ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-72/2022 от 04.07.2022 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а -72/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 июля 2022 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего Феофиловой Л.В., при секретаре Лаворко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Акцент» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области об оспаривании нормативного правового акта,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «Акцент» (далее – ООО «Акцент», Общество) обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – МТРиЭ Челябинской области, Министерство) о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 52/37 от 20 ноября 2021 года «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» теплоснабжающим (теплосетевым) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и долгосрочных параметров регулирования»

В обоснование заявленных требований, с учетом уточнения оснований иска, указали, что Общество является теплосетевой организацией, оказывающей услуги по транспортировке тепловой энергии. Постановлением Министерства № 52/37 от 20 ноября 2020 года установлен тариф на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» теплоснабжающим (теплосетевым) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и долгосрочных параметров регулирования» на период 2021 - 2025 года. Административный истец с постановлением не согласен, полагает, что оно подлежит отмене в виду отсутствия документального подтверждения и экономического обоснования расходов регулируемой организации, нарушении действующего законодательства при составлении экспертного заключения. В экспертном заключении отсутствует обоснование установленного объема полезного отпуска тепловой энергии. В протоколе заседания правления не указаны основания установления объема полезного отпуска. Исходя из императивных требований приведенных положений Основ ценообразования, Правил регулирования и Методических указаний расходы регулируемой организации могут быть учтены в составе НВВ регулируемой организации только при условии их надлежащего документального подтверждения и признания их экономически обоснованными. К долгосрочным параметрам государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, являющимся критериями конкурса и устанавливаемым в конкурсной документации, относятся в том числе базовый уровень операционных расходов, показатели энергосбережения и энергетической эффективности и нормативный уровень прибыли в случае, если конкурсной документацией предусмотрен метод индексации установленных тарифов. Концессионным соглашением от 28 апреля 2017 года установлены долгосрочные параметры тарифного регулирования на весь период действия данного соглашения, которые не подлежат пересмотру. В нарушение пунктов 29, 30 Правил регулирования цен (тарифов) экспертное заключение МТРиЭ в отношении тарифа на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа не содержит каких-либо расчетов величины нормативной прибыли, расходов на топливо, расходов на холодную воду, учтенных в составе тарифа ООО «Перспектива». Из содержания экспертного заключения невозможно сделать вывод на основании каких исходных данных органом регулирования принималось решение о принятии затрат в учтенном объеме. Отсутствие в экспертном заключении информации, которая достаточно определенно подтверждает экономическую обоснованность расходов регулируемой организации, объема полезного отпуска, нормативной и предпринимательской прибыли является нарушением требований законодательства. В связи с отсутствием в схеме теплоснабжения объем полезного отпуска от источника тепловой энергии (с коллекторов источника тепловой энергии), МТРиЭ должно было выполнить расчет объема полезного отпуска тепловой энергии от источника тепловой энергии, который не произведен. В соответствии с информацией о показателях финансово-хозяйственной деятельности ООО «Перспектива» за 2019 год, представленной в разделе «Раскрытие информации в ЖКХ» в сфере теплоснабжения на сайте ФАС России, объем вырабатываемой энергии в 2019 году составил 241,6073 тыс.Гкал, однако МТРиЭ произвело расчет тарифа и операционных расходов в т.ч. исходя из объема полезного отпуска в размере 233,41 тыс.Гкал.

МТРиЭ в нарушение положений части 3 статьи 8 Закона «О теплоснабжении» тарифы на передачу тепловой энергии, теплоноситель для ООО «Перспектива» не устанавливались, в связи с чем, все произведенные расчеты МТРиЭ отражены в одном экспертном заключении, при этом расходы ООО «Перспектива», величина НВВ, полезного отпуска не определены и рассчитаны по видам регулируемой деятельности, а рассчитаны в целом и в дальнейшем приведено ничем не обоснованное их разделение на производство тепловой энергии, передачу тепловой энергии и сбыт тепловой энергии. В составе тарифа ООО «Перспектива» учтены расходы на амортизацию основных средств в сумме 18 454,0 тыс. рублей, при этом указанные расходы учтены в размере 12 276,61 тыс.рублей на производство тепловой энергии, 6 177,41 тыс. рублей на передачу тепловой энергии, указанное разделение на виды деятельности по производству и передаче тепловой энергии не обоснованно. В нарушение требований п. 28, 29 Правил регулирования экспертное заключение не содержит анализа экономической обоснованности заявленных расходов и расчета суммы амортизации, учтенной в составе тарифа ООО «Перспектива», в том числе на тепловую энергию, приобретаемую с целью компенсации потерь, при том, что ООО «Перспектива» были заявлены расходы по указанной статье в сумме 27 622,96 тыс. рублей, которые были проверены при обжаловании тарифа ООО «Перспектива» в рамках дел № 3а-149/2019 и 3а-151/2019, а также при рассмотрении дел № 3а-28/2021 и 3а-43/2021, и признана обоснованной. В составе тарифа ООО «Перспектива» учтены расходы на ремонт основных средств подрядным способом в сумме 27 431,42 тыс. рублей при заявленных организацией 0 рублей, при этом указанные расходы учтены в размере 16175,58 тыс. рублей на производство тепловой энергии, 11255,84 тыс. рублей на передачу тепловой энергии, тогда как котельная сдана в эксплуатацию в феврале 2018 года и работы по ремонту должны проводиться в рамках гарантийных обязательств, экспертное заключение не содержит анализ экономической обоснованности и расчет расходов на ремонт. Расходы на ремонт подлежали исключению из состава тарифа.

Нарушен порядок определения необходимой валовой выручки ООО «Перспектива» - в нарушении пп. 35, 51 Методических указаний НВВ ООО «Перспектива» определена без учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов в периоды 2017-2019 от значений, учтенных при их формировании и результаты деятельности до перехода на долгосрочные тарифы.

Из НВВ ООО «Перспектива» не исключены суммы бюджетных субсидий, направленных на погашение задолженности за газ, полученных от администрации города Троицка в 2018, 2019 годах.

При расчете НВВ не учтено предусмотренное Основами ценообразования и Методическими указаниями снижение по причине нарушения сроков реализации мероприятий Концессионного соглашения и инвестиционной программы. В нарушении сроков Концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года и инвестиционной программы, утвержденной постановлением МТРиЭ № 66/12, газовая котельная приступила к работе не 01 января 2018 года, а в октябре 2018, ввод в эксплуатацию актом Ростехнадзора был оформлен только в 2020 году. Перекладка сооружения, предусмотренная п. 3.1.2.11 инвестиционной программы ООО «Перспектива», утвержденной постановлением МТРиЭ № 66/12 от 30 октября 2018 года, осуществлена не в 2018 году, как это предусмотрено инвестиционной программой, а в 2019 году, что подтверждается протоколом совещания от 21 июня 2019 года и письмом ООО «Перспектива» исх. № 1538-19 от 29.04.2019 г., а также актом. Неисполнение инвестиционной программы должно учитываться при расчете НВВ. Корректировка НВВ должна осуществляться по формуле, предусмотренной п. 53 Методических указаний.

Также при определении размера корректировки необходимой валовой выручки ООО «Перспектива» неправильно определен размер выручки от реализации товаров и услуг регулируемой организации. В расчете выручки отсутствует учет доходов ООО «Перспектива» от реализации тепловой энергии сетевым организациям. За период январь-сентябрь 2019 года ООО «Перспектива» реализовало в ЗАО «ТЭК» 12 204 тыс. Гкал тепловой энергии в качестве нормативных потерь в сетях ЗАО «ТЭК» на общую сумму 13 654 141,65 рублей, что подтверждается счетами ООО «Перспектива» за период с января 2019 г. по сентябрь 2019 г. Таким образом, Министерством значительно занижена сумма корректировки НВВ на 2021 год.

Министерством незаконно и необоснованно применены значения долгосрочных параметров регулирования - нормативного уровня прибыли. В результате незаконного согласования нормативного уровня прибыли, как существенного условия концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года, произошло его увеличение с 0,57 %, установленного в приложении № 4 к концессионному соглашению до 7,71 % в 2019 году, 6,66 % в 2020 году, 6,01 % в 2021 году, 4,21 % в 2022 году, 2,68 % в 2023 году и 1,18 % в 2024 году. Указанные действия МТРиЭ являются незаконными и противоречат требованиям раздела 10 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения».

Расходы по статье «Покупка холодной воды и теплоносителя» в размере 7593,84 тыс. рублей, исходя из объема 207,98 тыс. куб.м., учтенные в составе тарифа ООО «Перспектива», не обоснованы. Инвестиционной программой ООО «Перспектива» предусмотрены потери теплоносителя в объеме 155,47 тыс. куб.м., нормативные потери в сетях ЗАО «ТЭК» в размере 23367,66 Гкал не меньше потерь в сетях ООО «Перспектива», предусмотренных в приложении 4 к концессионному соглашению в размере 24 350 Гкал, при этом объем потерь теплоносителя (не холодной воды) в сетях ЗАО «ТЭК» равен 52510,96 куб.м., объем потерь теплоносителя (не холодной воды) в сетях ООО «Перспектива» не превышает 57000 Гкал соответственно холодная вода в объеме 155,47 тыс.куб.м., предусмотренная в строке 6 таблицы 3 инвестиционной программы ООО «Перспектива» включает в себя и потери в сетях ООО «Перспектива» и потери в сетях ЗАО «ТЭК». В предыдущие периоды регулирования расходы на приобретение холодной воды рассчитывались исходя из объема равного 155,47 тыс.куб.м.

Министерством проведен недостоверный учет нормативной прибыли. Организация не заявляла расходы но данной статье, однако, Министерство учло в составе тарифа ООО «Перспектива 14 786,76 тыс. руб. нормативной прибыли, не обосновав ее размер. Установление нормативного уровня прибыли в размере 6,01 % при изменении условий концессионного соглашения обосновано необходимостью обслуживания заемных средств и кредитным договором с ПАО Сбербанк, таким образом, вся величина нормативной прибыли должна быть включена в тариф ООО «Перспектива» на выработку тепловой энергии.

Протокольным определением Челябинского областного суда от 09 февраля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация г. Троицка, Губернатор Челябинской области.

Представитель административного истца ООО «Акцент» - Сагоконь Д.А в судебном заседании на удовлетворении административных исковых требований настаивал.

Представители административного ответчика МТРиЭ Челябинской области Захарова Н.В., действующая на основании доверенности от 14 марта 2022 года, Дрыга А.А., действующий на основании доверенности от 10 января 2022 года, Просвирин Е.С., действующий на основании доверенности от 10 января 2022 года, в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просили отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве на административное исковое заявление, письменных объяснениях по делу.

Представитель заинтересованного лица ООО «Перспектива» Агеев А.В., действующий на основании доверенности от 25 декабря 2020 года, против удовлетворения заявленных требований возражал.

Представители заинтересованных лиц администрации г. Троицка Челябинской области, Губернатора Челябинской области в судебное заседание не явились при надлежащем извещении о дате и времени судебного разбирательства.

Заслушав пояснения участников процесса, заключение прокурора Гиззатуллина Д.З., полагавшего административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно материалам дела, ООО «Перспектива» на основании постановления администрации г. Троицка Челябинской области от 12 сентября 2018 года № 1504 является единой теплоснабжающей организацией.

ООО «Акцент» создано 03 августа 2021 года на основании решения единственного участника общества (том 1, л.д. 56), запись о нем внесена в ЕГРН 11 августа 2021 года (том 1, л.д. 11-14), основным видом деятельности по ОКВЭД является производство, передача и распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, является приобретателем тепловой энергии с целью компенсации потерь тепловой энергии.

Постановлением от 17 декабря 2021 года № 79/127 для ООО «Акцент» установлен тариф на услуги по передаче тепловой энергии и долгосрочные параметры регулирования (том 1, л.д. 32).

Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования), Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен), Правила установления долгосрочных параметров регулирования деятельности организаций в отнесенной законодательством Российской Федерации к сферам деятельности субъектов естественных монополий сфере теплоснабжения и (или) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которые подлежат регулированию в соответствии с перечнем, определенным статьей 8 Закона о теплоснабжении (далее - Правила установления долгосрочных параметров регулирования), приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. № 760-э «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения» (далее - Методические указания).

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении регулированию подлежат, в частности, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

В соответствии с пунктом 11 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель в объеме, необходимом для компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях таких организаций, у единой теплоснабжающей организации или компенсируют указанные потери путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании и подключенными (технологически присоединенными) к одной системе теплоснабжения.

Полномочиями на установление тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении).

Таким органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в Челябинской области в соответствии с Положением о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 года № 300, является МТРиЭ Челябинской области.

ООО «Перспектива» обеспечивает поставку тепловой энергии потребителям Центральной части города Троицка Челябинской области, является регулируемой организацией, владеющей объектами теплоснабжения (источником тепловой энергии (котельной) и тепловыми сетями), находящимися в муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения, заключенного с муниципальным образованием Троицкий городской округ от 28 апреля 2017 года.

Постановлением Администрации города Троицка Челябинской области от 01 июня 2017 года ООО «Перспектива» присвоен статус единой теплоснабжающей организации центральной части города Троицка.

06 мая 2020 года ООО «Перспектива» обратилось в Министерство с предложением о корректировке тарифа на 2021 год (долгосрочный период 2021-2025 гг).

Постановлением МТРиЭ Челябинской области 20 ноября 2020 года № 52/37 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО «Перспектива» теплоснабжающим (теплосетевым) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь, установлены долгосрочные параметры регулирования на период регулирования 2021-2025 годов для формирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО «Перспектива» теплоснабжающим (теплосетевым) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, с использованием метода индексации тарифа (том 1, л.д. 30-31).

Приложением 1 к постановлением установлены одноставочные тарифы для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения: на первое полугодие 2021 года 1065,85 Гкал, на второе полугодие 2021 года, а также на 2022, 2023, 2024 и первое полугодие 2025 года – 1071,81 Гкал, на второе полугодие 2025 года – 1097,65 Гкал.

Приложением 2 утверждены долгосрочные параметры регулирования: на весь долгосрочный период – базовый уровень операционных расходов в размере 19 009,38 тыс.руб, индекс эффективности операционных расходов 1%, а также нормативный уровень прибыли: на 2021 год 6,01%, на 2022 год 4,21%, на 2023 год 2,68%, на 2024 год 1,18%, на 2025 год 0,57%.

Специалистами МТРиЭ Челябинской области проведена экспертиза представленных обществом документов, составлено экспертное заключение от 20 ноября 2020 года по экономической обоснованности затрат на 2021 год к делу 07/14-5-тэ (потребители)_2021-2025), 07/14-6-тэ (потери)_(2021-2025) об экономической обоснованности затрат, учтенных при установлении цен (тарифов) на 2021-2025 годы, в отношении регулируемой организации ООО «Перспектива» (том 1, л.д. 108-132).

Решение об установлении оспариваемого тарифа принято на заседании Правления МТРиЭ Челябинской области (выписка из протокола от 20 ноября 2020 года № 52, том 1, л.д. 39-51), опубликовано в установленном порядке путем размещения на официальном сайте Министертства www.tarif74/ru, в разделе «постановления Министерства), а также в газете «Южноуральская панорама» от 14 января 2021 года № 2/1 (4214/1).

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом с соблюдением процедуры принятия и введения в действие нормативного правового акта.В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

ООО «Перспектива» с муниципальным образованием «город Троицк» заключено Концессионное соглашение от 28 апреля 2017 года, объектом которого является система коммунальной инфраструктуры, в том числе отдельные объекты такой системы, иные объекты коммунального хозяйства, предназначенные для производства, передачи и распределения тепловой энергии в центральной части города Троицка, которые подлежат модернизации (реконструкции) и которые передаются во владение и пользование концессионера.

Постановлением МТРиЭ Челябинской области от 30 октября 2018 года № 66/12 утверждена инвестиционная программа ООО «Перспектива» на 2018-2032 годы, которой предусмотрено строительство новой газовой котельной мощностью 120 МВт с подводящими сетями.

Из материалов дела следует, что права на имущественный комплекс теплоснабжения Троицкого городского округа перешли к ООО «Перспектива» в 2018 году, ранее в отношении общества осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов) постановлениями от 20 декабря 2018 года № 86/99 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО «Перспектива» теплоснабжающим (теплосетевым организациям) Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и долгосрочных параметров регулирования», от 20 декабря 2018 года № 86/101 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования» на период с 21 декабря 2018 года по 31 декабря 2020 года.

Оспариваемым нормативным правовым актом утвержден тариф на второй долгосрочный период регулирования.

Согласно материалам дела, объем полезного отпуска ООО «Перспектива» определен в соответствии с требованиями пункта 22 Основ ценообразования и пунктов 8, 9, 21 Методических указаний на основании величины полезного отпуска в размере 185 694,26 тыс.Гкал, установленной на 2021 год актуализированной схемой теплоснабжения Троицкого городского округа, и нормативных потерь ООО «Перспектива» в размере 23 369,66 тыс.Гкал, утвержденных постановлением Министерства от 23 июля 2020 года № 31/15, в размере 233 413,92 тыс.Гкал (185 694,26 + 23 369,66).

При наличии актуализированной схемы теплоснабжения руководствоваться информацией о фактическом полезном отпуске ЕТО у МТРиЭ Челябинской области отсутствовали.

Расчетная предпринимательская прибыль определена в соответствии с пунктом 74 (1) Основ ценообразования, согласно которому расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 настоящего документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Размер расчетной предпринимательской прибыли составил 3 295,04 тыс. руб., из расчета: (19 009,38 (базовый уровень операционных расходов на производство) + 13 068,62 (неподконтрольные расходы) + 195 474,48 (расходы на топливно-энергетические ресурсы) – 161 6561,58 (расходы на топливо)) * 5%.

Нормативная прибыль определена по формуле (12) пункта 41 Методических указаний в размере 14 786,76 тыс.руб. из расчета: 6,01% * (227 552,47 тыс.руб./(100%-6,01%/(1-0,2)), где 6,01 % - величина нормативного уровня прибыли на 2021 год в соответствии с концессионным соглашений в измененной редакции, 227 552,47 тыс.руб. – размер НВВ на производство, 0,2 – ставка налога на прибыль.

Расчет нормативной прибыли и расчетной предпринимательской прибыли произведен в соответствии с положениями Основ ценообразования и методических указаний на основании данных о деятельности регулируемой организации, условий Концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 12 Правил установления долгосрочных параметров регулирования, в случае если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, орган регулирования при расчете тарифов применяет долгосрочные параметры регулирования деятельности концессионера или арендатора, установленные концессионным соглашением или договором аренды в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и Федеральным законом «О теплоснабжении».

Административный истец полагал необоснованным при установлении тарифа руководствоваться значением нормативного уровня прибыли, установленного концессионным соглашением после внесения в него изменений, оспаривая как основания такого изменения, так и порядок применения измененных условий.

Как установлено в судебном заседании, размер нормативного уровня прибыли ООО «Перспектива», установленный Концессионным соглашением от 28 апреля 2017 года, был определен без учета расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 Основ ценообразования, в связи с чем, во исполнение определения Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 16 января 2020 года по делу № 66а-2/2020, стороны Концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года ООО «Перспектива» и муниципальное образование «город Троицк» достигли соглашения об изменений его условий. В том числе, нормативный уровень прибыли согласован сторонами на 2021 год 6,01%, на 2022 год 4,21%, на 2023 год 2,68%, на 2024 год 1,18%, на 2025 год 0,57%.

Письмом от 27 февраля 2020 года, в соответствии с пунктом 104 Правил регулирования МТРиЭ Челябинской области согласовало изменение значения нормативного уровня прибыли как долгосрочного параметра регулирования, установленного в качестве условия Концессионного соглашения.

Решением от 23 марта 2020 года Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области в соответствии с частью 3.8 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях, на основании подпункта «а» пункта 12, подпункта «д» Правил № 368, согласовало изменение условий концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года, указав, что основанием для согласования является установление тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО «Перспектива» потребителям Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования, которые не соответствуют таким параметрам, предусмотренным концессионным соглашением (том 2, л.д. 151-153).

10 марта 2021 года сторонами концессионного соглашения и субъектом Российской Федерации оформлено Соглашение к концессионному соглашению в отношении объектов системы теплоснабжения центральной части города Троицка, находящихся в муниципальной собственности города Троицка Челябинской области от 28 апреля 2017 года.

Пунктом 51 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если стороны концессионного соглашения договорились об изменении долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, долгосрочные тарифы устанавливаются с применением новых значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера при условии, что эти значения были предварительно согласованы органом регулирования в порядке, установленном разделом X Правил регулирования.

Изменение условий Концессионного соглашения является сделкой, противоречие которой положениям действующего законодательства в установленном порядке не устанавливалось, в связи с чем препятствий для применения измененных долгосрочных параметров регулирования при принятии оспариваемого нормативного правового акта, устанавливающего тарифы и долгосрочные параметры регулирования на соответствующие периоды, у административного ответчика не имелось.

При этом вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 09 марта 2022 года ИП Сагоконь Д.А. отказано в удовлетворении требований о признании незаконными действий МТРиЭ Челябинской области по предварительному согласованию изменения значения долгосрочного параметра регулирования – нормативного уровня прибыли, являющегося существенным условием концессионного соглашения от 28 апреля 2017 года, письмом от 27 февраля 2020 года № 07/774.

Нарушений при определении Министерством расходов на топливо и холодную воду судом не усматривается.

Согласно экспертному заключению, расходы на топливо определены в размере 161 651,58 тыс.руб., на холодную воду – в размере 7 593,2 тыс.руб..

Расчет расходов на топливо содержится в таблице 17 экспертного заключения, произведен в соответствии с пунктом 26 Методических указаний, исходя из объема полезного отпуска, удельного расхода топлива, определенного условиями концессионного соглашения, фактического расхода топлива и цены топлива с учетом транспортировки.

Расходы на покупку холодной воды определены исходя из объема в размере 207,98 тыс.куб.м, определенного как сумма планового значения потерь теплоносителя при передаче тепловой энергии на 2021 год в размере 155 465 тонн в год, установленных инвестиционной программой, и нормативных потерь тепловой энергии по сетям ЗАО «ТЭК» в размере 52,51 тыс.тонн, установленных постановлением Министерства от 23 июля 2020 года № 31/15.

Основания полагать, что нормативные потери по сетям ЗАО «ТЭК» включены в плановые потери, установленные для ООО «Перспектива», отсутствуют.

Размер амортизации основных средств и нематериальных активов определен Министерством в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования и пунктом 39 Методических указаний с соблюдением законодательства в сфере бухгалтерского учета.

ООО «Перспектива» по данной статье расходов предложено учесть расходы в сумме 27 622,96 тыс.руб., МТРиЭ Челябинской области учтено 18 454,02 тыс.руб. в соответствии с первоначальной стоимостью основных средств согласно инвентарным карточкам учета основных средств, в соответствии первоначальной стоимостью оборудования, участвующего в производственной деятельности, в том числе: 12 276,61 тыс.руб. на производство тепловой энергии (учтена стоимость котельной 120 Мвт), 6 177,41 тыс.руб. на передачу тепловой энергии (учтена стоимость тепловых сетей.

Расходы на ремонт основных средств относятся к операционным расходам, базовый уровень которых определен концессионным соглашением в размере 34 329 тыс.руб. на период до 2031 года в составе долгосрочных параметров регулирования.

Концессионным соглашением распределение базового уровня операционных расходов по видам деятельности не предусмотрено. Раздельный учет по видам деятельности регулируемой организацией не ведется.

Распределение базового уровня операционных расходов по видам деятельности с установлением процентного соотношения произведено Министерством при установлении тарифов на предыдущий долгосрочный период на основании постановления от 20 декабря 2018 года № 86/99 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ЕТО ООО «Перспектива» теплоснабжающим (теплосетевым) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и долгосрочных параметров регулирования». В соответствии с приложением 2 к постановлению базовый уровень операционных расходов на производство определен в размере 17 552,29 тыс.руб. (при базовом уровне на 2018 год с учетом индексации в размере 35 243,18 тыс.руб.), то есть в размере 49,8%.

При оспариваемом регулировании МТРиЭ Челябинской области распределение операционных расходов по видам деятельности произведено в аналогичным образом – 49,8 % на производство, 50,2% на передачу тепловой энергии.

Базовый уровень операционных расходов на 2021 год с учетом индексации составил 38 168,87 тыс.руб., из которых 19 009,38 тыс.руб. (49,8%) отнесено на производство, 19 159,49 тыс.руб. (50,2%) на передачу тепловой энергии.

Расходы на ремонт основных средств определены как разность между базовым уровнем операционных расходов по видам деятельности и значениями иных операционных расходов (на сырье и материалы, на оплату труда, размер которых административным истцом не оспаривается). Общий размер расходов определен в размере 27 431,42 тыс.руб. из расчета 38 168,87 (базовый уровень на 2021 год) – 10 277,93 тыс.руб. (расходы на оплату труда) - 459,23 тыс.руб. (расходы на сырье и материалы).

Расходы на ремонт по видам деятельности определены как разность между базовым уровнем операционных расходом по видам деятельности, определенным в соответствии с постановлением от 20 декабря 2018 года № 86/99 и иных операционных расходов, отнесенных на соответствующий вид деятельности расчетным путем.

В отсутствие раздельного учета примененный Министерством подход действующему законодательству не противоречит, основан на применении нормативного правового акта, регулировавшего правоотношения в предыдущий долгосрочный период, который недействующим в установленном порядке не признавался.

В соответствии с законодательством о теплоэнергетике, организация вправе осуществлять деятельность как по производству, так и по передаче тепловой энергии, однако в силу пункта 9 части 1 статьи 7 Закона «О теплоснабжении» обязана вести раздельный учет объема производства тепловой энергии, теплоносителя, доходов и расходов, связанных с производством, передачей и со сбытом тепловой энергии, теплоносителя.

Раздельный учет организацией не ведется, с заявлением об установлении тарифа на передачу ООО «Перспектива» не обращалось, в связи с чем расходы организации и НВВ определены Министерством расчетным путем с учетом данных, использованных при предыдущем регулировании.

НВВ для расчета оспариваемого тарифа определен в размере 227 552,47 рублей из расчета: 19 009,38 (операционные расходы на производство + 16 765,3 (неподконтрольные расходы) – 195 474,48 (расходы на приобретение (производство) энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя (без учета объема плановой (расчетной) прибыли от регулируемого вида деятельности и величины налога на прибыль.

Согласно пункту 52 Методических указаний размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

?НВВкi-2 = HBBфi-2 – TBi-2 (тыс. руб.),

где:

?НВВкi-2 - размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

HBBфi-2 - фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Включение в расчет товарной выручки субсидий, полученных организацией вне рамок тарифного регулирования, в том числе в связи со значительной задолженность населения, действующим законодательством не предусмотрено.

Информация о получении заинтересованным лицом выручки, подлежащей учету при корректировке валовой выручки, материалами дела не подтверждена.

В соответствии с пунктом 53 Методических указаний, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в i-м году в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, рассчитывается по формуле (23).

Данная корректировка рассчитывается как отношение объема фактического исполнения инвестиционной программы к плановому размеру финансирования инвестиционной программы с применением прочих элементов формулы.

Как установлено в судебном заседании, газовая котельная, являющаяся предметом концессионного соглашения, приступила к работе в октябре 2018 года, в связи с чем постановлениями Министерства от 20 декабря 2018 года для ООО «Перспектива» установлено тарифное регулирование.

Оспариваемым нормативным правовым актом осуществлена корректировка НВВ с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифа от значений, учтенных при установлении тарифов на 2019 год, то есть в предыдущий долгосрочный период, в течение которого по основаниям неисполнения условий концессионного соглашения и инвестиционной программы он не оспаривался.

Согласно экспертному заключению, сумма корректировок с целью учета отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2019 год составила «–16 280,89 тыс.руб.». При установлении тарифа на регулируемый период корректировки не произведена, однако в целях сглаживания тарифа регулирующий орган вправе учесть корректировку в последующий период.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что в оспариваемой части постановление от 20 ноября 2020 года № 52/37 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит, принят Министерством в пределах предоставленных полномочий, с соблюдением порядка принятия нормативного правового акта и введения его в действие, в том числе правил опубликования, в силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Акцент» к Министерству тарифного регулирования и энергетики Челябинской области о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 20 ноября 2020 года № 52/37 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую единой теплоснабжающей организацией обществом с ограниченной ответственностью «Перспектива» теплоснабжающим (теплосетевым) организациям Троицкого городского округа, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии, и долгосрочных параметров регулирования», отказать.

Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий Л.В. Феофилова

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2022 года.