Дело № 3а-88/2022(№ 3а-720/2021)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Приморский краевой суд в составе
председательствующего судьи Поломошновой Г.А.,
при секретаре Салмине В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Андрейченко Галины Юрьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, заинтересованное лицо - администрация Уссурийского городского округа Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
Андрейченко Г.Ю. обратилась в Приморский краевой суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости:
здания - магазина № 63 с кадастровым номером №, общей площадью 316,7 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1;
здания - магазина № 64 с кадастровым номером №, общей площадью 490,3 кв.м, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что данные объекты недвижимости принадлежат ей на праве собственности.
B соответствии с постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов), земельных участков в составе земель лесного фонда, расположенных на территории Приморского края» (далее - постановление департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п) и выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 ноября 2021 года № КУВИ-002/2021-153453277 и № КУВИ-002/2021-153452620, по состоянию на 1 января 2019 года кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером № составляет ..., объекта недвижимости с кадастровым номером № - ....
Вместе с тем, рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, №, согласно Отчёту об оценке № 132-21 рыночной стоимости объектов капитального строительства от 25 ноября 2021 года, подготовленному оценщиком общества с ограниченной ответственностью «Оценка Прим-Капитал» (далее – ООО «Оценка Прим-Капитал») Степаненко Т.Ю. по состоянию на 1 января 2019 года составляет ... и ... соответственно.
Существенная разница между кадастровой и рыночной стоимостью указанных объектов недвижимости нарушает права и законные интересы Андрейченко Г.Ю., как плательщика налога на имущество физических лиц, поскольку влечёт увеличение размера данного налога, исчисляемого на основании кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Просит суд: пересмотреть кадастровую стоимость здания - магазина № 63 общей площадью 316,7 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1, и установить её равной рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года;
пересмотреть кадастровую стоимость здания - магазина № 64 общей площадью 490,3 кв.м, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1, и установить её равной рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.
Административный истец,представитель административного истца,представители административных ответчиков и представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о времени и месте судебного заседания.
Административным ответчиком Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
В соответствии со статьями 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 399-401 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения (в том числе, - иные здание, строение, сооружение, помещение).
Часть 2 статьи 375 НК РФ предусматривает, что налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьёй 378.2 НК РФ.
Постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов капитального строительства (зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, помещений, машино-мест, единых недвижимых комплексов); земельных участков в составе земель лесного фонда содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января 2019 года. Данное постановление опубликовано в газете «Приморская газета» 30 октября 2019 года № 86 (1716).
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ и частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28) с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В суде установлено и подтверждается материалами дела, что Андрейченко Г.Ю. на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
здание - магазин № 63 с кадастровым номером №, площадью 316,7 кв.м, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, адрес: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1; о чём в Едином государственном реестре недвижимости 7 августа 2001 года сделана запись регистрации № №;
здание - магазин № 64 с кадастровым номером №, площадью 490,3 кв.м, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, адрес: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1, чём в Едином государственном реестре недвижимости 3 апреля 2013 года сделана запись регистрации № №
Обращаясь в суд с вышеназванным административным иском, Андрейченко Г.Ю. указала на несоответствие определённой в установленном порядке, и внесённой в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся у неё в собственности, их рыночной стоимости, что нашло своё подтверждение при рассмотрении настоящего дела. Рыночная стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № существенно ниже их кадастровой стоимости, что свидетельствует о нарушении прав административного истца Андрейченко Г.Ю., которая в соответствии со статьей 400 НК РФ, является плательщиком налога на имущество физических лиц, налоговая база которого определяется исходя из размера кадастровой стоимости объектов недвижимости, признаваемых объектами налогообложения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 ноября 2021 года № КУВИ-002/2021-153453277, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость ..., которая определена по состоянию на 1 января 2019 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 9 января 2020 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п, начало применения кадастровой стоимости - 1 января 2020 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 ноября 2021 года № КУВИ-002/2021-153452620, выданной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером № установлена кадастровая стоимость ..., которая определена по состоянию на 1 января 2019 года, внесена в Единый государственный реестр недвижимости 9 января 2020 года на основании постановления департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 21 октября 2019 года № 6-п, начало применения кадастровой стоимости - 1 января 2020 года.
Объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1 включён в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год – распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года № 281-ри (под номером 5770), на 2020 год – распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри (под номером 5660), на 2021 год - распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года № 611-ри (под номером 5577), на 2022 года распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года № 742-ри (под номером 8920).
Объект недвижимости с кадастровым номером №, расположенный по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1 включён в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год – распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2018 года № 281-ри (под номером 5771), на 2020 год – распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года № 1022-ри (под номером 5661), на 2021 год - распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 23 декабря 2020 года № 611-ри (под номером 5578), на 2022 года распоряжение министерства имущественных и земельных отношений Приморского края от 27 декабря 2021 года № 742-ри (под номером 8919).
В силу части 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28, по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункту 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно подпункту 3 пункта 9 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ, пункту 4 части 2 статьи 246 КАС РФ к административному исковому заявлению при разрешении дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчёт об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
Так в обоснование требований, административным истцом Андрейченко Г.Ю. представлен Отчёт об оценке № 132-21 рыночной стоимости объектов капитального строительства от 25 ноября 2021 года, подготовленный оценщиком ООО «Оценка Прим-Капитал» Степаненко Т.Ю., из которого следует, что рыночная стоимость Здания магазина № 63, общей площадью 316,7 кв.м, кадастровый номер №, назначение: нежилое, этажность: 1, местоположение: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1, по состоянию на 1 января 2019 года составляет ...; рыночная стоимость Здания магазина № 64, общей площадью 490,3 кв.м, кадастровый номер №, назначение: нежилое, этажность: 1, местоположение: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1, по состоянию на 1 января 2019 года составляет ....
Суд, оценивая Отчёт об оценке № 132-21 рыночной стоимости объектов капитального строительства от 25 ноября 2021 года, подготовленный оценщиком ООО «Оценка Прим-Капитал» Степаненко Т.Ю., приходит к выводу о том, что содержащиеся в нём сведения соответствуют действительности и признаёт его достоверным доказательством.
Оценка рыночной стоимости объектов недвижимости произведена оценщиком, являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков, имеющим необходимое образование, специальность, стаж работы в области оценочной деятельности; ответственность оценщика на период проведения оценки была застрахована, срок действия квалификационного аттестата в области оценочной деятельности не истек. Указанный Отчёт отвечает признакам допустимости доказательств, предусмотренных статьёй 84 КАС РФ, соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Так, оценщиком составлено точное описание объектов оценки. Представлена информация о количественных и качественных характеристиках оцениваемых объектов недвижимости, проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объектов оценки, и по результатам анализа определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названных объектов недвижимости. Проведён подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектами оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. В Отчёте подробно описан процесс оценки объектов недвижимости с применением сравнительного и доходного подходов к оценке и обоснован отказ от применения затратного подхода. Выводы оценщика не противоречивы, аргументированы и последовательны, изложенные в них суждения не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчёты не вводят в заблуждение; расчёт рыночной стоимости полностью подтверждается собранной информацией и исчерпывающим анализом расчётных показателей стоимости; приведены все необходимые ссылки на источники использованной информации.
Доказательств несоответствия Отчёта № 132-21 от 25 ноября 2021 года требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности, а также данных об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, ходатайств о проведении судебной оценочной экспертизы с целью установления иной величины рыночной стоимости объекта недвижимости ими не заявлялось.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Андрейченко Г.Ю. об установлении по состоянию на 1 января 2019 года кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размере ..., с кадастровым номером № равной его рыночной стоимости в размер ....
В соответствии с абзацем 5 пункта 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 датой подачи административным истцом заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости суд признает дату обращения с административным исковым заявлением - 15 декабря 2021 года.
Руководствуясь статьями 178, 180, 249 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Андрейченко Галины Юрьевны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, министерству имущественных и земельных отношений Приморского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» филиал по Приморскому краю, заинтересованное лицо - администрация Уссурийского городского округа Приморского края об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здания - магазина № 63 с кадастровым номером №, общей площадью 316,7 кв.м, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, адрес: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости: здания - магазина № 64 с кадастровым номером №, общей площадью 490,3 кв.м, назначение: нежилое здание, количество этажей: 1, адрес: Приморский край, г. Уссурийск, ул. <адрес>, д. 1, равной его рыночной стоимости в размере ... по состоянию на 1 января 2019 года.
Датой подачи Андрейченко Галиной Юрьевной заявления о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №, № считать 15 декабря 2021 года.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции через Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Г.А. Поломошнова