ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 3а-72/2020
УИД 75OS0000-01-2020-000138-33
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 октября 2020 года г. Чита
Забайкальский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.,
при секретаре Никифоровой Е.В.,
с участием:
прокурора отдела прокуратуры Забайкальского края Камратовой А.Г.,
представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «Авангард плюс» ФИО1,
представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Авангард плюс» о признании не действующими приложений № 1 и № 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард Плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», на 2019-2021 годы»,
установил:
приложением № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (далее – РСТ Забайкальского края) от 23 августа 2019 года № 180-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Авангард плюс» (далее – ООО «Авангард плюс», Общество) потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», на 2019-2021 годы (далее также – приказ № 180-НПА).
Приложением № 2 к приказу № 180-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», с использованием метода индексации установленных тарифов, на 2019-2021 годы.
Приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 631-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард Плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» (далее – приказ № 631-НПА) в приказ РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА внесены изменения, таблица приложения № 1 к приказу изложена в новой редакции.
Данные нормативные правовые акты опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 23 августа 2019 года и 24 декабря 2019 года соответственно.
ООО «Авангард плюс» в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилось в Забайкальский краевой суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемый приказ принят административным ответчиком с нарушением положений Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пункта 51 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, поскольку РСТ Забайкальского края при определении тарифов на 2019 год неправомерно уменьшила размер базового уровня операционных расходов, установленного концессионным соглашением от 16 января 2019 года № 1 в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края.
В нарушение требований законодательства по состоянию на 15 февраля 2020 года решение об установлении тарифов на 2019-2022 годы с приложением протокола органом регулирования не опубликовано, в адрес административного истца не направлено.
Кроме того, как указывал административный истец, осуществляя корректировку долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2020 год, РСТ Забайкальского края в нарушение пунктов 37, 28, 40 подпункта «б» пункта 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения занизила стоимость угля с доставкой до 2 542,52 руб. за тону, в то время как административный истец представил в адрес РСТ Забайкальского края документы, подтверждающие стоимость угля с доставкой в размере 3 000 руб. за тонну на основании договора № 3/2019 на поставку угля от 6 сентября 2019 года, а также необоснованно исключила в полном объеме расходы организации по статье «общий нормативный запас топлива», размер которого утвержден распоряжением Министерства жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, цифровизации и связи Забайкальского края от 18 декабря 2019 года № 215-р «Об утверждении нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии ООО «Забайкальский тепловик», расположенных на территории Забайкальского края».
С учетом изложенного, полагая, что тарифы на теплоснабжение с момента издания оспариваемого приказа РСТ Забайкальского края являются необоснованными, сформированными без соблюдения норм, регламентирующих тарифное регулирование, не возмещают расходы и не обеспечивают надлежащее исполнение условий концессионного соглашения, содержание и эксплуатацию объектов теплоснабжения, административный истец просил суд признать не действующими со дня принятия приложения № 1, № 2 к приказу РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард Плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», на 2019-2021 годы», с возложением обязанности принять заменяющий нормативный правовой акт.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Авангард плюс» ФИО1 заявленные требования поддержала, указав, что предметом оспаривания является приказ РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА, ссылаясь на необоснованное снижение РСТ Забайкальского края базового уровня операционных расходов и неопубликование решения об установлении тарифов с приложением протокола заседания. Пояснила, что приказ РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 631-НПА, вносящий корректировку тарифов, установленных приказом РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА, административным истцом не оспаривается, сведения о занижении органом регулирования объема и стоимости угля при внесении корректировки в административном исковом заявлении изложены для сведения.
Представитель административного ответчика РСТ Забайкальского края ФИО2 в удовлетворении заявленных требований просила отказать, пояснив, что при установлении тарифов для ООО «Авангард плюс» РСТ Забайкальского края в установленном порядке рассчитала уровень операционных расходов организации и выявила, что базовый уровень операционных расходов, содержащийся в концессионном соглашении от 16 января 2019 года № 1, является экономически необоснованным, в связи с чем установила долгосрочные параметры регулирования в части базового уровня операционных расходов в ином размере.
В письменном отзыве руководителя РСТ Забайкальского края ФИО3 мотивы, по которым РСТ Забайкальского края был снижен базовый уровень операционных расходов, установленных концессионным соглашением от 16 января 2019 года № 1, не приведены, изложены лишь обстоятельства принятия приказа РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 631-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард Плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», который административным истцом не оспаривается.
Административный ответчик Администрация Губернатора Забайкальского края, заинтересованное лицо администрация городского поселения «Курорт-Дарасунское», надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителей не направили.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованных лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Согласно пункту 1 части 2 статьи 5, пункту 1 части 3 статьи 7 указанного закона установление тарифов в сфере теплоснабжения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В силу пункта 4 части 1 статьи 8 закона регулированию, в частности, подлежат тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
На территории Забайкальского края в соответствии с пунктами 1, 13.2.10 Положения о Региональной службе по тарифам и ценообразованию Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 № 196, соответствующими полномочиями по принятию нормативных правовых актов об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделена Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края.
Действуя в пределах своих полномочий, РСТ Забайкальского края издала приказ от 23 августа 2019 года № 180-НПА, которым установила тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард Плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» на 2019-2021 годы с календарной разбивкой согласно приложению № 1, а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард Плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», с использованием метода индексации установленных тарифов, на 2019-2021 годы согласно приложению № 2.
Приказом РСТ Забайкальского края 20 декабря 2019 года № 631-НПА «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард Плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» в приказ РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА внесены изменения, таблица приложения № 1 изложена в новой редакции.
Приказы РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА, от 20 декабря 2019 года № 631-НПА были приняты на заседании Правления РСТ Забайкальского края, что подтверждается выписками из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 42 и от 20 декабря 2019 года № 93, с учетом экспертных заключений по установлению долгосрочных тарифов, их корректировки.
Согласно приказу РСТ Забайкальского края от 30 июля 2019 года № 179 в состав Правления РСТ Забайкальского края входят: М.Е.А., Ч.И.В., П.М.В., О.Д.А., Г.Е.А., Ю.О.В., Б.Ю.А., Я.Т.И. Из выписки из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 42 следует, что на заседании Правления присутствовали М.Е.А., П.М.В., Ч.И.В., Ю.О.В., И.И.В., О.Д.А., Б.Ю.А., всего 7 человек, при этом за принятие оспариваемого приказа проголосовало 6 человек, против – 0. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указание в выписке из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 42 как члена Правления И.И.В., не входящей согласно приказу РСТ Забайкальского края от 30 июля 2019 года № 179 в состав Правления РСТ Забайкальского края, однозначно не свидетельствует о неправомочности состава Правления РСТ Забайкальского края по рассмотрению дела об установлению тарифов и принятию оспариваемого нормативного правового акта.
Доводы административного истца о том, что в нарушение пунктов 23, 24 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 7 июня 2013 года № 163, решение об установлении тарифов с приложением протокола не было размещено на официальном сайте РСТ Забайкальского края в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не направлено в адрес ООО «Авангард плюс», не свидетельствуют о нарушении порядка опубликования нормативных правовых актов.
Приказы РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА, от 20 декабря 2019 года № 631-НПА официально опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф) 23 августа 2019 года и 24 декабря 2019 года.
С учетом изложенного, оснований полагать процедуру принятия нормативного правового акта, порядка опубликования и введения в действие нарушенными не усматривается.
В оспариваемом административным истцом приложении № 1 к приказу РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА установлены тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», которые составили для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, и для населения соответственно с момента вступления в силу приказа по 31 декабря 2019 года 4 169,67 и 2 895,55 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2020 года – 4 169,67 и 2 895,55 руб./Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2020 года – 4 169,67 и 3 011,37 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2021 года – 4 169,67 и 3 011,37 руб./Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 4 169,67 и 3 131,82 руб./Гкал.
В приложении № 2 к приказу РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА установлены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард Плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», с использованием метода индексации установленных тарифов, на 2019-2021 годы, в соответствии с которым базовый уровень операционных расходов на 2019 год установлен в размере 7 310,39 тыс.руб.
В соответствии с приказом РСТ Забайкальского края от 20 декабря 2019 года № 631-НПА тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения, и для населения соответственно составили: с 1 июля по 31 декабря 2019 года 4 169,67 и 2 895,55 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2020 года – 4 007,09 и 2 895,55 руб./Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2020 года – 4 007,09 и 3 020,06 руб./Гкал, с 1 января по 30 июня 2021 года – 3 518,14 и 3 020,06 руб./Гкал; с 1 июля по 31 декабря 2021 года – 3 518,14 и 3 149,92 руб./Гкал.
Оценив содержание нормативного правового акта в оспариваемой части, суд приходит к следующим выводам.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования тарифов), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении» (далее – Правила установления долгосрочных параметров регулирования), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э.
Согласно части 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении расчет тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется следующим методами: 1) метод экономически обоснованных расходов (затрат); 2) метод индексации установленных тарифов; 3) метод обеспечения доходности инвестированного капитала; 4) метод сравнения аналогов.
Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения. Порядок применения методов регулирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении).
Согласно части 2.2 статьи 9 Закона о теплоснабжении в отношении организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения и эксплуатацию объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по договору аренды данных объектов или по концессионному соглашению, орган регулирования принимает решение о выборе метода регулирования тарифов, соответствующего методу, предусмотренному конкурсной документацией и согласованному в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и настоящим Федеральным законом. При принятии органом регулирования решения о выборе метода регулирования тарифов, соответствующего предусмотренному конкурсной документацией методу, указанное в части 2 настоящей статьи согласование с федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения не требуется.
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, метода индексации установленных тарифов, метода сравнения аналогов осуществляется на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, устанавливаемых на долгосрочный период регулирования (на срок не менее чем пять лет или при установлении впервые указанных цен (тарифов) не менее чем три года) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Цены (тарифы) в сфере теплоснабжения при осуществлении их государственного регулирования на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устанавливаются в порядке, предусмотренном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Как установлено в пункте 51 Основ ценообразования, долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются, за исключением случая их пересмотра в рамках исполнения предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации», и за исключением случаев, предусмотренных подпунктами «и» - «л» пункта 7 Правил регулирования цен (тарифов).
Для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, и значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях», либо в случае заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.
Согласно части 12.1 статьи 10 Закона о теплоснабжении в случае, если долгосрочные параметры государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением или договором аренды, объектом которых являются объекты теплоснабжения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласованы с органом регулирования, он обязан использовать их в качестве долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при формировании тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и с учетом особенностей, установленных частью 7.1 статьи 29 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО «Авангард плюс» осуществляет услуги по теплоснабжению на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» с использованием объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности и переданных обществу на основании концессионного соглашения от 16 января 2019 года № 1 (далее – Концессионное соглашение № 1), заключенного с администрацией городского поселения «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район» Забайкальского края и Забайкальским краем в лице временно исполняющего обязанности Губернатора Забайкальского края. Срок реконструкции и модернизации объекта соглашения, а также срок осуществления концессионером деятельности установлен в течение 4 лет со дня подписания сторонами акта приема-передачи (пункты 9.2, 9.3 Концессионного соглашения № 1). Инициатором заключения концессионного соглашения являлось ООО «Авангард плюс», что следует как из содержании самого концессионного соглашения, так и из письма РСТ Забайкальского края от 29 августа 2018 года № 03/4167 о согласовании долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, расположенных на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», представленном ООО «Авангард плюс», выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения (л.д. 30-33 т. 1).
Согласно пункту 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» концессионное соглашение помимо предусмотренных частями 1, 1.1 настоящей статьи и статьей 42 настоящего Федерального закона существенных условий может содержать иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в том числе порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавок к ценам (тарифам), долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, согласованные в установленном Правительством Российской Федерации порядке с органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование цен (тарифов) в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения относятся динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг, размер инвестированного капитала, норма доходности инвестированного капитала, срок возврата инвестированного капитала, показатели энергосбережения, энергетической эффективности и иные долгосрочные параметры такого регулирования, определенные основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 12 статьи 10 Закона о теплоснабжении).
Согласно пункту 75 Основ ценообразования к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относятся: базовый уровень операционных расходов; динамика изменения расходов, связанных с поставками соответствующих товаров, услуг (индекс эффективности операционных расходов); нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.); показатели энергосбережения и энергетической эффективности - если в отношении регулируемой организации утверждена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и (или) если показатели энергосбережения и энергоэффективности предусмотрены в концессионном соглашении в отношении объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или договоре аренды указанных объектов; динамика изменения расходов на топливо, устанавливаемая в целях перехода от одного метода распределения расхода топлива к другому методу, - если орган регулирования применяет понижающий коэффициент на переходный период в соответствии с Правилами распределения расхода топлива.
В соответствии с пунктом 96(1) Правил регулирования тарифов орган регулирования осуществляет согласование значений долгосрочных параметров регулирования и метода регулирования тарифов, содержащихся в предложении о заключении концессионного соглашения, представленном лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения, на основании заявления органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации, субъектом Российской Федерации либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, и приложенных к нему документов, материалов и сведений, предусмотренных пунктом 96(4) настоящих Правил.
Уровень операционных расходов, установленный на первый год долгосрочного периода регулирования, является базовым уровнем операционных расходов (пункт 2 Основ ценообразования). Операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. Операционные расходы включают в себя: расходы на приобретение сырья и материалов; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда; расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями; расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг; расходы на служебные командировки; расходы на обучение персонала; лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств (пункты 73, 59, 58 Основ ценообразования).
Как установлено в пункте 12 Правил установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Федерального закона «О теплоснабжении», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, в случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, орган регулирования при расчете тарифов применяет долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера или арендатора, установленные концессионным соглашением или договором аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и Федеральным законом «О теплоснабжении».
В соответствии с пунктами 4.12, 8.1 концессионного соглашения № 1 регулирование тарифов на оказываемые концессионером услуги осуществляется в соответствии с методом индексации установленных тарифов. Долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию устанавливает Региональная служба по тарифам и ценообразованию Забайкальского края (Приложение № 5).
Порядок и условия установления и изменения цен (тарифов) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера, согласованные с органами исполнительной власти, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов) (пункт 8.4). Согласно пункту 16.1 концессионного соглашения № 1 орган исполнительной власти Забайкальского края в сфере регулирования тарифов устанавливает цены (тарифы) на оказываемые концессионером услуги исходя, в том числе из определенных настоящим соглашением долгосрочных параметров регулирования деятельности, указанных в приложении № 5.
Забайкальский край, участвующий в настоящем соглашении, несет, в том числе обязанность по установлению тарифов в соответствии с долгосрочными параметрами регулирования деятельности концессионера и методом регулирования тарифов, установленных настоящим соглашением (пункт 1.1 концессионного соглашения №1) (л.д. 18-24 т. 1).
В приложении № 5 к концессионному соглашению № 1 установлены в числе прочих долгосрочные параметры регулирования деятельности Концессионера в отношении объектов теплоснабжения. Так, базовый уровень операционных расходов составил на 2019 год в размере 8 694,81 тыс. руб., на 2020 год – 8 952,17 тыс. руб., на 2021 год – 9 217,16 тыс. руб., на 2022 год – 9 489,99 тыс. руб. (л.д. 27 т. 1).
Долгосрочные параметры регулирования ООО «Авангард плюс» и метод регулирования тарифов при заключении концессионного соглашения в установленном Правилами регулирования тарифов порядке были согласованы с РСТ Забайкальского края, что подтверждается письмом РСТ Забайкальского края от 29 августа 2018 года № 03/4167, содержащим значения долгосрочных параметров регулирования, в том числе базовый уровень операционных расходов на 2018-2022 годы (л.д. 30-33 т. 1).
Как следует из оспариваемого приказа РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА и экспертного заключения по расчету долгосрочных тарифов на коммунальные услуги, поставляемые ООО «Авангард плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», на 2019-2021 годы расчет тарифов произведен с применением метода индексации установленных тарифов, базовый уровень операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования определен с применением метода экономически обоснованных расходов, что соответствует Правилам установления долгосрочных параметров регулирования.
Вместе с тем размер базового уровня операционных расходов на первый год долгосрочного периода регулирования составил 7 310 386 руб.
В силу пунктов 29, 32, 33 Правил регулирования тарифов в сфере теплоснабжения орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями. При этом экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования. Протокол заседания правления (коллегии) органа регулирования является неотъемлемой частью решения органа регулирования об установлении цен (тарифов) и включает основные плановые (расчетные) показатели на расчетный период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования), в том числе величину необходимой валовой выручки регулируемых организаций, использованную при расчете установленных тарифов, и основные статьи расходов по регулируемым видам деятельности в соответствии с Основами ценообразования; основания, по которым отказано во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, с указанием таких расходов и их величины.
Между тем каких-либо сведений о значениях долгосрочных параметров регулирования, в том числе о размере базового уровня операционных расходов, установленных в концессионном соглашении и согласованных РСТ Забайкальского края, о необоснованности расчета ранее согласованных долгосрочных параметров регулирования тарифов и их изменении ни экспертное заключение, ни выписка из протокола заседания Правления РСТ Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 42 не содержат.
В соответствии с абзацем третьим пункта 51 Основ ценообразования, в случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов).
Как установлено судом, соглашение об изменении долгосрочных параметров регулирования между сторонами концессионного соглашения достигнуто не было, предварительного согласия на изменение значений долгосрочных параметров регулирования тарифов в порядке, установленном в разделе X Правил регулирования тарифов, РСТ Забайкальского края не представляло.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу, что установленные для ООО «Авангард плюс» РСТ Забайкальского края тарифы на тепловую энергию (мощность) нельзя признать обоснованными, сформированными на основании норм, регламентирующих тарифное регулирование, в том числе в случае, когда долгосрочные параметры регулирования тарифов (долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера) установлены концессионным соглашением и были согласованы органом регулирования тарифов.
Доводы РСТ Забайкальского края о том, что в рамках тарифной сессии при установлении тарифов уровень операционных расходов был пересчитан в связи с некорректностью такого уровня, установленного в концессионном соглашении, не могут быть признаны обоснованными при отсутствии какого-либо подтверждения этому материалами тарифного дела, экспертным заключением. При этом, как пояснила представитель РСТ Забайкальского края ФИО2, установление тарифов на основании значений долгосрочных параметров регулирования, отличных от таких значений, установленных в концессионном соглашении, действующим законодательством не допускается.
При установленных обстоятельствах, оспариваемые административным истцом тарифы на тепловую энергию (мощность) с момента издания оспариваемого приказа, установленные исходя из неверно определенного базового уровня операционных расходов и как следствие неправильного установления размера необходимой валовой выручки (приложение № 1 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА), а также долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) (приложение № 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА) подлежат признанию недействующими с момента принятия нормативного правового акта.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.
В связи с удовлетворением требований о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим суд, руководствуясь статьями 103, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, полагает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца сумму уплаченной при подаче административного искового заявления государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Авангард плюс» удовлетворить.
Признать не действующими со дня принятия приложения № 1 и № 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард Плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», на 2019-2021 годы».
Обязать Региональную службу по тарифам и ценообразованию Забайкальского края принять новый нормативный правовой акт, заменяющий приложения № 1 и № 2 к приказу Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 23 августа 2019 года № 180-НПА «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую ООО «Авангард Плюс» потребителям на территории муниципального образования городское поселение «Курорт-Дарасунское» муниципального района «Карымский район», на 2019-2021 годы».
Сообщение о решении суда по настоящему делу опубликовать в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале правовой информации исполнительных органов государственной власти Забайкальского края (http://право.забайкальскийкрай.рф).
Взыскать с Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края в пользу общества с ограниченной ответственностью «Авангард плюс» сумму уплаченной государственной пошлины в размере 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Забайкальский краевой суд.
Судья О.Ч. Цыдендамбаева
Решение в окончательной форме изготовлено 14 октября 2020 года.