24OS0000-01-2021-000653-70
Дело № 3А-734/2021
127а
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2021 года г. Красноярск
Красноярский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Жуля А.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карасевой Ю.Н.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2, ФИО4 П..
представителя Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественными отношениями и архитектуры Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края- ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась с административным иском о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок
Требования мотивированы тем, что решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 года, вступившим в законную силу 16.11.2020 года на администрацию Емельяновского района Красноярского края возложена обязанность осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель-земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования- для ведения огородничества, площадью 1498 кв.м., а также направить проект договора для подписания ФИО1
Данное решение не исполнено, по состоянию на дату обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением, то есть по состоянию на 02.09.2021 года. Общий срок неисполнения судебного акта с 16.11.2020 года по 02.09.2021 года (дата подачи административного иска в суд) составляет практически 10 месяцев, чем нарушается право административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок.
Просит присудить денежную компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 124 900 рублей.
Представители административного истца ФИО1- ФИО4, ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали, по основаниям изложенным в нем.
Представитель Муниципального казенного учреждения «Управление земельно-имущественными отношениями и архитектуры Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края- ФИО3 в судебном заседании требования административного искового заявления не признала, просила отказать в их удовлетворении, поскольку решение суда было исполнено, ФИО1 уклонилась от получения направленного ей по почте проекта договора аренды. О возбуждении исполнительных производств, ей ни чего не известно.
УФССП России по Красноярскому краю, Муниципальное казенное учреждение «Финансовое управление администрации Емельяновского района Красноярского края» надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей в судебное заседание не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств не представили.
Суд посчитал возможным в соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) рассмотреть дело в отсутствие административного истца ФИО1, представителей УФССП России по Красноярскому краю, Муниципального казенного учреждения «Финансовое управление администрации Емельяновского района Красноярского края», против чего явившиеся участники судебного разбирательства не возражали.
Оценив доводы участвующих в деле лиц, исследовав материалы настоящего административного дела и административного дела № 2а-1321/2020, суд полагает административный иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (заключена 4 ноября 1950 года в г. Риме) закреплено право каждого на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (пункт 1 статьи 6).
Согласно статье 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Закон о компенсации) взыскатели при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера могут обратиться в суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации (часть 1).
Компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на исполнение судебного акта в разумный срок (часть 2).
Присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3).
Положениями части 3 статьи 258 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения административного истца и иных участников судебного процесса, достаточности и эффективности осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов, общей продолжительности неисполнения судебного акта.
Частью 1 статьи 36 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Как следует из материалов настоящего административного дела и административного дела № 2а-1321/2020, решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 года, вступившим в законную силу 16.11.2020 года, административное исковое заявление ФИО1 к МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края удовлетворено частично. Признан незаконным отказ и.о. руководителя МКУ «Управление земельно-имущественными отношениями и архитектуры Емельяновского района Красноярского края» № 9107 от 27.09.2019 года на заявление ФИО1 № 13403 от 29.08.2019 года, также на администрацию Емельяновского района Красноярского края возложена обязанность осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель-земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования- для ведения огородничества, площадью 1498 кв.м., а также направить проект договора для подписания ФИО1 (л.д. 78-82 административного дела).
23 ноября 2020 года на основании данного решения суда выдан исполнительный лист серии ФС № 033289441, взыскателем в котором указан ФИО4, предметом исполнения указано: обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель-земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования- для ведения огородничества, площадью 1498 кв.м., а также направить проект договора для подписания ФИО1 (л.д.85-86 административного дела). Данный исполнительный лист получен 24.11.2020 года ФИО1 (л.д.84 административного дела) и в этот же день предъявлен для исполнения в ОСП по Емельяновскому району Красноярского края.
30 ноября 2020 года ОСП по Емельяновскому району Красноярского края, на основании исполнительного листа серии ФС № 033289441 возбуждено исполнительное производство № 67169/20/24028-ИП, взыскателем по которому указан ФИО4, предмет исполнения: обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель-земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования- для ведения огородничества, площадью 1498 кв.м., а также направить проект договора для подписания ФИО1, которое по состоянию на 10.11.2020 года не окончено.
Срок исполнения решения Емельяновского районного суда от 12.10.2020 года по исполнительному производству № 67169/20/24028-ИП, по состоянию на 02.09.2021 года (дата поступления иска в суд) составляет 9 месяцев 3 дня, что свидетельствует о соблюдении административным истцом срока на обращение в суд, предусмотренного часть 4 статьи 250 КАС РФ.
Кроме того, 02.03.2021 года на основании решения Емельяновского районного суда от 12.10.2020 года, выдан исполнительный лист серии ФС № 033269425, предметом исполнения по которому является: обязать администрацию Емельяновского района Красноярского края осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель-земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования- для ведения огородничества, площадью 1498 кв.м., а также направить проект договора для подписания ФИО1, взыскателем в котором указана ФИО1 (л.д.135-136 административного дела). На основании данного исполнительного листа 30.08.2021 года ОСП по Емельяновскому району Красноярского края возбуждено исполнительное производство № 44802/21/24028-ИП. В рамках данного исполнительного производства выдано требование о необходимости исполнения решения суда в срок до 17.11.2021 года.
В рамках исполнения решения Емельяновского районного суда от 12.10.2020 года, 25.06.2021 года МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края» направило в адрес ФИО1 не подписанный со стороны арендодателя проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером № (л.д.76-83).
Данный проект договора не был вручен ФИО1, по неизвестным причинам, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором (л.д.54-55).
Вопреки доводам стороны административного ответчика, суд не может признать направление ФИО1 указанного проекта договора аренды земельного участка надлежащим исполнением решения Емельяновского районного суда от 12.10.2020 года, поскольку вопреки резолютивной части данной решения проект договора не был подписан арендодателем.
Доказательств исполнения решения Емельяновского районного суда от 12.10.2020 года, по состоянию на 11.11.2021 года стороной административного ответчика суду не представлено.
В соответствии с абзацем 1 пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 КАС РФ, часть 3.1 статьи 319 АПК РФ, части 1 и 3 статьи 428 ГПК РФ, пункт 6 статьи 242.2, пункт 8 статьи 242.3, пункт 7 статьи 242.4, пункт 7 статьи 242.5 БК РФ).
По мнению суда, общую продолжительность исчисления срока исполнения судебного акта необходимо исчислять со дня вступления в законную силу решения Емельяновского районного суда Красноярского края, поскольку возможность исполнения данного решения не зависит от выдачи исполнительного листа, предъявления исполнительного листа или самого решения к исполнению или возбуждения исполнительного производства.
Порядок исчисления общей продолжительности исполнения судебного акта предусмотренный абзацем 1 пункта 55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.03.2016 N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" в данном случае по мнению суда не применим.
Суд приходит к такому выводу исходя из позиции Европейской Суда по правам человека, отраженной в пункте 33 Постановления Европейского Суда по правам человека от 15.02.2007, дело «Райлян (RAYLYAN) против Российской Федерации», согласно которого органы государственной власти знали об иске заявителя и что как только решение, вынесенное в пользу заявителя, вступило в законную силу на них легла обязанность его исполнить. В любом случае, как выяснилось из материалов, представленных в Европейский Суд, единственной причиной неисполнения являлось нежелание властей действовать в соответствии с решением суда (см. § 10, выше). Поэтому то, участвовала ли служба судебных приставов в исполнительном производстве или нет, не меняло ситуации. Кроме того, от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения (см. Постановление Европейского Суда по делу "Метаксас против Греции" (Metaxas v. Greece), жалоба N 8415/02, § 19, 27 мая 2004 г.; вышеуказанное Постановление Европейского Суда по делу "Горохов и Русяев против России", § 33; Постановление Европейского Суда по делу "Кольцов против России" <*> (Koltsov v. Russia), жалоба N 41304/02, § 16, 24 февраля 2005 г.; и Постановление Европейского Суда по делу "Петрушко против России" <**> (Petrushko v. Russia), жалоба N 36494/02, § 18, 24 февраля 2005 г.).
Таким образом, на момент рассмотрения настоящего административного дела общая продолжительность исполнения вышеуказанного решения со дня его вступления в законную силу (16.11.2020 года) по день подачи административного иска (02.09.2021 года) составляет 9 месяцев 17 дней.
Такая длительность исполнения судебного акта является чрезмерной и не отвечает требованию разумного срока, что является основанием для присуждения административному истцу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. При этом затягивание сроков исполнения судебного акта имело место по обстоятельствам, не зависящим от административного истца и при отсутствии каких-либо чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, препятствующих исполнить судебный акт в установленный месячный срок.
Доводы представителя административных ответчиков о невозможности исполнения решения суда, в связи с наложением на земельный участок с кадастровым номером № ограничительных мер определением Арбитражного суда Красноярского края от 03.02.2021 года по делу № А33-1440/2021 отклоняются судом, поскольку решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 12.10.2020 года на администрацию Емельяновского района Красноярского края была возложена обязанность только осуществить подготовку и подписание проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, а также направить его для подписания ФИО1, иных обязанностей данным решением на администрацию Емельяновского района не возлагалось.
Таким образом, суд полагает, что на стадии исполнения судебного акта администрацией Емельяновского района Красноярского края было допущено нарушение требования разумного срока, предусмотренного пунктом 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Учитывая общую продолжительность исполнения судебного акта, суд считает продолжительность исполнения судебного акта чрезмерной и не отвечающей требованию разумного срока, а также установленным факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок, что является основанием для присуждения компенсации.
Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования административного истца, обстоятельства дела, по которому было допущено нарушение, его продолжительность и значимость последствий для административного истца, наложение ограничительных мер на земельный участок с кадастровым номером № определением Арбитражного суда Красноярского края от 03.02.2021 года по делу № А33-1440/2021 суд полагает, что заявленная административным истцом сумма – является чрезмерной, в связи с чем, определяет размер компенсации равным 5000 рублей.
Решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению, которое должно производиться Муниципальным казенным учреждением «Финансовое управление администрации Емельяновского района Красноярского края» за счет средств бюджета муниципального образования Емельяновский район Красноярского края (части 3, 4 статьи 4, часть 2 статьи 5 Закона о компенсации, Устав Емельяновского района Красноярского края, Положение о Муниципальном казенном учреждении «Финансовое управление администрации Емельяновского района Красноярского края»).
Учитывая, что суд присуждает административному истцу компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, за счет средств бюджета муниципального образования Емельяновского района Красноярского края, то суд считает, что отдельного разрешения вопроса об удовлетворении (отказе в удовлетворении) требований административного искового заявления к административным ответчикам по настоящему административному делу (Муниципальному казенному учреждению «Управление земельно-имущественными отношениями и архитектуры Емельяновского района Красноярского края», администрации Емельяновского района Красноярского края) не требуется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Красноярский краевой суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок- удовлетворить частично.
Присудить ФИО1 компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 5000 рублей, возложив обязанность по исполнению настоящего судебного решения на Муниципальное казенное учреждение «Финансовое управления администрации Емельяновского района Красноярского края» за счет средств бюджета муниципального образования Емельяновского района Красноярского края путем перечисления подлежащих выплате денежных сумм на расчетный счет №, открытый на имя ФИО1 в <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части административного иска- отказать.
Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции, путем подачи апелляционной жалобы через Красноярский краевой суд.
Судья Красноярского краевого суда А.В. Жуль
Решение в окончательной форме принято 18 ноября 2021 года.