Дело № 3а-72/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 марта 2018 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
при секретаре Лексиковой Е.А.
с участием прокурора Губаревой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Партнер ЮГ», общества с ограниченной ответственностью «Ветер», индивидуального предпринимателя ФИО1, индивидуального предпринимателя ФИО2, индивидуального предпринимателя ФИО3, индивидуального предпринимателя ФИО4, индивидуального предпринимателя ФИО5, ФИО6, ФИО7, индивидуального предпринимателя ФИО8, индивидуального предпринимателя ФИО9, индивидуального предпринимателя ФИО10, индивидуального предпринимателя ФИО11 о признании недействующим решения Оренбургского городского Совета от 6 декабря 2016 года № 261,
установил:
постановлением администрации города Оренбурга от 6 октября 2016 года № 3060-п утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург».
Решением Оренбургского городского Совета от 6 октября 2016 года № 261 утверждена Методика расчета размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «город Оренбург» (далее – Методика). Решение действует в редакции с учётом изменений, внесенных решением Оренбургского городского Совета от 19 июня 2017 года № 357.
Решение Оренбургского городского Совета от 6 октября 2016 года № 261 опубликовано в издании «Вечерний Оренбург» от 14 декабря 2016 года № 43а. Изменения, внесенные решением Оренбургского городского Совета от 19 июня 2017 года № 357, вступили в силу после его официального опубликования в газете «Вечерний Оренбург» 21 июня 2017 года и распространяются на правоотношения, возникшие с 21 июня 2017 года.
Методика устанавливает формулу, по которой определяется размер платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта.
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением о признании вышеуказанных нормативных правовых актов недействующими, полагая, что постановление администрации города Оренбурга от 6 октября 2016 года № 3060-п и решение Оренбургского городского Совета от 6 октября 2016 года № 261 не соответствуют нормам действующего законодательства, имеющего большую юридическую силу.
Определением суда от 12 февраля 2018 года производство по делу в части требований об оспаривании постановления администрации города Оренбурга от 6 октября 2016 года № 3060-п прекращено в связи с тем, что дело неподсудно суду Оренбургской области. Установлено, что Ленинским районным судом города Оренбурга административный иск об оспаривании постановления администрации города Оренбурга от 6 октября 2016 года № 3060-п рассмотрен по существу, решением Ленинского районного суда города Оренбурга от 13 апреля 2017 года в удовлетворении иска отказано.
Оспаривая решение городского Совета, истцы указывают, что введённая решением Оренбургского городского Совета от 6 декабря 2016 года № 261 плата по договору за размещение нестационарных торговых объектов не предусмотрена перечнем региональных местных налогов и сборов, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации. Оспариваемым решением установлена плата по договору на размещение нестационарных торговых объектов, которая значительно превышает размер арендной платы за использование земельного участка, рассчитанной в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, что нарушает права административных истцов как субъектов предпринимательской деятельности. В судебном заседании представители административных истцов также ссылались на необоснованность методики расчёта и представленного суда стороной ответчика экспертного заключения, подготовленного Торгово-промышленной палатой Оренбургской области по актуализации базовой ставки платы по договору на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга.
В судебном заседании административный истец ФИО10, представившая суду диплом о получении высшего юридического образования, представители административных истцов ФИО12 и ФИО13, действующие на основании доверенностей, оформленных в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исковые требования уточнили и просили суд признать недействующими пункты 2, 3, 4 и приложения № 2 и № 3 решения Оренбургского городского Совета «Об утверждении методики расчёта размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «город Оренбург» от 6 декабря 2016 года № 261.
Представитель Оренбургского городского Совета ФИО14, действующий на основании доверенности, представитель Главы города Оренбурга ФИО15, действующая на основании доверенности, возражали против удовлетворения административного иска.
Изучив доводы сторон, принимая во внимание заключение прокурора, проверив соответствие нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Согласно пункту «в» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно частям 1-3 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В статье 11 Закона Оренбургской области «Об организации торговой деятельности в Оренбургской области» от 16 февраля 2011 года № 342 определено, что уполномоченный орган Оренбургской области устанавливает порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным уставом муниципального образования.
Приказом Министерства экономического развития, промышленной политики и торговли Оренбургской области от 13 августа 2013 года № 90 утверждён Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Оренбургской области.
Постановлением администрации города Оренбурга от 6 октября 2016 года № 3060-п утверждено Положение о порядке размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования «город Оренбург».
В соответствии со статьей 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.
При этом пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 6 пункта 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.
В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из анализа приведенных законоположений, реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, не исключает возможность заключения иного, кроме договора аренды земельного участка, договора.
Вместе с тем, федеральное законодательство не регулирует вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не регламентирует основания и форму юридического оформления прав субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель в соответствии с правилами, установленными главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, равно как не устанавливает запрет на возможность определения такого порядка и не исключает оформление прав, в том числе посредством заключения договора.
Из приведенных правовых норм следует вывод о том, что вопросы порядка и условий размещения нестационарных торговых объектов на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в части, не урегулированной федеральными законами, регулируются законодательством субъектов Российской Федерации.
Решением Оренбургского городского Совета от 6 декабря 2016 года № 261 утверждена методика расчёта паты по договору на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «город Оренбург».
В приложении № 1 указано, что размер платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта определяется по следующей формуле:
ПНТО = Б x S x Ко x Кс,
где: ПНТО - размер платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта за один месяц в рублях;
Б - базовая ставка платы по договору на размещение нестационарного торгового за один месяц в рублях;
S - площадь земельного участка, занимаемая нестационарным торговым объектом, в квадратных метрах;
Ко - коэффициент обеспеченности торговыми местами;
Кс - коэффициент социальной значимости реализуемых товаров.
Указанным Решением установлена базовая ставка платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта в сумме 591 рубль за один квадратный метр площади земельного участка, занимаемого нестационарным торговым объектом, с учетом ее ежегодной индексации на величину индекса потребительских цен, устанавливаемого на календарный год согласно прогнозу социально-экономического развития города Оренбурга, утверждаемого соответствующим муниципальным правовым актом (пункт 2 в редакции Решения Оренбургского городского Совета от 19 июня 2017 № 357).
Пунктом 3 установлен коэффициент обеспеченности торговыми местами согласно приложению 2:
N п/п | Район города Оренбурга | Коэффициент обеспеченности торговыми местами |
1 | Ленинский | 1,05 |
2 | Дзержинский | 1,075 |
3 | Промышленный | 1,00 |
4 | Центральный | 1,025 |
Пунктом 4 установлен коэффициент социальной значимости реализуемых товаров согласно приложению 3:
N п/п | Специализация нестационарного торгового объекта | Коэффициент социальной значимости |
1 | Хлебобулочные изделия, молочная продукция | 0,5 |
2 | Продовольственные товары | 0,6 |
3 | Напитки безалкогольные | 0,8 |
4 | Продукция общественного питания, непродовольственные товары, цветы | 0,7 |
5 | Печатная продукция | 0,4 |
6 | Оказание услуг общественного питания в сезонных (летних) кафе | 0,5 |
Таким образом, Оренбургский городской Совет, действуя в рамках прав и полномочий, предусмотренных федеральным и региональным законодательством, правомерно предусмотрел такой вид оформления прав субъектов, как заключение с предпринимателями договора на размещение нестационарных торговых объектов на территории города Оренбурга. Однако, определяя методику расчёта платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта, Оренбургский городской Совет исходил из базовой ставки платы и коэффициентов, установленных на основании экспертного заключения, подготовленного специалистами Торгово-промышленной палаты Оренбургской области, что не предусмотрено ни федеральным, ни региональным законодательством.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается названный Кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из изложенного следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
Федеральным законодательством предусматривается размещение нестационарных торговых объектов как на земельных участках, предоставленных в аренду, так и на землях без предоставления земельного участка.
Договор на размещение на государственных или муниципальных землях нестационарного торгового объекта и договор аренды земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение нестационарного торгового объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений.
При таких обстоятельствах суд считает, что оспариваемые положения Решения Оренбургского городского Совета, устанавливающие методику расчёта платы за размещение нестационарного торгового объекта на территории города Оренбурга, отличную от предусмотренных правовыми нормами арендной платы, противоречат нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем подлежат признанию недействующими.
Обсуждая ходатайство административных истцов о назначении судебной экспертизы для подтверждения своих доводов о необоснованности экспертного заключения Торгово-промышленной палаты Оренбургской области, суд полагает такое ходатайство не подлежащим удовлетворению, поскольку указанное экспертное заключение не являлось предметом настоящего административного спора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце третьем пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд считает возможным признать нормативный правовой акт недействующим со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Партнер ЮГ», общества с ограниченной ответственностью «Ветер», индивидуальных предпринимателей ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО16 – удовлетворить.
Решение Оренбургского городского Совета «Об утверждении методики расчёта размера платы по договору на размещение нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования «город Оренбург» от 6 декабря 2016 года № 261 признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в части пунктов 2, 3, 4 и приложений № 2 и № 3 решения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина