Дело № 3а-72/2022
42OS0000-01-2022-000035-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Кемерово 14 апреля 2022 года
Кемеровский областной суд в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,
при секретаре Сафоновой А.П.,
с участием прокурора Фроловой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «Электросетьсервис» о признании недействующими в части постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года № 981 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30.12.2021 № 954 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям, на 2022 год»,
постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее также - РЭК Кузбасса, тарифный, регулирующий орган) от 31 декабря 2021 года № 981 установлены тарифы и внесены изменения в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года № 954 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год» (далее – Постановление РЭК Кузбасса № 981).
Пунктом 23 таблицы 2 приложения (Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год) вышеуказанного постановления ООО «Электросетьсервис» установлена необходимая валовая выручка (без учета потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год в размере 65 788,50 тыс. руб. и величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенная при формировании регулируемых цен (тарифов) в размере 5,5500 млн. кВт/ч.(том 3 л.д.1-10).
30 декабря 2021 года Региональной энергетической комиссии Кузбасса принято постановление № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области – Кузбасса на 2022 год» пунктами 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год) установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области-Кузбасса на 2022 год: ООО «Электросетьсервис» и ООО «Горэлектросеть»; ООО «Электросетьсервис» и ООО «ЕвразЭнергоТранс»; ООО «Электросетьсервис» и ООО «Кузбасская энергосетевая компания»; ООО «Электросетьсервис» и ПАО «Россети Сибирь» (филиал ПАО «Россети Сибирь» - «Кузбассэнерго – РЭС»); ООО «Электросетьсервис» и ООО «ОЭСК»; ООО «Электросетьсервис» и ОАО «РЖД» (Западно – Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО РЖД); ООО «Электросетьсервис» и ООО ХК «СДС-Энерго»; ООО «Электросетьсервис» и ОА «Северо – Кузбасская энергетическая компания»; ООО «Электросетьсервис» и АО «Сибирская промышленная сетевая компания» (далее – Постановление РЭК Кузбасса № 956)(том 3 л.д.11-17).
Постановление РЭК Кузбасса № 981 опубликовано на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru, 31 декабря 2021 года, а Постановление РЭК Кузбасса № 956 – 30 декабря 2021 года (том 3 л.д.18).
ООО «Электросетьсервис» с учетом дополнения оснований заявленных требований обратилось в суд с административным исковым заявлением в котором просит признать недействующими с момента издания Постановления РЭК Кузбасса №№981, 956 в приведенной выше части, по причине не соответствия их Федеральному закону «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 № 35-ФЗ, Постановлению Правительства РФ от 29 декабря 2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», Методическим указаниям по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденным приказом ФСТ России от 17.12.2012 № 98-э.
Административный истец указывает, что обществу органом регулирования из необходимой валовой выручки (далее - НВВ) необоснованно исключена экономия на потерях электроэнергии в размере 19 809, 95 тыс.руб., расходы на оплату потерь в размере 3 112, 07 тыс.руб., неверно определена величина годового объема технологического расхода (потерь) в 5, 55 млн.кВт.ч, некорректно произведены корректировка баланса мощности и расчет плановой выручки.
Считает, что вышеуказанные действия привели к некорректному установлению тарифов и занижению НВВ (том 1 л.д.7-22, том 3 л.д.42-48).
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Электросетьсервис» генеральный директор ФИО1, по основаниям, изложенным в административном иске и с учетом поданных к нему дополнений, а также письменных пояснений (том 2 л.д.133-134, том 4 л.д.49-52, том 5 л.д.32-35-105), на заявленных требованиях настояла.
Представитель Региональной энергетической комиссии Кузбасса ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражал против требований административного истца. В деле имеются письменные возражения органа тарифного регулирования (том 3 л.д.149-169, том 4 л.д.57-59).
Представитель заинтересованного лица ПАО «Россети Сибирь» ФИО3, действующая на основании доверенности, согласилась с заявленными требованиями относительно некорректного распределения мощности и расчета плановой выручки, поддержала доводы, изложенные в представленных письменных пояснениях (том 4 л.д.107-112).
Представители заинтересованных лиц ООО «Горэлектросеть», ООО «ЕвразЭнергоТранс», ООО «Кузбасская энергосетевая компания», ООО «ОЭСК», ОАО «РЖД» (Западно – Сибирская дирекция по энергообеспечению – СП Трансэнерго – филиала ОАО РЖД), ООО ХК «СДС-Энерго», АО «Северо – Кузбасская энергетическая компания», АО «Сибирская промышленная сетевая компания» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
ООО «Кузбасская энергосетевая компания» представлен отзыв (том 4 л.д.28-30), АО «Сибирская промышленная сетевая компания» представлены письменные пояснения (том 4 л.д.63-69).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, опросив в качестве свидетелей ФИО18., ФИО19., ФИО20., ФИО21., ФИО22., ФИО23., ФИО24., ФИО25. исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах Прокуратуры Кемеровской области Фроловой Т.Е., полагавшей требования административного истца подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 55 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов установления подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее Федеральный закон «Об электроэнергетике»).
Согласно пункту 3 статьи 24 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) относится в том числе установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, указанных в статье 23.1 настоящего Федерального закона, за исключением цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике»).
Согласно абзацу 7 пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
В соответствии с пунктом 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19.03.2020 № 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Таким образом, оспариваемые постановления приняты РЭК Кузбасса в пределах предоставленных полномочий.
Проверив форму и вид, в которых РЭК Кузбасса вправе принимать свои нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемых нормативных правовых актов, правила введения их в действие, в том числе порядок опубликования, суд каких-либо нарушений в данной части не установил.
По процедуре и порядку принятия нормативные правовые акты административным истцом не оспариваются.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 года № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.
При этом Основы ценообразования определяют основные принципы и методы регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, а Правила регулирования определяют основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, предусмотренных Основами ценообразования.
В статье 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» закреплены принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.
К принципам регулирования цен (тарифов) в сфере электроснабжения отнесены, в частности: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке, в том числе единые (котловые) тарифы и тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
Согласно пункту 4 статьи 23 Федерального закона «Об электроэнергетике» государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике на срок не менее чем пять лет может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций или на основе заключаемых в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, соглашений об условиях осуществления регулируемых видов деятельности.
При регулировании цен (тарифов) применяются метод экономически обоснованных расходов (затрат), метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, метод доходности инвестированного капитала и метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа (пункт 12 Основ ценообразования).
Установление цен (тарифов) и (или) предельных уровней производится регулирующими органами путем рассмотрения соответствующих дел. Организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявления) об установлении тарифов с приложением обосновывающих документов (пункты 8, 12, 17 Правил регулирования).
Регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) предельных уровней и устанавливает срок ее проведения.
Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов; анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 22, 23, 28 Правил регулирования).
В силу изложенных предписаний орган регулирования вправе отказать регулируемой организации во включении в тарифы отдельных заявленных расходов только в случае, если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с требованиями законодательства в сфере ценообразования в электроэнергетике не подтверждена.
Пунктом 2 Основ ценообразования необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В необходимую валовую выручку подлежат включению только экономически обоснованные затраты, что отвечает принципам ценообразования и исключает необоснованный рост цен на электрическую энергию для потребителей.
Согласно пункту 5 Основ ценообразования регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 6 Основ ценообразования субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по перечисленным в данной норме видам деятельности в сфере электроэнергетики, в том числе по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям (в том числе эксплуатация объектов электросетевого хозяйства), с разбивкой по субъектам Российской Федерации, в случае если организация осуществляет регулируемую деятельность на территории более одного субъекта Российской Федерации.
Выбор метода регулирования в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемую деятельность, производится регулирующим органом с учетом положений настоящего документа.
Согласно пунктам 16 – 18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В силу пункта 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании в том числе такого долгосрочного параметра регулирования как уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемый в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.
Перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе цена (тариф) покупки потерь электрической энергии, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются регулируемыми организациями.
В соответствии с пунктом 4 Методических указаний № 98-э, расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний необходимой валовой выручки.
Согласно пунктам 5 и 9 Методических указаний, тарифы на услуги по передаче электрической энергии, рассчитываемые методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, устанавливаются отдельно на каждый финансовый год долгосрочного периода регулирования, при этом необходимая валовая выручка регулируемой организации подлежит ежегодной корректировке.
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 Основ ценообразования в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования, если иное не установлено настоящим документом. К экономически обоснованным расходам в том числе относятся расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств (за исключением случая применения в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала).
Расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями осуществляется в соответствии с пунктами 50, 51, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 №20-э/2 (далее Методические указания №20-э/2).
В указанных ценах (тарифах) в порядке, определенном настоящим документом и методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, учитываются затраты на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии.
При этом присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, которая наряду со ставкой на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии определяет размер двухставочного индивидуального тарифа.
Заявленной мощностью является величина мощности, планируемая к использованию в предстоящем расчетном периоде регулирования, применяемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии и исчисляемая в мегаваттах (пункт 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее - Правила недискриминационного доступа)).
В силу пункта 46 Правил недискриминационного доступа тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом использования потребителями указанных услуг мощности электрической сети, к которой они технологически присоединены.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об электроэнергетике» потребителями мощности являются лица, приобретающие мощность, в том числе для собственных бытовых и (или) производственных нужд и (или) для последующей продажи, лица, реализующие электрическую энергию на розничных рынках, лица, реализующие электрическую энергию на территориях, на которых располагаются электроэнергетические системы иностранных государств.
Согласно положениям Правил недискриминационного доступа размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, переданной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, которая поставлена по договорам энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и потреблена энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной электрической сети, а также объемом электрической энергии, которая передана в электрические сети других сетевых организаций (пункт 50).
Из содержания пункта 4 статьи 26, пункта 3 статьи 32 Федерального закона «Об электроэнергетике», пункта 51 Правил недискриминационного доступа следует, что сетевые организации обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в их собственности объектах электросетевого хозяйства.
При этом сетевые организации обязаны заключить договоры купли-продажи электрической энергии в целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую энергию величины (пункт 3 статьи 32 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 128 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года № 442 фактические потери электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, неучтенные в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке, приобретаются и оплачиваются сетевыми организациями, в объектах электросетевого хозяйства которых возникли такие потери, путем приобретения электрической энергии (мощности) у гарантирующего поставщика по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), заключенному в порядке и на условиях, указанных в разделе III настоящего документа.
Порядок определения стоимости потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям при, установлен пунктом 81 Основ ценообразования, предусматривающим, что в ценах (тарифах) на услуги по передаче электрической энергии в порядке, определенном методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, учитываются расходы на оплату величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемой в соответствии с пунктом 40(1) настоящего документа.
Согласно абзацу 10 пункта 81 Основ ценообразования в качестве базы для расчета цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, используются объем отпуска электрической энергии потребителям и величина мощности, определяемая в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и прогнозным балансом, а также величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, определяемая в соответствии с пунктами 38(1) и 40(1) настоящего документа.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что ООО «Электросетьсервис» является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области.
28 апреля 2021 года ООО «Электросетьсервис» обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении регулируемых цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2022 год и предоставило обосновывающие материалы (том 1 л.д.51). По итогам рассмотрения заявления регулирующим органом открыто дело об установлении тарифов на 2022 год (том 1 л.д.52)
27.09.2021 ООО «Электросетьсервис» в связи с изменением состава электросетевого имущества в регулирующий орган представлены дополнительные материалы (том 1 л.д.53).
По итогам проведения анализа представленных документов, регулирующим органом подготовлено экспертное заключение (том 2 л.д.203-255), в соответствии с которым, определение НВВ предложений ООО «Электросетьсервис» произведено методом долгосрочной индексации. Долгосрочным периодом определены 2018 – 2022 годы (период регулирования 2018 – 2022 определен Постановлением РЭК КО от 31.12.2017 № 778) (страница 7 экспертного заключения).
Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
ООО «Электросетьсервис» в НВВ на 2022 год было предложено учесть расходы на оплату потерь за 2018-2020 гг. в размере 19 809, 95 тыс.руб.
Указав, что в нарушение абзацев 1 и 2 пункта 14 Правил установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15.05.2010 № 340 (далее – Правила № 340), программа энергосбережения на 2018 – 2022 гг. представлена по прошествии 2018 – 2020 гг., отчеты о выполнении программы энергосбережения за 2018-2019 гг. не направлялись, а отчет за 2020 год не содержит плановых и фактических численных значений экономии, регулирующий орган не включил заявленные расходы в НВВ предприятия в полном объеме (страницы 67-69 экспертного заключения).
Как пояснил допрошенный в качестве свидетеля заместитель генерального директора ООО «Агентство энергетических экспертиз» ФИО26., обществом своевременно не была представлена программа энергосбережения, отчеты по ее реализации в графе показатели результатов не содержали сведений о достигнутом экономическом эффекте, поскольку в соответствующей графе значение показателей было указано как н/д (нет данных), дополнительные материалы к отчетам, были представлены органом регулирования позже установленного срока и не учитывались.
Суд с таким подходом регулирующего органа согласиться не может.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 14 Правил № 340 требования к программам устанавливаются регулирующим органом с учетом поступивших от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля года, в котором требования к программе должны быть установлены (скорректированы) в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил, предложений и поступивших от регулируемой организации в регулирующий орган не позднее 1 февраля ежегодных отчетов регулируемой организации о фактическом исполнении установленных требований к программе, составленных по форме, утвержденной регулирующим органом.
Программа энергосбережения ООО «Электросетьсервис» на 2018 – 2022 гг. была представлена в регулирующий орган в 2017 году вместе с предложением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2018 год и содержится в томе 38 открытого по рассмотрению указанного предложения дела (том 1 л.д.119 – заявление, л.д.120 – письмо, л.д.121-186).
Сторона ответчика в ходе судебного разбирательства на несоответствие указанной программы действовавшему на момент ее предоставления постановлению РЭК Кемеровской области от 12.07.2011 № 115 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере энергоснабжения на территории Кемеровской области» (далее – Постановление № 115) не ссылалась.
Постановлением РЭК Кузбасса от 20 октября 2020 года № 267 «Об установлении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Кемеровской области - Кузбасса» (далее – Постановление № 267) Постановление № 115 признано утратившим силу (том 1 л.д.187-202).
В письме от 22.01.2021 за №М-5-5/131-02 РЭК Кузбасса указал на принятие Постановления № 267 и предусмотренный им срок предоставления программы энергосбережения до 1 мая года, предшествующего году начала реализации программы, а ежегодного отчета о выполнении программы до 1 февраля года, следующего за отчетным (том 1 л.д.203).
29.01.2021 ООО «Элетросетьсервис» в адрес регулирующего органа представлена программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2018 – 2022 гг. в соответствии с требованиями Постановления № 267 (том 1 л.д.204, 205-219, том 3 л.д.192, 193-208), а также отчеты о реализации программы за 2018 (том 1 л.д.220-226, л.д.227-230, том 3 л.д.231-235), 2019 (том 1 л.д.231-237, 238-241, том 3 л.д.225-230) и 2020 года (том 1 л.д.242-248, том 3 л.д.209-216, л.д.217-224) и расчеты к ним.
При таких обстоятельствах, программа энергосбережения была представлена административным истцом своевременно.
В соответствии с письмом от 29.10.2021 № 539 о включении суммы в размере 19 809 949 рублей в НВВ на 2022 год, ООО «Элетросетьсервис» в адрес регулирующего органа 02.11.2021 как почтовым отправлением, так и на электронную почту, направило дополнительные материалы к отчетам о реализации программы за 2018, 2019 и 2020 года, (том 1 л.д.249-251, том 2 л.д.1-17, 18-34, 35-53 – дополнительные материалы, том 5 л.д.36 – информационное письмо, л.д.37 – отчет о направлении электронного письма, л.д.38 – отчет об отслеживании почтового отправления).
В соответствии с абзацем 2 пункта 12 Правил регулирования, организации, осуществляющую регулируемую деятельность, вправе предоставить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования.
Таким образом, дополнительные материалы на период регулирования с 01.01.2022 по 31.12.2022 должны были быть представлены не позднее 18 ноября 2021 года.
Согласно представленному административным истцом отчету об отслеживании, принятое в отделение связи 02.11.2021 почтовое отправление прибыло в место вручения 03.11.2021, получено адресатом 26.11.2021.
Поскольку административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств невозможности получения заблаговременно до истечения установленного срока направленных в его адрес как по электронной почте, так и почтовым отправлением дополнительных материалов, суд приходит к выводу о том, что они подлежали включению в предложение административного истца и подлежали оценке в совокупности с ранее представленными отчетами.
Ввиду представления отчета о реализации программы за 2018 год позднее 01.02.2019, отчета о реализации программы за 2019 год позднее 01.02.2020, то есть по истечении установленного пунктом 14 Правил № 340 срока, вывод регулирующего органа о невозможности признания их направленными является правильным, соответственно заявленные в них суммы не могли оцениваться для учета в составе НВВ ООО «Электросетьсервис».
Вместе с тем, с учетом своевременного представления программы энергосбережения и отчета о ее реализации на 2020 год содержащего в совокупности с представленными к нему дополнительными материалами плановые и фактические показатели проведенных мероприятий в численном выражении, заявленная в нем сумма экономии на потерях электроэнергии, подлежали оценке на предмет включения в НВВ административного истца.
Ссылку административного ответчика на решение Кемеровского областного суда от 11 мая 2021 года по делу №3а-89/2021 находящегося в общем доступе суд отклоняет, поскольку из его содержания не следует, что в ходе судебного разбирательства по иному делу устанавливались обстоятельства наличия или отсутствия программы энергосбережения на 2020 год.
Таким образом, установленная обществу пунктом 23 таблицы 2 приложения (Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год) постановлением РЭК Кузбасса № 981 необходимая валовая выручка (без учета потерь), на 2022 год в размере 65 788,50 тыс. руб. не может быть признана экономически обоснованной и в данной части заявленные требования подлежат удовлетворению.
Согласно экспертному заключению, общая сумма затрат на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии подлежащая включению в НВВ ООО «Элетросетьсервис», при годовом объеме технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях предприятия в размере 5, 55 млн.кВт.ч. составляет 14 809, 75 тыс.руб.(страницы 69-72 экспертного заключения)
Суд не может не согласиться с установлением административному истцу величины потерь электрической энергии в указанном размере и расходов на ее оплату по следующим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс).
Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом 5 Основ ценообразования и Порядком формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 12 апреля 2012 г. N 53-э/1 (далее - Порядок).
Согласно подпункту «а» пункта 3, пунктам 4, 5 и 7 Порядка сводный прогнозный баланс формируется в целях расчетов регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию и мощность, подлежащих государственному регулированию в рамках единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации согласно графику прохождения документов, в том числе с учетом объемов нормативных потерь электрической энергии, отраженных по всем сетевым организациям.
В соответствии с данным графиком прохождения документов сетевые организации, не позднее 1 апреля предшествующего года направляют в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации свои предложения в формате таблиц 3.1, по технологическому расходу электрической энергии и мощности (потерям) в электрических сетях и заявленной (присоединенной) мощности, а также информацию по нормативам технологических потерь электроэнергии при передаче по электрическим сетям, утвержденным Минэнерго России.
В соответствии с пунктом 21 Порядка не позднее 15 августа года, предшествующего году регулирования, субъекты ОРЭМ, поставщики (производители) электрической энергии и мощности розничного рынка и сетевые организации представляют предложения по уточнению сводного прогнозного баланса для согласования и формирования консолидированных предложений в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Совет рынка и Системному оператору.
Из системного толкования положений пунктов 14, 80, 81 Основ ценообразования следует, что сводный прогнозный баланс является основным документом, на основании которого формируются тарифные решения в сфере электроэнергетики.
В соответствии с пунктом 40 (1) Основ ценообразования величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется как произведение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Федеральной антимонопольной службой, за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям.
Как следует из материалов административного дела, 1 апреля 2021 года ООО «Электросетьсервис» в адрес РЭК Кузбасса по форме 3.1 было направлено предложение по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2022 год, в соответствии с которым плановые потери в электрической сети общества составили 5, 5500 млн. кВт.ч. (том 3 л.д.190-191).
13 августа 2021 года ООО «Электросетьсервис» в формате Шаблона ЕИАС – FORM3.2022.ORG в адрес ФАС России направлено предложение по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2022 год, в соответствии с которым, плановые потери общества составили 6, 5632 млн. кВт.ч. (том 2 л.д.54-57).
В судебном заседании стороной административного истца не оспаривались обстоятельства не направления предложения по уточнению балансовых показателей в адрес РЭК Кузбасса в срок до 15 августа 2021 года.
Как указывает административный истец, он был лишен возможности направить указанное предложение в адрес административного ответчика, поскольку программой был закрыт доступ к направлению показателей в адрес регионального сегмента.
Согласно письму ФБУ «ИТЦ ФАС РОССИИ» от 05.07.2021, в связи с осуществлением перехода на веб-версию программы «ЕИАС Мониторинг» (АРМ Специалиста) для предоставления отчетности ФГИС ЕИАС доступ к клиенту «ЕИАС Мониторинг» (АРМ Специалиста) закрыт (том 2 л.д.109).
Датой отключения ООО «Элетросетьсервис» возможности работы через клиент АРМ является 02.08.2021 (том 2 л.д.110).
Согласно пояснениям допрошенного в судебном заседании ведущего инженера отдела технического отдела ООО «Агентства энергетических экспертиз» ФИО27., до 15 августа от истца в региональный сегмент уточнений балансовых показателей не поступало, доступа к федеральному сегменту у ответчика нет. В случае обращения по поводу невозможности добавления информации в региональный сегмент, организациям предоставляется возможность ее направления в адрес РЭК Кузбасса.
По сведениям ФАС России, согласно представленной заявке предприятия, величина потерь в электрической сети составляет 5, 5500 млн.кВт.ч.(том 5 л.д.80).
Соответственно величина технологического расхода (потерь) электрической энергии утвержденная ФАС России в сводном прогнозном балансе для ООО «Электросетьсервис» на 2022 года составила 5,55 млн. кВт.ч. (приказ ФАС России от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП) (том 3 л.д.186).
При таких обстоятельствах, установление РЭК Кузбасса ООО «Электросетьсервис» величины технологического расхода (потерь) электрической энергии на уровне 5, 55 млн. кВт.ч. согласно предложению предприятия в соответствии со сводным прогнозным балансом соответствует пункту 14 Основ ценообразования.
Доводы административного истца о том, что технологический расход (потери) электрической энергии фактически значительно выше установленных сводным прогнозным балансом о чем оно неоднократно сообщало в адрес регулирующего органа (том 2 л.д.108, 112-115), в силу вышеизложенных обстоятельств основанием для удовлетворения заявленных требований не являются.
Поскольку сведения о направлении ООО «Электросетьсервис» в установленной Порядком форме и сроки в адрес РЭК Кузбасса уточненных предложений по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2021 год на величину отличную от первоначального предложения, материалы дела не содержат, ссылки административного истца о незаконности оспариваемого им в части нормативного правового акта в связи с установлением административному истцу величины потерь электрической энергии на уровне 5, 55 млн. кВт.ч. и рассчитанного исходя из нее размера расходов на оплату потерь в сумме 14 809, 75 тыс.руб., являются необоснованными.
Таким образом, требования истца о признании недействующим пункта 23 таблицы 2 приложения (Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год) постановление РЭК Кузбасса № 981 в части установления истцу величины потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учтенной при формировании регулируемых цен (тарифов) в размере 5,5500 млн. кВт/ч, удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем доводы административного истца о нарушении его прав избранным регулирующим органом способом корректировки баланса мощности при установленных ниже обстоятельствах, заслуживают внимания.
ООО «Электросетьсервис» указывает на то, что при установлении оспариваемых индивидуальных тарифов для расчетов между ООО «Электросетьсервис» и смежными сетевыми организациями заявленная мощность электроэнергии была учтена в большем размере, чем это было согласовано сторонами, в подтверждение чего представлены документы о планируемых объемах поставляемой мощности (том 2 л.д.84-107).
РЭК Кемеровской области данное обстоятельство не оспаривается и объясняется исполнением приказа ФАС России.
Согласно подпункту 6 пункта 17 Основ ценообразования к заявлению об установлении тарифов в числе обосновывающих материалов прилагается, в том числе расчет полезного отпуска электрической энергии.
В числе материалов используемых для расчета тарифов применяется структура полезного отпуска электрической энергии (мощности) по группам потребителей ЭСО (Таблица П1.6).
Как следует из экспертного заключения, регулятором во исполнение балансовых показателей, утвержденных ФАС России от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП (заявленная мощность потребителей 2 483 МВт), произведена корректировка баланса мощности электросетевого котла, повлекшая за собой необходимость корректировки отдельных балансов мощности электросетевых организаций Кемеровской области. Произведено недискриминационное распределение дополнительных объемов мощности равномерно на все организации, пропорционально полезному отпуску конечным потребителям, присоединенным к электрическим сетям сетевой организации.
Согласно представленной таблице и приложению № 3 к вышеуказанному экспертному заключению, административному истцу в связи с исполнением предписания ФАС России по СПБ к полезному отпуску конечным потребителям в 9,34 МВт добавлена величина заявленной мощности потребителей в размере 1, 251 МВт, в связи с чем, величина заявленной мощности потребителей увеличилась (страницы 15-16, 95-97 экспертного заключения).
Таким образом, при привидении заявленной мощности потребителей в соответствии с величиной установленной приказом ФАС России из 293, 22 (2 438 – 2 189, 78) МВт на потребителей ООО «Элетросетьсервис» пришлось 1, 251 МВт.
Как следует из пояснений допрошенного в судебном заседании главного консультанта технического отдела РЭК Кузбасса ФИО28 занимавшегося формированием баланса мощности, чтобы соблюсти приказ ФАС России утвердивший в сводном прогнозном балансе большую величину заявленной мощности потребителей, чем по сумме заявок сетевых организаций, необходимо было, в отсутствие в законодательстве соответствующего механизма, распределить 293 МВт, при распределении за основу была взята заявленная мощность потребителей, пропорционально которой на всех была раскидана дельта.
По сведениям ФАС России, РЭК Кузбасса 01.09.2021 направила в адрес ФАС России по системе ФГИС ЕИАС ФАС России уточненные предложения, в том числе по величине заявленной мощности на 2022 год в формате шаблона ФГИС ЕИАС ФАС России FORM3.1.2022.SUMMARY, в соответствии с которыми заявленная мощность потребителей Кемеровской области составила 2 483 МВт. В свою очередь, ФАС России приказом от 23.11.2021 № 1299/21-ДСП также утвердила величину заявленной мощности потребителей Кемеровской области в размере 2 483 МВт.
Относительно ООО «Электросетьсервис» общее поступление в сеть составило 11, 100 МВт, потери 0,845 МВт, заявленная мощность потребителей 10, 2521 МВт (том 5 л.д.78-79 - пояснения, 80 – шаблон, л.д.99 - квитанция).
В письме от 07.10.2021 за № ВК/84996/21 вместе с которым ФАС России в адрес регулирующего органа был направлен проект сводного прогнозного баланса, указывалось на дополнительную возможность по предоставлению уточненных предложений органов регулирования в рамках процедуры формирования СПБ в срок не позднее 15.10.2021 (том 5 л.д.100).
Такое уточненное предложение, в соответствии с которым заявленная мощность потребителей составляла 2 260, 54 МВт РЭК Кузбасса было подготовлено, однако направлено в адрес ФАС России по истечению установленного срока – 19.10.2021, соответственно последним при формировании сводного прогнозного баланса не учитывалось (том 5 л.д.101 – сводное предложение).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что при установлении тарифов, регулирующий орган равномерно распределил на все организации разницу в величине заявленной мощности потребителей между сформированным ранее по заявкам сетевых организаций и вошедшим в сводный прогнозный баланс предложением от 01.09.2021 и суммой такой мощности по заявкам сетевых организаций, образовавшейся на момент окончания их приема.
Так, согласно предложению ООО «Электросетьсервис» по состоянию на 24.09.2021, полученному регулирующим органом 27.09.2021, общее поступление в сеть составляло 11, 727 МВт, потери 1, 014 МВт, отпуск в смежные сетевые организации 1, 538906 МВт, полезный отпуск потребителям (Сбыт 1) 9, 173808 МВт (том 5 л.д.107 – форма п.1.5, л.д.109 – сопроводительное письмо).
Регулирующим органом утверждено общее поступление в сеть в размере 12, 977 МВт, при потерях в 0, 847 МВт, отпуске в смежные сетевые организации 1, 539 МВт, полезном отпуск потребителям 9, 340 МВт, добавлено 1, 251 МВт (Приложение 3 – страница 95 экспертного заключения).
Вышеизложенное свидетельствует также не только об увеличении регулирующим органом при установлении тарифов заявленной мощности потребителей, но и фактическом сохранении обществу прежнего уровня потерь, то есть неверному определению величины заявленной мощности потребителей сетевой организации, которая является базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей, влечет неправильное определение индивидуального тарифа.
Ссылка ответчика на решение Кемеровского областного суда от 08.09.2021 по делу №3а-180/2021, вышеуказанных выводов не опровергает и об обоснованном установлении истцу заявленной мощности потребителей, не свидетельствует.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний № 20-э/2 расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым пунктом 27 настоящих Методических указаний предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории субъекта Российской Федерации устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный; одноставочный.
Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Для расчета единых (котловых) тарифов на территории субъекта Российской Федерации на каждом уровне напряжения суммируются НВВ всех сетевых организаций по соответствующему уровню напряжения.
Для потребителей, рассчитывающихся по одноставочному котловому тарифу, указанный тариф на услуги по передаче электрической энергии определяется в соответствии с пунктом 51 Методических указаний № 20-э/2, на основании рассчитанного двухставочного тарифа (ставки на содержание и ставки на потери), с учетом планового отпуска из сети электроэнергии потребителям и заявленной мощности потребителей, присоединенных к сетевой организации на соответствующем уровне напряжения (ВН, СН1, СН2, НН).
В силу пункта 52 Методических указаний №20-э/2 НВВ любой сетевой организации региона должна суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
Так, в судебном заседании сторонами не оспаривалось и подтверждается балансом электрической энергии на 2022 год, наличие у административного истца потребителей, рассчитывающихся с ним как по двуставочному, так и одноставочному тарифу.
Как следует из пояснений административного истца и показаний допрошенной по ходатайству стороны ответчика в качестве свидетеля начальника отдела ценообразования в электроэнергетике РЭК Кузбасса ФИО29., в предыдущих периодах регулирования расчет плановой выручки ООО «Электросетьсерис» осуществлялся регулирующим органом исходя из дифференциации на потребителей по одноставочному и двуставочному тарифам.
Вместе с тем, согласно приложению № 4 «Структура полезного отпуска и тарифной выручки по единым котловым и индивидуальным тарифам на 2022», плановая выручка истцу рассчитана только исходя из двуставочного тарифа (страница 98 экспертного заключения).
Какого – либо обоснования такого подхода экспертное заключение не содержит.
При увеличении заявленной мощности потребителей избранным регулирующим органом способом, такой расчет неизбежно ведет к завышению плановой выручки, которая является одной из составляющих в расчете индивидуального тарифа, несобираемости НВВ при оплате потребителями электроэнергии по двуставочному и одноставочному тарифам, невозможности исполнения обязательств перед другими ТСО.
Пояснения допрошенной в качестве свидетеля начальника отдела ценообразования в электроэнергетике РЭК Кузбасса ФИО30. о том, что в соответствии с пунктами 51, 52 Методических указаний №20-э/2 расчет плановой выручки, должен производиться только исходя из двуставочного тарифа основан на неправильном толковании указанных норм регулирующих порядок расчета двуставочного и одноставочного тарифа, противоречит принципу экономической обоснованности при установлении тарифов на электроэнергию.
Подтверждающие указанные обстоятельства расчеты административного истца, ответчиком в ходе судебного разбирательства не опровергнуты.
Ввиду допущенных органом регулирования нарушений относительно расчета истцу заявленной мощности потребителей и плановой выручки, суд находит обоснованными доводы ООО «Электросетьсервис» и ПАО «Россети Сибирь» о том, что установленные пунктами 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год) оспариваемого постановления РЭК Кузбасса № 956 индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год установлены с нарушением требований действующего федерального законодательства и противоречат ему, не являются экономически обоснованными, что влечет нарушение прав административного истца при осуществлении предпринимательской деятельности.
Поскольку предметом настоящего спора является тарифное регулирование ООО «Электросетьсервис», в рамках настоящего дела суд лишен возможности дачи оценки доводам ПАО «Россети Сибирь» относительно нарушения его прав при в рамках тарифного регулирования на 2022 год при обстоятельствах, указанных обществом в письменных пояснениях по делу (том 4 л.д.107-112).
Таким образом, у суда имеются основания для удовлетворения заявленных административным истцом требований о признании не действующим пункта 23 таблицы 2 приложения (Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год) в части установления ООО «Электросетьсервис» необходимой валовой выручки (без учета потерь), на 2022 год в размере 65 788,50 тыс. руб.. а также пунктов 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год) оспариваемого постановления РЭК Кузбасса № 956 как противоречащих Закону об электроэнергетике, Правилам государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике и Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, Правилам недискриминационного доступа, Методическим указаниям № 98-э, 20-э/2 и нарушающих права и законные интересы административного истца.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Поскольку оспариваемый в части нормативный акт имеет ограниченный срок действия и признание его недействующими с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, его следует признать не действующим в части с момента принятия.
В соответствии с частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует возложить на Региональную энергетическую комиссию Кузбасса обязанность по принятию новых заменяющих нормативных актов в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь статьями 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействующими со дня принятия:
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 31 декабря 2021 года № 981 «О внесении изменений в постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30.12.2021 № 954 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса, поставляемой прочим потребителям, на 2022 год» в части установления пунктом 23 таблицы 2 приложения (Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области – Кузбасса, поставляемой прочим потребителям на 2022 год) ООО «Электросетьсервис» необходимой валовой выручки (без учета потерь), учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год в размере 65 788,50 тыс. руб.;
постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 декабря 2021 года № 956 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год» в части пунктов 69, 70, 71, 72, 73, 74, 75, 76, 77, 78 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2022 год).
В удовлетворении остальной части заявленных требований, отказать.
Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативные правовые акты, заменяющие названные выше постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанное не действующими в части, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о данном решении опубликовать на сайте «Электронный бюллетень региональной энергетической комиссии Кузбасса» www.recko.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Кемеровский областной суд.
В окончательной форме решение изготовлено 28 апреля 2022 года.
Председательствующий А.М. Решетняк