ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-721/2018 от 15.05.2018 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 мая 2018 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.,

при секретаре Бамбуровой Т.А.

с участием прокурора Валюткиной С.Ш.

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-721/2018 по административному исковому заявлению акционерного общества «Волгабурмаш» о признании недействующим Приложение № 3 «Карта правового зонирования» к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре», утверждённым постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером и о внесении изменений в Приложение № 3 «Карта правового зонирования» к Правилам застройки и землепользования в городе Самара,

с участием представителя АО «Волгабурмаш» Князевой Н.Н.,

представителя Самарской городской Думы Кузнецова П.А.,

представителя Администрации г. Самары и Главы г. Самары по доверенности Государевой Е.А.,

представителя Департамента градостроительства г. Самары Агаповой О.С.
представителя открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Редниковой Л.И.,

у с т а н о в и л :

акционерное общество «Волгабурмаш» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения, просило признать недействующим Приложение № 3 «Карта правового зонирования» к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре», утверждённым постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в части установления территориальных зон в границах земельного участка с кадастровым номером . Также просило внести изменения в Приложение № 3 «Карта правового зонирования» к Правилам застройки и землепользования в городе Самара, установив в отношении земельного участка «зону предприятий и складов III классов вредности ( санитарно-защитные зоны- до 300м) ПК-2.

Свои требования общество мотивировало тем, что оно является собственником 15 объектов недвижимости, расположенных на земельном участке площадью 100 284 кв. м (10,02 га), являющемся частью земельного участка с кадастровым номером общей площадью 35,4 га. Оспариваемым нормативным правовым актом земельный участок с кадастровым номером отнесен к четырем территориальным зонам: зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны- до 100 м) ПК-1, зоне предприятий и складов III классов вредности (санитарно-защитные зоны- до 300 м) ПК-2, зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными жилыми домами, полосе отвода железной дороги. Нахождение земельного участка в четырёх территориальных зонах препятствует приобретению обществом земельного участка под занимаемыми им объектами недвижимости в аренду.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Князева Н.Н. поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель Самарской городской Думы по доверенности Кузнецов П.А. заявленные требования не признал и указал, что территориальное зонирование земельного участка установлено постановлением Самарской городской думы от 26 апреля 2001 года № 61. Данное постановление принято в соответствии с законодательством и не нарушает права и законные интересы административного истца. На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта спорный земельный участок как объект права не существовал, так как на государственный кадастровый учет был поставлен только 10 мая 2006 года.

Представитель Администрации г.о. Самары и Главы города Самары по доверенности Государева Е.А., представитель Департамента градостроительства г.о. Самары Агапова О.С. возражали против удовлетворения заявленных требований ссылаясь на то, что территориальное зонирование спорного земельного участка определено раньше, чем земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет. Кроме того, административный истец обратился в комиссию по застройке и землепользованию при Главе города Самары с предложением о внесении изменений в Правила застройки и землепользования в городе Самаре в части изменения зонирования земельного участка с кадастровым номером , на заседании комиссии рекомендовано рассмотреть заявление на публичных слушаниях.

Представитель открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Редникова Л.И. пояснила, что с 2003 года границы полосы отвода железной дороги были изменены, и они проходят по границе спорного земельного участка, в связи с этим заявленные требования не затрагивают права и законные интересы ОАО «Российские железные дороги».

ТУ Росимущества в Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в ходатайстве, направленном в суд, просило рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования следует удовлетворить частично, суд полагает заявленные акционерным обществом «Волгабурмаш» требования подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с частями 1, 2 стати 85 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно части 2 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны, возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства, функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований, видов территориальных зон, требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

В соответствии с частью 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Из материалов дела следует, что собственником земельного участка с кадастровым номером площадью 354 584 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, является Российская Федерация

Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 10 мая 2006 года.

На части этого земельного участка располагаются объекты недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , , , , , , которые переданы в собственность акционерному обществу «Волгабурмаш» на основании решения внешнего управляющего ОАО «Волгабурмаш» от 4 декабря 2015 года.

Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61 утверждены Правила застройки и землепользования в городе Самаре, приложением № 3 к которым является карта правового зонирования г. Самары.

Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленной форме, официально опубликован в издании «Самарская неделя» № 24 от 16 июня 2001 года и по процедуре его принятия сторонами не оспаривается.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки в городе Самаре земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, отнесен к четырем территориальным зонам: зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны- до 100 м) ПК-1, зоне предприятий и складов III классов вредности (санитарно-защитные зоны- до 300 м) ПК-2, зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), полосе отвода железной дороги.

Территориальное зонирование указанного земельного участка не отвечает установленным законом требованиям принадлежности земельного участка только к одной территориальной зоне, а также требованиям к установлению границ территориальных зон.

Нахождение земельного участка в четырех территориальных зонах означает сохранение неопределенности его правового режима и препятствует административному истцу, являющемуся собственником объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, в реализации им исключительного права на приобретение земельного участка в аренду в соответствии с требованиями статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что акционерное общество «Волгабурмаш» обращалось в ТУ Росимущества в Самарской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 100 284 кв. м, подлежащего образованию путем раздела земельного участка с кадастровым номером , и получило отказ, одной из причин которого явилось нахождение земельного участка в различных территориальных зонах.

Принимая во внимание вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что требование административного истца о признании недействующим Приложение № 3 «Карта правового зонирования г. Самары» к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённым постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в части установления на земельном участке с кадастровым номером четырёх территориальных зон подлежит удовлетворению.

Доводы представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц о том, что территориальное планирование определено ранее утверждения Правил застройки и землепользования, не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования.

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования ( пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

По делу установлено, что в границах спорного земельного участка, имевшего площадь 41, 5946 га, располагался бывший Куйбышевский долотный завод, и с 5 июля 1973 года указанный земельный участок находился в постоянном пользовании ПО «Куйбышевбурмаш».

На основании постановления Главы города Самары от 11 апреля 1995 года № 460 вышеуказанный земельный участок площадью 42,2530 га предоставлен в аренду акционерного общества открытого типа «Волгабурмаш».

Таким образом, при утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре Думой не было принято во внимание нахождение в границах спорного земельного участка промышленного предприятия.

Ссылка представителей административных ответчиков и заинтересованных лиц о том, что административный истец в административном порядке обратился с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Самаре в части зонирования земельного участка, не является основанием для отказа в удовлетворении заявленного требования, поскольку обращение в административном порядке не лишает административного истца его права на оспаривание нормативного правового акта в судебном порядке.

Вместе с тем, заявленное акционерным обществом «Волгабурмаш» требование о внесении изменений в Приложение № 3 «Карта правового зонирования» к Правилам застройки и землепользования в городе Самара путем установления в отношении земельного участка «зоны предприятий и складов III классов вредности ( санитарно-защитные зоны- до 300м) ПК-2 не подлежит удовлетворению, поскольку решение вопроса об отнесении земельного участка к какой-либо территориальной зоне не относится к компетенции суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ши л :

Требования акционерного общества «Волгабурмаш» удовлетворить частично.

Признать недействующим Приложение № 3 «Карта правового зонирования г. Самары» к Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утверждённым постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года № 61, в части установления на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, четырёх территориальных зон, со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части административного искового заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 18 мая 2018 года.