ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-737/2021 от 27.05.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-737\2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Пермь 27 мая 2021г.

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Судневой В.Н.

при помощнике Никулиной Е.В.

с участием прокурора Захарова Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Степанова Виталия Витальевича к Законодательному Собранию Пермского края, Губернатору Пермского края о признании не действующим Закона Пермского края от 01.09.2006 № 13-КЗ « О премиях Пермского края в области науки»,

у с т а н о в и л :

Законодательным Собранием Пермской области и Законодательным Собранием Коми-Пермяцкого автономного округа принят Закон Пермскогокрая «О премиях Пермского края в области науки от 01.09.2006 № 13-КЗ (действует в редакции законов Пермского края от 30.08.2020 № 674-ПК, от 09.07.2021 № 55-ПК, от 01.02.2013 № 170-ПК, от 18.12.2017 № 158-ПК, от 4.02.2019 № 334-ПК, от 10.09.2020 № 556-ПК, от 07.12.2020 № 585-ПК).

Степанов В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением указывая, что Закон Пермского края от 01.09.2006г. противоречит положениям п.1 ст.1057 ГК РФ, ч.1 ст.23 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных ( представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 г. №184-ФЗ. С учетом дополнительного административного искового заявления указывает, что в нарушение вышеприведенных правовых позиций не предусмотрены критерии и порядок оценки достижений соискателей премий Пермского края в области науки Законодательным Собранием Пермского края, равно как и губернатором Пермского края. Отсутствие таковых правовых предписаний фактически приводит к тому, что Губернатор и Законодательное Собрание из года в год соглашаются с предложением Совета по присуждению премий Пермского края в области науки в плане определения лауреатов конкурса. Вместе с тем, такое постановление о присуждении премии принимается именно Законодательным Собранием Пермского края, приводит к нарушению принципа разделения властей, самостоятельности их функционирования. Являясь участником данных правоотношений, несоответствие положений нормативного правового акта повлекло нарушение его прав.

В судебном заседании административный истец Степанов В.В. административный иск поддерживает.

Представители Законодательного Собрания - Фирулева Н.И., Губернатора Пермского края –Борцов А.В. требования не признают.

Заслушав стороны, заключение прокурора Захарова Е.В., полагавшего, что правовые основания для удовлетворения административного иска отсутствуют, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 26.3-1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъектов Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и официальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральном законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно статье 5 Федерального закона № 184-ФЗ законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов в пределах полномочий субъекта РФ (п «б» ч.1); законом субъекта РФ регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта РФ к ведению и полномочиям субъекта РФ ( п. «н» ч.2).

В соответствии с ч.1 ст.16 Устава Пермского края Законодательное Собрание Пермского края – постоянно действующий высший и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Пермского края, реализующий полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Пермского края.

Законодательное Собрание принимает Устав Пермского края, вносит в него изменения и дополнения, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Пермского края и предметам совместного ведения РФ и Пермского края в пределах полномочий Пермского края, осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Пермского края.

Таким образом, исходя из предмета регулирования Закона № 13-КЗ, анализа вышеприведенных положений следует, что он принят в пределах полномочий органа государственной власти субъекта РФ - Законодательного Собрания Пермского края, предусмотренных ч.3 ст.26.3-1 Федерального закона № 184-ФЗ. Закон опубликован в изданиях "Российская газета", N 202, 12.09.2006,"Собрание законодательства Пермского края", N 10, 19.10.2006.

Судом первой инстанции установлено, что 30 марта 2020 года Министерство образования и науки Пермского края на своем официальном сайте известило о проведении в 2020 году конкурса на соискание премий Пермского края в области науки.

Степанов В.В. являлся одним из участников указанного конкурса, был выдвинут на присуждение премии 1 степени за лучшую работу в области социально-экономических и общественных наук. Заявка на соискание премии Пермского края в области науки за 2020 год за цикл научных работ, посвященных защите прав собственников помещений в многоквартирном доме, изданных в 2017-2020г.г., выдвинута правлением ассоциации содействия жилищному самоуправлению «Пермский стандарт» по направлению «Социально-экономическое и общественные науки». По результатам работы экспертных секций и голосованию совета Степанов В.В. не был признан лауреатом.

Согласно ст. 1057 ГК РФ, лицо, объявившее публично о выплате денежного вознаграждения или выдаче иной награды (о выплате награды) за лучшее выполнение работы или достижение иных результатов (публичных конкурс), должно выплатить ( выдать) обусловленную награду тому, кто в соответствии с условиями проведения конкурса признан его победителем.

Публичный конкурс может быть открытым, когда предложение организатора конкурса принять в нем участие обращено ко всем желающим путем объявления в печати или иных средствах массовой информации, либо закрытым, когда предложение принять участие в конкурсе направляется определенному кругу лиц по выбору организатора конкурса.

Объявление о публичном конкурсе должно содержать по крайней мере условия, предусматривающие существо задания, критерии и порядок оценки результатов работы или иных достижений, место, срок и порядок их представления, размер и форму награды, а также порядок и сроки объявления результатов конкурса.

Таким образом, положения статьи 1057-1061 Гражданского кодекса РФ регулируют гражданские отношения между равноправными субъектами, которые возникают в связи с необходимостью достижения организатором публичного конкурса каких-либо общественно полезных целей, если представлен участником конкурса результат обозначенного в объявлении конкретного задания при условии, что оно выполнено исключительно после объявления о публичном конкурсе.

Проведение публичного конкурса как одного из видов обязательств завершается оценкой действий участника конкурса, принявшего самостоятельное решение об участии, совершенных после его объявления, направлено на достижение конкретной цели и завершается оценкой действий и вознаграждением участника конкурса, предложившего наиболее эффективное достижение цели публичного конкурса

Как следует из положений части 1 статьи 2 Закона № 13-КЗ выдвижение работ и кандидатов на соискание премий производится учеными, научными, техническими, научно-техническими советами научных организаций, образовательных организаций высшего образования, организациями независимо от их организационно-правовых форм, расположенных на территории Пермского края ( часть 1 ст.2 ). На соискание премии могут быть заявлены работы, внесшие значительный вклад в развитие естественных, технических, гуманитарных, социально-экономических и общественных наук, одного кандидата или авторских коллективов. Авторский коллектив, выдвигаемый на соискание премии в области науки должен состоять не более чем из 3 соавторов.

Научные работы и сопроводительные документы кандидатов на соискание премий представляются в Министерство образования и науки Пермского края ежегодно не позднее 15 мая. На конкурс могут быть представлены научные работы, завершенные соискателем в течение трех предыдущих лет (ч.2ст.3 Закона), а не после объявления конкурса. Проведение конкурса не направлено на достижение какой-либо конкретной цели, также как и не обозначен его конкретный результат.

Проанализировав вышеприведенные правовые положения и положения оспариваемого нормативного правового акта в совокупности, суд приходит к выводу о том, что признаки, позволяющие отнести спорные правоотношения к публичному конкурсу, в смысле статьи 1057 ГК РФ отсутствуют.

Согласно ч.1 ст.1 Закона № 13-КЗ премии Пермского края в области науки устанавливаются для поощрения и поддержки талантливых ученых, работающих на предприятиях и в организациях Пермского края, за оригинальные научные работы, открытия, изобретения и научно-исследовательские разработки, имеющие большое научное и практическое значение для Пермского края, отечественной и мировой науке.

Таким образом, исходя из системного анализа положений Закона № 13-КЗ следует, что предметом регулирования данного Закона являются отношения по предоставлению ученым Пермского края в установленном порядке премий, которые являются мерой поддержки и поощрения данных лиц за вклад в региональную, отечественную и мировую науку, и не должен соответствовать гражданскому законодательству, регламентирующему порядок объявления о публичном конкурсе. Положения Закона №13-КЗ по существу устанавливают организационные, финансовые основы премирования ученых Пермского края, расходные обязательства Пермского края на осуществление премирования и регулирует отношения, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

Из положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающей в подпунктах 1-9 части 1 основания возникновения гражданских прав и обязанностей, гражданские права и обязанности возникают, в том числе и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, но и только в том случае, если эти акты предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Между тем, действующее законодательство не относит к таким актам законы субъектов РФ в области общественных отношений, возникающих в связи с осуществлением мер социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Доводы административного истца об отсутствии в Законе № 13-КЗ критериев и порядка оценки соискателей премии Пермского края в области Законодательным Собранием Пермского края и Губернатором Пермского края подтверждения также не нашли.

Оспариваемый Закон № 13-КЗ урегулировал полномочия Законодательного Собрания Пермского края, Губернатора Пермского края, исполнительного органа государственной власти Пермского края - Министерства образования и науки Пермского края, а также порядок проведения оценки научных достижений соискателей премии, критерии, которым должны соответствовать научные труды претендентов.

Статья 4 Закона предусматривает, что в целях упорядочения деятельности Совета нормативным правовым актом Губернатора Пермского края утверждается Положение о деятельности Совета по присуждению премий Пермского края.

Согласно статьям 1,3,4 Закона № 13-КЗ Совет по присуждению премий Пермского края в области науки – постоянно действующий коллегиальный орган, созданный в целях обеспечения конкурсных процедур отбора соискателей премий, основным полномочием которого является рассмотрение поступивших работ, материалов и документов, включая их экспертизу, с привлечением ведущих ученых и специалистов соответствующих отраслей знаний.

Указом Губернатора Пермского края от 24.06.2013г. № 73 утверждено Положение о деятельности Совета по присуждению премий Пермского края в области науки и порядка финансирования и расходования средств, связанных с выплатой денежной части премии и проведением организационно-технических мероприятий по присуждению премий Пермского края в области науки, пункт 14 которого содержит критерии для оценки научных работ, представленных на соискание премий Пермского края в области науки.

Законодательное Собрание Пермского края как законодательный (представительный) орган государственной власти Пермского края не принимает участия в рассмотрении поступивших работ, документов, не обладает какими-либо полномочиями, позволяющими оказывать влияние на принятие Советом решений.

Между тем, данное обстоятельство вопреки позиции административного истца не приводит к нарушению принципа разделения властей, не противоречит требованиям ч.1 ст.23 Федерального закона» Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ, поскольку представительный орган государственной власти с учетом соблюдения принципа самостоятельного осуществления полномочий, проведение оценки научных достижений соискателей премии, критерии, которым должны соответствовать научные труды претендентов возложил оспариваемым положениями на Совет по присуждению премии.

Принимая во внимание изложенное, установив, что оспариваемый в части нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не нарушает прав и законных интересов административного истца, суд на основании положений статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает необходимым отказать административному истцу в удовлетворении административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административных исковых требований Степанову Виталию Витальевичу к Законодательному Собранию Пермского края, Губернатору Пермского края о признании не действующим Закона Пермского края от 01.09.2006 № 13-КЗ «О премиях Пермского края в области науки»- отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть подано представление прокурором в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья( подпись)