РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 24 февраля 2022 года Самарский областной суд в составе: Председательствующего судьи Панковой М.А., При секретаре судебного заседания Жуковой А.А., С участием представителя административного истца ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дела № 3а-737/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ОКТАНОЛ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, У С Т А Н О В И Л: ООО «ОКТАНОЛ» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, просило суд установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 7 543 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25.02.2020 года в размере 4 009 204 рубля; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 1189 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 4 431 403 рубля; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 900 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 618 694 рубля; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 4000 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 2 295 660 рублей; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 4189 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 6 094 689 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 1353 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 5 547 300 рублей, установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 2100 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 2 751 021 рубль. Требования мотивированы тем, что Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, № и арендатором земельного участка с кадастровым номером №. Кадастровая стоимость земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца, как плательщика земельного налога и арендной платы. На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке. В судебном заседании представитель административного истца по доверенности от 01.01.2022 года № 3 ФИО2 поддержала заявленные требования по основаниям, указанным в административном иске. Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, ГБУ СО «Центр кадастровой оценки», Администрации г.о.Самара, Администрации г.о.Новокуйбышевск Самарской области, Администрации г.о.Сызрань Самарской области, Администрации муниципального района Волжский Самарской области, Администрации с.п. Лопатино муниципального района Волжский Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представитель Правительства Самарской области представило письменные возражения, в которых просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором оставил рассмотрение заявленных требований на усмотрение суда. Иные участвующие в деле лица письменных возражений на административное исковое заявление не предоставили. В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц. Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Часть 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определяет, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Положения пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли. Согласно пункту 10 названных Правил, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Установлено, что ООО «ОКТАНОЛ» на праве собственности принадлежат: земельный участок с кадастровым номером установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 7 543 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 1189 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 4000 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 4189 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 1353 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 2100 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 22.02.2022 года, от 24.02.2022 года. Земельным участком с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 900 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, административный истец владеет на праве аренды, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24.02.2022 года, договором аренды земельного участка от 15.08.2011 года. В соответствии с расчетом арендной платы за пользование земельным участком, арендная плата рассчитывается с учетом кадастровой стоимости земельного участка. Постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2020 года № 935 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области», в отношении объектов недвижимости была установлена кадастровая стоимость, которая составляла по состоянию на 01.01.2020 года: в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 6449016 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 7358768 рублей 56 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 9016571 рубль 16 копеек, в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 11099078 рублей 43 копейки, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 22.02.2022 года. Постановлением Правительства Самарской области от 06.11.2019 N 797 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в Самарской области» по состоянию на 01.01.2019 года установлена кадастровая стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 5402320 рублей, в отношении земельного участка с кадастровым номером № в размере 981441 рубль, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 22.02.2022 года. Актом об утверждении кадастровой стоимости от 25.02.2020_2 доп 10.03.2020, в отношении земельного участка с кадастровым номером № определена кадастровая стоимость по состоянию на 25.02.2020 года в размере 8088358 рублей 90 копеек, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 22.02.2022 года. В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ). Установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера земельного налога и арендной платы. Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании. Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона. Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 года № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости спорных земельных участков и 26.01.2022 года обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд. В соответствии с п.1 ст.22 ФЗ РФ от 03.07.2016 года № 237-ФЗ, для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным. При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным. Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства. Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Административный истец в обоснование требований представил отчеты об оценке частнопрактикующего оценщика ФИО1. от 13.12.2021 года № 148-1/2021-4, от 13.12.2021 года № 148-1/2021-3, от 19.12.2021 года № 148-1/2021-2, от 15.12.2021 года № 148-1/2021-5, от 15.12.2021 года № 148-1/2021-6, от 19.12.2021 года № 148-1/2021-7, от 19.12.2021 года № 148-1/2021-1. Согласно отчету об оценке от 13.12.2021 года № 148-1/2021-4, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 25.02.2020 года составляет 4 009 204 рубля. Согласно отчету об оценке от 13.12.2021 года № 148-1/2021-3, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 года составляет 5 547 300 рублей. Согласно отчету об оценке от 19.12.2021 года № 148-1/2021-2, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 года составляет 4 431 403 рубля. Согласно отчету об оценке от 15.12.2021 года № 148-1/2021-5, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 года составляет 2 295 660 рублей. Согласно отчету об оценке от 15.12.2021 года № 148-1/2021-6, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2019 года составляет 618 694 рубля. Согласно отчету об оценке от 19.12.2021 года № 148-1/2021-7, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 года составляет 6 094 689 рублей. Согласно отчету об оценке от 19.12.2021 года № 148-1/2021-1, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на 01.01.2020 года составляет 2 751 021 рубль. Исследовав отчеты об оценке, суд приходит к выводу о том, что они соответствуют требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки. В силу части 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости. На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также - отчет). Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете. Согласно статье 12 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное. В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на даты определения кадастровой стоимости земельных участков. Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчетах об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости земельного участка основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами. С учетом изложенного, оснований полагать, что представленные административным истцом отчеты об оценке, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется. Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость земельных участков, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовых оснований для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда не имеется. Суд считает возможным принять отчеты об оценке, в качестве надлежащих доказательства, подтверждающих величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимости по состоянию на дату оценки, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанных отчетов. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, подлежат удовлетворению. В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Из материалов дела следует, что административный истец обратился в суд 26.01.2022 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда. На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л : Административные исковые требования общества с ограниченной ответственностью «ОКТАНОЛ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков удовлетворить. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 7 543 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 25.02.2020 года в размере 4 009 204 рубля. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 1189 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 4 431 403 рубля. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 900 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 618 694 рубля. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 4000 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 года в размере 2 295 660 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 4189 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 6 094 689 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 1353 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 5 547 300 рублей. Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, виды разрешенного использования: данные отсутствуют, площадью 2100 кв.м., адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2020 года в размере 2 751 021 рубль. Датой подачи административного иска в суд считать 26.01.2022 года. Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 09.03.2022 года. Судья: М.А.Панкова |