расходы областного бюджета не должны увеличиться.
Прокурором Салюк В.И. дано заключение о том, что принятый административным ответчиком приказ не соответствует законодательству Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, в связи с чем заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, материалы тарифного дела, представленные на CD-дисках, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как следует из материалов дела, АО «СППК» осуществляет деятельность по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории нескольких субъектов Российской Федерации, в том числе и на территории Ярославской области. 28.09.2022 между департаментом транспорта Ярославской области и АО «СППК» (Перевозчик) заключен договор на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Ярославской области в 2013-2025. Приказами ФСТ России от 06.04.2011 № 119-т, № 120-т АО «СППК» включено в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, и в отношении его деятельности в сфере услуг железнодорожных перевозок введено государственное регулирование.
Деятельность субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок подлежит ценовому регулированию посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня (пункт 1 статьи 4, статья 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» (далее Федеральный закон от 17.08.1995 № 147-ФЗ), пункты 1, 2 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).
Оспариваемым приказом от 20.12.2022 № 431-ж/д для АО «СППК» установлен экономически обоснованный уровень тарифа услуги в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Ярославской области. Таким образом, приказом от 20.12.2022 № 431-ж/д затрагиваются права административного истца, в связи с чем, настоящее дело подлежит разрешению по существу.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» экономически обоснованный уровень тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифы, сборы и плата за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2022 №222-п утверждено Положение о министерстве регулирования тарифов Ярославской области, которое вступило в силу 01.04.2022.
На момент принятия оспариваемого приказа Положение о министерстве регулирования тарифов (далее - Положение) действовало в редакции постановления Правительства Ярославской области от 02.09.2022 № 756-п, которая подлежит применению.
Согласно пункту 1.1 указанного Положения, в редакции постановления Правительства Ярославской области от 02.09.2022 №756-п, департамент регулирования тарифов Ярославской области (далее - департамент) является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственного регулирования цен (тарифов) и регионального государственного контроля (надзора) за ценообразованием.
В соответствии с пунктом 3.1.5 указанного Положения при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на регулярные перевозки пассажиров и багажа всеми видами транспорта общего пользования департамент регулирования тарифов устанавливает - экономически обоснованный уровень тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифов, сборов и платы за данные перевозки, оплачиваемых пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении.
В соответствии с пунктом 5.11 указанного Положения для определения основных направлений деятельности департамента и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней директор департамента образует коллегиальный орган - правление департамента - общей численностью не более 9 человек.
В состав правления департамента без права передачи иным лицам полномочий членов правления департамента входят сотрудники департамента в количестве не более 7 человек и 1 представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области, а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики в состав правления департамента включается также 1 представитель от совета рынка. Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области входит в состав правления департамента с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).
Директор департамента является председателем правления департамента, утверждает его персональный состав и порядок деятельности.
Члены правления департамента, не являющиеся сотрудниками департамента, в срок не позднее чем за 10 календарных дней извещаются о проведении заседания коллегиального органа. Членам правления департамента, не являющимся сотрудниками департамента, в срок не позднее 5 рабочих дней до дня проведения заседания правления департамента представляются на электронном носителе материалы по вопросам, которые планируется рассмотреть на заседании правления департамента, включая проект решения об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, расчеты и заключения по результатам экспертизы, а также пояснительная записка к ним. По запросу члена правления департамента, не являющегося сотрудником департамента, может быть представлена иная информация с учетом требований законодательства Российской Федерации о коммерческой тайне. По запросу членов правления департамента, не являющихся сотрудниками департамента, указанные материалы представляются на бумажном носителе.
Заседание правления департамента считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов правления департамента, присутствующих на заседании. Голос председателя правления департамента при равенстве голосов членов коллегиального органа является решающим. Если член правления департамента не может присутствовать на заседании, он имеет право заблаговременно представить в письменной форме свое мнение по рассматриваемым вопросам, которое оглашается на заседании правления департамента и учитывается при определении кворума и голосовании.
Согласно пункту 4.1 Положения департамент имеет право в пределах своих полномочий издавать приказы, носящие нормативный характер.
Согласно статье 13 Закона Ярославской области от 03.11.2010 № 40-з «О правовых актах Ярославской области» на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) официально публикуются правовые акты, подлежащие официальному опубликованию в соответствии со статьей 12 настоящего Закона.
В газете «Документ-Регион» официально публикуются: 1) законы; 2) указы Губернатора Ярославской области, постановления Ярославской областной Думы, постановления Правительства Ярославской области и постановления Избирательной комиссии Ярославской области, носящие нормативный характер; 3) иные правовые акты, в том числе приказы органов исполнительной власти Ярославской области, при указании в них на необходимость их официального опубликования в газете «Документ-Регион».
Как следует из материалов дела, оспариваемый приказ принят на основании решения правления департамента регулирования тарифов, зарегистрирован в правовом управлении Правительства Ярославской области 21.12.2022 № 43-23295.
Приказ опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» - http://pravo.gov.ru 21.12.2022.
С учетом приведенных выше положений нормативных актов и установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый в данном деле нормативный акт принят департаментом регулирования тарифов Ярославской области в пределах его полномочий. Процедура принятия приказа от 20.12.2022 № 431-ж/д, требования к форме нормативных актов, их регистрации и опубликованию соблюдены.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня, является одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий, применяемых органами регулирования естественных монополий.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» тарифы, сборы и плата, связанные с выполнением в местах общего пользования работ (услуг), относящихся к сфере естественной монополии, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанные тарифы, сборы и плата устанавливаются на основе себестоимости и уровня рентабельности, обеспечивающего безубыточность деятельности организаций железнодорожного транспорта и индивидуальных предпринимателей на железнодорожном транспорте.
Правила и методы установления цен на услуги по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом регулируются Положением о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 года № 643, а также Методикой расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, утвержденной приказом ФАС России от 05.12.2017 № 1649/17 (Методика № 1649/17).
В соответствии с Методикой № 1649/17 расчет экономически обоснованного уровня тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по субъектам Российской Федерации выполняется на основе необходимой валовой выручки субъекта регулирования (НВВ). Расчет НВВ субъекта регулирования осуществляется на очередной период регулирования на основе данных об экономически обоснованных затратах субъекта регулирования в целом в границах субъекта Российской Федерации, рассчитанных в соответствии с настоящей Методикой с учетом нормативной прибыли и рентабельности (пункты 12, 13).
Пунктом 36 Методики № 1647/17 предусмотрено, что расчет экономически обоснованных расходов (затрат) перевозчика выполняется на основе следующей информации, в том числе:
бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности перевозчика за отчетный год;
о затратах перевозчика в целом по организации и по виду деятельности «пассажирские перевозки в пригородном сообщении» по статьям и элементам расходов (в том числе по субъекту Российской Федерации) за отчетный год и текущий год (полугодие);
об ожидаемых затратах в текущем периоде (году) и прогнозе затрат на период регулирования в целом по компании и по регулируемой деятельности по статьям и элементам расходов (по организации и по субъекту Российской Федерации);
сводной аналитической справки об изменении показателей финансово-экономической деятельности перевозчика, в том числе затрат по виду деятельности «пассажирские перевозки в пригородном сообщении» (по элементам затрат), изменении маршрутов перевозок на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, обоснование изменения объемных и качественных показателей в текущем периоде (ожидаемые по году) и на период регулирования по сравнению с предыдущими периодами;
При этом расчет экономически обоснованных затрат должен предусматривать среди прочего:
реестр договоров на услуги, оказываемые сторонними организациями, и услуги, оказываемые компанией пригородных пассажирских перевозок иным организациям, с указанием перечня работ (услуг), размеров ставок, единиц их измерения и порядка расчетов (со ссылкой на дополнительные соглашения и сроки действия), информации о доходах (расходах) по договорам, копии указанных договоров с приложением обосновывающих материалов по уровню ставок с комментариями и пояснениями за отчетный год и, при наличии, за текущий год, с указанием сроков действия;
- объемные показатели работы перевозчика за отчетный год, ожидаемые в текущем году в соответствии с договором на организацию транспортного обслуживания населения, заключаемым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с перевозчиком в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2014 № 857-р «Об утверждении Концепции развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом» (далее - Контракт), и прогноз на период регулирования с учетом данных о маршрутах перевозок по соответствующему субъекту Российской Федерации за предшествующий год согласно Таблице № 3.1 приложения к Методике, текущий период (по году), ожидаемый в текущем периоде (по году) согласно Таблице № 3.2 приложения к Методике и прогноз на период регулирования согласно Таблице № 3.3 приложения к Методике.
В соответствии с пунктом 37 Методики № 1649/17 расчет экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги, оказываемые перевозчиками, в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, выполняется на основе расчетных и обосновывающих материалов, представленных субъектами регулирования в регулирующий орган на электронном и бумажном носителях.
Согласно пункту 47 Методики № 1647/17 основным методом для расчетов согласно данной Методике является метод экономически обоснованных затрат. При этом экономически обоснованные затраты определяются:
в отчетном периоде - на основе документально подтвержденных данных о расходах перевозчика в отчетном году;
в текущем периоде и на период регулирования - на основе прогноза расходов (затрат) перевозчиков на базе отчетного периода методом индексации и с учетом планируемых расходов перевозчика на основе документально подтвержденных данных о расходах (при наличии таких обоснований).
Приказом ФАС России от 08.08.2018 № 1109/18 утверждена Методика расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и фиксированных ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом (Методика № 1109/18), а также фиксированные ставки платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом, в ценах 2018 года в соответствии с приложением № 2 к настоящему приказу.
Методика № 1109/18 разработана в целях методологического обеспечения расчетов ставок платы за следующие виды услуг, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении: предоставление в пользование подвижного состава; управление и эксплуатация подвижного состава; техническое обслуживание подвижного состава; текущий ремонт подвижного состава; сервисное обслуживание подвижного состава; капитальный ремонт подвижного состава (пункт 1).
Методика № 1109/18 определяет основные положения по расчету на период регулирования, начиная с 2019 года, ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава организациями, оказывающими услуги в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - регулируемые организации), дифференцированно по следующим видам тяги (типам подвижного состава): электровозная тяга; тепловозная тяга; цельнометаллические пассажирские вагоны; электропоезда; дизель-поезда и автомотрисы; рельсовые автобусы (пункт 2).
АО «СППК» ежегодно заключает договоры аренды подвижного состава в целях надлежащего исполнения взятых на себя обязательств по перевозке пассажиров на территории Ярославской области. В рамках данных договоров оказываются услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава в аренду, его управлению и эксплуатации, проведению технического обслуживания, текущего и капитального ремонта.
Из материалов дела следует, что АО «СППК» обратилось в департамент регулирования тарифов по Ярославской области с тарифной заявкой по установлению экономически обоснованного уровня тарифа на услуги по перевозке пассажиров пригородным железнодорожным транспортом на 2023 год.
Величина тарифа предложена АО «СППК» в размере 13,91 руб. за 1 пассажиро-километр.
Административным ответчиком по итогам рассмотрения тарифной заявки и экспертного заключения на заседании правления департамента тариф принят в размере 10,88 руб. за 1 пассажиро-километр.
В составе экономически обоснованных затрат организации АО «СППК» предложено учесть расходы по использованию арендуемых основных средств в размере 165 910,7 тыс.руб.; расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава в размере 205 172,8 тыс.руб.
Согласно экспертному заключению, подготовленному департаментом регулирования тарифов Ярославской области, расходы по использованию арендуемых основных средств (пункт 1.1.2) приняты в размере 95 122,4 тыс.руб.
Согласно пояснениям к расчету следует, что расчет затрат в целом по компании и доли, приходящейся на Ярославскую область произведен в соответствии с Методикой № 1109/18. При этом, объемы услуг ОАО «РЖД» на 2023 год, оказываемые АО «СППК» при выполнении пригородных пассажирских перевозок приняты по предложению организации; ставки по аренде подвижного состава учтены в разрезе по тягам подвижного состава: МВПС (учтены затраты на аренду поездов ЭД4М (вместо ЭП2Д по предложению департамента), ЭД9М, ЭД9Т, ЭП3Д), на тепловой и электротягах, рельсовые автобусы (РА-3) и за использование цельнометаллических вагонов, действующих в 2022 году с индексом 1,089. Департаментом при расчете к действующим в 2022 году ставкам применен индекс 1,059 (ИПЦ в соответствии с Прогнозом 1,06 и минус 0,1 процентный пункт в соответствии с приказом ФАС от 08.08.2018 № 1109/18).
В пункте 1.1.4 расходы на ремонт железнодорожного подвижного состава приняты в размере 195 644,1 тыс.руб. В пояснениях к расчету указано, что расчет затрат в целом по компании и доли, приходящейся на Ярославскую область, произведен в соответствии с Методикой № 1109/18. В расчетах учтены объемы услуг ОАО «РЖД», оказываемые АО «СППК» при выполнении пригородных пассажирских перевозок по предложению организации; ставки на услуги по ремонту железнодорожного подвижного состава, а именно ставки на капитальный ремонт, текущий ремонт, техническое обслуживание, сервисное обслуживание в размере по тягам подвижного состава: МВПС (учтены ЭД4М (вместо ЭП2Д по предложению департамента), ЭД9М, ЭД9Т, ЭП3Д), на тепловой и электротягах, рельсовые автобусы (РА-3) и цельнометаллические вагоны (ЦМВ) в соответствии с приказами ФАС от 08.08.2018 № 1109/18, от 10.08.2021 № 797/21. Департаментом при расчете к действующим в 2022 году ставкам применен индекс 1,059 (ИПЦ в соответствии с Прогнозом 1,06 и минус 0,1 процентный пункт в соответствии с приказом ФАС от 08.08.2018 № 1109/18).
Как установлено материалами дела, в рамках тарифной заявки АО «СППК» представлены документы для расчета экономически обоснованного уровня тарифа, в том числе сводная аналитическая справка. В соответствии с требованиями пункта 36 Методики № 1649/17 АО «СППК» представлена информация об объемах работы субъекта регулирования в части железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении на 2023 год (таблица № 3.3 приложения к Методике №1649/17).
В соответствии с пунктом 6 Методики № 1109/18 основой для формирования прогноза объемов транспортной работы являются объемные показатели работы перевозчика за отчетный год, ожидаемые в текущем году в соответствии с договором на организацию транспортного обслуживания населения, заключаемым уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с перевозчиком в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2014 № 857-р (далее - Контракт), и прогноз на период регулирования с учетом данных о маршрутах перевозок по субъекту Российской Федерации за предшествующий год.
Расчет прогноза транспортной работы осуществляется в разрезе маршрутов по каждой регулируемой организации по каждому субъекту Российской Федерации. Для расчета объемов работы используется таблица, приведенная в Приложении к настоящей Методике (пункт 7 Методики № 1109/18).
В соответствии с пунктом 8 Методики № 1109/18 указанная в пункте 7 таблица заполняется при подаче материалов в орган регулирования на: период регулирования (далее - плановый период, год №); год, предшествующий периоду регулирования (далее - текущий период, год №-1); год, предшествующий году принятия решения об установлении тарифа (далее - отчетный период, год №-2).
При прогнозировании объемных и качественных показателей пассажирских перевозок используется, в том числе параметр «рабочий парк вагонов».
В соответствии с указанными требованиями в составе тарифной заявки на 2023 год АО «СППК» представлен расчет прогноза транспортной работы на 2023 год, сведения о рабочем парке вагонов, а также сведения о распределении расходов на аренду подвижного состава по субъектам на 2023 год (приложение № 57 к сводной аналитической справке).
Полнота представленных АО «СППК» в рамках тарифной заявки документов, в том числе сводной аналитической справки и приложений к ней, достоверность отраженных в них сведений министерством регулирования тарифов Ярославской области не оспаривается. Свидетелями ФИО10, ФИО14, ФИО12 подтверждена достаточность представленных АО «СППК» документов для расчета экономически обоснованного уровня тарифов.
В составе тарифной заявки АО «СППК» распределение расходов на аренду подвижного состава на 2023 год предложено с использованием поездов ЭП2Д.
Административным ответчиком учтены затраты на аренду подвижного состава на 2023 год в сумме 560 300,31 тыс.руб. на следующие группы серий подвижного состава: МВПС (ЭД4М, ЭД9М, ЭП3Д, ЭД9Т); ТВ; ЭВ; ЦМВ РЖД; РА-3, без учета расходов на поезда серии ЭП2Д. В расчетах приняты объемы услуг по предложению АО «СППК», однако затраты на аренду подвижного состава и затраты на ремонт в отношении поездов серии ЭП2Д произведены по ставкам, установленным Методикой № 1109/18, но на поезда серии ЭД4М.
Как следует из отзыва на административный иск, а также пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, пояснений свидетелей ФИО10, ФИО14, ФИО12 заявленные административным истцом затраты на аренду и текущий ремонт поездов ЭП2Д признаны экономически необоснованными и отклонены исключительно по причине значительного увеличения тарифа, а следовательно, увеличения подлежащей компенсации межтарифной разницы за счет средств бюджета.
Вместе с тем, к данной позиции административного ответчика суд относится критически.
Действующее законодательство предусматривает при расчете экономически обоснованного уровня тарифа на услуги в сфере пассажирских перевозок железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении учет прогноза затрат на период регулирования и планируемых расходов перевозчика, такие затраты и расходы должны быть экономически обоснованными, их необходимость должна быть подтверждена.
Из материалов дела следует, что письмом от 02.02.2022 № ВИ-Д4-24/1744 Министерство транспорта Российской Федерации уведомило, в том числе, и департамент транспорта Ярославской области, о том, что в период 2022-2024 гг. в пригородных пассажирских компаниях, выполняющих транспортный заказ субъектов Российской Федерации, выбывает из эксплуатации значительный объем технически устаревшего подвижного состава с истекающим сроком службы. В целях выполнения поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации Минтранс России направляет предложения по обновлению парка пригородного подвижного состава, арендуемого у ОАО «РЖД» по ставкам, установленным в соответствии с методикой ФАС России от 08.08.2018 № 1109/18. В письме обращается внимание, что ставки на новый современный подвижной состав выше ставок на эксплуатируемые в настоящее время устаревшие серии пригородных поездов.
В качестве приложения к данному письму направлен план обновления подвижного состава, который предлагается согласовать и подтвердить включение нового подвижного состава в договоры на транспортное обслуживание населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на соответствующих маршрутах. Согласно маршрутам пригородных поездов, на которые требуется поставка подвижного состава с целью сохранения маршрутной сети в 2022-2024, АО «СППК» в 2022 году в Ярославской области должна быть осуществлена замена подвижного состава серии ЭД2Т на подвижной состав серии ЭП2Д в количестве 5 составов; на 2023 год также предусмотрена замена подвижного состава ЭД4М на ЭП2Д. При не согласии с указанным планом обновления Министерство транспорта Российской Федерации просило предоставить предложения по определению иных вариантов замены подвижного состава с указанием источников финансирования (т.1 л.д. 93-94, 164-167).
Аналогичное письмо Министерством транспорта Российской Федерации направлялось непосредственно и в департамент регулирования тарифов Ярославской области.
На данное письмо департаментом транспорта Ярославской области 03.02.2022 в Министерство транспорта Российской Федерации направлен ответ, в котором указывается, что департамент транспорта Ярославской области поддерживает обновление парка пригородного подвижного состава на железнодорожном транспорте. В письме указывается, что договор на организацию транспортного обслуживания населения на железнодорожном транспорте в пригородном сообщении по территории Ярославской области на 2022 год заключен между департаментом транспорта Ярославской области и пригородными пассажирскими компаниями с учетом обновления подвижного состава (т.1 л.д. 91).
В ходе рассмотрения тарифной заявки АО «СППК» департаментом регулирования тарифов Ярославской области 29.11.2022 запрошены дополнительные документы у департамента транспорта Ярославской области, подтверждающие включение в объем транспортной работы регионального заказа для АО «СППК» на 2023 года ЭП2Д, ЭП3Д, РА-3 и ЦМВ, содержащие сведения о типе подвижного состава, наименовании маршрута, времени движения, расстоянии на территории Ярославской области, периоде следования, составности поезда, вагоно-часах, поездо-часах, вагоно-км, поездо-км; использование АО «СППК» ЭП2Д, ЭП3Д, РА-3 и ЦМВ при выполнении пассажирских перевозок железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Ярославской области по факту за 2022 год (т.1 л.д. 58-59).
В ответ на данное обращение департаментом транспорта Ярославской области в департамент регулирования тарифов Ярославской области направлены письмо Министерства транспорта Российской Федерации от 02.02.2022 № ВИ-Д4-24/1744, ответ департамента транспорта Ярославской области от 03.02.2022, обращения АО «СППК», ОАО «РЖД» в департамент транспорта Ярославской области о согласовании использования подвижного состава, в том числе поездов серии ЭП2Д, ответы департамента транспорта Ярославской области на данные обращения, также представлен договор от 28.09.2022 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Ярославской области в 2023-2025 гг., которым согласованы размеры движения пригородных поездов, курсирующих по территории Ярославской области в 2023 году, а также вид тяги: МВПС (без указания серии подвижного состава), РА-3, ВЛТг (т.2 л.д. 165-179).
Возражая относительно заявленных требований по приведенным доводам административного иска, министерство регулирования тарифов Ярославской области указывает также на отсутствие у административного истца необходимости в замене подвижного состава на поезда серии ЭП2Д, возможности использовать иной подвижной состав, в том числе и поезда серии ЭП2Т. Однако данные утверждения административного ответчика несостоятельны. Какие-либо дополнительные документы, подтверждающие обоснованность включения в тарифную заявку расходов на аренду и ремонт поездов серии ЭП2Д административным ответчиком у АО «СППК» истребованы не были. В то же время, административный ответчик располагал письмом Министерства транспорта Российской Федерации от 02.02.2022 и приложенным к нему планом обновления подвижного состава на 2022-2024, которым фактически предписывается произвести замену поездов серии ЭП2Т на поезда серии ЭП2Д в 2022 году. При этом, ни департаментом регулирования тарифов Ярославской области, ни департаментом транспорта Ярославской области каких-либо возражений относительно предложенного Министерством транспорта Российской Федерации плана обновления подвижного состава не высказано.
Помимо этого, в материалы дела административным истцом представлены формуляры на поезда серии ЭП2Т, которыми подтверждается, что срок эксплуатации указанного транспорта, переданного АО «СППК» по договору №253/ЦДМВ от 29.12.2020, к 2023 году истек. Отклоняя возражения административного ответчика в указанной части, суд учитывает также, что АО «СППК» не располагает своим транспортным парком, с целью исполнения принятых на себя обязательств по осуществлению перевозок пассажиров на территории Ярославской области заключает соответствующие договоры аренды подвижного состава и, при этом, ограничено в выборе подвижного состава.
Таким образом, представленными материалами дела подтверждается, что обновление подвижного состава, курсирующего по территории Ярославской области, планировалось еще на 2022 год. Поставка на полигоны АО «СППК» 5 поездов серии ЭП2Д предполагалась за счет замены по сроку эксплуатации поездов серии ЭП2Т и в соответствии с планом поставки подвижного состава с целью сохранения маршрутной сети в 2022-2024, который является приложением к письму Министерства транспорта Российской Федерации от 02.02.2022 № ВИ-Д4-24/1744. Обновление подвижного состава направлено, прежде всего, на необходимость обеспечения безопасности и комфортных условий перевозок пассажиров железнодорожным транспортом. Департаментом транспорта Ярославской области замена подвижного состава была поддержана.
При этом имеющимися в деле доказательствами подтверждается, что в течение 2022 года поезда серии ЭП2Д были поставлены и эксплуатировались, курсировали по территории Ярославской области, что не оспаривается административным ответчиком министерством регулирования тарифов Ярославской области и заинтересованным лицом министерством транспорта Ярославской области. Расходы на аренду и ремонт поездов серии ЭП2Д были учтены департаментом регулирования тарифов Ярославской области при расчете экономически обоснованного уровня тарифа на 2022 год.
При таких обстоятельствах, суд считает, что затраты административного истца в части расходов на аренду и ремонт подвижного состава серии ЭП2Д являлись экономически обоснованными, необходимыми, были в достаточной степени подтверждены, а, следовательно, подлежали учету. То обстоятельство, что расчет данных затрат произведен административным истцом с учетом положений Методики №1109/18 и в соответствии с теми ставками, которые установлены для подвижного состава серии ЭП2Д, административным ответчиком не оспаривается.
Вместе с тем, исключение из расчета административного истца данных затрат (выполнение расчета по ставкам, установленным Методикой 1109/18 для поездов серии ЭД4М, вместо ЭП2Д), при том, что иные расчетные показатели департаментом регулирования тарифов Ярославской области признаны верными, и только со ссылкой на последующее увеличение тарифа и расходов бюджета на компенсацию межтарифной разницы, не может быть признано обоснованным. В данной части выполненный административным ответчиком расчет затрат является произвольным.
Расчет плановых затрат на аренду электропоездов серии ЭП2Д, произведенный административным ответчиком по ставкам на ЭД4М, которые значительно ниже ставок на ЭП2Д, выполнен в нарушение требований Методики № 1109/18, приложения № 2 к Приказу ФАС России от 08.08.2018 № 1109/18.
В обоснование административного иска АО «СППК» приводит также доводы о том, что административным ответчиком необоснованно не приняты во внимание фактические затраты на аренду подвижного состава за 2021 год, а именно не учтены: фактические объемы транспортной работы в разрезе видов тяги; фактически эксплуатируемый парк вагонов; предусмотренные договорами аренды подвижного состава с ОАО «РЖД» ставки на аренду нового подвижного состава с 01.01.2021 по 30.09.2021, что, по мнению административного истца, является нарушением пункта 10 Методики № 1109/18, пунктов 36, 43, 46, 47 Методики № 1649/17.
Как следует из отзыва на административный иск, пояснений представителей административного ответчика в судебном заседании, затраты АО «СППК» на аренду подвижного состава за 2021 год, в заявленном административным истцом размере, признаны экономически необоснованными, также исходя из последующего увеличения тарифа.
В соответствии с пунктом 46 Методики № 1649/17 в случае если субъект регулирования в течение периода регулирования понес экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования, в том числе затраты, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемую в течение периода регулирования, такие затраты (включая затраты, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, которые учитываются по ставке процента, определенной соглашением сторон по долговым обязательствам, но не более ставки, установленной в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации) учитываются при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования.
Пунктом 43 Методики № 1649/17 предусмотрено, что при расчете экономически обоснованных затрат орган регулирования учитывает технологические, отраслевые особенности и нормы, связанные с организацией работы железнодорожного транспорта. При расчете экономически обоснованных затрат орган регулирования не учитывает расходы перевозчиков, вызванные необоснованным использованием производственных ресурсов и финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам.
В соответствии с пунктом 19 Методики № 1649/17 при отражении субъектом регулирования в отчетной документации затрат в объеме, превышающем ранее учтенный при тарифном регулировании объем, их признание осуществляется с позиции экономической обоснованности, а также подконтрольности субъекту регулирования.
При таком положении вопросы учета или неучета в расчете экономически обоснованного уровня тарифа АО «СППК» на 2023 год затрат ранее неучтенных, находятся в компетенции административного ответчика.
С учетом положений абзаца 1 пункта 36 Методики № 1649/17 расчет экономически обоснованных расходов (затрат) перевозчика выполняется на основе бухгалтерской, статистической, налоговой отчетности перевозчика за отчетный год и подлежит проверке в ходе тарифного регулирования.
Материалами дела подтверждено и не оспаривалось сторонами спора, что АО «СППК» при установлении тарифа на 2021 год предложило учесть затраты на аренду следующих групп серий подвижного состава: МВПС (ЭП2Д, ЭД2Т, ЭД4М, ЭД9М, ЭД9Т); ТВ; ЭВ; ЦМВ Н; ЦМВ С; РВ-3. Департаментом регулирования тарифов Ярославской области учтены группы серий подвижного состава по предложению АО «СППК» и затраты на их аренду. При этом затраты на аренду РА-3 и ЦМВ Н, не имеющие на момент проведения экспертизы утвержденных ставок в соответствии с Методикой № 1109/18, были определены по ставкам по аналогичному по техническим характеристикам подвижному составу: РА-2 вместо РА-3 и ЦМВ вместо ЦМВ Н.
При оценке фактических затрат АО «СППК» за 2021 год на основе представленных административным истцом документов установлено, что в 2021 году на территории Ярославской области не использовались электропоезда серий ЭП2Д, а также подвижной состав РА-3, вместо данного транспорта использовались ЦМВ и тепловозы, расходы на аренду и текущий ремонт которых выше, в связи с чем, при установлении тарифа на 2023 год АО «СППК» заявило фактические затраты на аренду подвижного состава за 2021 год в сумме 616 808,96 тыс.руб.
Таким образом, при установлении тарифа на 2023 год затраты на аренду подвижного состава за 2021 год были приняты департаментом по типам подвижного состава, использование которого планировалось АО «СППК» при установлении тарифа на 2021 год с учетом фактических ставок, утвержденных Методикой № 1109/18. При установлении тарифа на 2023 год при оценке фактических затрат за 2021 год учтены затраты на аренду подвижного состава на 2021 год в сумме 571 264,24 тыс.руб. на подвижной состав МВПС (ЭП2Д, ЭД2Т, ЭД4М, ЭД9М, ЭД9Т); ТВ; ЭВ; ЦМВ Н; ЦМВ С; РА-3 (с учетом изменения ставки с октября 2021 года).
Вместе с тем, фактические расходы административного истца за 2021 год, связанные с арендой подвижного состава, подтверждены материалами тарифного дела. В рамках тарифной заявки на 2023 год информация о фактическом объеме транспортной работы в разрезе видов тяги за 2021 год была представлена в таблице № 3.1 Методики № 1649/17 (приложение № 3 к сводной аналитической справке). В подтверждение понесенных в 2021 году АО «СППК» расходов, при подаче тарифной заявки административному ответчику представлены договоры аренды подвижного состава, акты сдачи-приемки услуг, первичная документация к ним, свидетельствующие о фактически используемых видах подвижного состава на маршрутах следования пригородных поездов. Свидетелем ФИО10 в судебном заседании также указано на то обстоятельство, что все фактические расходы, на несение которых ссылается АО «СППК» в 2021 году, документально подтверждены. Расчет АО «СППК» по данному виду затрат соответствует представленным в материалы тарифного дела документам.
Заявленные затраты на аренду подвижного состава непосредственно связаны с осуществлением административным истцом хозяйственной деятельности, в силу прямого указания пункта 35 Методики № 1649/17, являются неподконтрольными экономически обоснованными расходами. Данные затраты связаны с исполнением обязательств АО «СППК», принятых в соответствии с условиями договора № 01-ОП/2021/СППК-182-2020 на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Ярославской области от 12.11.2020. Как следует из материалов дела, департаментом транспорта Ярославской области в течение 2021 года неоднократно согласовывалось изменение составности пригородных поездов АО «СППК».
Представленные АО «СППК» сведения о затратах на аренду подвижного состава на предмет их необходимости, целесообразности департаментом регулирования тарифов Ярославской области не проверены, дополнительные документы, подтверждающие невозможность эксплуатации заявленного в рамках тарифного регулирования на 2021 год подвижного состава, не запрошены.
При таких обстоятельствах отклонение фактических затрат по аренде подвижного состава за 2021 года только со ссылкой на то, что в данном случае использование АО «СППК» иного подвижного состава, чем заявлено при тарифном регулировании на 2021 год, приводит к увеличению тарифа, не свидетельствует об оценке затрат с позиции экономической обоснованности, как предписывает пункт 19 Методики № 1649/17, и не соответствует положениям пунктов 36, 43, 46, 47 Методики № 1649/17.
Ссылки административного ответчика на выполнение расчета плановых затрат на аренду подвижного состава на 2023 год и фактических затрат на аренду подвижного состава в 2021 году в соответствии с требованиями пункта 49.6.6 Методики № 1649/17 доводов административного иска не опровергает. Суд считает, что отклонение предложения АО «СППК» плановых затрат на аренду подвижного состава на 2023 год в части поездов серии ЭП2Д, а также фактических затрат на аренду подвижного состава в 2021 году, департаментом регулирования тарифов Ярославской области необоснованно, произведено произвольно.
Таким образом, суд приходит к выводу о признании недействующим приказа департамента регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2022 № 431- ж/д «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» на 2023 год».
Принимая во внимание разъяснения, содержащиеся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», и, учитывая, что оспариваемый в настоящем административном деле нормативный акт неоднократно применялся, он подлежит признанию недействующим в соответствующей части с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
С учетом положений статьи 13 Закона Ярославской области «О правовых актах Ярославской области», учитывая, что в приказе Департамента регулирования тарифов Ярославской области от 20.12.2022 № 431-ж/д, не указано на его опубликование в издании «Документ – Регион», настоящее решение подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-181, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» удовлетворить.
Признать недействующим приказ Департамента регулирования тарифов Ярославской области от 20 декабря 2022 года № 431-ж/д «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на услуги акционерного общества «Северная пригородная пассажирская компания» на 2023 год» с момента вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) сообщение о принятии настоящего решения судом в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором может быть принесено апелляционное представление в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ярославский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.И.Бисерова
Решение в окончательной форме изготовлено 14 декабря 2023 года