ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-734/2021 от 13.10.2021 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

КОПИЯ

52OS0000-01-2021-000725-27

Дело № 3а-734/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород 13 октября 2021 года

Нижегородский областной суд в составе председательствующего судьи Буруновой С.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства административное дело по административному исковому заявлению Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о ликвидации <данные изъяты>

УСТАНОВИЛ:

Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (далее также - Главное управление) обратилось в Нижегородский областной суд с указанным выше административным исковым заявлением.

В обоснование заявленных требований административный истец указал следующее: на основании распоряжения Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области от 27.03.2007 №321 зарегистрирована Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области; на основании Распоряжения Главного управления Минюста России Нижегородской области (далее - Главное управление) от 12.04.2012 № 614 зарегистрированы изменения в учредительные документы, наименование изменено на – <данные изъяты> (далее - Организация); ОГРН [номер]; ИНН [номер]; учетный [номер]; адрес (место нахождения) Организации: [адрес] лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени Организации: президент – ФИО1; во исполнение распоряжения Главного управления от [дата][номер]-р в период с 06.07.2021 по 02.08.2021 проведена плановая документарная проверка Организации на предмет соответствия деятельности уставным целям и законодательству Российской Федерации, за период с [дата] по [дата]; в ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, а также Устава Организации, отраженные в акте проверки [номер] от [дата]; при проведении проверки фактов осуществления деятельности в рамках реализации уставных целей не установлено, в указанный период деятельность Организации не направлена на достижение уставных целей; кроме того, при проведении проверки не представлены документы, свидетельствующие об осуществлении органами управления, контроля и надзора Организации деятельности, предусмотренной учредительными документами; исходя из того, что проверяемый период представляет собой три года, предшествующие началу проведения проверки, а также тот факт, что согласно Уставу Организации ежегодно должны утверждаться годовые отчеты и бухгалтерская (финансовая) отчетность, а также ежегодно проводиться проверки финансово-хозяйственной деятельности организации, в деятельности Организации допускаются систематические нарушения законодательства и норм собственного устава.

Руководствуясь статьями 20, 125, 262 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 44 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях», административный истец просит ликвидировать и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Нижегородской областной Общественную организацию Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области.

Административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), на основании п.4 ч.1 ст. 291 КАС РФ, ч.7 ст. 150 КАС РФ.

Исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее также - Федеральный закон от 19 мая 1995 года №82-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ установлена обязанность общественного объединения, в том числе соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно положениям статьи 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела, в том числе о ликвидации региональных отделений либо иных структурных подразделений политических партий, межрегиональных и региональных общественных объединений.

На основании части 1 статьи 262 КАС РФ административное исковое заявление о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации может быть подано органами и должностными лицами, уполномоченными федеральным законом на осуществление контроля за деятельностью указанных организации, объединения или средства массовой информации.

В силу пункта 1.1. статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 года №7‑ФЗ «О некоммерческих организациях» заявление в суд о ликвидации некоммерческой организации вносится уполномоченным органом или его территориальным органом.

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» заявление в суд о ликвидации межрегионального, регионального или местного общественного объединения вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» или соответствующим территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Исходя из подпунктов 66 и 68 пункта 6 Положения о Главном управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 года №25, функции по регистрации и контролю общественных, религиозных объединений и некоммерческих организаций в Нижегородской области осуществляет Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области.

Таким образом, Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области является органом, полномочным обратиться в суд с административным исковым заявлением по настоящему делу.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов административного дела:

Распоряжением Управления Федеральной регистрационной службы по Нижегородской области от 27.03.2007 №321 зарегистрирована Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области.

На основании Распоряжения Главного управления Минюста России Нижегородской области (далее - Главное управление) от 12.04.2012 № 614 зарегистрированы изменения в учредительные документы, наименование изменено на – «Общественная организация Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области».

20.04.2012 года сведения о данной Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц с присвоением основного государственного регистрационного номера (ОГРН) 1075200007475, Организация поставлена на учет в налоговом органе, ИНН 5257089585.

Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц и уставе Организации, место нахождения Организации, постоянно действующего руководящего органа Автономии – президиума Автономии: г. Нижний Новгород, ул. Тонкинская, д. 5, офис 20.

Организация действует на основании Устава, утвержденного на внеочередном съезде (решение №7 от 21.03.2012 г.).

Согласно пункту 1.2 Устава деятельность Организации регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О национально-культурной автономии», Федеральным законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Нижегородской области, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава Автономия создается в целях сохранения и развития азербайджанской культуры и народных традиций, формирования национального самосознания, сохранения азербайджанского языка, гармоничного развития межнациональных отношений; деятельность Автономии направлена на сближение народов, населяющих нижегородскую область, развитие сотрудничества между ними в областях искусства, образования, науки и культуры.

Из материалов дела также усматривается, что во исполнение распоряжения от 25.06.2021 № 901-р в период с 06.07.2021 по 02.08.2021 проведена плановая документарная проверка Организации на предмет соответствия деятельности уставным целям и законодательству Российской Федерации за период с 06.07.2018 по 05.07.2021. Уведомление и распоряжение о проведении проверки направлены Организации 28.06.2021 заказным письмом с уведомлением по адресу государственной регистрации, получены адресатом 05.07.2021 г.

В ходе проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации, а также Устава Организации, отраженные в акте проверки № 44 от 02.08.2021:

1) в нарушение пункта 3.2 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 2 Порядка размещения в сути «Интернет» отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций, утвержденного приказом Минюста России от 07.10.2010 №252, Организация не размещала в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и не предоставляла средствам массовой информации для опубликования отчетность, предоставляемую в Главное управление за 2018 год;

2) в нарушение пункта 3 статьи 14, пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 20 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Устав Организации не определяет исчерпывающим образом виды осуществляемой деятельности;

3) в нарушение пункта 3 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» к исключительной компетенции Съезда, либо к компетенции президиума не отнесено принятие решений о создании других юридических лиц; утверждение аудиторской организации или индивидуального аудитора некоммерческой организации;

4) в нарушение пунктов 3,4 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» порядок принятия решений Съездом по вопросам назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора), утверждения промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, определенный пунктами 6.5 и 6.6. Устава, не соответствует действующему законодательству;

5) в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в проверяемый период Съезд не осуществлял деятельность;

6) в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 6.17 Устава в проверяемый период Президиум не осуществлял деятельность, не утверждал годовые отчеты и годовые бухгалтерские балансы;

7) в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», пункта 6.23 Устава в проверяемый период Контрольно-ревизионная комиссия (Ревизор) не осуществляла деятельности, не проводила ревизии по хозяйственной и финансовой деятельность;

8) в нарушение пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в проверяемый период Попечительский совет не осуществлял деятельность;

9) в нарушение статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» в Организации в проверяемый период не утверждалась учетная политика;

10) в нарушение части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Организацией не оказано содействие в ознакомлении представителей органа, принимающего решение о государственной регистрации общественных объединений, с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей.

Кроме того, при проведении проверки установлено, что Уставом Организации не определяются виды осуществляемой деятельности ввиду наличия исчерпывающего перечня, используются формулировки «Основные направления» и «В том числе», предполагающие общую правоспособность, что недопустимо для некоммерческих организаций, обладающих специальной правоспособностью; перечень видов деятельности Организации, указанный в ее Уставе, исчерпывающим образом не отражен и оставляет возможность для включения в данный перечень неограниченного количества видов деятельности, что противоречит требованиям пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и является грубым нарушением.

Также в ходе проверки установлено, что согласно п.2.1 Устава целью деятельности Организации является сохранение и развитие азербайджанской культуры и народных традиций, формирования национального самосознания, сохранения азербайджанского языка, гармоничного развития межнациональных отношений; деятельность Автономии направлена на сближение народов, населяющих нижегородскую область, развитие сотрудничества между ними в областях искусства, образования, науки и культуры.

Вместе с тем при проведении проверки фактов осуществления деятельности в рамках реализации уставных целей не установлено; в указанный период деятельность Организации не направлена на достижение уставных целей.

При проведении проверки не представлены документы, свидетельствующие об осуществлении органами управления, контроля и надзора Организации деятельности, предусмотренной учредительными документами.

Акт проверки от 02.08.2021 № 44 направлены по адресу государственной регистрации Организации заказным письмом с уведомлением, получены адресатом 06.08.2021 г.

На день рассмотрения дела в суде административным ответчиком не представлены документы об устранении нарушений, либо документы, свидетельствующие о действиях Организации по устранению нарушений.

На основании пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствие с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ликвидировано по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии со статьей 44 Федерального закона от 19.05.1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» одним из оснований ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

Оценив представленные доказательства, суд полагает, что имеются правовые и фактические основания для удовлетворения административного искового заявления Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области.

При этом суд учитывает, что плановая документарная проверка деятельности Общественной организации Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области проводилась Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области на основании распоряжения начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области от 25.06.2019 № 901-р; уведомление и распоряжение о проведении проверки направлены 28.06.2019 заказным письмом с уведомлением по адресу государственной регистрации Организации, получены адресатом; копия акта проверки от 02.08.2021 № 44 и административного искового заявления о ликвидации направлены по адресу государственной регистрации Организации заказным письмом с уведомлением, получены адресатом.

Возражений со стороны административного ответчика относительно выявленных нарушений как в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области, так и суд не представлено.

Кроме того, от административного ответчика поступило заявление, согласно которому Общественная организация Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области признает исковые требования Главного Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области о ликвидации Общественной организации Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области, подтверждая, что в деятельности организации допущены грубые нарушения.

С учетом приведенных норм права и установленных по делу обстоятельства административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Так как Общественная организация Региональная национально-культурная автономия азербайджанцев Нижегородской области была зарегистрирована как юридическое лицо, то в связи с ликвидацией она подлежит исключению из Единого государственного реестра юридических лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 264, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области по настоящему административному делу удовлетворить.

Ликвидировать <данные изъяты> (ОГРН [номер]; ИНН [номер] учетный [номер]) с исключением ее из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.

В силу ст. 294.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных п. 4 ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Решение в окончательной форме принято 13 октября 2021 года.

П.П. Судья областного суда Бурунова С.В.: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья областного суда С.В. Бурунова