ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-720/2021 от 27.05.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

УИД 59OS0000-01-2021-000182-26

Дело № 3а-720/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 мая 2021 года Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Хузяхралова Д.О.,

при ведении протокола помощником судьи Нициевской Л.Н.,

с участием представителя административного истца Синевой А.М., представителя административного ответчика Истоминой Н.И., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному иску заместителя прокурора Пермского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим с момента принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года № 31-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (город Губаха)», в редакциях постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года № 68-о, от 20 декабря 2020 года №31-о, в части,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года № 31-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (город Губаха)» утверждены долгосрочные параметры регулирования, устанавливаемые на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов в сфере захоронения отходов, согласно приложению 1 к настоящему Постановлению; утверждена производственная программа общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2019-2021 годы согласно приложению 2 к настоящему Постановлению; установлены и введены в действия тарифы согласно приложению 3 к настоящему Постановлению.

Приложением № 3 приведенного постановления установлены предельные тарифы на захоронение твердых коммунальных отходов ООО «ЭкоАльянс»: с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года – 915,23 руб./тонна; с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года – 915,23 руб./тонна; с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 613,28 руб./тонна; с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 613,28 руб./тонна; с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года – 613,28 руб./тонна; с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года – 626,58 руб./тонна.

В соответствии с пунктом 5 данный документ вступил в силу по истечении 10 дней с момента официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникшим с 01 января 2019 года.

Постановление опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» за № 22, том 1, 10 июня 2019 года.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года № 68-о «О корректировке предельных тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (Губахинский городской округ)» изменены показатели производственной программы, приложение № 2 к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года № 31-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (город Губаха)» изложено в новой редакции; а также внесены изменения в приложение 3 к приведенному постановлению, путем изложения их в новой редакции согласно приложению 2 к настоящему Постановлению, в соответствии с которым, тарифы в области захоронения отходов ООО «ЭкоАльянс» утверждены в следующем размере: с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года – 915,23 руб./тонна; с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года – 915,23 руб./тонна; с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 714,61 руб./тонна; с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 714,61 руб./тонна; с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года – 651,1 руб./тонна; с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года – 651,9 руб./тонна.

Данное постановление опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края» за № 51, том 3, 30 декабря 2019 года.

По итогам экспертизы предложений регулируемой организации о корректировке тарифа на 2021 год Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2020 года № 31-о «О внесении изменений в приложения 2, 3 к Постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года № 31-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (город Губаха)» приложение № 3 изложено новой редакции, в соответствии с которой, тарифы в области захоронения отходов ООО «ЭкоАльянс» утверждены в следующем размере: с 01 января 2019 года по 30 июня 2019 года – 915,23 руб./тонна; с 01 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года – 915,23 руб./тонна; с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 714,61 руб./тонна; с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 714,61 руб./тонна; с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года – 714,6 руб./тонна; с 01 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года – 2059,5 руб./тонна.

Указанное постановление опубликовано 04 января 2021 года в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 1, т.2.

Заместитель прокурора Пермского края, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Пермский краевой суд с административным иском к Министерству тарифного регулирования и энергетики Пермского края о признании не действующим с момента принятия постановление Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года № 31-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (город Губаха)», в редакциях постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года № 68-о, от 20 декабря 2020 года № 31-о.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о ценообразовании в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами. По результатам проверки установлено, что оспариваемое постановление противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Так, установлено, что затраты по статье «арендная плата» в составе неподконтрольных расходов при утверждении тарифа в области захоронения отходов для ООО «ЭкоАльянс» на 2019-2021 гг. учтены органом тарифного регулирования без учета пункта 35 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484.

Административное исковое заявление поступило в суд 26 февраля 2021 года, определением судьи от 03 марта 2021 года административное исковое заявление принято к производству суда.

Определением заместителя председателя суда от 27 мая 2021 года произведена замена судьи Буланкова Р.В., дело передано в производство судьи Хузяхралова Д.О.

В порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец уменьшил предмет заявленных требований, в окончательной форме просил признать не действующим с момента принятия приложение № 3 «Тарифы в области захоронения отходов ООО «ЭкоАльянс»» к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года № 31-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (город Губаха), в редакциях постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года № 68-о, от 20 декабря 2020 года № 31-о.

Представитель административного истца Синева А.М. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, с учетом их уточнений

Представитель административного ответчика Истомина Н.И. в судебном заседании административные исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях, пояснила, что расходы на транспортную технику при рассмотрении тарифного дела учены по статье «аренда основных средств» в составе неподконтрольных расходов, без учета применения пункта 35 Основ ценообразования.

Заинтересованные лица ООО «ЭкоАльянс», ПКГУП «Теплоэнерго» в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, материалы тарифного дела, пришел к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части восьмой указанной статьи, в полном объеме (часть 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 8 указанной нормы при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Из материалов дела следует, что ООО «ЭкоАльянс» осуществляет на основании лицензии, деятельность, в том числе по захоронению твердых коммунальных отходов IV-Vклассов на полигоне, расположенном в городском округе город Губаха.

Захоронение твердых коммунальных отходов относится к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, для которой органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают предельные тарифы (статья 6, пункты 1 и 4 статьи 24.8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Тарифы в сфере обращения с отходами производства и потребления устанавливаются в соответствии с указанным законом, Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Основы ценообразования) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту - Правила регулирования), которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21 ноября 2016 года № 1638/16 (далее по тексту – Методические указания).

На основании заявления общества тарифный орган постановлением от 31 мая 2019 года № 31-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (город Губаха)» утвердил для него долгосрочные параметры регулирования, установленные на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов в сфере захоронения отходов, утвердил производственную программу и установил тарифы.

Указанное постановление в настоящее время действует в редакциях постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года № 68-о, от 20 декабря 2020 года №31-о.

Как усматривается из материалов дела, оспариваемый нормативный правовой акт и вносящие в него изменения решения изданы уполномоченным органом в установленной форме при наличии необходимого кворума коллегиального органа и размещены в официальном издании.

Прокуратурой Пермского края в Министерстве тарифного регулирования и энергетики Пермского края проведена проверка соблюдения законодательства о ценообразовании в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, по результатам которой установлено, что затраты по статье «арендная плата» в составе неподконтрольных расходов при утверждении тарифа в области захоронения отходов для ООО «ЭкоАльянс» на 2019-2021 гг. учтены органом тарифного регулирования с нарушением пункта 35 Основ ценообразования, что явилось поводом для обращения с рассматриваемым административным исковым заявлением.

При установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации (пункт 44 Основ ценообразования).

Пунктом 46 Основ ценообразования предусмотрено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение энергетических ресурсов.

Согласно пункту 47 Основ ценообразования операционные расходы регулируемой организации определяются в соответствии с методическими указаниями на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации установленного базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в базовом варианте прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год и плановый период, и индекс эффективности операционных расходов. При определении операционных расходов на год долгосрочного периода регулирования, не вошедший в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Пунктом 56 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования тарифов при установлении тарифов с использованием метода индексации отнесены: а) базовый уровень операционных расходов (уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования и включающий в себя производственные расходы (за исключением расходов на энергетические ресурсы), ремонтные расходы, административные расходы и сбытовые расходы, определенные в соответствии с пунктами 14, 15, 30 - 33, 40 - 43 данного документа); б) индекс эффективности операционных расходов; в) показатели энергосбережения и энергоэффективности (удельный расход энергетических ресурсов).

Пунктом 31 Методических указаний установлено, что при расчете базового уровня операционных расходов учитываются следующие расходы: 1) расходы на приобретение сырья и материалов и их хранение; 2) расходы на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; 3) расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи и интернета, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, за исключением расходов, отнесенных к расходам на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и расходам на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя и рассчитываемые согласно пунктам 14 - 15 Основ ценообразования; 4) расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды; 5) расходы на служебные командировки, расходы на обучение персонала; 6) общехозяйственные расходы; 7) расходы на текущий и капитальный ремонт объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; 8) арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов; 9) расходы на обязательное страхование производственных объектов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, страхование ответственности концессионера, частного партнера, в случаях, предусмотренных соответствующими соглашениями, а также расходов на страхование рисков гибели объектов, создаваемых по таким соглашениям; 10) прочие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, в том числе расходы по охране труда и технике безопасности, расходы на канцелярские товары.

В свою очередь, неподконтрольные расходы включают в себя: а) расходы на оплату товаров (услуг, работ), приобретаемых у других организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации; в) расходы на арендную плату, концессионную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 35 настоящего документа; г) сбытовые расходы, определяемые в порядке, предусмотренном пунктом 33 настоящего документа; д) экономию средств, достигнутую в результате снижения расходов предыдущего долгосрочного периода регулирования; е) расходы на компенсацию в соответствии с пунктом 11 настоящего документа экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов в прошлые периоды регулирования, и (или) недополученных доходов; ж) расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по ним, предусмотренных подпунктом «б» пункта 38 настоящего документа, с учетом положений, предусмотренных пунктом 11 настоящего документа; з) расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов (пункт 50 Основ ценообразования).

Из материалов тарифного дела следует, что ООО «ЭкоАльянс» заявлены затраты на аренду основных средств, используемых в процессе захоронения твердых коммунальных отходов, в том числе, аренда транспортных средств.

В обоснование указанных расходов обществом представлены договор оказания транспортно-экспедиционных услуг от 25 июля 2019 года, заключенный с ООО «***», согласно которому стоимость транспортных услуг определяется сторонами по тарифу – 1500 рублей без НДС за 1 маш. Час; доставка бульдозера в обе стороны (г. Пермь – г. Губаха) – 70000 рублей за 2 рейса; акты оказанных услуг транспорта, подписанные ООО «ЭкоАльянс» с ООО «***», ООО «***», ИП К., соответственно, оборотно-сальдовая ведомость по счету 60.01 за январь-июль 2018 года.

Данные затраты приняты тарифным органом на 2019 год по статье «арендная плата» в размере 1567,2 тыс. рублей согласно фактическим данным. Указанный расчет отражен в строке 14 раздела 4 экспертного заключения, в котором имеется подкатегория «услуги спецтехники».

Аналогичным образом данные затраты принимались тарифным органом при рассмотрении заявок на корректировки тарифа на 2020 и 2021 годы.

Тем самым, как установлено судом и следует из материалов тарифного дела, при подаче заявления на утверждение предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов обществом с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» транспортные расходы указаны в составе неподконтрольных расходов, в графе «арендная плата основных средств», без учета пункта 35 Основ ценообразования. Аналогичным образом данные расходы учтены регулирующим органом.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, при этом экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Между тем объекты транспортных средств (мусоровозы, погрузчики, самосвалы) не признаны органом регулирования в качестве основных производственных фондов, в связи с чем расходы по данным объектам принимались органом регулирования в расчёт тарифа на основании сумм заключенных договоров, без учета особенностей, предусмотренных пунктом 35 Основ ценообразования.

Спецтехника, в том числе мусоровозы, погрузчики, самосвалы участвует в непосредственном производственном процессе по захоронению твердых коммунальных отходов, при расчёте указанных затрат необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в пункте 35 Основ ценообразования, а именно исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.

В процессе рассмотрения дела стороны подтвердили, что процесс захоронения твердых коммунальных отходов является неотъемлемым этапом деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами. Захоронение твердых коммунальных отходов невозможно осуществить без использования специальной техники.

Вышеизложенное подтверждается пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации, в котором указано, что под основными средствами (основными производственными фондами) понимается часть имущества, используемого в качестве средств труда для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или для управления организацией первоначальной стоимостью более 100 000 рублей. Таким образом, чтобы выполнить работу по захоронению твердых коммунальных отходов необходимо осуществить эксплуатацию транспортных средств (мусоровозов, погрузчиков, самосвалов и т. п.).

На основании изложенного, такие основные производственные фонды, как мусоровозы, погрузчики, самосвалы сохраняют свой статус основного производственного фонда, в том числе, в части этапа захоронения твердых коммунальных отходов в рамках процесса обращения с твердыми коммунальными отходами.

При таких обстоятельствах, расходы, связанные с использованием специальной техники в процессе захоронения твердых коммунальных расходов, необходимо было учесть тарифному органу по статье «арендная плата» в составе неподконтрольных расходов, с учетом пункта 35 Основ ценообразования.

Кроме того, вышеупомянутые расходы учтены тарифным органом по статье «Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для захоронения твердых коммунальных отходов», что прямо указывает на необходимость применения пункта 35 Основ ценообразования при расчете указанных затрат.

В судебном заседании тарифный орган указал, что исходя из названия представленного договора «договор оказания транспортных услуг», следует, что между сторонами заключен договор оказания услуг (подряда), а не договор аренды транспортного средства. В связи с чем, по мнению тарифного органа, расходы по спорному договору не могут быть отнесены по статье «арендная плата» в составе неподконтрольных расходов, с применением положений статьи 35 Основ ценообразования.

Между тем, суд находит данные позиции несостоятельными, ввиду следующего.

Во-первых, несмотря на наименование сторонами договора в качестве договора подряда, его условия (отсутствие условий, относящихся к описанию предмета подряда; зависимость оплаты не от достигнутого результата, а от времени работы спецтехники) позволяют квалифицировать данный договор как договор аренды спецтехники с экипажем и применить к нему по аналогии закона нормы об аренде транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда транспортного средства с экипажем) (§ 3 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации). Согласно статье 632 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Во-вторых, учитывая то обстоятельство, что спорная спецтехника участвует в непосредственном производственном процессе по захоронению твердых коммунальных отходов, то арендная плата за нее в принципе не могла быть учтена ни в составе операционных расходов, ни в какой-либо иной статьей неподконтрольных расходов, кроме статьи расходов «арендная плата основных средств». Указанный вывод следует из анализа положений пунктов 50, 56 Основ ценообразований, пунктов 31, 32 Методических указаний.

На основании вышеизложенного, расходы на аренду транспортных средств, используемых в процессе захоронения твердых коммунальных отходов, должны быть рассчитаны тарифным органом с учетом требований пункта 35 Основ ценообразования, а именно исходя из принципа непревышения размера возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом, при этом излишне учтенные расходы по статье «Арендная плата и лизинговые платежи в отношении объектов, используемых для захоронения твердых коммунальных отходов» должны быть исключены органом регулирования из состава необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс».

В силу пункта 85 Методических указаний расходы регионального оператора на расчеты с операторами, осуществляющими захоронение отходов, по тарифам, которые утверждены для них уполномоченным органом, учитываются при утверждении единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Конечные потребители оплачивают коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по единому тарифу регионального оператора.

Таким образом, учет экономически необоснованных расходов при утверждении тарифа на захоронение отходов для оператора влияет на размер единого тарифа регионального оператора и соответственно застрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых обратился заместитель прокурора Пермского края с настоящим административным исковым заявлением.

Предельный тариф регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на территории Пермского края на 2019, 2020-2022 гг., соответственно, утвержден постановлениями Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года № 41-о, от 20 декабря 2019 года № 72-о, соответственно.

При таких обстоятельствах, учитывая, что оспариваемый правовой акт затрагивает права и интересы неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился с настоящим административным исковым заявлением заместитель прокурора Пермского края, суд приходит к выводу, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат Основам ценообразования и Методическим указаниям, что свидетельствует о наличии оснований для признания недействующим приложение № 3 «Тарифы в области захоронения отходов ООО «ЭкоАльянс»» к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года № 31-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (город Губаха), в редакциях постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года № 68-о, от 20 декабря 2020 года № 31-о.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд считает возможным применить норму пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и, учитывая, что оспариваемые положения изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, полагает необходимым признать недействующими оспариваемый нормативный правовой акт в части со дня их принятия. Также суд учитывает, что признание оспариваемых положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административных истцов, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Признавая не действующим со дня принятия оспариваемый нормативный правовой акт в части, суд считает необходимым возложить на административного ответчика обязанность принять в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.

Сообщение о принятии решении по делу должно быть опубликовано в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования заместителя прокурора Пермского края, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать не действующим со дня принятия приложение № 3 «Тарифы в области захоронения отходов ООО «ЭкоАльянс»» к постановлению Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 31 мая 2019 года № 31-о «О предельных тарифах на захоронение твердых коммунальных отходов общества с ограниченной ответственностью «ЭкоАльянс» (город Губаха), в редакциях постановлений Министерства тарифного регулирования и энергетики Пермского края от 20 декабря 2019 года № 68-о, от 20 декабря 2020 года № 31-о.

Возложить на Министерство тарифного регулирования и энергетики Пермского края обязанность принять в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признаваемый судом недействующим, с учетом доводов изложенных в мотивировочной части решения суда.

В течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщение об этом решении должно быть опубликовано в официальном печатном издании «Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края».

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционной суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись

Решение в окончательной форме изготовлено 03 июня 2021 года.