ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-731/19 от 24.06.2019 Брянского областного суда (Брянская область)

Дело № 3а-731/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Брянск 24 июня 2019 г.

Брянский областной суд в составе:

председательствующего судьи Стоян Е.В.

с участием прокурора Таратонова И.В.

при секретаре Денисовой К.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании отдельных положений приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 года № 1512 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа от 24 мая 2019 года № 642),

УСТАНОВИЛ:

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 г. №1512 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость» (далее – Перечень). Данный Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 3 декабря 2018 г.

В пункт 1369 Перечня включен объект с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 24 мая 2019 г. № 642 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к правоотношениям, возникшим с 1 января 2019 г. Указанный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru/) 30 мая 2019 г.

В действующей редакции Перечня объект с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>, значится в пункте 8125.

ФИО1 обратилась с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечень принадлежащего ей на праве собственности указанного объекта недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> – жилого дома, назначение – жилое, 1-этажный, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>,

Уточнив требования, ФИО1 просила признать недействующим с 1 января 2019 г. пункт 8125 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 г. № 1512 (в редакции приказа от 24 мая 2019 г № 642), в части включения принадлежащего ей на праве собственности объекта недвижимости - жилого дома, с кадастровым номером <данные изъяты>

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что объект недвижимости, ранее именовавшийся как жилой дом в блоке с магазином, на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта стоит на кадастровом учете, как жилой дом, имеет назначение: жилое, не используется для торговой деятельности и не обладает признаками объектов налогообложения, определенными в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение данного объекта в Перечень объектов, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, является незаконным, влечет неправомерное возложение на нее обязанности по уплате налога на имущество в завышенном размере.

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в письменном ходатайстве просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Суд с учетом требований пункта 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по изложенным основаниям.

Представитель управления имущественных отношений Брянской области ФИО3, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала, пояснив, что спорный объект включен в Перечень в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости и сведениям, полученным в режиме онлайн в рамках межведомственного взаимодействия, спорный объект недвижимости является жилым домом в блоке с магазином, имеет как жилые помещения, так помещения, предназначенные для торговли, с учетом того, что площадь, предназначенная для осуществления торговой деятельности составила более 20% от общей площади самого объекта. Блок магазина не выделен в отдельный объект, как торговый, не прошел кадастровый учет, в качестве объекта налогообложения, и учитывался как жилой дом в блоке с магазином.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего административный иск подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).

Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Согласно Положению об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 г. № 66 (в редакции Указа от 26 мая 2016 г. № 318), управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области; управление в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты (пункты 1.1 и 1.3 Положения); управление является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, оспариваемый приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.

Статьей 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 г. № 79-З «О налоге на имущество организаций» (в редакции Закона Брянской области от 3 октября 2016 г. № 76-З) на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.

Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:

1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;

2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2 статьи 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 г. № 79-З «О налоге на имущество организаций»).

В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент утверждения Перечня) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Анализ указанного федерального и регионального законодательства позволяет прийти к выводу, что в Перечень подлежит включению такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами. Кроме того, толкование пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, свидетельствует о том, что наличие у объекта любого предусмотренного указанной нормой условия является достаточным основанием для включения в Перечень.

Исходя из пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3,4,5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Брянской области от 26 декабря 2017 г. №747-п утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, и Положение о межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, касающихся определения перечня объектов недвижимого имущества и вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения.

В соответствии с пунктом 4 Порядка управление имущественных отношений Брянской области определяет вид фактического использования объектов на одном из следующих оснований либо по совокупности всех или нескольких из нижеследующих оснований:

1) информации, содержащейся в торговом реестре Брянской области, ведение которого осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";

2) сведений об Объектах, содержащихся в выборке из ЕГРН;

3) сведений о назначении Объектов, содержащихся в документах технического учета (инвентаризации);

4) информации о виде использования Объектов, имеющейся в распоряжении соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов), в том числе сведений, содержащихся в разрешениях на строительство и (или) ввод Объектов в эксплуатацию, результатах проведения осмотров Объектов, проводимых в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;

5) информации, полученной по результатам запроса необходимых документов и сведений у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся правообладателями Объектов;

6) результатов, указанных в актах обследований.

Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 21 декабря 2018 г. ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой дом, назначение: жилое, 1-этажный, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>.

Данный объект недвижимости расположен на земельном участке с кадастровым номером <данные изъяты>, относящемся к категории земель: земли населенных пунктов, имеющем вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 12 декабря 2018 г.

По делу установлено, что ФИО1 и ФИО9 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит на праве общей совместной собственности земельный участок, площадью 629 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>.

Постановлением администрации Севского района Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ и разрешением на строительство , ФИО1 разрешено строительство одноквартирного жилого дома в блоке с магазином смешанных товаров и гаражом на земельном участке по <адрес> в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Также разрешено снести расположенный на участке ветхий жилой дом.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 регистрирует право собственности на жилой дом в блоке с магазином, назначение: жилое, 1-этажный, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв., лит.А, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>

Судом установлено, что в связи с наличием в спорном объекте магазина и осуществлением торговли, на основании заявления ФИО1 и ФИО10. от 14 ноября 2017 г., вид разрешенного использования земельного участка изменен, дополнительно разрешено его использование «под объекты торговли», о чем 21 ноября 2017 г. в реестр недвижимости внесены соответствующие изменения.

На основании заявления ФИО1, постановлением администрации Севского района от 11 октября 2018 г. № 716 принято решение об изменении наименования «жилого дома в блоке с магазином», общей площадью <данные изъяты> кв.м., кадастровый номер объекта <данные изъяты>, на «жилой дом». Изменено назначение части нежилого здания (торговый зал) общей площадью <данные изъяты> кв.м с «нежилое» на «жилое».

В последующем, постановлением администрации Севского района от 06 декабря 2018 г. изменен вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, по адресу <адрес>, с «под жилую застройку-индивидуальную; объекты торговли» на «для индивидуального жилищного строительства».

По информации предоставленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Брянской области по запросу суда, вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> по состоянию на 29 ноября 2018 г. (дата принятия оспариваемого приказа) значился - под жилую застройку - индивидуальную, объекты торговли.

Из пояснений административного ответчика следует, что им учитывался вид разрешенного использования земельного участка под «объекты торговли», что являлось самостоятельным основанием при включении спорного объекта в Перечень в соответствии с подпунктом 1 пункт 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку здание расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов.

Согласно информации предоставленной ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Брянской области по состоянию на 29 ноября 2018 г. (дата принятия оспариваемого приказа), принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером <данные изъяты> имел следующие характеристики: наименование - жилой дом в блоке с магазином, назначение – жилой дом.

В материалы дела представлен технический паспорт спорного объекта, действовавшего на момент включения в Перечень, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГг. где указано: назначение – жилой дом в блоке с магазином, год постройки – 2005 г., общая площадь жилого дома – <данные изъяты> кв.м, фактическое использование – по назначению.

Согласно экспликации к поэтажному плану технического паспорта здания, площадью <данные изъяты> кв.м, в состав единого 1-этажного объекта входят следующие помещения: 1 - прихожая, площадью <данные изъяты> кв.м, 2 и 3 – жилые комнаты, площадью <данные изъяты> кв.м и <данные изъяты> кв.м, 4 – прихожая, площадью <данные изъяты> кв.м, 5 - торговый зал, площадью <данные изъяты> кв. м, 6 – кладовая, 7 – жилое, площадью <данные изъяты> кв.м, 8 – кухня, площадью <данные изъяты> кв.м, 9 – кочегарка – <данные изъяты> кв.м, 10- санузел, <данные изъяты> кв.м, 11- торговый зал, площадью <данные изъяты> кв.м.

Таким образом, площадь торговых залов, предназначенных для осуществления торговой деятельности (поз.5 – 20 кв.м и поз.11 -22,8 кв.м) составляет– <данные изъяты> кв.м, что от общей площади здания –<данные изъяты> кв.м, составляет - 28,4%. По мнению административного ответчика, указанное обстоятельство явилось основанием для включения в Перечень.

Оценивая позицию административного ответчика о наличии оснований для включения в Перечень спорного объекта по предназначению, в связи с имевшимися в составе жилого дома торговыми помещениями, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что на момент включения в Перечень (29 ноября 2018 г.) спорный объект с кадастровым номером <данные изъяты> имел наименование «жилой дом в блоке с магазином». При этом блок магазина не выделен в отдельный объект как торговый, самостоятельного кадастрового учета в качестве объекта налогообложения не имеет.

Объектами налогообложения по смыслу статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации являются нежилые здания (строения, сооружения). Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) (пункт 4 статьи 378.2 НК РФ).

В соответствии с Общероссийским классификатором основных фондов, принятым и введенным в действие приказом Госстандарта от 12 декабря 2014 года № 2018-ст, жилые здания имеют самостоятельное кодово-групповое обозначение, отличное от иных (нежилых) зданий и сооружений - «ОК 013-2014 (СНС 2008).

Согласно предписаниям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации сведения об объекте недвижимости следует получать из Единого государственного реестра недвижимости, или документов технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости; в перечень объектов недвижимого имущества подлежит включению исключительно здание, имеющее назначение – «нежилое», согласно перечисленным документам, в случае соответствия хотя бы одному из условий, указанных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, как следует из материалов административного дела, принадлежащее ФИО1 здание, является жилым домом в блоке с магазином.

Материалами дела подтверждено, что спорный объект недвижимости состоит на государственном кадастровом учете и зарегистрирован как объект права в качестве жилого дома, поэтому он не отвечает предусмотренным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации условиям, определяющим критерии отнесения объектов недвижимости к торговому центру (комплексу) и не может быть отнесен к объектам, подлежащим включению в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества.

Таким образом, на момент включения объекта в Перечень у административного ответчика не имелось сведений, достоверно свидетельствующих о том, что спорный объект является нежилым зданием и относится к торговым объектам, по тому основанию, что в нем имеются помещения, предназначенные для торговли, площадью более 20 % от общей площади здания, что не позволяло отнести его к объектам, подлежащим включению в Перечень по предназначению в соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В судебном заседании административным ответчиком не представлено достоверных доказательств в подтверждение того, спорный объект был включен в Перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения, на законных основаниях. При этом административным ответчиком не оспаривалось, что на момент принятия приказа, обследование принадлежащего административному истцу объекта – жилого дома, на предмет его фактического использования, для включения в Перечень, как торгового объекта, не проводилось.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости необоснованно включен в пункт 8125 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, поскольку данный объект не отвечает признакам, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку при указанных обстоятельствах оснований для включения принадлежащего административному истцу объекта в Перечень, как предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, не имелось, суд приходит к выводу об удовлетворении административных требований ФИО1

Оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2019 г.), признание отдельных его положений с момента принятия нормативного акта будет способствовать восстановлению нарушенных прав и законных интересов административного истца в полном объеме.

При таких обстоятельствах, пункт 8125 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 г. № 1512 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 г. налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа от 24 мая 2019 г. № 642), подлежит признанию недействующим с момента принятия приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 г.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 об оспаривании отдельных положений приказа управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 г. № 1512 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа №642 от 24 мая 2019 г.), удовлетворить.

Признать не действующим с 1 января 2019 г. пункт 8125 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых в 2019 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденного приказом управления имущественных отношений Брянской области от 29 ноября 2018 г. № 1512, в редакции приказа от 24 мая 2019 г. №642.

Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, а также размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форе.

Судья Е.В. Стоян