Дело № 3а–729/2021
УИД 26 ОS0000-04-2021-000407-26
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 17 сентября 2021 года
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Товчигречко М.М.,
при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,
с участием: представителя административного истца С.А.Е., представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края – Г.С.Н., прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края М.Р.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску открытого акционерного общества «Ставропольводпроект» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими в части со дня принятия Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом от 27 декабря 2017 года №1122, Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2018 года №985, Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного приказом от 27 декабря 2019 года №1317, Перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года №1462,
установил:
открытое акционерное общество «Ставропольводпроект», действуя через представителя по доверенности С.А.Е., обратилось в Ставропольский краевой суд с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, в котором просило признать недействующими со дня принятия: Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом от 27 декабря 2017 года №1122, в части включения в пункт 5249 объекта недвижимости с кадастровым номером …, в пункт 5250 объекта недвижимости с кадастровым номером …, в пункт 5252 объекта недвижимости с кадастровым номером …, в пункт 5253 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5255 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5256 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5257 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5258 объекта недвижимости с кадастровым номером …, в пункт 5263 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5264 объекта недвижимости с кадастровым номером …, в пункт 5266 объекта недвижимости с кадастровым номером …;
Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2018 года №985, в части включения в пункт 3634 объекта недвижимости с кадастровым номером …, в пункт 3635 объекта недвижимости с кадастровым номером …, в пункт 3637 объекта недвижимости с кадастровым номером …, в пункт 3638 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3640 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3641 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3642 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3643 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3648 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3649 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3651 объекта недвижимости с кадастровым номером ….;
Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного приказом от 27 декабря 2019 года № 1317, в части включения в пункт 6841 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6842 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6844 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6846 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6854 объекта недвижимости с кадастровым номером …..;
Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года №1462 в части включения в пункт 6870 объекта недвижимости с кадастровым номером ….., в пункт 6871 объекта недвижимости с кадастровым номером ….., в пункт 6873 объекта недвижимости с кадастровым номером ….., в пункт 6875 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6883 объекта недвижимости с кадастровым номером …...
В обоснование административных исковых требований указано, что открытое акционерное общество «Ставропольводпроект» на праве собственности принадлежат объекты недвижимости - помещения с кадастровыми номерами: ….., расположенные по адресу: ….., что подтверждается Выписками из ЕГРН.
Приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края указанные помещения включены в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 6873 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2020 № 1462; пункт 6844 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства от 27.12.2019 № 1317; пункт 3637 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5252 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства я от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 6870 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2020 № 1462; пункт 6841 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства от 27.12.2019 № 1317; пункт 3634 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5249 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 6871 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2020 № 1462; пункт 6842 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства от 27.12.2019 № 1317; пункт 3635 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5250 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 6875 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2020 № 1462; пункт 6846 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства от 27.12.2019 № 1317; пункт 3640 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5255 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 6883 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2020 № 1462; пункт 6854 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства от 27.12.2019 № 1317; пункт 3648 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5263 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Вышеуказанные помещения, принадлежащие ОАО «Ставропольводпроект» на праве собственности и включенные в Перечни, по мнению административного истца, не обладают признаками объекта налогообложения, определенными статьей 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации. Включение данных помещений в Перечень противоречит приведенным нормам закона и нарушает права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности, поскольку незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество в большем размере.
До 2019 года в собственности ОАО «Ставропольводпроект» находились помещения с кадастровыми номерами …., расположенные по адресу: …..
Названые помещения также незаконно включены в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Помещение с кадастровым номером …: пункт 3649 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5264 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 3638 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5253 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 3643 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5258 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 3642 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5257 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером 26:12:030108:1487: пункт 3651 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5266 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 3641 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5256 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Как следует из письма Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 30 апреля 2021 года № 8037/06, вышеназванные помещения включены в Перечни, поскольку находятся в здании с кадастровым номером …., расположенные по адресу: ….., наименование которого «административно- торговое».
Между тем, само по себе наименование объекта недвижимого имущества «административно-торговое» не свидетельствует о возможности отнесения объекта к объектам торговли без оценки иных фактических обстоятельств.
На момент включения в Перечни, здание с кадастровым номером ….., в котором расположены спорные помещения, было обследовано на предмет его фактического использования, о чем составлен соответствующий акт.
Актом обследования от 09 ноября 2018 года № 12-2333 установлено, что торговых объектов в здании - 17,2%, объектов бытового обслуживания - 19,4%, офисов и сопутствующей инфраструктуры - 63,4%.
Вышеуказанные помещения, включенные в Перечень, фактическими являются уборной (кадастровый номер ….), пожарным выходом (…) и коридором (…..).
Такие помещения как уборная, коридор и пожарный выход не указаны Национальным стандартом ГОСТ Р 51303-2013 в составе торговых либо подсобных помещений, что исключает их отнесение к объектам, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Иные поименованные выше помещения представляют собой нежилые помещения, в которых ОАО «Ставропольводпроект» осуществляет свою деятельность.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ деятельностью ОАО «Ставропольводпроект» является деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирований, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях.
Изложенное свидетельствует о том, что торговую деятельность административный истец не осуществляет, а помещения, включенные в оспариваемые пункты Перечней, фактически не используются в качестве объектов торгового назначения.
Ввиду изложенного, указанные помещения не обладает признаками административно-делового или торгового центров, в связи с чем, они необоснованно включены в Перечни. Представленными документами на объекты недвижимости, включенные в оспариваемые пункты Перечней, не подтверждается наличие оснований, по которым возможно отнесение данных помещений к имуществу, налоговая база в отношении которых определяется в размере кадастровой стоимости.
Здание, в котором расположены спорные помещения, не отвечает признаком торгового центра, ни по виду разрешенного использования земельного участка, ни по назначению, ни по фактическому использованию. Между тем, законодательством Ставропольского края прямо установлено, что на территории данного субъекта Российской Федерации объекты налогообложения включается в Перечень только по вышеназванному критерию.
Кроме того, включенные в Перечни помещения административного истца не обладают площадью свыше 250 кв.м.
Учитывая, что законодательством Ставропольского края включение объектов офиса и сопутствующей инфраструктуры в Перечень не предусмотрено, включение помещений административного истца в Перечни необоснованно и противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации и закона Ставропольского края от 26.11.2003 № 44-кз «О налоге на имущество организаций».
Кроме того, в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, иных законодательных актах не расшифровано понятие офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры. При этом, в здании с кадастровым номером ….. не имеется централизованных приемных помещений, комнат для проведения встреч, парковок, что не позволяет определить данное здание как объект офисной инфраструктуры.
Таким образом, при составлении акта обследования, вывод об офисном характере использования здания сделан по формальным обстоятельствам, характер деятельности организаций не выяснялся и не учитывался. Такой подход к формированию Перечней противоречит требованиям ст. 378.2 НК РФ.
Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» под площадью торгового объекта понимается помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Поименованные выше помещения такой площадью не обладают.
Между тем, помещения, обладающие названным признаками, не составляют 20% площади здания, в котором расположены спорные помещения административного истца.
Следовательно, здание с кадастровым номером 26:12:030108:127 не могло быть признано ни административно-деловым, ни торговым центром.
Кроме того, к торговым центрам и местам массового пребывания людей установлены требования к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2017 года № 1273 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) и формы паспорта безопасности торгового объекта (территории)» (далее - Требования), поскольку места массового пребывания людей, в том числе торговые объекты, являются потенциально опасными с точки зрения террористических посягательств.
Действие Требований распространяется на предприятия и организации, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 года №381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
При этом, на правообладателя торгового объекта (территории) возлагается организация работы по обследованию и категорированию торгового объекта (территории) и за разработку Паспорта безопасности торгового объекта (территории).
Между тем, к зданию, в котором расположены спорные помещения, названные требования не применяются, вышеуказанные обязанности на его правообладателя не возложены.
Ввиду вышеназванных обстоятельств, имевшиеся у министерства сведения не позволяли с достоверностью определить помещения как объекты торговли или офисов, в связи с чем, оснований для включения их в оспариваемые Перечни не имелось.
При изложенных обстоятельствах, с учетом предписаний федерального законодательства о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 НК РФ), спорные помещения подлежат исключению из Перечней, поскольку не соответствует критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Касаемо возможности включения спорных помещений в Перечни в связи с видом разрешенного использования земельного участка, административный истец считает необходимым пояснить, что согласно выводам Конституционного суда Российской Федерации (Постановление от 12.11.2020 по делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с открытого акционерного общества «Московская шерстопрядильная фабрика») взимание налога на имущество организаций исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости зданий исключительно из того, что они расположены на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, хотя объект недвижимости имеет иное назначение и (или) фактическую эксплуатацию, не оправданно в конституционно-правовом отношении, поскольку допускает возложение повышенной налоговой нагрузки без экономических на то оснований.
В судебном заседании представитель административного истца С.А.Е. поддержала административные исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Г.С.Н. требования административного иска не признала по доводам, изложенным в возражениях с дополнениями к ним. Пояснила, что оспариваемые приказы приняты в рамках компетенции Министерства имущественных отношений Ставропольского края, не противоречат федеральным законам и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся в судебное заседание вышеуказанных лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства по административному делу, проверив приказы в оспариваемой части на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора М.Р.Я., полагавшего административные исковые требования не обоснованными, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Производство по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов осуществляется на основании положений главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Из материалов административного дела следует, что нежилые помещения с кадастровыми номерами ……., расположенные в нежилом здании с кадастровым номером …., находились и находятся в собственности административного истца на момент включения их в перечни на 2018-2021 г.г. и на дату подачи настоящего административного иска.
Нежилые помещения с кадастровыми номерами ….. находились в собственности административного истца на момент включения их в Перечни на 2018-2019 г.г.
Таким образом, административный истец вправе обжаловать данные постановления, затрагивающие его законные права в части установления размера налоговых платежей за недвижимое имущество.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при издании оспариваемых приказов Министерства имущественных отношений Ставропольского края, суд установил следующее.
27 декабря 2017 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1122 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».
28 декабря 2018 года министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 985 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».
27 декабря 2019 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1317 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
28 декабря 2020 года Министерством имущественных отношений Ставропольского края принят приказ № 1462 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год».
Приказами министерства имущественных отношений Ставропольского края принадлежащие административному истцу помещения включены в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 6873 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2020 № 1462; пункт 6844 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства от 27.12.2019 № 1317; пункт 3637 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5252 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства я от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 6870 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2020 № 1462; пункт 6841 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства от 27.12.2019 № 1317; пункт 3634 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5249 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 6871 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2020 № 1462; пункт 6842 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства от 27.12.2019 № 1317; пункт 3635 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5250 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 6875 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2020 № 1462; пункт 6846 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства от 27.12.2019 № 1317; пункт 3640 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5255 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 6883 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2021 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2020 № 1462; пункт 6854 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2020 год, утвержденного приказом министерства от 27.12.2019 № 1317; пункт 3648 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5263 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
В Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122, и Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985, включены находящиеся в собственности ОАО «Ставропольводпроект» до 2019 года помещения с кадастровыми номерами …., расположенные по адресу: г…...
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 3649 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5264 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 3638 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5253 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 3643 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5258 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером …: пункт 3642 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5257 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером ….: пункт 3651 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5266 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Помещение с кадастровым номером 26:12:030108:1473: пункт 3641 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2019 год, утвержденного приказом министерства от 28.12.2018 № 985; пункт 5256 Перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость на 2018, утвержденного приказом министерства от 27.12.2017 № 1122.
Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).
Вышеуказанные оспариваемые приказы Министерства имущественных отношений Ставропольского края опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации Ставропольского края» - www/pravo.stavregion.ru, что является надлежащим опубликованием.
При таких обстоятельствах, оспариваемые в части нормативные акты опубликованы и введены в действие в соответствии с требованиями закона Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края», пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Состав сведений, включенных в данные Перечни объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной Налоговой Службы России от 28 ноября 2014 года №ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 м 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».
В соответствии с пунктами 16.1 – 16.3 Положения о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года №137, Министерство имущественных отношений является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по реализации статьи 378 Налогового кодекса Российской Федерации об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении Министерством имущественных отношений Ставропольского края порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие нормативного правового акта, к форме нормативного правового акта, к процедуре его принятия, правил введения нормативного правового акта в действие, порядка его опубликования и вступления в силу, что не оспаривается административными истцами.
Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии оспариваемого приказа Министерства имущественных отношений Ставропольского края, которым урегулированы общественные отношений в сфере налогообложения, суд пришел к следующему выводу.
Согласно пункту «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам сов местного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Конституция Российской Федерации в статье 57 устанавливает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в пункте 1 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Особенности определения налоговой базы установлены федеральным законодателем в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период Перечень объектов недвижимого имущества, указанный в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
На основании приведенных норм права субъектам Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества. К полномочиям органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отнесено определение не позднее 1-го числа очередного налогового периода перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и физических лиц определяется как кадастровая стоимость.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Законом Ставропольского края от 05 ноября 2015 года № 109-кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» такая дата определена – с 1 января 2016 года.
Законом Ставропольского края от 28 ноября 2014 года № 104-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О налоге на имущество организаций», вступившим в законную силу с 1 января 2015 года, внесены дополнения в статью 1.1 Закона Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз, в соответствии с которой налоговая база как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;
2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, перечень которых устанавливается Министерством имущественных отношений Ставропольского края.
Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) – пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Торговым центром (комплексом), согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
На основании приведенных выше норм федерального закона и законов Ставропольского края, как субъекта Российской Федерации, налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м., предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.
Таким образом, отнесение недвижимого имущества к торговому центру (комплексу) и (или) нежилому помещению, предназначенному для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов на территории Ставропольского края, осуществляется в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен торговый центр (комплекс) и (или) предназначения нежилого помещения для размещения торговых объектов или фактически использующихся для размещения торговых объектов.
Как следует из письма Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 30 апреля 2021 года № 8037/06, вышеназванные помещения включены в Перечни, поскольку находятся в здании с кадастровым номером ….., расположенные по адресу: ….., наименование которого «административно- торговое».
В ходе судебного разбирательства установлено, что 29 сентября 2015 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись ….. о праве собственности ОАО «Ставропольводпроект» на нежилое помещение с кадастровым номером ….., назначение: нежилое помещение, наименование: помещение, виды разрешенного использования: нежилое (нежилое помещение), площадью 32.2 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 06, расположенное по адресу: …...
Согласно представленным в материалы дела выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных права на объект недвижимости административному истцу на праве собственности также принадлежат следующие объекты: с кадастровым номером ….., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, виды разрешенного использования: нежилое (нежилое помещение), площадью 17.9 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 06, расположенное по адресу: …. (запись о регистрации 29.09.2015 года, № ….);
с кадастровым номером …., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, виды разрешенного использования: нежилое (нежилое помещение), площадью 15.8 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 06, расположенное по адресу: …. (запись о регистрации 29.09.2015 года, № ….);
с кадастровым номером …., назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, виды разрешенного использования: нежилое (нежилое помещение), площадью 402.1 кв.м., номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 03, расположенное по адресу: …. (запись о регистрации 29.09.2015 года, № …..);
Согласно договору купли-продажи объект недвижимости с кадастровым номером ….., площадью 43 кв.м, принадлежащий продавцу ОАО «Ставропольводпроект» на основании решения о разделении объекта недвижимости от 12 апреля 2015 года, продан И.А.Г. 17 июля 2019 года.
Из сведений Единого государственного реестра недвижимости следует, что указанный объект недвижимости, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, виды разрешенного использования: нежилое (нежилое помещение), номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 06, местоположение: ….., принадлежит на праве собственности И.А.Г., запись о регистрации №….., 24.07.2019 года).
На основании договора купли-продажи от 17 июля 2019 года в собственность Г.Л.А. перешел принадлежащий ОАО «Ставропольводпроект» на основании решения о разделении объекта недвижимости от 12 апреля 2015 года, объект недвижимости с кадастровым номером …., площадью 14.4 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, виды разрешенного использования: нежилое (нежилое помещение), номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 06, местоположение: ….., запись о регистрации ….., 24.07.2019 года.
В соответствии с договором купли-продажи от 19 октября 2019 года объект недвижимости с кадастровым номером …., площадью 42.9 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: помещение, виды разрешенного использования: нежилое (нежилое помещение), номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 06, местоположение: ….., принадлежащий ОАО «Ставропольводпроект» на основании решения о разделении объекта недвижимости от 12 апреля 2015 года, продан З.С.И. (запись о регистрации права собственности ….., 20.11.2019 года
Из представленной в материалы дела Выписки из Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимости с кадастровым номером ….., имеет следующие характеристики: площадь 14.8 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: помещение, виды разрешенного использования: нежилое (нежилое помещение), номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 08, местоположение: …... С 11.04.2019 года находится в собственности И.Н.В., государственная регистрация № …...
Объект недвижимости с кадастровым номером … имеет следующие характеристики: площадь 320.7 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: нежилое помещение, виды разрешенного использования: нежилое (нежилое помещение), номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 08, местоположение: …..
Объект недвижимости с кадастровым номером ….. имеет следующие характеристики: площадь 33.3 кв.м, назначение: нежилое помещение, наименование: помещение, виды разрешенного использования: нежилое (нежилое помещение), номер, тип этажа, на котором расположено помещение, машино-место: этаж № 05, местоположение: …...
Вышеуказанные объекты недвижимости находятся в здании с кадастровым номером …., наименование: административно-торговое, назначение: нежилое здание.
Понятие «торгового объекта» приведено в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года № 582-ст.
Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
К объектам материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок относятся базы, склады, прочие объекты складского назначения различного профиля, камеры хранения, предприятия материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок. К объектам же торговли относятся магазины, торговые комплексы, торгово-развлекательные центры, ярмарки, рынки открытые и закрытые, выставки товаров, художественные салоны, магазины оптовой и мелкооптовой торговли.
В материалы дела сторонами представлены два акта обследования ГБУ СК «Ставкрайимущество» №12-2333 от 09 ноября 2018 года указанного объекта недвижимого имущества, площадью 6 478.6 кв.м, наименование: административно-торговое, назначение: нежилое здание, из одного из которых следует, что в допуске на объект отказано, при визуальном осмотре в здании имеются торговые площади. Объект недвижимости с кадастровым номером ….. расположен на земельном участке с кадастровым номером ….., площадью 159 кв.м., вид разрешенного использования: торговля.
Из другого акта обследования от 09 ноября 2018 года № 12-2333 усматривается, что торговых объектов в здании - 17,2%, объектов бытового обслуживания - 19,4%, офисов и сопутствующей инфраструктуры - 63,4%. Акт составлен на основании обследования торговых помещений и данных учетно-технической документации. Здание используется как торгово-офисное и бытового обслуживания. При обследовании выявлены торговые помещения.
Вместе с тем, одно лишь наименование здания «административно-торговое» не свидетельствует о возможности отнесения объекта к объектам торговли без установления помещений, поименованных в абзацах вторых подпунктов 2 пунктов 3, 4 и абзаце третьем пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, площадь которых составляет более 20 процентов площади здания.
Базовыми данными для определения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как их кадастровая стоимость, служат сведения, указанные в Едином государственном реестре недвижимости. При этом, представленная информация подлежит дальнейшему корректированию в случае выявленных разночтений.
Обязанность надлежащего установления признаков отнесения объектов недвижимого имущества к числу тех, в отношении которых налоговая база определяется, исходя из их кадастровой стоимости, лежит исключительно на административном ответчике по данному спору - Министерстве имущественных отношений Ставропольского края.
Согласно технической документации и выпискам из ЕГРН спорные помещения, включенные в Перечни, имеют назначение и наименование – «нежилое помещение», а их фактическое обследование, мероприятия по определению вида фактического использования до включения в Перечни не проводилось.
Помещения с кадастровыми номерами ….. фактическими являются уборной, пожарным выходом и коридором.
Такие помещения не указаны Национальным стандартом ГОСТ Р 51303-2013 в составе торговых либо подсобных помещений, что исключает их отнесение к объектам, установленным ст. 378.2 НК РФ.
Иные помещения представляют собой нежилые помещения, в которых ОАО «Ставропольводпроект» осуществляет свою деятельность.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ деятельностью ОАО «Ставропольводпроект» является деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирований, управления проектами строительства, выполнения строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях.
Изложенное свидетельствует о том, что торговую деятельность административный истец не осуществляет, а помещения, включенные в оспариваемые пункты Перечней, фактически не используются в качестве объектов торгового назначения.
В спорном здании отсутствуют торговые залы, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, а также прохода покупателей.
Расположенные в нежилом здании кабинеты не соответствуют условиям для целей статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку термин «кабинет» не является тождественным термину «офис».
Расположенные в данном здании помещения не являются помещениями торгового, административно-делового центра (комплекса) или объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Акты обследования от 09 ноября 2018 года также не свидетельствует об использовании здания в качестве объектов, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. В актах отсутствуют сведения о фактическом использовании помещений, входящих в состав здания, произведен только внешний визуальный осмотр здания.
Таким образом, включение спорных помещений в оспариваемые Перечни не обусловлено их фактическим использованием.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером ….. однозначно не предполагает размещения на нем административно-делового центра. В связи с чем, содержание вида разрешенного использования земельного участка должно быть обусловлено фактическим использованием объекта недвижимости, расположенного на таком земельном участке.
Административным ответчиком, на которого в силу закона возложена обязанность доказать законность включения объектов в оспариваемые Перечни, относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие указанных выше помещений условиям, определенным Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимых для их включения в Перечни, не представлено.
Доказательств фактического использования помещений спорного здания в целях размещения торговых объектов в материалах дела не имеется. Мероприятий по определению фактического использования здания и помещений в нем на день утверждения Перечней административным ответчиком не проводилось.
Проанализировав фактические обстоятельства по делу, содержание представленных в материалы дела документов, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имевшиеся у Министерства имущественных отношений Ставропольского края сведения не позволяли с достоверностью определить нежилые здания как объекты торговли, в связи с чем, оснований для включения их в оспариваемые Перечни не имелось.
Учитывая изложенное, а также предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий, неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового Кодекса Российской Федерации), спорные нежилые помещения подлежит исключению из Перечней, поскольку на период рассмотрения судом настоящего административного иска, объекты недвижимости не соответствует критериям, поименованным в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, требования административного истца в части необоснованности включения в Перечни на 2018-2021 годы спорных помещений подлежат удовлетворению.
Разрешая иск в части даты признания оспариваемого нормативного акта недействующим, суд полагает обоснованными и требования о признании недействующим в оспариваемой части нормативно-правового акта со дня его принятия по следующим основаниям.
Согласно статье 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение, в том числе, об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Исходя из положений части 1 и 2 статьи 383 НК РФ, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта Российской Федерации не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 382 настоящего Кодекса.
В данном случае, включение спорного объекта в Перечни произведены в целях налогообложения на 2018, 2019, 2020, 2021 годы обязанность по уплате налога сохраняется.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Поскольку оспариваемые нормативные акты имеют ограниченный срок действия (на один год – 2018, 2019, 2020, 2021), признание отдельных его положений недействующими с момента принятия нормативного правового акта, будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административные исковые требования открытого акционерного общества «Ставропольводпроект» к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о признании недействующими в части нормативных правовых актов – удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденного приказом от 27 декабря 2017 года №1122, в части включения в пункт 5249 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5250 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5252 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5253 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5255 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5256 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5257 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5258 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5263 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5264 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 5266 объекта недвижимости с кадастровым номером …., расположенных по адресу: …..
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2018 года №985, в части включения в пункт 3634 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3635 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3637 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3638 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3640 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3641 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3642 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3643 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3648 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3649 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 3651 объекта недвижимости с кадастровым номером …., расположенных по адресу: …..
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год», утвержденного приказом от 27 декабря 2019 года № 1317, в части включения в пункт 6841 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6842 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6844 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6846 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6854 объекта недвижимости с кадастровым номером …., расположенных по адресу: …...
Признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год, утвержденного приказом от 28 декабря 2020 года №1462 в части включения в пункт 6870 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6871 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6873 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6875 объекта недвижимости с кадастровым номером …., в пункт 6883 объекта недвижимости с кадастровым номером …., расположенных по адресу: …..
Министерству имущественных отношений Ставропольского края опубликовать сообщение о настоящем судебном решении в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте, на котором были опубликованы оспоренные нормативные правовые акты.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 17.09.2021 года.
Председательствующий судья М.М. Товчигречко