ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-72/17 от 27.11.2017 Калужского областного суда (Калужская область)

Дело №3а-72/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 ноября 2017 года, город Калуга

Калужский областной суд в составе:

председательствующего судьи Сычева Ю.В.,

при секретаре Демешиной А.Н.,

с участием прокурора Земскова А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Дементьевой Лидии Вячеславовны к Сельской Думе муниципального образования сельское поселение «Деревня Колыхманово» Юхновского района Калужской области об оспаривании нормативного правого акта в части,

УСТАНОВИЛА:

решением Сельской Думы муниципального образования сельское поселение «Деревня Колыхманово» Юхновского района Калужской области от 19 ноября 2014 года № 69 установлен на территории муниципального образования сельское поселение «Деревня Колыхманово» налог на имущество физических лиц.

Пунктом 3 указанного решения Сельской Думы МО сельское поселение «Деревня Колыхманово» от 19 ноября 2014 года № 69 для таких объектов налогообложения как жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место), единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здания, строение, сооружение, помещение, суммарной инвентаризационной стоимостью объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор, установлены следующие налоговые ставки налога на имущество физических лиц: до 300 000 руб. включительно – ставка налога 0,1%; свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. включительно – ставка налога 0,2%; свыше 500 000 руб. до 700 000 руб. – ставка налога 0,5%; свыше 700 000 руб. до 1 000 000 руб. включительно – ставка 1%; свыше 1 000 000 руб. до 1 500 000 руб. – ставка налога 1,5%; свыше 1 500 000 руб. – ставка налога 2%.

Решение Сельской Думы МО Сельское поселение «Деревня Колыхманово» от 19 ноября 2014 года № 69 подписано Главой муниципального образования сельское поселение «Деревня Колыхманово» и вступило в силу - с 01 января 2015 года.

Дементьева Л.В. обратилась в Калужский областной суд с административным исковым заявлением к Сельской Думе МО сельское поселение «Деревня Колыхманово» Юхновского района Калужской области, в котором, с учетом последующего уточнения заявленных требований, просила признать недействующим с даты принятия пункт 3 Решения Сельской Думы муниципального образования сельское поселение «Деревня Колыхманово» Юхновского района Калужской области № 69 от 19 ноября 2014 года «О налоге на имущество физических лиц».

В обоснование заявленных требований Дементьева Л.В. сослалась, по сути, на то, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Решением Сельской Думы МО сельское поселение «Деревня Колыхманово» № 69 от 19 ноября 2014 года в части установления размера ставки налога в 2% нарушены ее права как плательщика налога на имущество физических лиц, поскольку применение такой максимальной ставки налога возлагает на нее обязанность платить завышенный налог на имущество физических лиц.

В подтверждение этому Дементьева Л.В. сослалась на факт предъявления ей налогового уведомления об уплате завышенного налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 49 267, 00 руб., исходя из налоговой базы, рассчитанной из инвентаризационной стоимости, в размере 2 463 354 руб. и размера налоговой ставки 2% (л.д.<данные изъяты>).

Считает, что пункт 3 оспариваемого решения, устанавливающий размеры ставок налога на имущество физических лиц, противоречит положениям подпункта 2 пункта 6 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представитель административного истца Дементьевой Л.В. адвокат Кирюшкин В.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель административного ответчика - Сельской Думы МО сельское поселение «Деревня Колыхманово», заинтересованных лиц - Администрации муниципального образования сельское поселение «Деревня Колыхманово», Главы муниципального образования сельское поселение «Деревня Колыхманово», Половцева С.Б. возражала против удовлетворения заявленных требований.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица - Межрайонной ИФНС России № 2 по Калужской области.

Выслушав объяснения явившихся участников процесса, заключение прокурора, полагавшего оставить без удовлетворения заявленные требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п.3 ст.47 Устава муниципального образования сельское поселение «Деревня Колыхманово» Юхновского района Калужской области нормативные правовые акты Сельской Думы, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, могут быть внесены на рассмотрение Сельской Думы только по инициативе Главы местной администрации или при наличии заключения Главы местной администрации.

Установлено, что проект оспариваемого решения от 19 ноября 2014 года № 69 внесен на рассмотрение Сельской Думы МО сельское поселение «Деревня Колыхманово» 06 ноября 2014 года и.о. Главы администрации МО сельское поселение «Деревня Колыхманово» ФИО8

В соответствии с п.49 названного выше Устава, официальным опубликованием муниципального правового акта считается: первая публикация муниципального правового акта в районной газете «Юхновские вести», распространяемой на территории сельского поселения; первое вывешивание в специально отведенных местах на территории сельского поселения.

Установлено, что оспариваемое решение Сельской Думы МО сельское поселение «Деревня Колыхманово» официально опубликовано в газете «Юхновские вести» № 136 от 24 ноября 2014 года (л.д.<данные изъяты>) и обнародовано 19 ноября 2014 года путем вывешивания на информационном стенде по адресу: Калужская область, Юхновский район, д.Колыхманово, д.16.

Таким образом, оспариваемое решение Сельской Думы МО сельское поселение «Деревня Колыхманово» от 19 ноября 2014 года № 69 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, без нарушения порядка его принятия и опубликования.

Согласно ч.1 п.2, ч.3 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся, в том числе, установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения.

В силу ст.15 Налогового кодекса Российской Федерации к местным налогам и сборам отнесен налог на имущество физических лиц.

В соответствии со ст.399 Налогового кодекса РФ налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (п.1).

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 32 настоящего Кодекса, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой (п.2).

Согласно ст.402 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (абз.1 п.1).

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества (абз. 2 п.1).Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ устанавливает в срок до 01 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абз. 3 п.1).

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи (п.2).

В соответствии со ст.404 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 года.

В силу ст.406 Налогового кодекса РФ налоговые ставки налога на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи (п.1).

В случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости налоговые ставки устанавливаются на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), расположенных в пределах одного муниципального образования, в следующих пределах: умноженная на коэффициент-дефлятор суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения до 300 000 руб. включительно – ставка налога до 0,1% включительно; свыше 300 000 руб. до 500 000 руб. включительно – свыше 0,1% до 0,3% включительно; свыше 500 000 руб. – свыше 0,3% до 2% включительно (п.4).

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от: кадастровой стоимости объекта налогообложения (суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов); вида объекта налогообложения; места нахождения объекта налогообложения; видов территориальных зон, в границах которых расположен объект налогообложения (п.5).

Согласно пункту 6 статьи 406 Налогового кодекса РФ, если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, налогообложение производится:

1) в случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения – по налоговым ставкам, указанным в пункте 2 настоящей статьи;

2) в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения – по налоговой ставке 0,1% в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 руб. включительно и по налоговой ставке 0,3% в отношении остальных объектов.

Установлено, что Дементьева Л.В. является собственником жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и ей налоговым органом предъявлено налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц в отношении указанного объекта налогообложения за 2015 год в размере 49 267, 00 руб., исходя из налоговой базы, рассчитанной из инвентаризационной стоимости, в размере 2 463 354 руб. и размера налоговой ставки 2% (л.д.<данные изъяты>).

Из вышеприведенных нормативных положений следует, что до принятия соответствующего решения субъектом Российской Федерации об установлении единой даты начала применения порядка исчисления налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта, налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из инвентаризационной стоимости.

Законом Калужской области от 28 февраля 2017 года № 165-ОЗ установлена единая дата начала применения на территории Калужской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения – 01 января 2018 года.

Таким образом, установление оспариваемым пунктом 3 решения Сельской Думы МО сельское поселение «Деревня Колыхманово» от 19 ноября 2014 года № 69 размера налоговой ставки в 2% (для объектов налогообложения суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор), не превышает предельный размер налоговой ставки, установленной пунктом 4 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 6 статьи 406 Налогового кодекса РФ, на противоречие которому оспариваемого положения решения Сельской Думы административный истец ссылается, регламентируется ситуация, когда на территории муниципального образования нормативным правовым актом представительного органа введен налог на имущество физических лиц, но в самом этом акте не определены налоговые ставки. То в таком случае применяются положения пункта 6 названной статьи, определяющие размеры ставок налога в зависимости от порядка определения налоговой базы.

В рассматриваемой ситуации вступившим в силу с 01 января 2015 года решением Сельской Думы «О налоге на имущество физических лиц» установлены на территории муниципального образования ставки налога на имущество физических лиц в соответствующих размерах от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

Оспариваемый пункт 3 решения Сельской Думы от 19 ноября 2014 года № 69, устанавливающий размеры ставок налога на имущество физических лиц, которые не превышают предельных их размеров, определенных на федеральном уровне, нельзя считать противоречащим положениям пункта 6 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации, и он права административного истца не нарушает.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

Поскольку решение Сельской Думы от 19 ноября 2014 года № 69 в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, права административного истца не нарушает, в удовлетворении административного искового заявления следует отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Дементьевой Лидии Вячеславовны о признании недействующим со дня принятия пункта 3 решения Сельской Думы муниципального образования сельское поселение «Деревня Колыхманово» Юхновского района Калужской области от 19 ноября 2014 года № 69 «О налоге на имущество физических лиц» - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Калужский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Ю.В.Сычев