ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-730/19 от 03.07.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-730/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 3 июля 2019 г.

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Стоян Е. В.

с участием прокурора Пахомовой Н.А.

при секретаре Сонькиной М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Деминой Клавдии Павловны об оспаривании отдельных пунктов решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018 года № 1003 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года №405»,

У С Т А Н О В И Л:

27 апреля 2016 г. решением Брянского городского Совета народных депутатов № 405 утверждена прилагаемая схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (далее Схема размещения нестационарных торговых объектов). Данное решение опубликовано 29 апреля 2016 г. в муниципальной газете "Брянск", № 17.

В Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска по Володарскому району в разделе «КИОСКИ», согласно позиции 8 включено место для размещения киоска <адрес>, специализация - торговля продтоварами, для субъектов малого или среднего предпринимательства.

Пунктом 1.5. решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018 г. № 1003 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 г. № 405" из раздела "КИОСКИ" по Володарскому району исключена позиция 8. Данное решение опубликовано 27 июля 2018 г. в муниципальной газете "Брянск", № 31.

Демина К.П. обратилась с административным исковым заявлением о признании недействующим пункта 1.5 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018 г. № 1003 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года №405», в части исключения из раздела «КИОСКИ» по Володарскому району позиции 8, которая предусматривала нахождение в Схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска размещение киоска, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для торговли продуктами питания для субъектов малого или среднего предпринимательства.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что исключение из Схемы указанного нестационарного торгового объекта по окончании действия паспорта временного объекта без предоставления компенсационного места является незаконным, препятствует осуществлению ею предпринимательской деятельности. Исключение нестационарного торгового объекта из Схемы считает необоснованным, и противоречащим положениям части 6 статьи 10, статьям 15, 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", статье 11 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Правилам включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. №772.

Административный истец Демина К.П. и представитель административного истца Егоров А.А., в судебном заседании поддержали административное исковое заявление в полном объеме.

Представитель административного ответчика Брянского городского Совета народных депутатов Васильев С.Г., действующий по доверенности, возражая против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что изменения в Схему размещения нестационарных торговых объектов, в части исключения из раздела «КИОСКИ» по Володарскому району позиции 8, внесены в установленном порядке с соблюдением требований действующего законодательства. Оспариваемое решение принято на основании поступившего предложения Брянской городской администрации в связи с тем, что нестационарный торговый объект располагается в охранной зоне, где находится силовой кабель, согласование сетевых организаций не получено.

Представитель Брянской городской администрации Драп А.И., полагал, что административный иск не подлежит удовлетворению, т.к. в связи с реконструкцией павильона, Деминой К.П. была увеличена площадь застройки за пределы предоставленного в аренду земельного участка, поэтому торговый киоск в нарушение действующего законодательства стал размещаться в охранной зоне кабельной линии.

Представитель Управления по строительству и развитию территории города Брянска Троян Е.Е. полагала заявленные требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что основанием исключения позиции 8 послужило нахождение охранной зоны в данном месте, согласование сетевой организации не получено, что исключало возможность нахождение объекта в Схеме размещения нестационарных торговых объектов.

Представитель заинтересованного лица ООО «БрянскЭлектро» Новиков А.А., пояснил, что при выходе на место размещения нестационарного торгового объекта по <адрес>, комиссией установлено, что киоск расположен на расстоянии менее чем 1 м. от проложенного под землей высоковольтного кабеля, что не допустимо.

Представитель ООО «Брянскоблэлектро» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. С учетом требований 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, проверив и оценив содержание оспариваемой правовой нормы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений пункта 15 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для обеспечения жителей городского округа услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания.

В соответствии с частью 3 статьи 3 и части 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ) органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 17 указанного Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (пункт 2); принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3).

Согласно статье 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3).

В соответствии с частью 1 статьи 29 Устава города Брянска (принят постановлением Брянского городского Совета народных депутатов 30 ноября 2005 г. № 213-п) Брянский городской Совет народных депутатов является представительным органом местного самоуправления, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории города Брянска.

Подпунктом 26.1 пункта 2 статьи 30 Устава города Брянска предусмотрено, что Брянский городской Совет народных депутатов разрабатывает и утверждает схему размещения нестационарных торговых объектов.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в установленном порядке, официально опубликован и вступил в силу, с соблюдением процедуры опубликования.

В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".

Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. №381-ФЗ определено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009г. № 381-ФЗ).

Согласно требованиям части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ, утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.

В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 г. № 772, включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

Приказом управления потребительского рынка Брянской области от 24 ноября 2016 г. № 589 установлен Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления схемы размещения нестационарных торговых объектов, который в силу пункта 1.1. распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, а также в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности (далее Порядок от 24 ноября 2016 г. № 589).

Согласно пункту 2.7. Порядка от 24 ноября 2016 г. № 589 не допускается включать (дополнять) в схему размещения нестационарные торговые объекты:

с нарушением существующих градостроительных и других нормативов, регулирующих размещение объектов мелкорозничной сети;

на территории дворов жилых зданий;

в арках зданий, на газонах, цветниках, площадках (детских, отдыха, спортивных), тротуарах (где затрудняется движение пешеходов и транспорта и усложняется проведение механизированной уборки);

в охранной зоне инженерных коммуникаций без согласования сетевых организаций, под железнодорожными путепроводами и автомобильными эстакадами, на территориях отвода железной дороги, а также на расстоянии менее 10 метров от входов (выходов) в подземные пешеходные переходы;

нарушающие движение транспорта и пешеходов;

в зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

в случае если размещение нестационарных торговых объектов препятствует свободному подъезду пожарной, аварийно-спасательной техники или доступу к объектам инженерной инфраструктуры.

Пункт 3.7. Порядка от 24 ноября 2016 г. № 589 устанавливает, что внесение изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов в части исключения мест размещения объектов не может повлечь за собой прекращение прав на размещение до предоставления компенсационного места и легальных оснований размещения на нем.

Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 1 июля 2011 г. № 556 утверждено Положение о порядке подготовки материалов для разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

В соответствии с пунктом 4 Положения от 1 июля 2011 г. № 556 схема размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска разрабатывается и утверждается Брянским городским Советом народных депутатов в целях создания условий для обеспечения жителей города Брянска услугами торговли. Нестационарные торговые объекты размещаются на земельных участках, а также в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории города Брянска, в местах, определенных схемой (далее Положение от 1 июля 2011 г. № 556).

При этом в пункте 17 Положения от 1 июля 2011 г. № 556 (в ред. решения от 28 февраля 2018 г. №929) воспроизведены перечисленные в пункте 2.7. Порядка, утвержденного приказом управления потребительского рынка Брянской области от 24 ноября 2016года № 589, условия, при наличии которых недопустимо включать в схему нестационарные торговые объекты.

Из материалов дела следует, что в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов 27 апреля 2016 г. № 405, по Володарскому району в разделе «КИОСКИ» согласно позиции 8 включено место для размещения киоска, расположенного по адресу: <адрес>, предназначенного для торговли продуктами питания для субъектов малого или среднего предпринимательства.

Судом установлено, что нестационарный торговый объект по указанному адресу принадлежит индивидуальному предпринимателю ФИО2, в котором она осуществляет предпринимательскую деятельность, начиная с 2006 года.

Административным истцом представлены документы, из которых усматривается, что согласно протоколу аукциона от ДД.ММ.ГГГГ Демина К.П. признана победителем аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 19 кв.м по <адрес>, для проектирования и установки торгового киоска продовольственных товаров.

Согласно постановлению Брянской городской администрации от 24 ноября 2005 г. № 4077-П Деминой К.П. разрешена установка торгового киоска по <адрес> границах земельного участка площадью 19 кв.м, согласно прилагаемой выкопировке, с обязанием застройщика разработать план благоустройства прилегающей территории, согласовать проектную документацию и предъявить комиссии для приемки в эксплуатацию.

Распоряжением администрации Володарского района в г.Брянске от 29 декабря 2006 г. утвержден акт приемки в эксплуатацию торгового киоска, установленного около жилого <адрес> Деминой К.П.

Судом установлено, что между Брянской городской администрацией и Деминой К.П. с 2005 г. (с последующим продлением) заключались договора аренды земельного участка площадью 19 кв.м. по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: для эксплуатации торгового киоска, для временного размещения, без права капитальной застройки.

Согласно выписке из протокола заседания конкурсной комиссии по проведению конкурса на право размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска от 22 января 2013 г., индивидуальному предпринимателю Деминой К.П. определено размещение нестационарного торгового объекта – киоск, расположенный по адресу: <адрес> на срок 5 лет.

ФИО2 выдан паспорт временного объекта от 11 марта 2013 г. сроком действия до 22 января 2018 г., с приложенной Схемой размещения временного объекта на топографической основе.

Из представленных материалов следует, что индивидуальный предприниматель Демина К.П. на законных основаниях в период с 2005 г. и по 2018 г. осуществляла предпринимательскую деятельность, в принятом комиссией торговом киоске по <адрес>, как отвечающим строительным нормам и правилам.

Пунктом 1.5. решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018 г. № 1003 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную Решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 г. № 405" из раздела "КИОСКИ" по Володарскому району исключена позиция 8 - место для размещения киоска по <адрес>.

В судебном заседании административным ответчиком не оспаривалось и не представлено каких-либо доказательств о наличии каких-либо замечаний или выявленных нарушений при размещении нестационарного торгового объекта Деминой К.П. в период осуществления ею предпринимательской деятельности с 2005 г. и по 2018 г., на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Из материалов дела следует, что после окончания срока действия паспорта Демина К.П., желая продолжить торговую деятельность, обращалась в Брянскую городскую администрацию с заявлением о выдаче нового паспорта временного нестационарного торгового объекта.

По делу установлено, что после исключения спорного места из Схемы размещения нестационарных торговых объектов 25 июля 2018 г., извещением Брянской городской администрации определено о проведении 31 июля 2018 г. аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов, в том числе по адресу: <адрес>.

Демина К.П. подавала заявку и необходимые документы на участие 31 июля 2018 г. в аукционе на право размещения нестационарного торгового объекта по указанному адресу, для участия в аукционе осуществила оплату 132 984 руб.

Однако аукцион не был проведен в связи с исключением из Схемы нестационарного торгового объекта позиции 8 из раздела "КИОСКИ" по Володарскому району, согласно пункта 1.5. решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018 г. № 1003 "О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 г. № 405".

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, положение части 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" направлено на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг. При этом реализация законоположения должна основываться на вытекающем из Конституции Российской Федерации требовании согласованного осуществления конституционных ценностей, включая ценности, связанные с гарантированием свободы экономической деятельности и поддержкой конкуренции (статья 8, часть 1), с одной стороны, и признанием и гарантированием самостоятельности местного самоуправления в пределах его полномочий (статья 12) - с другой. В соответствии с этим законоположение не может рассматриваться как исключающее необходимость достижения в каждом конкретном случае при утверждении (изменении) схемы размещения нестационарных торговых объектов баланса интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования, а потому органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся (Определение от 29 января 2015 г.№225-О).

В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2018 г. № 3111-О отмечено, что согласно части 1 статья 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. При этом осуществление местной администрацией отнесенных уставом муниципального образования к ее ведению полномочий по решению вопросов местного значения должно обеспечивать реализацию интересов местного сообщества при решении вопросов местного значения, развитие муниципального образования, в том числе расширение сферы услуг, и не может носить произвольный характер.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исключение нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов не может быть произвольным, без учета потребности населения в предоставлении торговых услуг в указанном месте, других заслуживающих внимания обстоятельств в целях обеспечения стабильности прав добросовестных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность, чтобы обеспечить им возможность долгосрочного планирования своего бизнеса, в целях недопущения передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности

В соответствии с пунктом 19 Положения от 1 июля 2011 г. №556, подготовка материалов для внесения изменений в схему осуществляется в порядке, установленном пунктами 5 - 11, 15, 16, 17 настоящего Положения.

Исключение из схемы нестационарных торговых объектов осуществляется Брянским городским Советом народных депутатов:

- на основании письменного предложения Брянской городской администрации с мотивированным обоснованием исключения;

- на основании письменных предложений контролирующих, надзорных и правоохранительных органов с мотивированным обоснованием исключения;

- в случае изменения градостроительной ситуации до истечения установленного в схеме периода функционирования.

В соответствии с требованиями действующего федерального и регионального законодательства решение органа местного самоуправления об исключении нестационарного торгового объекта из схемы нестационарных торговых объектов должно быть мотивированным.

Решение Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018 г. № 1003 об исключении позиции 8 из Схемы размещения нестационарных торговых объектов не содержит какого-либо правового обоснования.

В материалы дела административным ответчиком представлено письменное предложение Брянской городской администрации от 18 июня 2018 г. об исключении из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, в числе других позиций в Володарском районе г.Брянска, позиции № 8 – торгового киоска по <адрес>, где в качестве причины указано: (отказ в согласовании филиалом ООО «БрянскЭлектро» в городе Брянске от 22 марта 2018 г. и.ф.).

Вместе с тем, из письма филиала ООО «БрянскЭлектро» в городе Брянске от 22 марта 2018 г. и.ф. о возможности размещения нестационарного торгового объекта следует, что филиал ООО «БрянскЭлектро» не согласовывает размещение нестационарных торговых объектов, в том числе, по адресу: по <адрес>, в связи с тем, что на представленной топосъемке не указано точное расположение объекта.

Сведений об отказе в согласовании филиалом ООО «БрянскЭлектро» размещения нестационарного торгового объекта в связи с наличием иной причины по указанному адресу, в письме ООО «БрянскЭлектро» от 22 марта 2018 г. и.ф. не содержится.

Судом не добыто и административным ответчиком не представлено достоверных доказательств в подтверждение того, что изначально внесение данного киоска в Схему размещения нестационарных торговых объектов было осуществлено с нарушением установленных требований законодательства, как и о том, что данное место расположено в охранной зоне инженерных коммуникаций, где не допускается размещение нестационарные торговых объектов, без согласования сетевых организаций.

Суд учитывает, что на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта Брянским городским Советом народных депутатов, мотивированного обоснования для исключения спорного нестационарного торгового объекта из Схемы размещения нестационарных торговых объектов по указанному в отзыве ответчика основанию, как расположенного в охранной зоне инженерных коммуникаций, не имелось, потребность населения в размещении нестационарного торгового объекта в указанном месте, не исследовалась.

Административным ответчиком не представлено достоверных доказательств о том, что в данном месте, где согласно паспорту временного объекта и приложенной схеме размещения временного объекта на топографической основе до 22 января 2018 г. было разрешено размещение нестационарного торгового объекта, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта размещение спорного киоска невозможно по причине отнесения указанного места к охранной зоне, где расположены кабельные линии 6 кВ.

Суд находит несостоятельными доводы представителя административного ответчика о том, что основанием для исключения места из Схемы размещения нестационарных торговых объектов явилось то, что торговый объект Деминой К.П. претерпел реконструкцию и в связи с этим расположен в охранной зоне, поскольку по настоящему делу административным истцом оспаривается исключение позиции 8 по Володарскому району, согласно которой в раздел «КИОСКИ» было включено место для размещения киоска, расположенного по адресу: <адрес> в разрешенных и согласованных размерах.

Ссылки представителя административного ответчика на решение Арбитражного суда Брянской области от 24 октября 2018 г. по делу №Ф09-7230/2018, которым отказано в удовлетворении иска Деминой К.П. о признании торгового киоска по адресу: <адрес>, объектом недвижимости – капитальным строением и признании за ней права собственности на торговый киоск, площадью 19 кв.м по указанному адресу, как имеющего преюдициальное значение по настоящему делу об оспаривании нормативного правового акта, являются ошибочными и не могут быть приняты во внимание.

Таким образом, представленные суду материалы безусловно не свидетельствуют о наличии законных оснований для исключения решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018 г. № 1003 позиции 8 в разделе «КИОСКИ» по Володарскому району из Схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска.

Из представленных административным истцом материалов топосьемки границ земельного участка, по <адрес> от 7 апреля 2006 г. и от 30 января 2007 г. усматривается, что с 2007 г. киоск Деминой К.П. по указанному адресу расположен на расстоянии 160 мм. от кабельной линии.

Данные сведения указаны также в приложенной к паспорту временного объекта от 11 марта 2013 г. Схеме размещения временного объекта на топографической основе.

В материалы дела представлено информационное письмо ООО «Брянскоблэлектро» от 6 июня 2018г. с указанием, что нестационарный торговый объект по адресу <адрес> размещен в охранной зоне, принадлежащей на праве собственности ООО «Брянскоблэлектро».

По сообщению ООО «Брянскоблэлектро» в адрес суда, кабельная линия электропередач 6 кВ от ТП-1251 до ТП-1249, находящаяся по ул. Фосфоритная, г.Брянска, является высоковольтной согласно паспорту кабельной линии высокого напряжения и введена в эксплуатацию в 1988г.

Порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства регламентирован постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» и постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013г. №736 «О некоторых вопросах установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства».

Согласно разделу 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон от 24 февраля 2009г. №160, охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон; охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.

Однако, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> по адресу: <адрес> имеет вид разрешенного использования: для эксплуатации торгового киоска. Сведения о том, что земельный участок полностью или частично расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, отсутствуют.

Кроме того, суд учитывает, что на момент исключения из Схемы размещения нестационарных торговых объектов сведения об установлении охранной зоны объекта электросетевого хозяйства по указанному адресу и ее границах в едином государственном реестре недвижимости отсутствовали.

В материалы дела представлен акт комиссионного обследования киоска по адресу: <адрес>, от 15 мая 2018 г. согласно которому в результате обследования обнаружено, что нестационарный торговый объект расположен в охранной зоне на расстоянии менее 1 м. от кабельных линий. Однако указанный акт комиссионного обследования и пояснения представителя филиала ООО «БрянскЭлектро» не могут свидетельствовать о законности исключении места из Схемы размещения нестационарных торговых объектов, поскольку обоснование о невозможности размещения нестационарного торгового объекта по указанному адресу в ранее согласованных размерах из-за проложенных кабелей в охранной зоне, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, отсутствовало.

Суд учитывает, что киоск – это нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляется хранение товарных запасов, вследствие чего такой объект может быть реконструирован или перемещен.

Представителем административного ответчика не представлено достоверных доказательств того, что по адресу: <адрес>, невозможно размещение киоска, с характеристиками, указанными в ранее действовавшем (до 22 января 2018 г.) паспорте временного объекта от 11 марта 2013 г., с приложенной к нему Схемой размещения временного объекта на топографической основе.

Доводы о том, что в 2006 г. торговый киоск не располагался в охранной зоне кабельной линии, а после реконструкции павильона Деминой К.П. с 2014 г. стал размещаться в охранной зоне кабельной линии, в отсутствие достоверных доказательств о невозможности размещения киоска по указанному адресу, не подтверждают правомерность исключения данного торгового места из Схемы размещения нестационарных торговых объектов.

Приказом Минпромторга России от 25 декабря 2014 г. № 2733 "Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года" предусмотрено, что при отсутствии системных нарушений правил торговли и желании хозяйствующего субъекта продолжать торговую деятельность по истечении сроков разрешенного размещения нестационарного торгового объекта необходимо обеспечивать продление договоров (иных разрешительных документов) без проведения конкурентных процедур. При градостроительной необходимости освобождения места размещения нестационарного торгового объекта следует обеспечивать предоставление хозяйствующему субъекту альтернативных равноценных компенсационных мест, реализуя принцип "меняется место - сохраняется бизнес" (п. 3.2.2).

Предусмотренные требования и предписания, подлежащие применению при разрешении вопроса об исключении из Схемы размещения нестационарных торговых объектов позиции 8 в соответствии с решением Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018 г. № 1003, административным ответчиком не выполнены.

Суд учитывает, что часть 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года №381-ФЗ содержит гарантии осуществления предпринимательской деятельности для лиц, эксплуатирующих нестационарные торговые объекты на соответствующей территории, и направлена лишь на исключение создания каких-либо препятствий эксплуатации торговых объектов, размещенных ранее утверждения новой схемы.

Кроме того, изменение схемы размещения нестационарных торговых объектов в случае невозможности размещения торгового места в охранной зоне не должно носить произвольный характер, в каждом конкретном случае необходим баланс интересов местного сообщества в целом и соответствующих хозяйствующих субъектов с учетом особенностей конкретного муниципального образования; органы местного самоуправления не лишены возможности, действуя в пределах своих полномочий, решать вопросы размещения торговых объектов, принимая во внимание их нестационарный характер, в целях создания условий для наилучшего удовлетворения потребностей населения в получении необходимых товаров, работ и услуг по месту жительства и без ущерба для стабильного ведения предпринимательства, с тем чтобы при изменении места ведения бизнеса сам бизнес сохранялся.

С учетом анализа норм федерального законодательства и обстоятельств дела, суд полагает, что в отсутствие обоснованного заключения о необходимости исключения нестационарного торгового объекта из схемы, т.к. торговое место находится в охранной зоне, где проложены электрические кабели, административный ответчик не мог произвольно исключить данное торговое место, а в случае подтверждения невозможности размещения нестационарного торгового объекта, должен был предложить истцу соответствующее компенсационное место для размещения киоска.

Принимая во внимание, что право на размещение нестационарного торгового объекта в указанном месте по <адрес>, Демина К.П. получила еще в 2006 г., учитывая, что административный истец длительное время добросовестно осуществляла торговую деятельность в киоске, включенном решением Брянского городского Совета народных депутатов № 405 от 27 апреля 2016 г. в Схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска (по Володарскому району позиция 8 в разделе «КИОСКИ»), суд приходит к выводу о том, что исключение из Схемы размещения нестационарных торговых объектов без предоставления компенсационного торгового места индивидуальному предпринимателю Деминой К.П., не соответствует закону и нарушает право административного истца на ведение предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о нарушении прав административного истца при принятии решения об исключении из Схемы размещения нестационарных торговых объектов позиции 8 <адрес>, следовательно, административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Деминой Клавдии Павловны об оспаривании отдельных пунктов решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018 года № 1003 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года №405», удовлетворить.

Признать не действующим со дня вступления в законную силу решения суда пункт 1.5 решения Брянского городского Совета народных депутатов от 25 июля 2018года № 1003 «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Брянска, утвержденную решением Брянского городского Совета народных депутатов от 27 апреля 2016 года №405», в части исключения из раздела «Киоски» по Володарскому району позиции 8 с адресным ориентиром: по <адрес>, около дома (о/д) 17.

Решение суда или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором был опубликован оспоренный нормативный правовой акт, или в печатном издании, в котором подлежат опубликованию муниципальные правовые акты Брянского городского Совета народных депутатов в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Стоян