ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-723/2017 от 24.11.2017 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-723/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Краснодарский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Близнецова В.Е.,

при секретаре Тихомирове А.С.,

с участием прокурора Стукова Д.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску МУП «КСОН г. Новороссийска» о признании нормативного правового акта не действующим в части,

установил:

представитель муниципального унитарного предприятия «Комбинат специализированного обслуживания населения города Новороссийска» (далее - МУП «КСОН г. Новороссийска») обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании не действующими со дня вступления в силу абзаца 2 пункта 1.5, абзаца 3 пункта 1.5, абзаца 7 пункта 2.3, абзаца 7 пункта 2.4, абзаца 7 пункта 2.5, абзаца 2 пункта 2.9 приказа министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 14 марта 2017 года № 73 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела (службам при моргах или иным специализированным службам) в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших)».

Административный истец полагает, что возложение оспариваемыми нормами на административного истца, являющегося специализированной организацией, предоставляющей услуги по реализации гарантированных государством функций, предусмотренных Федеральным законом «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 № 8-ФЗ (далее Федеральный закон № 8-ФЗ), обязанности по предоставлению документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством РФ, а также об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате, нарушает его право на получение субсидии из краевого бюджета в целях возмещения затрат, понесенных в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших).

В письменных возражениях представитель министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края (далее – министерство ТЭК и ЖКХ КК) полагал иск не подлежащим удовлетворению.

В судебном заседании представитель МУП «КСОН г. Новороссийска» заявленные требования поддержал.

Представитель министерства ТЭК и ЖКХ КК в судебном заседании просил в иске отказать.

Прокурор Стуков Д.Г. в судебном заседании в заключении указал, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и возражений, исследовав доказательства и материалы дела, заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия на принятие оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Статьей 26 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со ст. ст. 9-11 Федерального закона № 8-ФЗ.

В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет бюджетов субъектов РФ – в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктам 6 и 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случае и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственности власти субъекта РФ.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 9 Закона Краснодарского края от 4 февраля 2004 года № 666-КЗ «О погребении и похоронном дела в Краснодарском крае» (далее – Закон № 666-КЗ) полномочия по определению порядка возмещения специализированным службам по вопросам похоронного дела стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в части, финансируемой за счет средств краевого бюджета, возложены на министерство ТЭК и ЖКХ КК.

14 марта 2017 года принят приказ министерства ТЭК и ЖКХ КК № 73, которым утвержден порядок предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела (службам при моргах или иным специализированным службам) в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших) (далее – Порядок предоставления субсидий).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административный ответчик по делу - министерство ТЭК и ЖКХ КК является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим Порядок предоставления субсидий.

Оспариваемый приказ принят в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2016 года № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг».

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемого приказа.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемого нормативного правового акта, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Официальный сайт министерства ТЭК и ЖКХ КК в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://admkrai.krasnodar.ru.

Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемый приказ опубликован на вышеуказанном официальном сайте 24.03.2017 г., который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом вышеизложенного суд считает, что порядок публикации оспариваемого нормативного правового акта не нарушен.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, издан уполномоченным органом государственной власти, принят с соблюдением порядка принятия таких актов, опубликован в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 25 Федерального закона № 8-ФЗ организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

Статьей 26 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение похоронного дела осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов в соответствии со ст. ст. 9-11 Федерального закона № 8-ФЗ.

В силу абзаца 4 пункта 3 статьи 9 Федерального закона № 8-ФЗ стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет бюджетов субъектов РФ – в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктам 6 и 7 данной статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случае и порядке, предусмотренных законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ, законами субъектов РФ о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ или актами уполномоченных им органов государственности власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2016 года № 887 установлены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг».

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 2016 года № 887, при определении условий и порядка предоставления субсидий указывается следующая информация:

а) перечень документов, предоставляемых получателем субсидии главному распорядителю как получателю бюджетных средств для получения субсидии, а также при необходимости требования к указанным документам;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2017 N 483)

б) порядок и сроки рассмотрения главным распорядителем как получателем бюджетных средств документов, указанных в подпункте "а" настоящего пункта;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2017 N 483)

в) основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии:

несоответствие представленных получателем субсидии документов требованиям, определенным подпунктом "а" настоящего пункта, или непредставление (предоставление не в полном объеме) указанных документов;

недостоверность представленной получателем субсидии информации;

иные основания для отказа, определенные правовым актом;

г) размер субсидии и (или) порядок расчета размера субсидии с указанием информации, обосновывающей ее размер (формулы расчета и порядок их применения, нормативы затрат, статистические данные и иная информация исходя из целей предоставления субсидии), и источника ее получения;

д) условия и порядок заключения между главным распорядителем как получателем бюджетных средств и получателем субсидии, а также иной организацией (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом) соглашения (договора) о предоставлении субсидии из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с типовой формой, установленной Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования для соответствующего вида субсидии (далее - соглашение);

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.2017 N 483, от 09.08.2017 N 954)

е) требования, которым должны соответствовать получатели субсидии на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2017 N 592)

у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2017 N 592)

у получателей субсидий должна отсутствовать просроченная задолженность по возврату в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иная просроченная задолженность перед бюджетом бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом (в случае, если такие требования предусмотрены правовым актом);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2017 N 592)

получатели субсидий - юридические лица не должны находиться в процессе реорганизации, ликвидации, банкротства, а получатели субсидий - индивидуальные предприниматели не должны прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2017 N 592)

получатели субсидий не должны являться иностранными юридическими лицами, а также российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов;

получатели субсидий не должны получать средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, из которого планируется предоставление субсидии в соответствии с правовым актом, на основании иных нормативных правовых актов или муниципальных правовых актов на цели, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящего документа;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2017 N 592)

ж) иные требования, определенные правовым актом, которым должны соответствовать получатели субсидий на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется заключение соглашения (либо принятие решения о предоставлении субсидии, если правовым актом, регулирующим предоставление субсидий в порядке возмещения затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не предусмотрено заключение соглашения), или на иную дату, определенную правовым актом;

(пп. "ж" в ред. Постановления Правительства РФ от 18.05.2017 N 592)

з) установление показателей результативности и (или) порядка расчета показателей результативности и право главного распорядителя как получателя бюджетных средств устанавливать в соглашении конкретные показатели результативности на основании указанного порядка (при необходимости);

(пп. "з" в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2017 N 483)

и) сроки (периодичность) перечисления субсидии;

к) счета, на которые перечисляется субсидия;

л) иная информация, определенная правовым актом.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что уполномоченный по предоставлению субсидий орган вправе устанавливать требования, которым должны соответствовать получатели субсидии (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).

Как следует из материалов дела, МУП «КСОН г. Новороссийска» является субъектом правоотношений, регулируемых приказом министерства ТЭК и ЖКХ КК № 73.

Решением министерства ТЭК и ЖКХ КК от 26.04.2017 г. МУП «КСОН г. Новороссийска» отказано в предоставлении субсидии. Проверка законности данного решения в настоящее время является предметом судебного разбирательства в Краснодарском арбитражном суде.

МУП «КСОН г. Новороссийска» является надлежащим истцом по заявленным требованиям.

Проверяя утверждение МУП «КСОН г. Новороссийска» о незаконности абзаца 2 пункта 1.5 и абзаца 2 пункта 2.9 приказа министерства ТЭК и ЖКХ КК № 73, согласно которым у специализированной службы должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством РФ, суд приходит к выводу о соответствии данных норм требованиям действующего законодательства по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ от 6 сентября 2016 года № 887 у получателей субсидий должна отсутствовать неисполненная обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (в случае, если такое требование предусмотрено правовым актом).

Бюджетным кодексом РФ установлена обязанность граждан, юридических лиц по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При таких обстоятельствах суд находит, что включение в Порядок предоставления субсидий оспариваемого требования, согласно которому у специализированной службы должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством РФ, не противоречит требованиям действующего законодательства.

Проверяя утверждение МУП «КСОН г. Новороссийска» о незаконности абзаца 3 пункта 1.5, абзаца 7 пункта 2.3, абзаца 7 пункта 2.4, абзаца 7 пункта 2.5 приказа министерства ТЭК и ЖКХ КК № 73, согласно которым у специализированной службы должна отсутствовать просроченная задолженность по заработной плате, для получения субсидии специализированная служба должна представить в министерство ТЭК и ЖКХ КК справку об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате, суд находит, что данные нормы не могут быть в полной мере признаны соответствующими действующему законодательству по следующим основаниям.

Специальные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения (Федеральный закон № 8-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 6 сентября 2016 года № 887, Закон № 666-КЗ) не содержат таких требований.

Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Кодексом РФ об административных правонарушениях урегулированы правоотношения, связанные с обязанностью работодателя по выплате работникам заработной плате, ответственность за нарушение данной обязанности.

Установление административным ответчиком оспариваемых оснований для отказа в предоставлении субсидии (отсутствие просроченной задолженности по заработной плате, для получения субсидии специализированная служба должна представить в министерство ТЭК и ЖКХ КК справку об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате), судом не может быть признано достаточным основанием для фактического отказа в возмещении административному истцу стоимости оказанных им услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определенному органами местного самоуправления, гарантированных Федеральным законом № 8-ФЗ.

С учетом изложенного суд считает, что административное исковое заявление МУП «КСОН г. Новороссийска» в данной части подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Комбинат специализированного обслуживания населения города Новороссийска» о признании не действующим приказа министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 14 марта 2017 года № 73 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела (службам при моргах или иным специализированным службам) в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших)» удовлетворить частично.

Признать не действующими абзац 3 пункта 1.5, абзац 7 пункта 2.3, абзац 7 пункта 2.4, абзац 7 пункта 2.5 приказа министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 14 марта 2017 года № 73 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела (службам при моргах или иным специализированным службам) в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших)» со дня вступления решения суда в законную силу.

Административное исковое заявление муниципального унитарного предприятия «Комбинат специализированного обслуживания населения города Новороссийска» о признании не действующими абзаца 2 пункта 1.5, абзаца 2 пункта 2.9 приказа министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 14 марта 2017 года № 73 «Об утверждении порядка предоставления субсидий из краевого бюджета специализированным службам по вопросам похоронного дела (службам при моргах или иным специализированным службам) в целях возмещения затрат в связи с оказанием услуг по погребению умерших (погибших)» оставить без удовлетворения.

Обязать министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края, а также разместить данную информацию на сайте министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края.

Обязать министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края сообщить суду и МУП «КСОН г. Новороссийска» в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 29 ноября 2017 года.

Судья: