дело № 3а-72/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Верховный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Голикова А.А.
при секретаре Нечаевой Л.И.
с участием прокурора Юдина А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 16 июня 2017 года административное дело по административному исковому заявлению АО «Коми тепловая компания» о признании недействительным приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 13.12.2016 № 10/15-Т «О внесении изменения в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2016 № 42/34 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) потребителям Республики Коми», принятии нового нормативно-правового акта об установлении тарифов на тепловую энергию с учетом отмены изъятия избытков по статье «Фонд оплаты труда», включения расходов на приобретение топлива (мазута), исходя из цены мазута в размере 11483,05 руб./т без НДС (13550 руб./т с НДС), включения расходов на оплату электроэнергии, исходя из тарифа, установленного приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22.12.2016 № 16/11-Т (ред. от 09.02.2017) «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Коми энергосбытовая компания» покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей»,
установил:
АО «Коми тепловая компания» обратилось в Верховный Суд Республики Коми с административным исковым заявлением к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании недействительными: приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16.12.2016 № 12/31-Т; приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 13.12.2016 № 10/21-Т; приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 13.12.2016 № 10/19-Т; приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 13.12.2016 № 10/18-Т; приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 13.12.2016 № 10/17-Т; приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16.12.2016 № 10/36-Т; приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 13.12.2016 № 10/15-Т; приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 13.12.2016 № 10/14-Т.
Определением суда от 23.05.2017 выделены в отдельное производство административные исковые требования акционерного общества «Коми тепловая компания» к Министерству строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми о признании недействительным приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 13.12.2016 № 10/15-Т.
23.05.2017 в суд административным истцом представлено административное исковое заявление, в котором заявлены требования о принятии нового нормативно-правового акта об установлении тарифов на тепловую энергию с учетом отмены изъятия избытков по статье «фонд оплаты труда», включения расходов на приобретение топлива (мазута), исходя из цены мазута в размере 11483,05 руб./т без НДС (13550 руб./т с НДС), включения расходов на оплату электроэнергии, исходя из тарифа, установленного приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22.12.2016 № 16/11-Т (ред. от 09.02.2017) «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Коми энергосбытовая компания» покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей».
В обоснование заявленных требований представителем административного истца в административном исковом заявлении указано, что приказом Службы РК по тарифам от 20.11.2015 № 71/22 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) потребителям Республики Коми» были установлены, в том числе, тарифы на тепловую энергию на период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Приказом Службы РК по тарифам от 20.10.2016 № 42/34 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «КТК» (Койгородский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «КТК» (Койгородский филиал) потребителям Республики Коми» были установлены, в том числе, тарифы на тепловую энергию на период с 01.11.2016 по 31.12.2018.
Данным приказом (с учетом изменений) установлен с 01.11.2016 по 31.12.2018 одноставочный тариф на тепловую энергию (мощность) поставляемую АО «КТК» потребителям Республики Коми, с календарной разбивкой согласно приложению.
При регулировании тарифов на тепловую энергию в отношении общества выбран метод индексации.
В целях корректировки долгосрочных тарифов оспариваемым приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 13.12.2016 № 10/15-Т внесены изменения в приказ Службы РК по тарифам от 20.10.2016 № 42/34.
При корректировке тарифов органом регулирования занижена необходимая валовая выручка (НВВ), изъяты избытки по статье «оплата труда» в размере 7986,18 тыс. руб.
Указанная корректировка противоречит действующему законодательству, поскольку изъятие экономии фонда оплаты труда недопустимо в соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075.
Расходы АО «Коми тепловая компания» по электроэнергии на 2017г. приняты без учета тарифа для ОАО «Коми энергосбытовая компания» на 2017г. утвержденного приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми 22.12.2016 № 16/11-Т, что привело к недополучению Обществом доходов на сумму 478,34 тыс. руб. за январь-февраль 2017 г.
Расходы АО «Коми тепловая компания» на 2017 г. по статье «топливо» рассчитаны из цены мазута на уровне сложившейся за 11 месяцев 2016 г. (с учетом индекса роста 1,007), чем занижен размер затрат на приобретение топлива на сумму 3892,81 тыс. руб. Тарифным регулятором необоснованно не принята предложенная обществом цена, установленная договором на поставку топлива № 565ЕП-КТК-2016-299 от 08.08.2016, в размере 11483,05 руб./т без НДС (13550 руб./т с НДС).
Представитель АО «КТК» ФИО1 в судебном заседании заявленные административные исковые требования поддержал по основаниям, указанным в административном исковом заявлении. Пояснил о неверном расчете тарифным регулятором плановых затрат общества на покупку электрической энергии в 2017г.
Представитель административного ответчика Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми ФИО2, заявленные требования не признала. Пояснила, что расчет оспариваемых корректировок долгосрочных параметров регулирования произведен Министерством на основании анализа представленных АО «КТК» расчетов, документов и материалов. Пункт 14 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, на который ссылается АО «КТК», при установлении тарифов методом экономически обоснованных расходов (затрат) в данном случае не применяется, поскольку на 2015 год тарификация АО «КТК» осуществлялась органом регулирования методом экономически обоснованных расходов (затрат) на один финансовый год. В этой связи, при корректировке долгосрочных параметров регулирования Министерством на 2017 год в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 760-э из НВВ филиалов АО «КТК» были исключены полученные в предыдущем периоде регулирования (2015 год) экономически необоснованные доходы организации, в том числе по статье «Оплата труда».
Расходы на приобретаемую электрическую энергию на 2017 г. органом регулирования определены в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, исходя из плановых цен 2016г. с применением индекса Прогноза социально-экономического развития РФ на 2017г. и плановый период 2018-2019 гг., одобренного на заседании Правительства РФ 13 октября 2016 г.
Плановые цены на приобретаемую электрическую энергию на 2016 г. определены из формул, установленных приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2016 № 42/13.
Цена на топливо обществу на 2017 год органом регулирования определена в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, исходя из динамики роста цен на мазут за 11 месяцев 2016 г.
Прокурор Юдин А.В. в своем заключении просил суд административное исковое заявление оставить без удовлетворения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами установлен главой 21 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Из положений статей 4, 208, 209 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что с административным иском о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться только лица, в отношении которых данный акт применяется, либо они являются субъектами регулируемых отношений, при условии, что оспариваемым актом нарушены или нарушаются их права. При этом предметом проверки является соответствие оспариваемого нормативного правового акта исключительно законодательству Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу.
Частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные положения закона содержатся в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания).
Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Закона о теплоснабжении, реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении которого расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с настоящим Федеральным законом государственному регулированию.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении).
В Республике Коми органом исполнительной власти субъекта в области государственного регулирования тарифов до 01.11.2016 являлась Служба Республики Коми по тарифам, положение о которой было утверждено постановлением Правительства Республики Коми от 23 апреля 2012 г. № 148 «О Службе Республики Коми по тарифам».
Служба Республике Коми по тарифам являлась уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим государственное тарифное регулирование в сфере теплоснабжения (пп. «а» п. 8 Положения о Службе Республики Коми по тарифам).
С 01.11.2016 органом исполнительной власти Республики Коми в области государственного регулирования тарифов является Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в силу подпункта 8 пункта 9 Положения о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, утвержденного Постановлением Правительства РК от 01.11.2016 № 519.
Постановлением Правительства Республики Коми от 01.11.2016 № 519 «О Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми» Министерство уполномочено устанавливать в порядке, определенном федеральным законодательством в области теплоснабжения, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (пп. 110 п. 10 Положения о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми).
Как следует из материалов дела, АО «КТК» 30.04.2015 представило тарифному регулятору заявление и материалы для установления тарифов в сфере теплоснабжения на период регулирования с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.
Службой Республики Коми по тарифам открыто дела по установлению тарифов в сфере теплоснабжения.
20 ноября 2015 г. на заседании правления Службы Республики Коми по тарифам установлены и введены в действие долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) потребителям Республики Коми, с календарной разбивкой на период регулирования с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г.
Указанное решение оформлено приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20 ноября 2015 г. № 71/22 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) потребителям Республики Коми».
Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20 ноября 2015 г. № 71/22 размещен 26.11.2015 в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, а также опубликован в Бюллетене органов государственной власти Республики Коми, 10.12.2015, № 53, ст. 728.
Приказом ФАС России от 11.10.2016 № 1422/16 «Об отмене приказов Службы Республики Коми по тарифам об установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики», отменен с 01.11.2016 в том числе приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20.11.2015 № 71/22 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) потребителям Республики Коми».
Указанным Приказом предписано Службе Республики Коми по тарифам в установленном законом порядке принять и ввести в действие с 01.11.2016 решения об установлении тарифов в сферах теплоснабжения и электроэнергетики, с учетом исключения из расчета указанных тарифов расходов на отчисления на энергосбережение в государственное учреждение Республики Коми «Коми республиканский центр энергосбережения», расходов на возврат заемных средств и расходов на возврат процентов по заемным средствам, сформированных из указанных отчислений, а также пересмотреть единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Коми на 2016 г.
20 октября 2016 г. на заседании правления Службы Республики Коми по тарифам установлены долгосрочные параметры регулирования деятельности АО «КТК» (Койгородский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) потребителям Республики Коми, с календарной разбивкой на период регулирования с 1 ноября 2016 г. по 31 декабря 2018 г.
Указанное решение оформлено приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 г. № 42/34 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «КТК» (Койгородский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «КТК» (Койгородский филиал) потребителям Республики Коми».
Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 г. № 42/34 размещен 20.10.2016 в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, а также опубликован в Бюллетене органов государственной власти Республики Коми, 03.11.2016, № 47(1), ст. 594.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что нормативный правовой акт - приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 г. № 42/34 принят Службой Республики Коми по тарифам в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, что административным истцом не оспаривается.
АО «КТК» 29.04.2016 представило заявление и материалы о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения по Койгородскому филиалу на второй год первого долгосрочного периода с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г.
09 декабря 2016 г. на заседании правления Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми принято решение о внесении изменений в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 г. № 42/34.
Решение оформлено приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 16 декабря 2016 г. № 10/15-Т «О внесении изменения в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2016 № 42/34 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) потребителям Республики Коми».
Приказ Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 13 декабря 2016 г. № 10/15-Т размещен 15.12.2016 в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации» http://www.law.rkomi.ru, а также опубликован в Бюллетене органов государственной власти Республики Коми 21.12.2016, № 54, ст.815.
Суд приходит к выводу, что изменения в нормативный правовой акт приняты Министерством строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в пределах своих полномочий, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя в том числе текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами Основ ценообразования 57-66 с учетом особенностей, установленных пунктом 73 названного документа.
Из анализа положений пунктов 13-16, 20, 28 Правил следует, что установление тарифов производится органом регулирования на основе анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений.
На основании пункта 26 Правил, выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования в соответствии с Основами ценообразования с учетом предложения регулируемой организации.
Орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями (пункт 33 Правил).
В силу пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно подпунктам «а», «б», «в» пункта 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке: а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ; предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей; динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
В соответствии с пунктом 24 Методических указаний расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают, в том числе расходы на топливо.
На каждый год долгосрочного периода регулирования определяются прогнозные параметры: стоимость покупки единицы энергетических ресурсов (в том числе топлива для организаций, осуществляющих деятельность по производству тепловой энергии (мощности), потерь тепловой энергии для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя), холодной воды, теплоносителя, определяемые в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования.
Как следует из содержания пункта 32 Методических указаний, для расчета расходов, указанных в пунктах 24-30 настоящих Методических указаний, используются материалы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения 3 к настоящим Методическим указаниям.
Объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования.
В материалы дела представлено экспертное заключение, составленное экспертом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми по результатам рассмотрения предложений АО «КТК» (Койгородский филиал) на расчетный период регулирования 2017-2018 гг. установления цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель.
Из экспертного заключения следует, что при корректировке установленного долгосрочного тарифа на 2017-2018 гг. тарифный орган исключил из состава необходимой валовой выручки АО «КТК» Койгородский филиал расходы по статье «оплата труда» в размере 7986,17 тыс. руб., поскольку указанные расходы заявлены необоснованно, фактически обществом не произведены, являлись избытками по статье «оплата труда» за 2015 год.
Из материалов дела следует, что до перехода к долгосрочному периоду регулирования на 2016-2018 гг. тарифное регулирование деятельности административного истца производилось на один финансовый год с 1 января по 31 декабря 2015 г. методом экономически обоснованных расходов.
При формировании тарифов АО «КТК» (Койгородский филиал) на тепловую энергию на 2015 г. учтены расходы на оплату труда в размере 31060,18 тыс. руб.
АО «КТК» представлен расчет фактических затрат в сфере теплоснабжения за 2015 г., а также раскрыта на сайте регулирующего органа информация о фактически понесенных расходах в части регулируемой деятельности по теплоснабжению за 2015 г.
Из представленных сведений следует, что по итогам деятельности Койгородского филиала АО «КТК» за 2015 г. фактические расходы на оплату труда составили 23074,01 тыс. руб.
Суду не представлено возражений от АО «КТК» относительно указанных фактических расходов на оплату труда по Койгородский филиалу за 2015 г. в размере 23074,01 тыс. руб.
Указанные обстоятельства представителем административного истца подтверждены в судебном заседании.
Таким образом, экономически необоснованные доходы АО «КТК» за 2015 г. (Койгородский филиал) по статье «оплата труда» составили 7986,17 тыс. руб.
В целях исключения перебоев в деятельности ресурсоснабжающей организации, в том числе во время отопительного периода, сумма изъятия в том числе по статье «оплата труда» в размере 7986,17 тыс. руб. по итогам деятельности 2015 г. распределена равными частями на 2 года (2017, 2018г.г.).
При регулировании тарифов на 2016 – 2018 гг. орган регулирования в соответствии с пунктом 42 Методических указаний учел результаты деятельности общества до перехода к регулированию тарифов на основе долгосрочного периода регулирования.
В силу абзаца второго пункта 12 Методических указаний, в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности выявлены необоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность за счет поступлений от регулируемой деятельности, органы регулирования обязаны принять решение об исключении этих расходов из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий расчетный период регулирования.
Согласно пункту 49 Методических указаний, в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно уточняет плановую необходимую выручку на каждый i-год до конца долгосрочного периода регулирования с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования.
Приведенная в указанном пункте формула корректировки долгосрочного тарифа предусматривает показатель (величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования и определенная на i-й год в соответствии с пунктом 42 настоящих Методических указаний).
Суд приходит к выводу, что тарифный регулятор правильно применил положения пунктов 12, 49 Методических указаний в целях определения необходимой выручки Койгородского филиала общества на 2017 год.
Доводы административного истца о нарушении тарифным регулятором пункта 14 Основ ценообразования являются несостоятельными.
В силу пункта 14 Основ ценообразования, в течение периода действия регулируемых цен (тарифов) дополнительные средства, полученные регулируемой организацией в результате снижения операционных расходов вследствие повышения эффективности деятельности этой организации при осуществлении ею регулируемого вида деятельности, остаются в ее распоряжении. Сокращение затрат регулируемой организации не является основанием для досрочного (до даты окончания срока действия цен (тарифов) на товары (услуги) указанной регулируемой организации) пересмотра цен (тарифов) на товары (услуги) этой регулируемой организации.
При осуществлении плана проведения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и в целях реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности период сохранения регулируемой организацией дополнительных средств, полученных ею вследствие снижения затрат, составляет 2 года после окончания срока окупаемости указанных мероприятий.
Из материалов дела следует, что тарифным регулятором не производился пересмотр тарифов в связи с сокращением затрат и снижением операционных расходов регулируемой организации АО «КТК» (Койгородский филиал) по фонду оплаты труда в течение долгосрочного периода действия регулируемых цен с 2016 года.
Ссылка представителя административного истца в судебном заседании на имевшуюся возможность изъятия необоснованно полученных доходов в 2015 году при издании приказа Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 г. № 42/34, не влечет отмену оспариваемого приказа.
Приказ от 20 октября 2016 г. № 42/34 принят Службой Республики Коми по тарифам с целью восполнения пробела в сфере регулирования и во исполнение предписания ФАС России, указанного в приказе ФАС России от 11 октября 2016 г. № 1422/16, без рассмотрения заявления АО «КТК» от 29.04.2016 о корректировке тарифов в сфере теплоснабжения на второй год первого долгосрочного периода с 01.01.2017 по 31.12.2017.
Доводы административного истца о необоснованном определении плановых расходов АО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) на 2017 г. по статье «топливо» из цены мазута поставщика на уровне сложившейся за 11 месяцев 2016г. (с учетом индекса роста 1,007), являются несостоятельными.
АО «КТК» 29.04.2016 обратилось с заявлением в Службу Республики Коми по тарифам о корректировке тарифов по Койгородскому филиалу в сфере теплоснабжения на 2017 г.
14.10.2016, 26.10.2016, 29.11.2016 АО «КТК» направило в адрес тарифного регулятора дополнительные материалы и расчеты необходимой валовой выручки на тепловую энергию и теплоноситель, скорректированные с учетом изменения стоимости топлива (мазута) согласно заключенному 08.08.2016 договору № 565ЕП-КТК/2016/299 между АО «КТК» и ООО «ПКП «Мобойл».
По материалам дела установлено, что АО «КТК» 18 июля 2016 г. в Единой информационной системе была размещена закупка в форме запроса предложения на право заключения договора на поставку топлива котельного (мазут) или аналога. В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в запросе предложений № 6ЗП16 закупка признана несостоявшейся.
Приказом генерального директора АО «КТК» от 2 августа 2016 г. № 397 в соответствии с протоколом № 6ЗП16 рассмотрения и оценки заявок от 01.08.2016 - запрос предложений признан несостоявшимся. В связи с необходимостью поставки топлива котельного (мазут) либо аналога, на основании пункта 8.16.3.2 Положения о закупках товаров, работ, услуг АО «КТК», и в соответствии со срочной производственной необходимостью приказано коммерческому отделу организовать заключение договора с единственным поставщиком, предложившим наилучшие условия.
8 августа 2016 г. между АО «КТК» и ООО «ПКП «Мобойл» заключен договор № 565ЕП-КТК/2016/299 на поставку топлива котельного (мазут) либо аналога.
Из условий договора следует, что период поставки топлива определен с августа 2016г. по май 2017г., по заявкам АО «КТК».
Пунктом 4.1 договора от 8 августа 2016 г. определено, что стоимость за тонну может изменяться в ходе исполнения договора в сторону снижения или сторону повышения по соглашению сторон без изменения предусмотренного договором количества товара и иных условий исполнения договора.
Действовавшая по состоянию на ноябрь 2016 г. цена поставщика определена в размере 11483,05 руб./т (без НДС).
Органом регулирования в составе тарифов на тепловую энергию для Койгородского филиала АО «КТК» на 2017-2018 гг., установленных оспариваемым приказом, плановая (расчетная) средневзвешенная цена на поставку мазута на 2017 г. рассчитана в размере 8134 руб./т, исходя из динамики цен на мазут за 11 месяцев 2016 г., отраженной в представленных обществом реестрах счетов-фактур (8077,08 руб./т), и Прогноза социально-экономического развития РФ на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг., одобренного на заседании Правительства РФ 13.10.2016 (в соответствии с протоколом № 33, часть 1 индекс изменения цены на топливо (мазут) составляет в 2017 г. – 1,007).
Доводы представителя административного истца о необходимости принятия предложенной обществом цены, установленной договором на поставку топлива № 565ЕП-КТК-2016-299 от 08.08.2016, со ссылкой на положения подпункта «б» пункта 28 Основ ценообразования, подлежат отклонению.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 28 Основ ценообразования при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке - цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.
Пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса РФ определено, что договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом (пункт 4 статьи 447 Гражданского кодекса РФ).
В силу пункта 5 статьи 447 Гражданского кодекса РФ аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися. Иные основания признания торгов несостоявшимися устанавливаются законом.
В АО «КТК» с 2012 г. утверждено и действует Положение о закупках товаров, работ, услуг.
Разделом 4 указанного Положения определено, что приобретение продукции Обществом осуществляется преимущественно на конкурентной основе, следующими способами: путем проведения торгов (конкурс, аукцион); без проведения торгов (запрос предложений, закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
На основании пункта 8.1.1 Положения, запрос предложений – закупка, не являющаяся торгами (конкурсом, аукционом) в соответствии со статьями 447-449 или публичным конкурсом в соответствии со статьями 1057-1061 Гражданского кодекса РФ, правила проведения которой регламентируются настоящим Положением. Наилучшей признается заявка на участие в запросе предложений, содержащая лучшие условия поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, представленная участником, наиболее полно соответствующим требованиям документации о запросе предложений.
Согласно пункту 8.16.1 Положения, под закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ закупки, при котором заказчик предлагает заключить договор только одному поставщику, исполнителю, подрядчику, без рассмотрения конкурирующих предложений.
Договор от 8 августа 2016 г. между АО «КТК» и ООО «Производственно-коммерческое предприятие «Мобойл» заключен не в результате проведения торгов, в связи с чем регулятором при определении тарифа на тепловую энергию не могла быть принята предложенная обществом цена поставщика топлива (мазута) по состоянию на ноябрь 2016 г. в размере 11483,05 руб./т. Указанный договор содержит условие о периоде поставки топлива (мазута) с августа 2016 г. по май 2017 г., не содержит информации о фиксированной цене топлива (мазута) на весь 2017 г.
Анализ представленных доказательств позволяет суду прийти к выводу, что в составе тарифов на тепловую энергию для административного истца на 2017 г., установленных оспариваемым приказом, плановая (расчетная) средневзвешенная цена на поставку мазута на 2017 г. рассчитана органом регулирования в соответствии с положениями подпункта «в» пункта 28 Основ ценообразования, пунктов 24 и 32 Методических указаний.
Доводы административного истца о незаконности оспариваемого нормативного акта по причине установления для АО «КТК» (Койгородский филиал) тарифа на тепловую энергию на 2017 г. без учета утвержденного на 2017 г. тарифа на электрическую энергию для ОАО «Коми энергосбытовая компания», не могут быть приняты во внимание.
В обоснование заявленных требований представителем административного истца указано, что АО «КТК» (Койгородский филиал) является потребителем электрической энергии, поставляемой ОАО «Коми энергосбытовая компания», в связи с чем при утверждении тарифа на тепловую энергию на 2017 г. подлежали учету утвержденные тарифы на электрическую энергию на 2017 г. для ОАО «Коми энергосбытовая компания».
Из экспертного заключения следует, что величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя определена в соответствии с пунктами 28, 61 и 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 11 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178 регулируемые цены (тарифы) и их предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни (если установление таких предельных уровней предусмотрено законодательством Российской Федерации) устанавливаются с календарной разбивкой исходя из непревышения величины цен (тарифов) и их предельных уровней в первом полугодии очередного годового периода регулирования над величиной соответствующих цен (тарифов) и их предельных уровней во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря, если иное не установлено актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, плановые расходы АО «КТК» (Койгородский филиал) в 2017 г. на приобретаемые энергетические ресурсы определены как произведение расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.
Плановые цены на приобретаемую электрическую энергию на 2017г. органом регулирования определены в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, исходя из плановых цен 2016 г. с применением индекса Прогноза социально-экономического развития РФ на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг., одобренного на заседании Правительства РФ 13 октября 2016г.
Плановые цены на приобретаемую электрическую энергию на 2016 г. определены из формул, установленных приказом Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2016 № 42/13.
При установлении плановых тарифов для АО «КТК» (Койгородский филиал) на тепловую энергию на первое полугодие 2017г. тарифный регулятор с учетом требований пункта 11 (1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике определил величины цен (тарифов) на электрическую энергию исходя из формул, указанных в приказе Службы Республики Коми по тарифам от 20 октября 2016 г. № 42/13 «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Коми энергосбытовая компания» покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненных к нему категориям потребителей».
При расчете тарифов на второе полугодие 2017 г. регулятором был применен индекс роста цен на электроэнергию на розничном рынке для всех категорий потребителей (на 2017 г. – 106,5%), отраженный в Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2017 г. и плановый период 2018-2019 гг., одобренном на заседании Правительства РФ от 13 октября 2016г., протокол № 33, часть 1, что соответствует требованиям подпункта «в» пункта 28 Основ ценообразования.
На момент принятия оспариваемого приказа, тариф на 2017 г. для ОАО «Коми энергосбытовая компания» не был рассмотрен и утвержден тарифным регулятором, и не мог быть применен.
Действующее законодательство не предусматривает приоритет установления тарифов в сфере электроэнергетики перед установлением тарифов в сфере теплоснабжения.
Ссылка административного истца на превышение фактических расходов по приобретению обществом электроэнергии и топлива в 2017 г. над плановыми (расчетными), не может служить основанием для отмены оспариваемого приказа, поскольку не препятствует административному истцу их полному возмещению.
В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
В силу положений абзаца пятого пункта 12 Методических указаний, указанные экономически обоснованные расходы учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.
Таким образом, АО «КТК» вправе представить сведения о понесенных экономически обоснованных расходах для учета в следующем периоде регулирования.
Административным истцом не представлено доказательств того, что оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на него какие-либо обязанности или создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что административные исковые требования АО «Коми тепловая компания» не подлежат удовлетворению.
Разрешая вопрос о распределении понесенных участниками дела судебных расходов в виде уплаченной административным истцом государственной пошлины при подаче административного искового заявления, суд приходит к следующему.
На основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
При установленных обстоятельствах уплаченная АО «Коми тепловая компания» при подаче административного иска государственная пошлина в размере 4500 рублей относится на административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административных исковых требований АО «Коми тепловая компания» о признании недействительным приказа Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 13.12.2016 № 10/15-Т «О внесении изменения в приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2016 № 42/34 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности АО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) для формирования тарифов на тепловую энергию (мощность) с использованием метода индексации установленных тарифов и о тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую АО «Коми тепловая компания» (Койгородский филиал) потребителям Республики Коми», принятии нового нормативно-правового акта об установлении тарифов на тепловую энергию с учетом отмены изъятия избытков по статье «Фонд оплаты труда», включения расходов на приобретение топлива (мазута), исходя из цены мазута в размере 11483,05 руб./т без НДС (13550 руб./т с НДС), включения расходов на оплату электроэнергии, исходя из тарифа, установленного приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22.12.2016 № 16/11-Т (ред. от 09.02.2017) «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую ОАО «Коми энергосбытовая компания» покупателям на территории Республики Коми, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей», отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 16.06.2017.
Судья- Голиков А.А.