ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-728/2022 от 19.07.2022 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Дело № 3а-728/2022

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 июля 2022 года г. Краснодар

Краснодарский краевой суд в составе:

судьи Шулико О.Г.,

при секретаре Чечиль К.В.,

с участием прокурора Сидоровой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению 1 к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил:

административный истец 1 через своего представителя Штомпеля А.Н. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующими с момента принятия:

пункты 77954 и 77955 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края №2837 от 27.12.2019 г.

пункты 79538 и 79539 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края №2752 от 28.12.2020 г. (далее– Перечни).

В обоснование административного иска указано, что в указанные Перечни необоснованно включены пункты в отношении принадлежащего на праве собственности административному истцу объектов недвижимого имущества: нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 10,4 кв.м, нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 6,1 кв.м, расположенных по адресу: Краснодарский край, , пом. 13/1 и пом. 13/2 соответственно, которые не обладает признаками объектов налогообложения, для которых законодательно определена кадастровая стоимость в качестве налоговой базы.

Необоснованное включение помещений в Перечни, по мнению административного истца, нарушает его права и законные интересы, поскольку приводит к завышению подлежащих уплате налогов на данное недвижимое имущество.

В отзыве на административное исковое заявление представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Ступак В.А. и в дополнении к нему представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергеев Р.М. просят в удовлетворении требований отказать.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Зафиров С.В. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующий на основании доверенности Сергеев Р.М. просил в удовлетворении требований отказать.

Прокурор Сидорова Л.Е. в заключении указала, что административный иск подлежит удовлетворению, так как объекты недвижимости, принадлежащие административному истцу, включены в Перечни в нарушение требований закона.

Заинтересованные лица 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, ООО «17», администрация муниципального образования г.-к. Сочи, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.

При таких обстоятельствах, учитывая, что судом явка лиц, участвующих в деле, не признана обязательной, с учетом положений части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив доводы административного иска и отзыва, исследовав доказательства и материалы дела, принимая во внимание заключение прокурора, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ в полном объеме.

Проверяя полномочия департамента имущественных отношений Краснодарского края на принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.

27 декабря 2019 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2837, которым на 2020 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.

28 декабря 2020 года принят приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края № 2752, которым на 2021 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, согласно приложению к данному приказу.

В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.

Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (ч. 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Согласно ч. 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года N 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» (далее Закон КК N 3388-КЗ), высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 2 Закона Краснодарского края N 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций: определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Как следует из пункта 3.52 Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Положение), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 года N 345, департамент в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет не позднее первого числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его в указанный срок в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу - департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.

Оспариваемые приказы №2837 от 27.12.2019 г., №2752 от 28.12.2020 г. приняты в соответствии с Положением о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, а также в соответствии с приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года №1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».

С 2020 года с учетом изменений, внесенных в приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.07.2017 № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 12.02.2020 № 230 «О внесении изменений в приказ департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 г. № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», формирование проекта перечня на очередной налоговый период не предусмотрено.

Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов департамента имущественных отношений Краснодарского края.

Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.

Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи 2 Закон КК N 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте администрации Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 7 июля 2011 года N 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в сети Интернет» утверждены Положение об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта департамента имущественных отношений Краснодарского края; Перечень информации о деятельности департамента имущественных отношений Краснодарского края, размещаемой на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу и приложениям к ним, официальный сайт департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» расположен по адресу http://diok.ru.

Согласно представленным административным ответчиком документов, оспариваемые приказы опубликованы на вышеуказанном официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

С учетом вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативных правовых актов не нарушен.

Учитывая указанные обстоятельства, с учетом положений части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.

Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.

В соответствии с пп.1 п.1 ст. 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ), налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе, нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

На основании п.3 ст.378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В силу п.4.1 ст.378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что объекты недвижимости: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 10,4 кв.м, нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 6,1 кв.м, расположенные по адресу: Краснодарский край, , пом. 13/1 и пом. 13/2 соответственно, имеющие наименование и назначение «нежилое помещение», принадлежит на праве собственности административному истцу 1, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРН.

Вид фактического использования нежилых помещений на дату включения в Перечни не устанавливался.

Указанные помещения размещены в здании с кадастровым номером .

Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «занятый зданиями и сооружениями, для их дальнейшей эксплуатации».

Из представленного в материалы дела технического паспорта объекта недвижимого имущества с кадастровым номером , составленного филиалом ГУП КК «Крайтехинвентаризация» по г.Сочи, следует, что объект имеет наименование «административное, лит. А».

Согласно экспликации технического паспорта, в здании размещены следующие помещения, имеющие наименования: кабинет, комната отдыха, радиоприемная, телеграф-станция, телеграф-аппаратная, учебный класс, тамбур, коридор, вентиляционная, умывальная, туалет, санузел, насосная, ВОХР, комната операт. дежурного, секретная часть, зал боевого управления, отделение штаба, отдел ГИК, медпункт, техсклад, тех.помещение, дизельная, продсклад, эвак. комиссия, лестничная клетка, подсобное, зал, моечная, раздаточная, душевая, холодильная камера, санузел, кухня, склад, тамбур, лестница, архив, операционный зал, касса, теплоузел, водомерный узел, приемная, цех полиграфии, вестибюль, магазин (10,7 кв.м), помещение охраны, хранилище, обменный пункт, переговорная, бухгалтерия, кладовая, машинное отдаление.

В то же время, наименование помещения «кабинет» нельзя расценивать как предусматривающее размещение офиса для целей статьи 378.2 НК РФ, поскольку термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».

По смыслу статьи 378.2 НК РФ, помещения в здании, занятые службами, вовлеченными, например, в производственный процесс, научную деятельность и т.п., не являются офисами, наличие которых влечет отнесение здания к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости.

Как установлено судом из материалов дела, пояснений представителя административного ответчика, письменного отзыва департамента имущественных отношений Краснодарского края, рассматриваемые объекты недвижимости признаны подлежащими включению в Перечни на 2020-2021 годы на основании пп.1 п.1 ст.378.2 НК РФ, как помещения в здании с кадастровым номером , включенному в Перечни на 2020-2021 год по виду фактического использования здания на основании пп.2 п.3 ст.378.2 НК РФ.

Фактическое обследование рассматриваемых нежилых помещений с кадастровыми номерами и не проводилось.

Из представленного административным ответчиком акта обследования здания и помещений от 21 февраля 2019 года сотрудника ГКУ КК «Кубаньземконтроль», наделенного приказом департамента от 13.07.2016 №1173 «Об утверждении изменений в устав государственного казенного учреждения Краснодарского края «Кубаньземконтроль» полномочиями по проведению выездного обследования объектов недвижимого имущества в целях определения вида их фактического использования в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, следует, что здание с кадастровым номером является самостоятельным, отдельно стоящим (не входит в состав комплексного (сложного) объекта), шестиэтажным зданием, фасад которого выходит на улицу, доступ свободный. 45,8% общей площади (3082 кв.м) занимают офисы различных организаций; 4,0% общей площади (265,2 кв.м) занимают магазины «Канцтовары», «Книги», «Продукты», зоомагазин, аптека; 4,8% общей площади (325,7 кв.м) занимают кафе, ресторан; 5,8% общей площади (386,5 кв.м) занимают типографии, салоны красоты; 11,1% общей площади (747,4 кв.м) занимает пункт управления мэра города в случае ЧС; 0,6% общей площади (39,3 кв.м) занимает зал йоги; 2,1% общей площади (140,4 кв.м) не используется; 2,8% общей площади (190,1 кв.м) не установлено; 23,0% площади (1545,5 кв.м) занимают вспомогательные помещения.

Указанный акт обследования был вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов определения перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, и определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, созданной приказом департамента от 26.06.2017 № 1266 (далее - Комиссия), на заседании, состоявшемся 27.03.2019 (протокол № 1), Комиссия рекомендовала департаменту определить вид фактического использования здания с кадастровым номером «в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания».

С учетом рекомендаций Комиссии департаментом имущественных отношений Краснодарского края принят приказ от 17.04.2019 № 736 «Об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» (в редакции приказа от 29.04.2019 № 816), которым определен вид фактического использования объекта недвижимого налоговая база определяется как кадастровая стоимость» и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27.12.2019 № 52-52705/19-08-05.

Между тем, указанный акт обследования здания не может считаться достоверным и достаточным основанием для включения здания, а соответственно и рассматриваемых нежилых помещений, в Перечни.

Так, в нарушение пп. 2 п. 3, пп. 2 п. 4 ст. 378.2 НК РФ в акте обследования отсутствуют сведения о фактическом использовании помещений, входящих в состав здания.

На стр. 3 акта обследования здания от 21.02.2019 указано, что сотрудником ГКУ КК «Кубаньземконтроль» при составлении акта использован способ определения величины используемой площади объекта - графоаналитический. Однако такой способ формой акта обследования не предусмотрен. Так в наименовании графы указано, что такими способами являются: документы технического учета (инвентаризации), иные документы, результаты замеров, визуально. Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27.04.2017 года №319 «Об утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений» такого способа определения величины также не предусматривает.

Исходя из акта от 21.02.2019, 45,8% площади занимают офисы различных организаций. Однако приложенные к акту фотографии указывают на то, что к офисам различных организаций специалистом отнесены: кабинеты МУП г. Сочи «Муниципальный институт генплана», кабинеты департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи, кабинеты МБУ «Центр информационных технологий, кабинеты департамента оформления и дизайна городской среды администрации МО город-курорт Сочи, кабинеты МУ «Служба спасения города Сочи», кабинеты МКУ г. Сочи «ЕДДС г. Сочи», кабинеты управления гражданской обороны и защиты населения администрации города Сочи, кабинеты собственников помещений в данном здании, а именно ООО «Эксплуатационник», ИП 18., ИП Яценко Н.В., ООО «НТЦ «Информсервис», кабинеты управления административный инспекции администрации города Сочи, кабинеты управления курортов и рекреационных ресурсов администрации города Сочи.

С учетом изложенного, выводы о наличии 45,8% от общей площади здания занимают офисы, опровергается материалам акта обследования от 21.02.2019, так как помещения органов государственной власти и бюджетных учреждений не являются офисами и не подпадают под признаки ст.378.2 НКРФ, также как и помещения собственников для использования в своей основной деятельности.

В дополнении к отзыву представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Сергеев Р.М. указал, что, исходя из указанного акта обследования, исключая помещения, занятые органами муниципальной власти, муниципальных бюджетных учреждений, общая площадь помещений, в которых расположены «офисы различных организаций» составляет 478,3 кв.м, что составляет 7,1 % от общей площади объекта с кадастровым номером ; торговые объекты занимают 4% от общей площади объекта, объекты общественного питания - 4,8 % от общей площади объекта, помещения, в которых расположены организации, оказывающие бытовые услуги, занимают 5,8% от общей площади объекта, а всего 21,7% от общей площади объекта с кадастровым номером подпадают под критерии статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

По мнению представителя административного ответчика, под офисы подпадают расположенные в здании объекты с кадастровыми номерами (представляет собой группу нежилых помещений № 7-9, 12-14, 32, 34-39, 42, 45, общей площадью 206,8 кв.м), (представляет собой группу нежилых помещений № 55, 58, 59, общей площадью 78,8 кв.м), (представляет собой группу нежилых помещений № 31-33, общей площадью 99,2 кв.м), (представляет собой группу нежилых помещений № 22, 34, 35, общей площадью 93,5 кв.м), оборудованных офисной мебелью и оргтехникой, что подтверждается поэтажным планом, содержащемся в выписке из ЕГРН на указанный объект, фотографиями, приложенными к акту обследования.

Согласно сведениям из единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН), указанные помещения с видом фактического использования «офисы различных организаций» (группы нежилых помещений) на праве собственности принадлежат ИП Сирота Э.А. (код и наименование основного вида деятельности - 68.20.2 Аренда и управление собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом).

Между тем, на части указанных фотографий изображены помещения без следов использования, а также помещение, используемое как подсобное. Кроме того, в самом акте обследования по каждому конкретному помещение не отображено, кто конкретно используют нежилые помещения, что не исключает возможность использования нежилых помещений собственником ИП Сирота Э.А. для собственной экономической деятельности.

Доводы административного ответчика о размещении в здании объекта общественного питания - ресторана «Городское кафе» также не нашли своего подтверждения. На стр. 52-56 изображены фотографии помещений 70-84 с указанием, что они используются выше названным рестораном. Однако, на представленных фотографиях изображены пустующие помещения, без вывесок, без столов, стульев, необходимого оборудования, кассы, перечня оказываемых услуг, уголка потребителя и т.д.

Отнесение помещения типографии к объектам, соответствующим ст.378.2 НК РФ, также требовало представления доказательств оказания типографией бытовых услуг гражданам, а не производственной деятельности, что административным ответчиком не представлено.

Таким образом, исходя из акта обследования от 21.02.2019, невозможно установить соответствие здания требованиям ст. 378.2 НК РФ, а именно использование более 20% от общей площади здания в целях, предусмотренных ст. 378.2 НК РФ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319 (в ред. от 08.10.2019 N678, далее - Порядок), в Перечень на очередной налоговый период включаются здания (строения, сооружения) и помещения (далее также - объекты недвижимого имущества), вид фактического использования которых определен Уполномоченным органом до 1 сентября года, предшествующего очередному налоговому периоду, и которые соответствуют условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе с учетом результатов рассмотрения заявлений правообладателей объектов недвижимого имущества о пересмотре решения об определении вида фактического использования, а также объекты недвижимого имущества, вид фактического использования которых соответствует условиям, установленным пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и определен Уполномоченным органом на основании заявлений правообладателей объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 18 - 21 настоящего Порядка, а также по результатам выездного обследования, проведенного по поручению судебных органов или прокуратуры.

Таким образом, нежилое здание подлежало включению в перечень объектов недвижимого имущества на 2021 год в связи с установлением вида его фактического использования только в том случае, если такое обследование имело место с 01 января 2020 года до 1 сентября 2020 года.

На момент включения указанного здания в Перечень на 2021 год его фактическое использование не устанавливалось, несмотря на то, что сведения Единого государственного реестра недвижимости не позволяли отнести данное здание к категориям объектов недвижимости, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что акт фактического обследования не может быть принят в качестве доказательства достоверно подтверждающего фактическое использование объекта недвижимости, поскольку не позволяет определить фактическую площадь, используемую для размещения помещений, перечисленных в статье 378.2 НК РФ.

В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Таким образом, административным ответчиком относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного здания условиям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а соответственно нежилых помещений административного истца, не представлено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов принадлежащие административному истцу нежилые помещения не отвечали установленным федеральным законодательством условиям, позволяющим отнести их к объектам недвижимости, налоговая база которых исчисляется как кадастровая стоимость.

У административного ответчика не имелось правовых оснований, предусмотренных действующим на период формирования оспариваемых Перечней законодательством, для отнесения нежилых помещений с кадастровыми номерами и к объектам налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение нежилых помещений в Перечни противоречит закону, нарушает права административного истца, как плательщика налога на имущество, поскольку соответствующий порядок определения налоговой базы налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости объектов, установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

С учетом изложенного, суд считает, что административный иск 1 подлежит удовлетворению.

В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Определяя дату признания приказа департамента имущественных отношений Краснодарского края недействующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день их принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.

При этом в ходе судебного разбирательства не установлена правовая неурегулированность правоотношений, связанная с признанием оспариваемых нормативных правовых актов не действующими в части, поскольку после вступления настоящего решения суда в законную силу налоговая база в отношении объекта капитального строительства подлежит исчислению в соответствии с общими требованиями Налогового Кодекса Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным, суд не находит правовых оснований для применения положений части 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и обязания департамента имущественных отношений Краснодарского края принять новый нормативный правовой акт.

Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск 1 к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия пункты 77954 и 77955 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края №2837 от 27.12.2019.

Признать недействующим со дня принятия пункты 79538 и 79539 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края №2752 от 28.12.2020.

Сообщение о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, а также размещению на официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции через Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 2 августа 2022 г.

Судья: