УИД 14OS0000-01-2022-000101-52
Дело №3а-72/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 21 июля 2022 года
Верховный Суд Республики Саха (Якутия) в составе:
председательствующего судьи Дьяконовой З.С.,
при секретаре Осиповой Е. П.,
с участием прокурора Рязанской А.Д.,
с участием представителя административных истцов ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, представителя заинтересованного лица Окружной администрации г. Якутска ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4, ФИО5 к Якутской городской Думе о признании не действующими в части Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденные решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № 169-НПА,
установил:
ФИО4 и ФИО5 обратились с вышеуказанным административным исковым заявлением в суд, ссылаясь на то, что являются собственниками земельного участка с кадастровым номером № ..., расположенного по адресу: ........... Согласно «Карте градостроительного зонирования городского округа «город Якутск», содержащейся в Приложении №1 к Правилам землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденным решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № 169-НПА (далее также - Правила землепользования и застройки, Правила), земельные участки, прилегающие к земельному участку заявителей, испрашиваемые ими для перераспределения, отнесены к территориальной зоне «Л-1». По Генеральному плану ГО «Город Якутск», утвержденному постановлением городского Собрания депутатов города Якутска от 16 марта 2005 года (далее также Генеральный план), спорные земельные участки расположены в территориальной зоне «ОД» (общественно-делового назначения). Данное обстоятельство подтверждается выкопировками из геоинформационного портала, сведениями ИСОГД. Полагают, что административным ответчиком допущены нарушения положений Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также ГрК РФ). Просят признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения суда в законную силу Правила в части отнесения в Приложении № 1 «Карта градостроительного зонирования городского округа «город Якутск» земельных участков, прилегающих к земельному участку с кадастровым номером № ... расположенного по адресу: .........., к территориальной зоне Л-1, согласно координатам поворотных точек.
До рассмотрения дела от представителя административных истцов поступило уточнение требований в части координат поворотных точек испрашиваемых земельных участков.
В судебном заседании представитель истцов ФИО1 поддержала требования. Пояснила, что ФИО4 неоднократно обращался в Окружную администрацию города Якутска с заявлениями о перераспределении земельного участка. Ему отказывала Окружная администрация г. Якутска в согласовании перераспределения земельного участка, со ссылкой на то, что испрашиваемый для перераспределения земельный участок расположен в территориальной зоне Л-1. В связи с этим ФИО4 обратился в Управление архитектуры и градостроительной политики Окружной администрации г. Якутска с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, о приведении Правил в соответствие с Генеральным планом. Заявление ФИО4 до настоящего времени не рассмотрено. В обоснование требований о признании Правил землепользования и застройки в части отнесения прилегающих к земельному участку истца территорий с определенными координатами поворотных точек, к территориальной зоне-Л-1, ссылаются на право истцов на перераспределение земельных участков. Осуществлению указанного права, по мнению истцов, препятствует отнесение испрашиваемой ими к перераспределению территории к территориальной зоне Л-1.
Представитель административного ответчика Якутской городской Думы ФИО2 иск не признал. Указывает, что в удовлетворении заявления П.А.ЛБ. в перераспределении земельных участков отказывалось, прежде всего, по причине того, что проектом межевания территории квартала «68», утвержденного распоряжением Окружной администрации города Якутска № 1459зр от 21.08.2020г. не предусмотрена возможность увеличения земельного участка истцов. Указывает также, что земельные участки, которые испрашивают истцы, являются самовольно захваченными и имеется решение суда, вступившее в законную силу, о возложении обязанности на истцов освободить самовольно занятые территории.
Представитель заинтересованного лица Окружной администрации города Якутска ФИО3 считает, что иск не подлежит удовлетворению по тем же основаниям, на которые указал представитель ответчика.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16, части 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24 и части 1 статьи 32 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки, генерального плана относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование «город Якутск» наделено статусом городского округа (статья 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 30 ноября 2004 г. 174-З № 355-III «Об установлении границ территорий и наделении статусом городского округа муниципальных образований Республики Саха (Якутия).
Решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 г. N РЯГД-5-9 принят нормативный правовой акт N 169-НПА "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск".
Данный нормативный правовой акт вступил в законную силу со дня его официального опубликования в печатном издании "Эхо Столицы" от 31 декабря 2013 г. N 108 (с Приложениями N 1 - 2.6), 14 января 2014 г. N 3, 30 июня 2017 г. N 47. Правила размещены на официальном портале Якутской городской Думы (http://www.yktgorduma.ru).
Правила включают Карту градостроительного зонирования городского округа "город Якутск".
Согласно пункту 8 статьи 1, части 2 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений, и который, в частности, включает в себя карту градостроительного зонирования
Пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа.
Частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ закреплен принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего в себе долгосрочные ориентиры их развития.
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, части 15 статьи 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам.
Согласно материалам дела истцам принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером № ..., площадью 989 кв.м., категория земли - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для объектов жилой застройки, расположенный по адресу: .........., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18 июля 2022 г.
К административному исковому заявлению была приложена незаверенная копия свидетельства о государственной регистрации права, в котором была указана площадь земельного участка с кадастровым номером № ..., в размере 1789 кв.м. В связи с этим судом направлен запрос в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия) и Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия). По запросу суда филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Саха (Якутия) представлена актуальная выписка из ЕГРН, а также информация о том, что площадь объекта с кадастровым номером № ... составляет 989 кв.м. Как указано в ответе, в архиве правоустанавливающих документов отсутствуют сведения о площади земельного участка в размере 1789 кв.м.
Ранее ФИО4, ФИО5 обращались с административным иском об оспаривании в части Правил землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером № ..., принадлежащего им в собственности, а также в отношении земельного участка прилегающего к их земельному участку площадью 2184 кв.м., согласно координатам поворотных точек. Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 20 января 2020 года по делу №3а-65/2021 (№3а-3/2022), оставленным без изменения апелляционным определением Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 апреля 2022 г., исковые требования в части земельного участка с кадастровым номером № ..., удовлетворены, в удовлетворении требований в части прилегающей территории площадью 2184 кв.м. - отказано.
Настоящее административное исковое заявление подано в отношении земельных участков площадью 211 кв.м., а также 434 кв.м. Из материалов дела и пояснений сторон следует, что испрашиваемые участки площадью 211 кв.м. и 434 кв.м. являются частью территории площадью 2184 кв.м., которую истцы испрашивали ранее.
ФИО4 обращался в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № ..., расположенного по адресу: ........... Согласно представленной в материалы дела схеме, заявитель просил дополнительно перераспределить к своему земельному участку земельный участок площадью 211 кв.м. (общая площадь земельного участка при перераспределении составила бы 1200 кв.м.).
28 февраля 2022 г. на обращение № ... письмом № ...-ДИЗО/22 Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска отказал в перераспределении испрашиваемого земельного участка, ссылаясь на то, что проектом планировки и межевания территории квартала «68» №1014зр от 01 апреля 2019 г. и №1459р от 21 августа 2020 г. перераспределение земельного участка в испрашиваемых границах не предусмотрено. Кроме того, в ответе было указано, что согласно Правилам землепользования и застройки границы испрашиваемого земельного участка расположены в территориальной зоне «Л-1», где образование земельного участка с видом разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрено. Согласно сведениям топографического плана и космоснимков на испрашиваемой территории расположены объекты за пределами отведенных границ, содержащихся в сведениях государственного кадастра недвижимости, имеющие признаки самовольного занятия земельного участка.
Также 28 февраля 2022 г. на обращение ФИО4 о предоставлении земельного участка площадью 434 кв.м. под имеющееся строение- гараж, письмом № ...-ДИЗО/22 Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска отказал ФИО4 в предоставлении в собственность земельного участка, на котором расположены здание сооружение, для индивидуального жилищного строительства. Основанием для отказа явилось то, что объектом недвижимости с кадастровым номером № ...:444, расположенным по адресу: .........., является гараж, однако в заявлении цель использования участка указана под индивидуальное жилищное строительство. Также площадь испрашиваемого земельного участка составляет 434 кв.м., а площадь гаража – 623,9 кв.м., что превышает площадь участка. Кроме того, по сведениям ЕГРН гараж, находящийся в собственности заявителя, расположен на земельном участке, который находится в его собственности. Также для сведения сообщено, что по Правилам землепользования и застройки границы испрашиваемого земельного участка расположены в территориальной зоне «Л-1».
Сторонами не оспаривается и подтверждается имеющимися доказательствами, что по Генеральному плану земельный участок с кадастровым номером № ... и прилегающие к нему земельные участки, в том числе земельные участки площадью 211 кв.м. и 434 кв.м. с приведенными заявителями координатами поворотных точек, отнесены к территориальной зоне «ОД» (общественно-деловое назначение).
Сведениями ИСОГД от 15 июня 2022 г. подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером № ..., расположенный по адресу: .......... прилегающие к нему земельные участки в кадастровом квартале № ..., испрашиваемые истцами, по Карте территориальных зон Правил землепользования и застройки расположены в зоне «Л-1».
В соответствии с Картой градостроительного зонирования городского округа "город Якутск" (город Якутск) содержащейся в Приложении N1 к Правилам землепользования и застройки, спорные земельные участки - территория площадью 211 кв.м. и 434 кв.м. расположены в территориальной зоне «Л-1» – зона естественных ландшафтов.
Согласно Карте функциональных зон Генерального плана указанная территория расположена в зоне Общественно-делового назначения.
Расположение спорного земельного участка в функциональной зоне «ОД» (по Генеральному плану) и в территориальной зоне «Л-1» (по Правилам землепользования и застройки) также подтверждается выкопировкой из геоинформационного портала города Якутска.
Полагая свои права оспариваемыми положениями Правил землепользования и застройки нарушенными, ФИО4, ФИО5 обратились в суд. Административные истцы полагают, что отнесение испрашиваемых участков площадью 211 кв.м. и 434 кв.м. к территориальной зоне «Л-1» является препятствием к осуществлению их права на перераспределение земельных участков.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (пункт 1 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Несмотря на то, что в отношении истцов нормативный акт в оспариваемой части применялся, на него, отказывая в перераспределении земельных участков, ссылалась Окружная администрация города Якутска, суд не усматривает нарушения прав истцов оспариваемым нормативным правовым актом.
Как следует из представленного административными истцами письма № ...-ДИЗО/22 Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска мотивом отказа для перераспределения явилось то, что проектом планировки и межевания территории квартала «68» №1014зр от 01 апреля 2019 г. и №1459р от 21 августа 2020 г. не предусмотрено перераспределение земельного участка в испрашиваемых границах. Также испрашиваемый земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки расположен в территориальной зоне «Л-1», где образование земельного участка с видом разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» не предусмотрено.
Согласно письму Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска № ...-ДИЗО/22 основанием для отказа для согласования предоставления в собственность земельного участка площадью 434 кв.м. явилось то, что объектом недвижимости, расположенным по адресу: .........., является гараж, а в заявлении цель использования участка указана под индивидуальное жилищное строительство. Площадь испрашиваемого земельного участка составляет 434 кв.м., а площадь гаража – 623,9 кв.м., что превышает площадь участка. Также проектом планировки и межевания территории квартала «68» №1459зр от 21 августа 2020 г. запрашиваемый участок предусмотрен под благоустройство территории. Согласно Правилам землепользования и застройки расположен в территориальной зоне «Л-1», в которой градостроительные регламенты не подлежат установлению.
Согласно пункту 1 статьи 43.10 Правил зона "Л-1" –зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью; естественных ландшафтов; естественных водоемов; сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий и предотвращающих затопление и подтопление прилегающих земельных участков с возможностью использования под сенокошение. Правилами предусмотрены следующие виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в зоне Л-1: овощеводство, охота и рыбалка, природно-познавательный туризм, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство, туристическое обслуживание.
Вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства» в территориальной зоне «Л-1» не предусмотрена.
Основные виды разрешенного использования Общественно-деловых зон перечислены в статье 43.2 Правил. В функциональное назначение зоны «ОД» также не входит вид разрешенного использования «Для индивидуального жилищного строительства».
Таким образом, отнесение испрашиваемых земельных участков Генеральным планом к территориальной зоне «ОД» (общественно-деловое назначение) также не согласуется с целью, для которой истцами испрошен земельный участок в порядке перераспределения, а также для согласования предоставления в собственность. При этом Генеральный план ГО «город Якутск» истцами не оспаривается.
В настоящее время территория площадью 211 кв.м. и 434 кв.м., которая отнесена Правилами к территориальной зоне «Л-1», является муниципальной собственностью. Право заявителей на перераспределение испрашиваемого земельного участка, предоставления в собственность не является безусловным, реализуется в соответствии с требованиями земельного законодательства и в установленных им случаях.
С учетом приведенных обстоятельств суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о признании Правил недействующими в части отнесения прилегающей к их земельному участку территории с определенными координатами поворотных точек к территориальной зоне «Л-1».
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 179, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО4, ФИО5 к Якутской городской Думе о признании не действующими в части Правила землепользования и застройки городского округа «город Якутск», утвержденные решением Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года № 169-НПА отказать.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба, апелляционное представление прокурора в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: З.С. Дьяконова
Мотивированное решение принято 21 июля 2022 года.