Дело ***а-730/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГ г. Барнаул
Алтайский краевой суд в составе
председательствующего судьи Запаровой Я.Е.
при секретаре Морозовой А.А.
с участием прокурора <данные изъяты>
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению <данные изъяты> к Барнаульской городской Думе о признании не действующим в части решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** «Об утверждении Правил землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края»,
УСТАНОВИЛ:
решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** утверждены Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края (далее также – Правила землепользования и застройки), приложениями к которым являются Карта градостроительного зонирования городского округа – <адрес> (Приложение 1), Карта зон с особыми условиями городского округа – <адрес> (Приложение 2).
В настоящее время Правила землепользования и застройки действуют в редакции решений Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***.
<данные изъяты> обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Приложения *** Правил землепользования и застройки в части установления территориальной зоны ДС (зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств) в границах земельных участков с кадастровыми номерами ***
В обоснование административных исковых требований <данные изъяты> ссылается на то, что является собственником указанных земельных участков, право собственности на земельные участки и жилые дома зарегистрировано в установленном порядке. Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** внесены изменения в Правила землепользования и застройки городского округа <адрес>, в соответствии с которыми земельные участки находятся в территориальной зоне ДС (зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств), исключающей возведение жилых домов. В данной части Правила землепользования и застройки противоречат Генеральному плану, в соответствии с которым участки отнесены к функциональной зоне индивидуальной застройки, и нарушают ее (административного истца) права на использование земельных участков в соответствии с функциональной зоной. Ссылаясь на статьи 9,31,34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьи 213,215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила признать нормативный правовой акт не действующим в части.
<данные изъяты> и ее представитель по устному ходатайству <данные изъяты> участвовавшие в судебном заседании до перерыва, поддержали административные исковые требования.
Представители административного ответчика Барнаульской городской Думы, заинтересованных лиц комитета по строительству, архитектуре и развитию <адрес>, администрации <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Руководствуясь требованиями статей 150,213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело при указанной явке.
Выслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, <данные изъяты>. с ДД.ММ.ГГ является собственником земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>, с ДД.ММ.ГГ – земельного участка с кадастровым номером *** по адресу: <адрес>, а также с ДД.ММ.ГГ – земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно Приложению 1 в первоначальной редакции Правил землепользования и застройки указанные земельные участки находились в территориальной зоне Ж.4, к основному виду разрешенного использования в которой согласно градостроительному регламенту относятся, в том числе индивидуальные жилые дома согласно статье 64 Правил землепользования и застройки (л.д.186,187).
Решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ*** Приложение 1 изложено в новой редакции, в соответствии с которой территориальная зона в границах земельных участков изменена на зону ДС (зону садоводческих, огороднических и дачных хозяйств), среди видов разрешенного использования в которой размещение жилых домов в силу статьи 88 Правил землепользования и застройки (в редакции решения Барнаульской городской Думы отДД.ММ.ГГ***) не предусмотрено (л.д.230,231).
В настоящее время Правила землепользования и застройки в оспариваемой части действуют в той же редакции (л.д.232-235).
Согласно ответу комитету по строительству, архитектуре и развитию <адрес> от ДД.ММ.ГГ на имя <данные изъяты> ее заявление об изменении территориальной зоны ДС на зону Ж.4 отклонено со ссылкой на то, что изменение территориальной зоны приведет к нарушению пункта 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Заявления <данные изъяты> о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес>, и по адресу: <адрес>, отклонены Отделением по вопросам миграции Отдела полиции по <данные изъяты> району г. Барнаулу УМВД России по <адрес> со ссылкой на отсутствие правовых оснований для регистрации по месту жительства в садовых домах, расположенных в садовых товариществах (л.д.28-31).
Поскольку Правила землепользования и застройки применены к административному истцу при рассмотрении заявления об изменении территориальной зоны, <данные изъяты> является надлежащим административным истцом по заявленным административным исковым требованиям.
В соответствии с частями 1,4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации.
В силу пунктов 1,3 части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов.
Решение Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, а также решение того же органа от ДД.ММ.ГГ*** (которым внесены оспариваемые изменения) приняты уполномоченным органом в соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ*** «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пунктом 9 части 2 статьи 42 Устава городского округа - <адрес> Алтайского края.
В материалы административного дела представлены документы, касающиеся процедуры принятия решения от ДД.ММ.ГГ*** в соответствии со статьями 31-33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (п. 1); территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (п. 2); функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (п. 5); градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п. 6).
Документом территориального планирования муниципального образования является генеральный план городского округа (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Документом территориального зонирования выступают Правила землепользования и застройки (пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормы градостроительного законодательства приведены в редакции, действовавшей на дату изменения территориальной зоны) документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.Документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе генеральные планы городских округов (часть 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В целях, в том числе создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки, включающие в себя, в частности, карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются территориальные зоны (части 1,2,4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации). На основании частей 3,9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации. Согласно пунктам 2,4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Из приведенных норм следует принцип первичности генерального плана как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития, перед правилами землепользования и застройки, которые должны соответствовать генеральному плану.Согласно Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденного решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, земельный участок с кадастровым номером *** находится в функциональной зоне индивидуальной застройки (л.д.183,184). Установление функциональной зоны индивидуальной застройки согласуется с пояснительной запиской к генеральному плану, содержащей данные о размещении нового жилищного строительства, в том числе за счет перевода части садоводств, расположенных непосредственно в городе Барнауле, в категорию жилых территорий. Таким образом, изменение территориальной зоны Ж.4 (зоны застройки индивидуальными жилыми домами), установленной первоначальной редакцией Правил землепользования и застройки, на территориальную зону ДС противоречит функциональному зонированию согласно Генеральному плану <адрес>. Земельные участки с кадастровыми номерами *** в соответствии с Генеральным планом находятся преимущественно на территории, функционал которой не определен, частично – в зоне зеленых насаждений (л.д.182,185). Согласно Схеме распределения земель по категориям принадлежащие административному истцу земельные участки находятся в границах земель населенного пункта. Правила землепользования и застройки (в редакции решения от ДД.ММ.ГГ***) в данной части также противоречат Генеральному плану, поскольку территориальной зоне садоводческих, огороднических и дачных хозяйств (ДС) соответствует функциональная зона коллективных садоводств, окрашенная согласно условным обозначением к генеральному плану в салатовый цвет. Как следует из представленных административным истцом документов, на земельных участках с кадастровыми номерами *** возведены объекты недвижимости, назначение которых в правоустанавливающих документах указано как «жилое». Право собственности на жилой дом на земельном участке с кадастровым номером *** зарегистрировано ДД.ММ.ГГ, в период действия прежней редакции Правил землепользования и застройки, Приложением 1 к которым земельный участок под домом был отнесен к территориальной зоне Ж.4. Право собственности на жилой дом на земельном участке с кадастровым номером *** зарегистрировано ДД.ММ.ГГ, при этом препятствий в совершении регистрационного действия не установлено. Земельный участок с кадастровым номером *** прирезан к земельному участку с кадастровым номером *** (до красной линии площадью 86 кв.м). Таким образом, земельные участки фактически используются для эксплуатации жилых домов, что соответствовало градостроительному регламенту территориальной зоны Ж.4. То обстоятельство, что приобретенные административным истцом земельные участки имеют вид разрешенного использования «для ведения садоводства» (согласно правоустанавливающим документам, приложенным к административному иску), не может повлечь вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований. На дату возникновения права собственности <данные изъяты> на земельные участки основные и вспомогательные виды разрешенного использования объектов недвижимости в территориальной зоне Ж.4 (установленной Правилами до принятия решения от ДД.ММ.ГГ), в том числе для размещения жилого дома, могли быть выбраны правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования на основании части 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Изменение территориальной зоны на оспариваемую исключило возможность использования земельных участков для целей жилищного строительства.Таким образом, Правила землепользования и застройки в оспариваемой части противоречат частям 3,9 статьи 31, пунктам 2 и 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Генеральному плану городского округа - <адрес> Алтайского края, что является основанием для удовлетворения административных исковых требований и признания нормативного правового акта в оспариваемой части недействующим со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.В соответствии со статьей 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Вечерний Барнаул» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.Руководствуясь статьями 175 - 180 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд РЕШИЛ:
административное исковое заявление <данные изъяты> удовлетворить.
Признать Правила землепользования и застройки городского округа - <адрес> Алтайского края, утвержденные решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ***, в части установления на Карте градостроительного зонирования (Приложение 1) территориальной зоны ДС (зоны садоводческих, огороднических и дачных хозяйств) в границах земельных участков с кадастровыми *** недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в газете «Вечерний Барнаул» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Алтайский краевой суд.
Судья Я.Е. Запарова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГ
Дело ***а-730/2018