ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-71/2023 от 31.08.2023 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 3а-71/2023

УИД 54OS0000-01-2023-000094-59

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2023 г. г. Новосибирск

Новосибирский областной суд в составе:

председательствующего судьи Разуваевой А.Л.

при секретаре Тулуповой Т.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.В. к ППК «Роскадастр» в лице филиала по Новосибирской области, Управлению Росреестра по НСО об определении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,

установил:

<данные изъяты> А.В. обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением и с учетом неоднократных уточнений исковых требований, в том числе в судебном заседании 31 августа 2023 г. (т. 2 л.д. 14-24), просил установить архивную кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 884 кв.м., в размере его рыночной стоимости 2 334 000 рублей, согласно отчету об оценке № 3519-1Н/2023 по состоянию на 01 января 2010 г. в период с 01 января 2018 г. по 12 января 2021 г. (т. 1 л.д. 172-173).

В обоснование заявленных требований указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 6 769 кв.м., вид разрешенного использования: для эксплуатации капитального сооружения, категория земель: земли населенных пунктов, по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость спорного земельного участка по состоянию на 01 января 2010 г. составляла 20 903 266 рублей, что превышает его рыночную стоимость, определенную в представленном <данные изъяты> А.В. отчете ООО <данные изъяты> № 3519Н/2023 в размере 2 301 000 рублей.

Налоговым органом административному истцу предъявлены требования об оплате земельного налога в размере 1 147 884 рублей за период с 2018 по 2021 г. исходя из вышеуказанной кадастровой стоимости.

В процессе рассмотрения дела установлено, что площадь земельного участка уточнена, и в настоящее время составляет 6 769 кв.м. (до уточнения – 6 884 кв.м.).

В 2023 г. в связи с наличием технической ошибки при определении кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 26 декабря 2012 г., кадастровая стоимость была скорректирована и составила за период с 26 декабря 2012 г. по 12 января 2021 г. (до уточнения площади земельного участка 6 884 кв.м.) – 2 906 975,52 рублей, за период с 12 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (уточненная площадь 6 769 кв.м.) – 2 858 413,32 рублей.

С 01 января 2022 г. утверждена кадастровая стоимость земельного участка в размере 2 653 000 рублей.

Учитывая, что требования налогового органа об оплате земельного налога предъявляются за налоговый период с 2018 по 2020 г., оспаривается архивная кадастровая стоимость в размере 2 906 975,52 рублей, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости 08 июня 2023 г., дата начала применения данной кадастровой стоимости 26 декабря 2012 г.

Административный истец <данные изъяты> А.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представитель ППК «Роскадастр» в лице филиала по Новосибирской области <данные изъяты> Е.В., действующий на основании доверенности, не возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1 л.д. 139-141).

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв (т. 2 л.д. 1), просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель администрации г. Искитима Новосибирской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени, месте, дате судебного разбирательства.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии (далее - административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости), с административным исковым заявлением об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявления об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений (далее - административное исковое заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения), если кадастровая стоимость затрагивает права и обязанности этих лиц.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с пунктом 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), муниципальному образованию в составе города федерального значения (пункт 2).

В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной кадастровой оценке (пункт 3).

В соответствии с положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из материалов дела следует, что <данные изъяты> А.В. с 17 апреля 2002 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером , местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> (т. 1 л.д. 8).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (с декларированной площадью 6 884 кв.м.) по состоянию на 26 декабря 2012 г. в размере 20 903 266 рублей внесена в сведения Единого государственного реестра недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости земельного участка от 26 декабря 2012 г. № б/н, утвержденным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (т. 1 л.д. 9, 144, 147).

На основании заявления администрации г. Искитима Новосибирской области от 03 декабря 2020 г. об уточнении границ и площади земельного участка с кадастровым номером уточнена площадь земельного участка, которая составила 6 769 кв.м. (т.1 л.д. 236-255).

В связи с уточнением площади, кадастровая стоимость спорного земельного участка пересчитана по состоянию на 21 января 2021 г. и составила 20 554 068,5 рублей.

Как указано представителем ППК «Роскадастр» при определении кадастровой стоимости по состоянию на 26 декабря 2012 г., спорный земельный участок ошибочно отнесен к 5 группе видов разрешенного использования, куда относились объекты организации общественного питания, рынки, химчистки, мастерские технического обслуживания, бани, парикмахерские, фотоателье, предприятия по прокату и т.д., поскольку на земельном участке располагается производственное предприятие, что подтверждалось сведениями Единого государственного реестра недвижимости о зданиях промышленного назначения.

В связи с технической ошибкой, кадастровая стоимость спорного земельного участка пересмотрена и определена исходя из удельного показателя кадастровой стоимости для 9 группы видов разрешенного использования типового перечня (земельные участки, предназначенные для размещения производственных зданий и сооружений), установленного для кадастрового квартала постановлением Правительства Новосибирской области от 29.11.2011 N 535-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области" (т. 1 л.д. 226-227, 228-229).

Скорректированная кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером составила: за период с 26 декабря 2012 г. по 12 января 2021 г. (до уточнения площади) – 2 906 975,52 рублей, дата применения кадастровой стоимости 26 декабря 2012 г. (т. 1 л.д. 143); за период с 12 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (уточненная площадь) – 2 858 413,32 рублей, дата применения кадастровой стоимости 12 января 2021 г. (т. 1 л.д. 146).

Актом об утверждении кадастровой стоимости УРС-54/2022/0002844 от 23 июня 2022 г. определена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 01 января 2022 г. в размере 2653000 рублей, дата начала применения кадастровой стоимости – 01 января 2022 г. (т.1 л.д.115).

Таким образом, оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость земельного участка в размере 2 906 975,52 рублей является архивной.

В обоснование необходимости судебной защиты своих прав <данные изъяты> А.В. ссылается на то, что оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка превышает его рыночную стоимость, установленную по результатам оценки, что составляет почти ? от рыночной стоимости земельного участка и является существенной разницей для административного истца, как плательщика земельного налога.

В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности» (далее по тексту Федеральный закон № 135-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

С 1 января 2017 года (за исключением отдельных положений) вступил в силу Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"(далее по тексту Федеральный закон № 237-ФЗ), согласно которому результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным (часть 1 статьи 22).

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года.

Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ в течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с настоящим Федеральным законом или в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами.

Частями 6 и 7 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона не применяются к государственной кадастровой оценке и оспариванию результатов государственной кадастровой оценки, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 31.07.2020 N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 января 2026 года устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом следующих особенностей:

1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее - решение);

2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации:

а) не применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";

б) отчет об оценке рыночной стоимости, прилагаемый к заявлению об оспаривании в соответствии с частью 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", подлежит составлению исключительно в форме электронного документа;

3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:

а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;

б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке";

в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 30.12.2020 N 565-п "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Новосибирской области" установлено, что 1 января 2021 года является датой перехода к применению на территории Новосибирской области положений статьи 22.1 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.

В соответствии с пунктами 14, 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности). Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Таким образом, несмотря на то, что новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости на территории Новосибирской области с 01 января 2021 года, связанное с переходом к применению статьи 22.1 Федерального закона "О государственной кадастровой оценке", не предусматривает возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке, у административного истца имеется право на оспаривание архивной кадастровой стоимости земельного участка, определенной по состоянию на 01 января 2010г., которая применяется для целей налогообложения на период 01 января 2018 г. по 12 января 2021 г.

В обоснование заявленных требований <данные изъяты> А.В. представлен отчет об оценке № 3519-1Н/2023 от 17 июля 2023 г., подготовленный оценщиком ООО <данные изъяты> в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером , площадью 6 884 кв.м. по состоянию на 01 января 2010 г. определена в размере 2 334 000 рублей (т. 1 л.д. 175-225).

Согласно статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

В силу статьи 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценивая отчет об оценке по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает его допустимым доказательством.

Оценщик О.В. <данные изъяты> соответствует требованиям, предъявляемым к оценщикам (т. 1 л.д. 179 оборот), имеет длительный экспертный стаж (13 лет), специальное образование и квалификацию, является членом СРО Союз «Федерация Специалистов Оценщиков».

При проведении оценки <данные изъяты> О.В. руководствовалась нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и федеральных стандартов оценки. Отчет составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к отчетам об оценке объекта недвижимости, содержит обоснование примененных методов оценки, является полным и проверяемым, выводы оценщика являются исчерпывающими.

Доказательства несоответствия представленного отчета Закону об оценочной деятельности, Федеральным стандартам оценки не представлены, доказательства иной рыночной стоимости земельного участка в спорный период лицами, участвующими в деле, не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу, что указанная в отчете № 3519-1Н/2023 итоговая величина рыночной стоимости земельного участка является достоверной.

Оснований для назначения по делу экспертизы судом не установлено, участниками процесса таких ходатайств не заявлено.

Таким образом, принимая решение об определении кадастровой стоимости участка в размере рыночной стоимости, суд исходит из стоимости земельного участка, указанной в отчете об оценке, которая по состоянию на 01 января 2010 г. составляет 2 334 000 рублей.

Как указано в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

Налоговым органом административному истцу предъявлены требования об оплате земельного налога в размере 1 147 884 рублей за период с 2018 по 2021 г. (т. 1 л.д. 16-24).

Определенная кадастровая стоимость земельного участка в размере 2 858 413,32 рублей на период с 12 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. (дата применения кадастровой стоимости с 12 января 2021 г.) административным истцом не оспаривается, поэтому установленная судом в рамках настоящего дела кадастровая стоимость подлежит применению в целях налогообложения в период с 01 января 2018 г. по 12 января 2021 г.

В соответствии с частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Учитывая, что оспариваемая кадастровая стоимость является архивной, у истца, в соответствии с положениями налогового законодательства, сохраняется право на перерасчет земельного налога за период с 2018 г. по 2020 г., суд считает возможным восстановить административному истцу срок на обращение с административным исковым заявлением в суд.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о несоответствии произведенной уполномоченными органами кадастровой оценки спорного земельного участка его рыночной стоимости, и считает необходимым установить кадастровую стоимость земельного участка в размере 2 334 000 рублей по состоянию на 01 января 2010 г.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление А.В. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 6 884 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации капительного сооружения, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 2 334 000 рублей по состоянию на 01 января 2010 г.

Указанная кадастровая стоимость подлежит применению в целях налогообложения в период с 01 января 2018 г. по 12 января 2021 г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Новосибирский областной суд.

Судья Разуваева А.Л.

Мотивированное решение составлено 14 сентября 2023 г.