ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-731/2021 от 21.12.2021 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

24OS0000-01-2021-000626-54

Дело № 3А-731/2021

015а

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 декабря 2021 года г. Красноярск

Красноярский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

с участием представителя административного истца муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Лесосибирска» ФИО1, представителей министерства тарифной политики Красноярского края ФИО2, ФИО3, прокурора Дмитриева И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3А-731/2021 по административному иску муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Лесосибирска» о признании не действующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 15 декабря 2020 года № 280-п «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство ЛДК № 1» (г. Лесосибирск, ИНН <***>) платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности»,

У С Т А Н О В И Л:

Приказом министерства тарифной политики Красноярского края от 15 декабря 2020 года № 280-п «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство ЛДК № 1» (г. Лесосибирск, ИНН <***>) платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности» (далее – Приказ от 15 декабря 2020 года № 280-п) обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство ЛДК № 1» (далее – ООО «ЖКХ ЛДК № 1») на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года установлена плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности в размере 775,98362 тыс.руб./Гкал/час/мес.

Приказ от 15 декабря 2020 года № 280-п опубликован 18 декабря 2020 года в краевой государственной газете «Наш Красноярский край», № 95(1), а также 21 декабря 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации Красноярского края по адресу: http://www.zakon.krskstate.ru. В соответствии с 4 данного Приказа он вступил в силу через 10 дней после его официального опубликования.

Муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Лесосибирска» (далее – МУП «ЖКХ г. Лесосибирска») обратилось с административным иском о признании не действующим с момента принятия Приказ от 15 декабря 2020 года № 280-п.

Требования с учетом уточнений от 1 декабря 2021 года мотивированы тем, что при определении ставки за содержание тепловой мощности на i-й расчетный год периода регулирования министерство тарифной политики Красноярского края допустило ошибку в формуле 72, 72.1 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э. При верном применении указанной формулы и используемых в ней величин, взятых из экспертного заключения органа регулирования, размер платы за услуги ООО «ЖКХ ЛДК № 1» по поддержанию резервной тепловой мощности должен составлять 235,86505 тыс.руб./Гкал/час/мес.

Оспариваемый нормативный правовой акт нарушает права и законные интересы МУП «ЖКХ г. Лесосибирска», поскольку ООО «ЖКХ ЛДК № 1» предъявило административному истцу счета-фактуры на оплату услуг по поддержанию резервной тепловой мощности, а при определении размера платы применяется оспариваемый приказ.

Представитель административного истца МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» ФИО1, действующий на основании доверенности, настаивал на заявленных требованиях по основаниям и доводам, изложенным в административном исковом заявлении с учетом его уточнения от 1 декабря 2021 года.

Представители министерства тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) ФИО2, ФИО3, действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении административного иска отказать, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях, в которых указано на то, что оспариваемый приказ полностью соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, принят в пределах установленных полномочий Министерства и не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку последний в силу отсутствия заключенного с ООО «ЖКХ ЛДК № 1» договора услуг по поддержанию резервной тепловой мощности не является субъектом правоотношений, регулируемых оспариваемым приказом.

Прокурор – прокурор отдела прокуратуры Красноярского краяДмитриев И.Г. в своем заключении полагал административный иск подлежащим удовлетворению.

Заинтересованное лицо ООО «ЖКХ ЛДК № 1», извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направили. В удовлетворении письменного ходатайства ООО «ЖКХ ЛДК № 1» об отложении рассмотрения дела судом отказано, о чем вынесено соответствующее протокольное определение.

Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150, частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие представителя ООО «ЖКХ ЛДК № 1», своевременно и надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.

Оценив доводы участвующих в деле лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

На основании части 4 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» в сфере теплоснабжения регулированию подлежит плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Полномочиями по регулированию указанных тарифов наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 5, пункт 1 части 3 статьи 7 и пункт 7 части 1 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.1 Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденного Постановлением Правительства Красноярского края от 3 июля 2018 года 380-п, Министерство является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере теплоснабжения.

Пунктом 3.12 данного Положения к компетенции Министерства отнесено установление платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.

Частью 1 статьи 138 Устава Красноярского края от 05 июня 2008 года № 5-1777 определено, что органы исполнительной власти края по вопросам своей компетенции издают приказы, а также иные правовые акты, предусмотренные федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 6 Закона Красноярского края от 18 декабря 2008 года № 7-2627 «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Красноярского края» официальным опубликованием закона края, иного нормативного правового акта края считается публикация его полного текста в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» или «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» или размещение его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) или на краевом портале правовой информации.

Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия, введения в действие, в том числе порядка опубликования и вступления в силу.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с Основами ценообразования (далее - Основы ценообразования), Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее - Методические указания).

Основными принципами организации отношений в сфере теплоснабжения и регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения являются: соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей; обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций; обеспечение доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей; обеспечение экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя (пункты 5 и 6 части 1 статьи 3, пункты 1 и 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Согласно пункту 114 Основ ценообразования плата за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности устанавливается органом регулирования для каждой регулируемой организации равной ставке за мощность установленного для такой организации тарифа или, если для такой организации установлен одноставочный тариф, равной ставке за мощность двухставочного тарифа, рассчитанного для такой организации в соответствии с Методическими указаниями.

Пунктами 111, 158 Методических указаний установлены формулы расчета платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности,

22 октября 2020 года ООО «ЖКХ ЛДК № 1» обратилось в Министерство с заявлением об установлении ставки на содержание тепловой мощности на 2021 год, предложив установить ставку в размере 273,47 тыс.руб./Гкал/час/мес и представив документы, обосновывающие данную ставку.

В силу требований пункта 28 Правил регулирования, орган регулирования должен провести экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), по результатам которой составить заключение, приобщаемое к делу об открытии и рассмотрении дела об установлении цен (тарифов).

Экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать: анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности); анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций; сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования (пункт 28 Правил регулирования).

В Экспертном заключении № 203-20 орган регулирования определил на 2021 год плату за услуги ООО «ЖКХ ЛДК № 1» по поддержанию резервной тепловой мощности в размере 775,98362 тыс.руб./Гкал/час/мес.

Между тем, в нарушение вышеприведенных положений Правил регулирования, Экспертное заключение № 203-20 не содержит какого-либо анализа экономической обоснованности предлагаемой ООО «ЖКХ ЛДК № 1» величины ставки на содержание тепловой мощности и какого-либо обоснования установления платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности в размере, превышающем предлагаемую величину почти в три раза (установлено - 775,98362 и предлагалось 273,47).

При рассмотрении настоящего административного дела Министерство также не смогло обосновать установление платы за услуги ООО «ЖКХ ЛДК № 1» по поддержанию резервной тепловой мощности в размере, превышающем величину, предлагаемую указанной регулируемой организацией. Расчет и документальное обоснование установленной платы суду не представлено.

Административным истцом выполнен расчет платы за услуги ООО «ЖКХ ЛДК № 1» по поддержанию резервной тепловой мощности с применением формул, предусмотренных пунктами 111, 158 Методических указаний и величин, принятых органом регулирования в Экспертном заключении № 203-20. Согласно расчету административного истца размер платы составил 235,86505 тыс.руб./Гкал/час/мес.

Министерством не оспаривалась правильность применения административным истцом в своем расчете вышеуказанных формул и величин, содержащихся в Экспертном заключении № 203-20. При этом расчет административного истца не оспорен и не опровергнут.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что Министерством при установлении платы за услуги ООО «ЖКХ ЛДК № 1» по поддержанию резервной тепловой мощности на 2021 год допущены нарушения требований Основ ценообразования и Методических указаний, что повлекло установление тарифа в экономически необоснованном размере и нарушение прав административного истца.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Из материалов административного дела следует, что в Арбитражном суде Красноярского края рассматривается спор между ООО «ЖКХ ЛДК № 1» и МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» о взыскании платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности, при определении размера которой применяется оспариваемый Приказ от 15 декабря 2020 года № 280-п.

Учитывая данные обстоятельства, административный истец вправе обратиться с настоящим административным иском об оспаривании названного нормативного правового акта.

Вопреки утверждениям представителей Министерства заключение между ООО «ЖКХ ЛДК № 1» и МУП «ЖКХ г. Лесосибирска» договора об оказании услуг по поддержанию резервной тепловой мощности не является обязательным возникновения у административного истца права на предъявление настоящего административного иска.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Поскольку Приказ от 15 декабря 2020 года № 280-п не соответствует требованиям законодательства в сфере тарифного регулирования большей юридической силы и нарушает права и законные интересы административного истца, данный нормативный правовой акт следует признать не действующим.

Учитывая, что действие указанного нормативного правового акта ограничено периодом с 1 января 2021 года до 31 декабря 2021 года, то признание его не действующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В этой связи, суд полагает необходимым признать Приказ от 15 декабря 2020 года № 280-п не действующими в соответствующей части с момента принятия данного Приказа.

Частью 4 статьи 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что в случае, если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части.

Принимая во внимания вышеприведенные положения процессуального законодательства, а также разъяснения, содержащиеся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена», суд полагает необходимым возложить на Министерство обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом не действующим Приказ от 15 декабря 2020 года № 280-п, установив срок для принятия такого акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 – 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Административный иск муниципального унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство г. Лесосибирска» – удовлетворить.

Признать недействующим со дня принятия приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 15 декабря 2020 года № 280-п «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство ЛДК № 1» (г. Лесосибирск, ИНН <***>) платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности».

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу принять нормативный правовой акт, заменяющий признанный судом недействующим приказ министерства тарифной политики Красноярского края от 15 декабря 2020 года № 280-п «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-коммунальное хозяйство ЛДК № 1» (г. Лесосибирск, ИНН <***>) платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности».

Обязать министерство тарифной политики Красноярского края опубликовать сообщение о принятии настоящего решения в краевой государственной газете «Наш Красноярский край» в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.

Судья Красноярского краевого суда Д.В. Андриишин

Решение в окончательной форме принято 30 декабря 2021 года