ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-73/18 от 15.08.2018 Курганского областного суда (Курганская область)

Дело № 3а-73/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский областной суд в составе:

председательствующего судьи Гусевой А.В.,

при секретаре Пономаревой С.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании 15 августа 2018 г. в г. Кургане административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Территориальный проектный институт гражданского строительства «Кургангражданпроект» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества – помещений в здании института, равной его рыночной стоимости,

установил:

акционерное общество «Территориальный проектный институт гражданского строительства «Кургангражданпроект» (далее – АО «Кургангражданпроект», общество) обратилось в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Правительству Курганской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества – помещений в здании института, с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, в размере, равном его рыночной стоимости, в сумме 14 308 200 руб.

В обоснование административного иска указано, что утвержденная постановлением Правительства Курганской области от 21 декабря 2012 г. кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости в размере 43 359 476 руб. 78 коп., из которой исчисляется налог на имущество, завышена относительно его действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права административного истца, который вынужден нести расходы по оплате налогов в повышенном размере.

Заявление общества от 27 декабря 2017 г. о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области от 22 января 2018 г., отклонено.

Ссылаясь на Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) и отчет № об определении рыночной стоимости объекта, составленный 26 декабря 2017 г. обществом с ограниченной ответственностью <...>»), общество просит установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – помещений в здании института, равной его рыночной стоимости в размере 14 308 200 руб.

В судебном заседании представитель административного истца АО «Кургангражданпроект» – ФИО1 доводы административного искового заявления поддержала. Полагала, что экспертное заключение и дополнительное экспертное заключение не соответствуют установленным требованиям, в связи с чем не могут быть приняты в качестве доказательства по делу. Сомнения относительно обоснованности данных заключений отразила в письменных пояснениях, приобщенных к материалам настоящего административного дела. Считала необходимым проведение по делу повторной судебной оценочной экспертизы, о чем заявила соответствующее ходатайство. Настаивала на удовлетворении заявленных требований только к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, заявив ходатайство об исключении Правительства Курганской области из числа административных ответчиков, которое судом удовлетворено, определен процессуальный статус Правительства Курганской области в качестве заинтересованного лица.

Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области и заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Курганской области в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, представили письменные отзывы.

Представитель заинтересованного лица Правительства Курганской области – ФИО2 возражал против установления кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества – помещений в здании института, равной его рыночной стоимости в размере 14 308 200 руб., исходя из отчета № об определении рыночной стоимости объекта, составленного 26 декабря 2017 г. <...>». Считал правильными выводы эксперта ФИО10., содержащиеся в дополнительном экспертном заключении, подготовленном на основании определении суда, согласно которым рыночная стоимость спорного объекта недвижимости без учета НДС по состоянию на 25 августа 2013 г. составила 27600000 руб. Полагал, что оснований для назначения по делу повторной судебной оценочной экспертизы не имеется, просил отклонить данное ходатайство.

В соответствии со ст. 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежаще извещенных о месте и времени судебного заседания.

Заслушав участвующих в деле лиц, опросив в качестве свидетеля оценщика <...>», эксперта ФИО11., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

В соответствии с ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 247 и ст. 248 КАС РФ обязанность доказывания наличия основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости законодателем возложена на административного истца. Тогда как на административного ответчика возлагается обязанность доказывания своих возражений.

Из материалов дела следует, что АО «Кургангражданпроект» является собственником объекта недвижимого имущества – помещений в здании института, с кадастровым номером , назначение: нежилое, площадь: общая <...> кв.м, номера на поэтажном плане: этаж: ; 2 этаж: ; 5 этаж: этаж: , 7 этаж: ; 8 этаж: ; 9 этаж: ; подвал: , этаж: , подвал, адрес (местоположение): <адрес>

Право собственности АО «Кургангражданпроект» на указанный объект возникло на основании распоряжения Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области -р от 7 августа 2012 г.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 2 октября 2017 г. кадастровая стоимость объекта в размере 43359476 руб. 78 коп. утверждена 5 декабря 2013 г. (дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости) по состоянию на 25 августа 2013 г. (дата определения кадастровой стоимости).

Административный истец в силу требований гл. 30 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) является плательщиком налога на имущество организаций и в отношении спорного объекта недвижимости уплачивает налоговые платежи, исходя из кадастровой стоимости.

Объектами налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната), гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение (ст. 401 НК РФ).

Частью 2 ст. 402 НК РФ определено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в ч. 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абз. 3 ч. 1 настоящей статьи.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с ч. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз. 2 ч. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (ч. 3 ст. 402 НК РФ).

Во исполнение положений ст. 378.2 НК РФ распоряжениями Департамента имущественных и земельных отношений Курганской области «Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганской области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» № 646-р от 18 ноября 2015 г., № 741-р от 27 декабря 2016 г., № 638-р от 28 декабря 2017 г. установлен перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Курганский области, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 г., 2017 г. и 2018 г., соответственно.

В указанные перечни включен и принадлежащий административному истцу объект недвижимости с кадастровым номером:

Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости помещений в здании института затрагивают права и обязанности собственника имущества – АО «Кургангражданпроект».

Оспаривая установленную в отношении выше названого объекта недвижимости кадастровую стоимость, административный истец представил в суд отчет об оценке, составленный <...>» 26 декабря 2017 г. № .

Согласно представленному отчету по состоянию на 25 августа 2013 г. рыночная стоимость объекта с кадастровым номером , составила 14308200 руб.

Данный отчет об оценке 27 декабря 2017 г. представлялся административным истцом в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости. Решением комиссии от 22 января 2018 г. № заявление АО «Кургангражданпроект» о пересмотре кадастровой стоимости было отклонено по причине несоответствия оформления и содержания отчета требованиям законодательства об оценочной деятельности.

Представитель Правительства Курганской области в ходе рассмотрения настоящего административного дела, настаивая на отказе в удовлетворении заявленных требований, также указал на несоответствие представленного отчета об оценке требованиям законодательства.

В связи с возникшим спором о величине рыночной стоимости спорного объекта недвижимости в целях устранения возникших сомнений определением Курганского областного суда от 2 апреля 2018 г. по настоящему делу назначена судебная оценочная экспертиза, производство которой поручено индивидуальному предпринимателю (ФИО12

ФИО12 г. рыночная стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером составила 24890000 руб.

Усмотрев из данного заключения, что рыночная стоимость объекта оценки, рассчитанная ФИО13 доходным и сравнительным подходом, определена с учетом налога на добавленную стоимость (далее – НДС), при этом, при применении затратного подхода рыночная стоимость спорного объекта недвижимости рассчитана без учета НДС, а вывод по поставленному судом вопросу, содержащийся на стр. 72 экспертного заключения, не содержит информации о наличии/отсутствии НДС в определенной экспертом рыночной стоимости помещений в здании института, заключение эксперта от 1 июня 2018 г. № 03-18 признано судом неясным и с учетом выявленных в данном заключении представителем административного истца противоречий (неточностей), определением Курганского областного суда от 20 июня 2018 г. по делу назначена дополнительная судебная оценочная экспертиза.

По заключению дополнительной судебной оценочной экспертизы ФИО14 от 31 июля 2018 г. рыночная стоимость объекта с кадастровым номером по состоянию на 25 августа 2013 г., без учета НДС составила 27600000 руб. При этом, выводы эксперта сделаны с учетом устранения замечаний, выявленных представителем административного истца и отраженных в письменных пояснениях (том 2, л.д. 89-90).

Опрошенная в судебном заседании в качестве эксперта ФИО15 выводы, содержащиеся в дополнительном заключении от 31 июля 2018 г. , подтвердила.

Проанализировав экспертное заключение от 31 июля 2018 г. в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд расценивает его как относимое и допустимое доказательство, подтверждающее достоверность указанной в нем итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимого имущества.

При этом, отчет об определении рыночной стоимости объекта капитального строительства, составленный <...>» 26 декабря 2017 г., положенный административным истцом в обоснование заявленных требований, судом не принимается на основании ст. 84 КАС РФ.

По мнению суда, результаты отчета не в полной мере приближены к реальной рыночной стоимости объекта по состоянию на дату оценки, поскольку оценщиком применен только затратный подход к оценке. При этом оценщик отказался от использования сравнительного и доходного подходов, однако, как видно из заключения дополнительной судебной экспертизы, применение затратного, сравнительного и доходного подходов в совокупности является возможным.

Кроме того, суд обращает внимание, что решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости об отклонении заявления АО «Кургангражданпроект» по мотиву несоответствия отчета <...>» требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, требованиям к содержанию отчета об оценке, к описанию в отчете об оценке информации, используемой при проведении оценки, установленным федеральным стандартам оценки (том 1, л.д. 116 оборот), представителем административного истца не опровергнуто. Возражений относительно указанных обстоятельств при рассмотрении настоящего дела, не заявлялось.

Суд отмечает, что заключение дополнительной судебной экспертизы содержит подробное описание проведенного исследования, обоснование использованных методик и полученных выводов.

Каких-либо данных, указывающих на то, что избранная экспертом методология оценки привела к неправильному определению рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в деле не имеется. Применение всех трех возможных подходов позволило эксперту прийти к выводам о стоимости помещений здания института, наиболее приближенной к реальной рыночной стоимости на дату оценки.

Как установлено судом и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, ФИО16 обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, была предупреждена об уголовной ответственности на основании ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Рыночная стоимость спорного объекта недвижимости обоснованно определена экспертом без учета НДС, поскольку в силу взаимосвязанных положений ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ, п. 1 ст. 154 и п. 1 ст. 168 НК РФ, НДС не является составляющей рыночной стоимости (цены) объекта, в связи с чем рыночная стоимость объекта не должна содержать НДС.

Заключение составлено экспертом в соответствии с требованиями действующего Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки, соответствует предъявляемыми требованиям.

Выступая в судебном заседании, вопреки доводам представителя административного истца, эксперт ФИО17 дала обоснованные и мотивированные ответы на все вопросы и замечания, отраженные в пояснениях административного истца на дополнительное экспертное заключение (том 3, л.д. 8), в связи с чем оснований для удовлетворения ходатайства представителя административного истца о привлечении к участию в деле в качестве специалиста в области оценочной деятельности ФИО18 и назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы, суд не усмотрел.

Учитывая изложенное, суд считает возможным положить в основу решения дополнительное заключение судебной оценочной экспертизы и установить кадастровую стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , равной рыночной стоимости по состоянию на 25 августа 2013 г. в размере 27 600 000 руб.

Статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 № 135-ФЗ закреплен порядок определения кадастровой стоимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Исходя из содержания разъяснений, содержащихся в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», надлежащим ответчиком по настоящему административному делу является орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Таким органом выступает Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, а также ее территориальные органы, которые в силу пункта 5.1.26 утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 Положения наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесении в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости.

Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков) на территории Курганской области утверждены Постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586 по состоянию на 27 июня 2012 г. согласно приложению № 1 к данному постановлению.

Объект недвижимости с кадастровым номером , в утвержденный приложением № 1 постановления перечень не вошел, как следует из содержания выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 2 октября 2017 г. (том 1, л.д. 7).

Из ответа на запрос суда о предоставлении акта об утверждении кадастровой стоимости объекта недвижимости следует, что сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером: , определенной 25 августа 2013 г., внесены в государственный кадастр недвижимости 5 декабря 2013 г., то есть после 27 июня 2012 г. – даты, по состоянию на которую осуществлялась государственная кадастровая оценка объектов недвижимости на территории Курганской области, кадастровая стоимость помещений в здании института в размере 43359476 руб. 78 коп., утверждена актом (без номера) 5 декабря 2013 г.

Изложенное позволяет прийти к выводу, что принадлежащий АО «Кургангражданпроект» объект недвижимости подпадает под действие ст. 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, а его кадастровая стоимость, определяемая на основании утвержденных постановлением Правительства Курганской области от 11 декабря 2012 г. № 586 удельных показателей кадастровой стоимости объектов недвижимости в населенных пунктах, муниципальных районах, городских округах Курганской области, утверждена актом органа, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке, то есть Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области.

При таких обстоятельствах, административное исковое заявление АО «Кургангражданпроект» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном рыночной, подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. 175 – 179, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

административное исковое заявление акционерного общества «Территориальный проектный институт гражданского строительства «Кургангражданпроект» к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимого имущества – помещений в здании института, равной его рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – помещений в здании института, кадастровый номер: , назначение: нежилое, площадь: общая <...> кв.м, номера на поэтажном плане: 1 этаж: ; 2 этаж: ; 5 этаж: ; 6 этаж: , 7 этаж: 8 этаж: 9 этаж: 1-18; подвал: , этаж: подвал, адрес (местоположение): <адрес> равной его рыночной стоимости в размере 27600000 руб. по состоянию на 25 августа 2013 г.

Датой обращения акционерного общества «Территориальный проектный институт гражданского строительства «Кургангражданпроект» с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости – помещений в здании института, равной его рыночной стоимости является 27 декабря 2017 г.

Решение по настоящему делу является основанием для внесения изменений в данные государственного кадастра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Курганского областного суда в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Курганский областной суд.

Судья А.В. Гусева