3а-732/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 сентября 2020 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Дорохиной Т.С.,
при секретаре Лексиковой Е.А.,
с участием прокурора Андреева А.В.,
административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика Оренбургского городского Совета ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Оренбургского городского Совета от 26 мая 2020 года № 901 «Об установлении регулируемого тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по регулируемым тарифам» в части отмены единых проездных билетов на общественный муниципальный транспорт,
установил:
Решением Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 г. № 291 «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным казенным предприятием «Оренбургские пассажирские перевозки» муниципального образования «город Оренбург» установлены тарифы на услуги по перевозке пассажиров, предоставляемые муниципальным казенным предприятием «Оренбургские пассажирские перевозки» муниципального образования «город Оренбург», а также установлена стоимость месячных проездных билетов для проезда в муниципальном пассажирском транспорте города Оренбурга.
Решением Оренбургского городского Совета от 26 мая 2020 года № 901 установлен регулируемый тариф на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по регулируемым тарифам в размере 21 рубля за одну поездку, а также признаны утратившими силу отдельные решения Оренбургского городского Совета:
1. Решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291 «О тарифах на проезд в муниципальном пассажирском транспорте города Оренбурга».
2. Решение Оренбургского городского Совета от 12 декабря 2007 № 409 «О внесении изменения в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291».
3. Решение Оренбургского городского Совета от 10 октября 2008 № 698 «О внесении изменения в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291».
4. Решение Оренбургского городского Совета от 26 декабря 2008 № 731 «О внесении изменений в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291».
5. Решение Оренбургского городского Совета от 26 октября 2009 № 946 «О внесении дополнения в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 N 291».
6. Решение Оренбургского городского Совета от 24 февраля 2010 № 1042 «О внесении изменений в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291».
7. Решение Оренбургского городского Совета от 20 апреля 2010 № 1074 «О внесении дополнения в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 N 291».
8. Решение Оренбургского городского Совета от 24 января 2013 № 575 «О внесении изменений в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291».
9. Решение Оренбургского городского Совета от 28 апреля 2015 № 1013 «О внесении изменений в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291».
10. Решение Оренбургского городского Совета от 22 декабря 2015 № 61 «О внесении изменения в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291».
11. Решение Оренбургского городского Совета от 19 июня 2017 № 356 «О внесении изменения в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291».
12. Решение Оренбургского городского Совета от 29 мая 2018 № 543 «О внесении изменений в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291».
13. Решение Оренбургского городского Совета от 22 апреля 2019 № 683 «О внесении изменения в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291».
14. Решение Оренбургского городского Совета от 24 декабря 2019 № 811 «О внесении изменения в решение Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 № 291».
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации города Оренбурга, указав, что в связи с принятым Оренбургским городским Советом решением от 26 мая 2020 года № 901 он лишен возможности приобрести единый проездной билет на общественный муниципальный (городской) транспорт, которым пользовался длительное время для совершения поездок на общественном (городском) транспорте. Считает нарушенным его право на свободу передвижения, установленное ст. 27 Конституции РФ, а также нарушенным требования п. 3 ст. 426 ГК РФ, п. 9 ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Считает также нарушенным право на эпидемиологическую и санитарную безопасность при пользовании общественным транспортом в период COVID-19, поскольку проездной билет является единственным бесконтактным способом проезда на транспорте, в отличие от гаджетов и карт, требующих непосредственной близости с кондуктором.
ФИО1 просил признать незаконным решение Оренбургского городского Совета от 26 мая 2020 года № 901 «Об установлении регулируемого тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по регулируемым тарифам» в части отмены единых проездных билетов на общественный муниципальный транспорт.
Определением судьи Оренбургского областного суда Оренбургской области от 24 июля 2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Оренбургский городской Совет.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и дополнительных пояснениях.
Представитель Оренбургского городского Совета ФИО2 просил в удовлетворении требований административного иска отказать, поскольку оспариваемый нормативно-правовой акт принят в пределах компетенции городского Совета, прошел необходимую процедуру, для его принятия, он не противоречит действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, права и законные интересы административного истца не нарушает.
Представитель административного ответчика администрации г. Оренбурга в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Прокурор Андреев А.В. в своем заключении полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению.
Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд находит требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Отношения в сфере организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе связанные с проведением конкурса и допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, регламентируются Федеральным законом от 13 июля 2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 220-ФЗ).
Согласно статье 14 указанного закона в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам.
Статья 15 Закона № 220-ФЗ предусматривает, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.
Аналогичные полномочия определены в законе Оренбургской области от 9 марта 2016 года № 3801/1039-V-ОЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в Оренбургской области», которым установлено, что органы местного самоуправления Оренбургской области: организуют регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; устанавливают регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьями 26, 27 Устава муниципального образования «город Оренбург», принятого решением Оренбургского городского Совета от 28 апреля 2015 года, Оренбургский городской Совет является представительным органом муниципального образования «город Оренбург», наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в том числе, на установление регулируемых тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в соответствии с действующим законодательством.
Реализуя данные полномочия, Оренбургским городским Советом на 41 (очередном) заседании, при наличии кворума с соблюдением Регламента Оренбургского городского Совета, что подтверждается протоколом заседания Оренбургского городского Совета, было принято решение 26 мая 2020 года № 901 «Об установлении регулируемого тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по регулируемым тарифам».
Решение городского Совета от 26 мая 2020 года № 901 «Об установлении регулируемого тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по регулируемым тарифам» опубликовано в газете «Вечерний Оренбург» от 27 мая 2020 года № 42, а также размещено на официальном интернет портале города Оренбурга.
Приведенные положения действующего федерального и регионального законодательства свидетельствуют о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом, в соответствии с компетенцией Оренбургского горского Совета, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие.
Решением Оренбургского городского Совета от 5 июня 2007 г. № 291 «Об утверждении тарифов на услуги, предоставляемые муниципальным казенным предприятием «Оренбургские пассажирские перевозки» муниципального образования «город Оренбург» были введены тарифы для конкретного предприятия - муниципального казенного предприятия «Оренбургские пассажирские перевозки». Указанным решением Оренбургский городской Совет предусмотрел и единый проездной билет без ограничения количества поездок.
Императивной нормы по установлению льготного тарифа, Федеральный закон от 13 июля 2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» не содержит.
Довод административного истца о том, что принятое Оренбургским городским Советом решение нарушает его право на свободу передвижения является необоснованным, ничем не подкрепленным.
Доводы истца о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует пункту 3 статьи 426 ГК РФ, устанавливающему, что отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается, также подлежат отклонению, как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Сторонами отношений в публичном договоре выступает перевозчик и получатель услуги. Однако в данном случае между истцом и ответчиками отсутствуют договорные правоотношения.
Не нашли своего подтверждения доводы административного истца о нарушении Оренбургским городским Советом при принятии оспариваемого решение положений Федерального закона от 26 июля 2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку основаны на неправильном толковании закона. Действующим законодательством не предусмотрено право для установления льготного тарифа без ограничения поездок для частных перевозчиков.
Довод о том, что принятое Оренбургским городским Советом решение нарушает право заявителя на эпидемиологическую и санитарную безопасность при пользовании общественным транспортом на период распространения коронавирусной инфекции, поскольку отсутствует возможность бесконтактной оплаты за поезд на общественном (городском) транспорте подлежит отклонению.
Указ Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года № 112-ук «О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» предписывает юридическим лица и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки, усилить режим текущей дезинфекции, организовать воспроизведение звуковой информации для населения о мерах профилактики коронавирусной инфекции.
Таким образом, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону и другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении требований административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным решения Оренбургского городского Совета от 26 мая 2020 года № 901 «Об установлении регулируемого тарифа на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок города Оренбурга по регулируемым тарифам» в части отмены единых проездных билетов на общественный муниципальный транспорт - отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течении месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина
Мотивированное решение составлено 23 сентября 2020 года.
Судья Оренбургского
областного суда Т.С. Дорохина