УИД 38OS0000-01-2021-000066-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2021 г. г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе:
председательствующего судьи Ларичевой И.В.,
при секретаре судебного заседания Девятериковой В.А.,
с участием прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Царёвой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-72/2021 по административному исковому заявлению заместителя прокурора Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц к Думе Новоигирминского городского поселения, заинтересованное лицо - администрация Новоигирминского городского поселения, Глава Новоигирминского муниципального образования, о признании недействующим с момента принятия решение Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020 «О внесении изменений в решение Думы Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района № 90 от 26.12.2019 «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов»,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Иркутской области Шергин Р.Ю. обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Думе Новоигирминского городского поселения о признании недействующим с момента принятия решение Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020.
В обоснование административных исковых требований указал, что решением Нижнеилимской территориальной избирательной комиссии от 12.09.2017 № 73/708 признаны состоявшимися выборы депутатов Думы Новоигирминского городского поселения. В состав Думы поселения избрано 15 депутатов.
В силу положений ст. 28 Устава Новоигирминского муниципального образования Дума Поселения состоит из 15 депутатов.
Как следует из ч. 5 ст. 28 Устава Новоигирминского муниципального образования заседание Думы поселения считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
22.09.2020 в составе 11 депутатов проведено заседание бюджетной комиссии по вопросу - «Корректировка бюджетных ассигнований в целях правильного отражения доходов и расходов на 2021 год и увеличение доходной части бюджета». Большинством голосов членов комиссии принято решение о корректировке бюджетных ассигнований.
После принятия решения бюджетной комиссией председателем Думы Новоигирминского муниципального образования ФИО1 на обсуждение поставлен вопрос о проведении внеочередного заседания Думы и утверждении проекта решения Думы о внесении изменений в бюджет Новоигирминского муниципального образования на плановый период 2021 и 2022 годов.
По результатам обсуждения данного вопроса 6 депутатов проголосовали «за» проведение внеочередного заседания Думы, 5 депутатов проголосовали «против» и покинули заседание Думы.
Несмотря на отсутствие кворума депутатов, 22.09.2020 проведено внеочередное заседание Думы и принято решение о корректировке бюджета в составе 6 человек.
В официальном источнике опубликования Думы и администрации Новоигирминского городского поселения «Игирминский вестник» от 30.09.2020 № 16 опубликовано решение Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020 «О внесении изменений в решение Думы Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 26.12.2019 № 90».
Таким образом, заседание Думы Новоигирминского муниципального образования, проведенное 22.09.2020, не соответствует норме правомочности заседания представительного органа муниципального образования, предусмотренной ч. 1.1 ст. 25 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 51 Устава Новоигирминского муниципального образования, устанавливающих, что вопросы утверждения местного бюджета принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы поселения.
В результате принятия оспариваемого решения Думы Новоигирминского городского поселения нарушены права неопределенного круга лиц Новоигирминского муниципального образования на осуществление местного самоуправления и надлежащее решение вопросов местного значения на территории данного муниципального образования.
Просит суд признать недействующим с момента принятия решение Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020 «О внесении изменений в решение Думы Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района № 90 от 26.12.2019 «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов».
В судебном заседании представитель административного истца - прокурор отдела прокуратуры Иркутской области Царёва Н.Н. административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, просила суд административные исковые требования удовлетворить.
Административный ответчик - Дума Новоигирминского городского поселения в лице председателя Думы ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, об уважительности причин не явки суду не сообщила. Представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что решение Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020 о внесении изменений в бюджет принято правомерно. Кроме того, решения Думы Новоигирминского городского поселения № 115, 116, 117 отменяют решение Думы № 108, то есть оно утратило силу.
Просит в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Заинтересованное лицо - администрация Новоигирминского городского поселения в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, представила отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что Администрация привлечена необоснованно, поскольку не принимала нормативный правовой акт. Также указала, что согласно оспариваемому правовому акту было произведено увеличение безвозмездных поступлений в бюджет поселения в виде субсидий бюджетам городских поселений на реализацию программ формирования современной городской среды. Отмечает, что в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 50, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Заинтересованное лицо - Глава Новоигирминского муниципального образования в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Суд, с учетом мнения представителя административного истца - прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Царёвой Н.Н., руководствуясь ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав объяснения представителя административного истца - прокурора отдела прокуратуры Иркутской области Царёвой Н.Н., изучив материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «н» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации).
Гарантированное частью 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации право населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления должно реализовываться исходя из предусмотренных законодательством общих принципов организации местного самоуправления, в том числе относящихся к формам осуществления местного самоуправления, способам и процедурам формирования органов муниципальной власти, их полномочиям.
Компетенция, порядок формирования и деятельности, а также прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 1, ч. 1.1 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Согласно п. 2 ч. 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
В соответствии со ст. 51 Устава Новоигирминского муниципального образования решения Думы Поселения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории Поселения, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы Поселения, если иное не установлено Федеральным законом № 131-ФЗ. Решения Думы Поселения по вопросам утверждения местного бюджета и отчета о его исполнении принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов Думы Поселения.
В силу ст. 28 Устава Новоигирминского муниципального образования в состав Думы входит 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах сроком на 5 лет. Дума Поселения правомочна, если в ее состав избрано не менее чем две трети от установленной численности депутатов.
Заседание Думы поселения считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В судебном заседании установлено, что в результате выборов в представительный орган местного самоуправления, состоявшихся 10.09.2017, в Думу Новоигирминского городского поселения избрано 15 депутатов:
- четырехмандатный избирательный округ № 1: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4
- трехмандатный избирательный округ № 2: ФИО5, ФИО6, ФИО7;
- трехмандатный избирательный округ № 3: ФИО8, ФИО9, ФИО10;
- пятимандатный избирательный округ № 4: ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15.
Таким образом, не менее 50 процентов от числа избранных депутатов, большинство голосов от установленной численности депутатов Думы Поселения - это 8 депутатов.
Согласно решению Думы Новоигирминского муниципального образования № 70 от 30.05.2019 «О выборах председателя Думы Новоигирминского городского поселения» председателем Думы избран ФИО1
25.10.2018 Думой Новоигирминского муниципального образования принята досрочная отставка депутатов ФИО12, ФИО8, ФИО9
30.11.2018 Думой Новоигирминского муниципального образования принята досрочная отставка депутата ФИО11
06.12.2018 Думой Новоигирминского муниципального образования принято досрочное добровольное сложение полномочий депутатов ФИО2, ФИО7
Решением Нижнеилимской территориальной избирательной комиссией от 03.03.2019 признаны дополнительные выборы депутатов Думы Новоигирминского городского поселения по двум незамещенным мандатам в трехмандатном избирательном округе № 3 и двум незамещенным мандатам в пятимандатном избирательном округе № 4 состоявшимися и результаты выборов действительными.
Установлено, что в Думу Новоигирминского городского поселения по двум незамещенным мандатам в трехмандатном избирательном округе № 3 избраны: ФИО16ФИО17.
Установлено, что в Думу Новоигирминского городского поселения по двум незамещенным мандатам в пятимандатном избирательном округе № 4 избраны: ФИО18, ФИО19
21.09.2020 Думой Новоигирминского городского поселения принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО3
Таким образом, в настоящее время в составе Думы Новоигирминского городского поселения 12 депутатов.
В судебном заседании установлено, что решением Думы Новоигирминского городского поселения № 90 от 29.12.2019 «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» утвержден бюджет Новоигирминского муниципального образования на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Также в судебном заседании установлено, что 22.09.2020 в составе 11 депутатов было проведено заседание бюджетной комиссии по вопросу - «Корректировка бюджетных ассигнований в целях правильного отражения доходов и расходов на 2021 год и увеличение доходной части бюджета».
После заседания бюджетной комиссии председатель Думы предложил провести внеочередное заседание Думы для рассмотрения вопроса о внесении изменений в бюджет. Как следует из протокола № 52 внеочередного заседания Думы Новоигирминского городского поселения, на котором присутствовали 11 депутатов (1 депутат отсутствовал), депутатом ФИО13 поставлен вопрос о переносе заседания Думы на 30.09.2020. По результатам обсуждения данного вопроса 6 депутатов проголосовали «за» проведение внеочередного заседания Думы, 5 депутатов проголосовали «против». Решение об открытии внеочередного заседания Думы принято большинством голосов.
После этого 22.09.2020 5 депутатов покинули заседание Думы, что подтверждается протоколом №52, а также объяснениями депутатов, данными следователю следственного отдела по Нижнеилимскому району Следственного управления Следственного комитета РФ по Иркутской области.
Не смотря на то, что 5 депутатов покинули внеочередное заседание Думы, 22.09.2020 было проведено внеочередное заседание Думы. На повестку был поставлен вопрос об утверждении протокола бюджетной комиссии «Корректировка бюджетных ассигнований в целях правильного отражения доходов и расходов на 2021 год и увеличение доходной части бюджета», принято решение о корректировке бюджета депутатами в составе 6 человек.
Решение Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020 «О внесении изменений в решение Думы Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2020 и на плановый период 2021 и 2022 годов» от 26.12.2019 № 90» опубликовано в печатном средстве массовой информации «Игирминский вестник» от 30.09.2020 № 16.
Также в судебном заседании установлено, что 26.10.2020 прокурором Нижнеилимского района Иркутской области в Думу Новоигирминского городского поселения был внесен протест с требованием об отмене решения Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020, так как данное решение принято за пределами полномочий представительного органа - в отсутствие необходимого кворума.
Согласно протоколу № 53 заседания Думы Новоигирминского городского поселения от 12.11.2020 протест был рассмотрен, но вопрос об отмене решения № 108 от 22.09.2020 был отклонен большинством голосов.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что внеочередное заседание Думы Новоигирминского муниципального образования 22.09.2020, на котором было принято решение Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020 «О внесении изменений в решение Думы Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района № 90 от 26.12.2019 «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов», являлось неправомочным, поскольку на нем присутствовало менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что нарушена процедура принятия решения Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020 «О внесении изменений в решение Думы Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района № 90 от 26.12.2019 «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов», в связи с чем, доводы административного ответчика, что решение Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020 о внесении изменений в бюджет принято правомерно являются необоснованными.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что решение Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020 «О внесении изменений в решение Думы Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района № 90 от 26.12.2019 «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов», принятое на неправомочном заседании Думы в отсутствие необходимого большинства голосов от числа избранных депутатов, является незаконным и не соответствующим ч. 1.1 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 28, ст. 51 Устава Новоигирминского муниципального образования, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований и признания решения Думы Новоигирминского городского поселения №108 от 22.09.2020 «О внесении изменений в решение Думы Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района № 90 от 26.12.2019 «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов» не действующим.
Суд не может согласиться с доводами административного ответчика, что решения Думы Новоигирминского городского поселения № 115, 116, 117 отменяют решение Думы № 108, следовательно, оно утратило силу, поскольку решение Думы Новоигирминского городского поселения № 115 от 22.12.2020 «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», т.е. о бюджете на другой период, решение Думы Новоигирминского городского поселения от 29.01.2021 № 117 о внесении изменений в данное решение. Решение Думы Новоигирминского городского поселения от 24.12.2020 № 116 «О внесении изменений в решение Думы Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района № 90 от 26.12.2019 «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов» не содержит указаний на отмену решения Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Разрешая вопрос о дате, с которой нормативный правовой акт следует признать не действующим, суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», согласно которому, если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Учитывая, что на основании оспариваемого нормативного правового акта Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области были выделены субсидии и на выделенную сумму 23.10.2020 между администрацией Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района и ООО «Инфра» был заключен муниципальный контракт № 0134300016320000021/01. Предмет контракта: выполнение работ по благоустройству дворовой территории по адресу: <...>, следовательно, реализованы права неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт подлежит признанию не действующим со дня вступления в законную силу решения суда по данному административному делу.
В силу п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ сообщение о принятом судом решении подлежит опубликованию в печатном средстве массовой информации «Игирминский вестник» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-176, 180, 215 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования удовлетворить.
Признать не действующим с момента вступления решения суда в законную силу решение Думы Новоигирминского городского поселения № 108 от 22.09.2020 «О внесении изменений в решение Думы Новоигирминского городского поселения Нижнеилимского района № 90 от 26.12.2019 «О бюджете Новоигирминского муниципального образования на 2020 г. и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Сообщение о принятии судебного акта опубликовать в печатном средстве массовой информации «Игирминский вестник» в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Иркутский областной суд.
Судья И.В. Ларичева
Мотивированное решение изготовлено 1 июня 2021 г.