ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-72/20 от 14.02.2020 Тульского областного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 февраля 2020 года город Тула

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Семеновой Т.Е.,

при секретарях Семенчевой Е.В., Хромовой М.Н.,

с участием прокуроров Лазукиной О.Г., ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-72/2020 по административному исковому заявлению ФИО3 о признании недействующими пункта 2581 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2018 год, пунктов 2650, 2568 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость, на 2019 год,

у с т а н о в и л:

30.11.2017 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 3848 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год».

Данное распоряжение подписано министром имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2017 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2018 год).

В названный Перечень в качестве объекта недвижимого имущества под номером 2581 включен объект недвижимости <...>, принадлежащий ФИО4 на праве собственности.

29.11.2018 года министерством имущественных и земельных отношений Тульской области издано распоряжение № 4954 «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год».

Данное распоряжение подписано заместителем министра имущественных и земельных отношений Тульской области, опубликовано 30.11.2018 года на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru), и согласно его пункту 4 вступило в силу со дня подписания.

Пунктом 1 распоряжения определен Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, согласно приложению (далее - Перечень на 2019 год).

В названный Перечень указанный выше объект недвижимости также вошел под номером 2650.

Также в него пунктом 2568 вошел объект недвижимого имущества <...>, принадлежащий ФИО3

ФИО3 обратился в Тульский областной суд с административным иском о признании недействующими указанных выше распоряжений в части включения в утвержденные ими Перечни объектов <...> и <...>. Сослался на противоречие нормативных актов в оспариваемой части подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, так как объекты не отвечают критериям, установленным данной правовой нормой, имеют назначение «нежилое помещение», фактически не используются для размещения офисов и торговых объектов.

В судебное заседание административный истец не явился, в своем заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие, его представитель по доверенности ФИО5 заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области по доверенности ФИО6 в суде иск не признал. Полагает, что административный истец не подтвердил, что объекты не используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов бытового обслуживания. Кроме того, согласно сведениям ГКН, объект <...> арендован ЗАО «Тандер».

Заинтересованное лицо ФИО4 в суде заявленные ФИО3 административные требования поддержала.

Заинтересованное лицо – администрация м.о. г.Новомовсковск Тульской области представителя в суд не направило, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещено, имеется заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

На основании ч. 5 ст.213 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статья 3, подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 НК РФ).

В силу статьи 400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного Кодекса, которая в подпункте 6 пункта 1 в качестве таковых называет, в том числе, здание и помещение.

Статьей 402 поименованного Кодекса установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого Кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).

Законом Тульской области от 20.11.2014 года № 2219-ЗТО «Об установлении единой даты начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Тульской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2016 года.

В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи.

Как установил суд, оспариваемые распоряжения министерства имущественных и земельных отношений Тульской области опубликованы в соответствии с подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 НК РФ, постановлением правительства Тульской области от 17.02.2014 года № 61 «Об источниках официального опубликования нормативных правовых актов и иной официальной информации правительства Тульской области и органов исполнительной власти Тульской области». Они изданы уполномоченным органом в пределах его компетенции, согласно Положению о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденному Постановлением правительства Тульской области № 452 от 13.10.2016 года (пп. 4 п.8), с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, порядка принятия, правил введения в действие и опубликования, что стороной административного истца в процессе судебного разбирательства не оспаривалось.

Проверяя распоряжения в оспариваемой части на предмет соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В силу подпункта 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, административно-деловым центром или торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что нежилое помещение признается объектом налогообложения, налоговая база которого определяется из его кадастровой стоимости, если данное помещение входит в состав здания (строения, сооружения), обладающего признаками административно-делового центра или торгового центра (комплекса), - на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, либо если данное помещение является самостоятельным видом недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и находится в здании (строении, сооружении), не относящемся ни к административно-деловому центру, ни к торговому центру (комплексу). В первом случае основанием для включения помещения в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, является, среди прочего, предназначение здания для использования или фактическое использование здания, в котором находится данное помещение, в целях размещения торговых объектов, а во втором – предназначение или фактическое использование самого помещения.

Согласно пункту 5, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В силу пункта 9 указанной статьи, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением правительства Тульской области от 05.11.2014 года N 559 утвержден Порядок установления вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, согласно которому вид фактического использования перечисленных объектов определяется министерством имущественных и земельных отношений Тульской области на основании соответствующей информации, представленной органами местного самоуправления Тульской области, при утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно позиции административного ответчика, принадлежащее административному истцу недвижимое имущество включено в Перечни, исходя из данных о его фактическом использовании. Однако суду не представлено доказательств тому, что осмотры объекта, производимые в порядке, установленном законом, предшествовали формированию списков объектов, подлежащих включению в Перечни.

Суду представлены акты обследования объектов ФИО18 и <...> от 15.07.2018 года, 31.07.2019 года, от 15.08.2019 года. Однако, как следует из письма администрации от 14.12.2019 года и самих актов (т.<...>, л.д.<...>), объекты осматривались снаружи, внутренние обмеры помещений, не производились, идентификация помещений, соответственно, с использованием данных технических паспортов, технических планов, не осуществлялась. Кроме того, в акте осмотра помещения <...> от 15.07.2018 года не указаны конкретные объекты (магазины, объекты общественного питания, иные), расположенные в помещении, при этом 100% площади отнесено к торговой. Акты осмотра помещения <...> отношения к данному делу не имеют, поскольку датированы 2019 годом, то есть, составлены после формирования Перечней. ФИО4 в суде отрицала факт обеспечения допуска комиссии в объекты ее супругом (ФИО3). Из актов следует, что собственник при осмотрах не присутствовал.

Как видно из материалов дела, объекты включались ответчиком в Перечни, как торговые объекты, на основании сведений, полученных в порядке информационного взаимодействия, в частности, с органами Росреестра, кадастрового учета, местного самоуправления.

Таким образом, для правильного разрешения заявленных требований суду следует проверить соответствие оспариваемых пунктов Перечней положениям подпунктов 1 или 2 пункта 1, пункта 5 статьи 378.2 НК РФ, устанавливающих критерии отнесения нежилого помещения к объектам налогообложения, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.

Исходя из частей 1 и 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводство Российской Федерации, министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обязано доказать законность включения объекта в оспариваемый перечень объектов недвижимого имущества.

Как видно из материалов дела, объект недвижимости, имеющий кадастровый номер <...>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, - состоит на государственном кадастровом учете с 31.03.2017 года, как имеющий назначение и наименование «нежилое помещение». 07.04.2017 года право собственности на объект зарегистрировано за ФИО3

Объект образован в результате раздела встроенного нежилого помещения <...>, площадью <...> кв.м. Данное помещение было разделено на два: <...> и <...> на основании технического плана от 21.03.2017 года и декларации об объекте. Помещение <...> снято с кадастрового учета, право собственности ФИО3 на него прекращено.

Согласно технической документации (представлен технический паспорт от 26.09.2003 года, соответствующий техническому плану от 21.03.2017 года и сведениям о составе помещения, содержащимся в ЕГРН (раздел 5)), объект состоит из следующих помещений:

помещений первого этажа:

№2, 3, 4 – коридоры, площадями 3.2 кв.м, 9.2 кв.м, 1.9 кв.м,

№5 – кладовая, площадью 0,8 кв.м,

№6, 7– туалеты, площадями 1.5 кв.м,1.0 кв.м,

№8 – комната приема пищи, площадью 4.5 кв.м,

№9 – кабинет, площадью 7.2 кв.м,

№10, 11 – кладовые, площадями 6.7 кв.м,7.8 кв.м,

№12 – лифт, площадью 1 кв.м.

Названные помещения по данным техпаспорта расположены во встроенном нежилом помещении (назначение: «нежилое»).

Объект недвижимости, имеющий кадастровый номер <...>, площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, - состоит на государственном кадастровом учете с 16.05.2018 года, как имеющий назначение и наименование «нежилое помещение». 16.05.2018 года право собственности на объект зарегистрировано за ФИО3

Объект образован в результате раздела встроенного нежилого помещения <...>, площадью <...> кв.м, принадлежавшего ФИО3 Данное помещение было разделено на два: <...> и <...> также на основании технического плана от 26.04.2018 года. Помещение <...> снято с кадастрового учета 07.05.2019 года, право собственности ФИО3 на него прекращено.

Понятие «торгового объекта» приведено в статье 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и пункте 14 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст.

Так, торговый объект - это здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.

В смысле приведенных требований ни одно из перечисленных помещений нельзя отнести к торговым. Понятие «кабинет» также не равнозначно в данном случае понятию «офис».

Помещение не входит в состав иных помещений, по данным ЕГРН находится в пределах многоквартирного жилого дома (<...>). Земельный участок, на котором расположен жилой дом, <...>, имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации жилого дома.

Из изложенного следует, что нежилое помещение <...> на момент его включения в Перечни на 2018 и 2019 годы являлось самостоятельным объектом недвижимости и по своим признакам не относилось к объектам торговли (или объектам административно-делового назначения), состояло из помещений, наименование или назначение которых не предусматривают их использование для соответствующей деятельности.

Согласно технической документации (представлен технический паспорт от 21.09.2005 года, соответствующий техническому плану от26.04.2018 года и сведениям о составе помещения, содержащимся в ЕГРН (раздел 5)), объект состоит из следующих помещений:

помещений первого этажа:

№17 – разгрузочная, площадью 6.6 кв.м,

№1 – склад, площадью 31.8 кв.м,

№2 – коридор, площадью 7 кв.м,

№3 – фасовочная, 23.9 кв.м,

№22 - моечная, 3.2 кв.м,

№19 – моечная, 3.4 кв.м,

№4 – торговый зал, 18.1 кв.м.

В данном случае к торговой площади в приведенном выше понимании можно отнести только площадь торгового зала, которая составляет 19.25 % от общей площади помещения, то есть, менее установленного законом минимально предела.

Помещение не входит в состав иных помещений, по данным ЕГРН находится в пределах многоквартирного жилого дома (<...>). Сведений о земельном участке, занимаемом жилым домом, в ЕГРН отсутствуют.

По данным техпаспорта названные помещения (<...>) расположены во встроено – пристроенном помещении (назначение по данным техпаспорта: «объект торговли»). Однако, поскольку этот первичный объект не являлся самостоятельным отдельно стоящим зданием, факт вхождения в его состав спорного помещения в смысле приведенных норм НК РФ не имеет правового значения.

Из изложенного следует, что нежилое помещение <...> на момент его включения в Перечень на 2019 год являлось самостоятельным объектом недвижимости и по своим признакам не относилось к объектам торговли (или объектам административно-делового назначения), состояло из помещений, торговое назначение которых имеет менее 20% из них от общей площади объекта.

Таким образом, ни вид разрешенного использования земельных участков, в пределах которых находятся помещения, ни предназначение объектов недвижимости и составляющих их частей без установления вида фактического использования и предоставления дополнительных сведений и расчетов о количестве площадей этого объекта, предусматривающих размещение офисов или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, не позволяли отнести данные объекты, к объектам недвижимого имущества, поименованным в пункте 1 ст. 378.2 НК РФ.

Доводы представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области несостоятельны, поскольку бремя доказывания оснований для включения объектов в Перечни возложено не истце, а на ответчике, и сама по себе лишь возможность использовать нежилые помещения для ведения торговли не свидетельствует о правомерности включения объектов в Перечни.

Руководствуясь ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 30 ноября 2017 года № 3848, в части включения в него в пункт 2581 объекта недвижимого имущества – нежилое помещение, <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Признать недействующим с момента принятия Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подп. 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год, утвержденный распоряжением министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от 29 ноября 2018 года № 4954, в части включения в него

в пункт 2650 объекта недвижимого имущества – нежилое помещение, <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,

в пункт 2568 объекта недвижимого имущества – нежилое помещение, <...>, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать министерство имущественных и земельных отношений Тульской области опубликовать сообщение о принятии настоящего решения суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу в газете «Тульские известия» или разместить его в сетевом издании «Сборник правовых актов Тульской области и иной официальной информации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»- http://npatula.ru, либо сетевом издании «Официальный интернет-портал правовой информации» - www.pravo.gov.ru, либо на портале правительства Тульской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (http://tularegion.ru).

Копия настоящего решения или сообщение о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подлежит направлению в Управление Федеральной налоговой службы по Тульской области.

Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Тульский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: