ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-73/19 от 21.05.2019 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 3а-73/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 мая 2019 года г. Челябинск

Челябинский областной суд в составе председательствующего судьи Кучина М.И. при секретаре Ноготковой М.А. с участием прокурора Челябинской областной прокуратуры Германа А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» об оспаривании нормативного правового акта органа исполнительной власти Челябинской области,

у с т а н о в и л :

Муниципальное унитарное предприятие «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» (далее МУП «ПОВВ») обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующим законодательству Российской Федерации и недействующим с даты принятия постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерства) 84/2 от 14 декабря 2018 года «О корректировке на 2019-2020 годы тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение, установленных на 2018-2020 годы для Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска, оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Копейского городского округа Челябинской области».

Указывает, что оспариваемое постановление было размещено на официальном сайте Министерства без указания даты публикации, в нарушение тридцатидневного срока, предусмотренного ст. 27 Закона «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ, не было опубликовано (в газете «Южноуральская панорама»). Постановление вынесено с нарушением норм действующего законодательства, регулирующего тарифообразование в сфере водоснабжения и водоотведения, нарушает права и законные интересы предприятия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и подлежит отмене, поскольку при корректировке тарифов на питьевую воду на 2019 год существенно снижена необходимая валовая выручка (далее – НВВ). НВВ также снижена при корректировке тарифов на водоотведение и на техническую воду на 2019 год. При расчете объема питьевой воды Министерство безосновательно занизило объем поднятой воды, а также потери воды. При расчете тарифа на техническую воду завышен объем реализации технической воды, что повлекло необоснованное занижение тарифов. При формировании тарифов из НВВ предприятия необоснованно исключена значительная часть экономически обоснованных расходов МУП «ПОВВ», в связи с чем установленные тарифы являются экономически необоснованными.

В судебном заседании представитель административного истца МУП «ПОВВ» ФИО1 требования поддержала.

Представители административного ответчика Министерства ФИО2 и ФИО3 против удовлетворения административного искового заявления возражали.

Изучив материалы дела, допросив в качестве специалистов - сотрудника МУП «ПОВВ» <данные изъяты> и начальника отдела регулирования тарифов в сфере водоснабжения, водоотведения и транспорта Министерства <данные изъяты>., заслушав пояснения сторон, а также заключение прокурора Германа А.С., полагавшего заявленные требования необоснованными, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), которым нормативное правовое регулирование цен (тарифов) в сфере водоснабжения, водоотведения отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2014 г. № 300 «Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области» установление тарифов на водоснабжение и водоотведение отнесено к полномочиям Министерства.

В соответствии с п. 18 Положения о Министерстве для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия соответствующих решений, относящихся к его компетенции, создается Правление при Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее именуется - Правление) общей численностью не более 9 человек.

Министр является председателем Правления и утверждает персональный состав Правления, а также порядок его деятельности. Заседание Правления считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Правление рассматривает все вопросы, относящиеся к компетенции Министерства, и принимает коллегиальные решения большинством голосов членов Правления, присутствующих на заседании.

Как установлено пунктами 19, 20 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области решение Правления оформляется в виде постановления Министерства.

Постановления Министерства публикуются на официальном сайте Министерства в "Информационном бюллетене Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области" и (или) размещаются в официальных средствах массовой информации.

Оспариваемое постановление Министерства № 84/2 от 14 декабря 2018 года «О корректировке на 2019-2020 годы тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение, установленных на 2018-2020 годы для Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска, оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Копейского городского округа Челябинской области» принято на заседании Правления большинством голосов, как следует из выписки из протокола № 84 от 14.12.2018 г., опубликовано в газете «Южноуральская панорама» от 15.04.2019 г. № 34, спецвыпуск № 8.

Таким образом, оспариваемое постановление принято уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области в пределах своей компетенции с соблюдением соответствующей процедуры принятия и опубликования.

Оспариваемым постановлением Министерства № 84/2 от 14 декабря 2018 года была произведена корректировка на 2019-2020 годы необходимой валовой выручки и тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение, установленных на 2018-2020 годы для МУП «ПОВВ», путем внесения изменений в постановление Министерства от 07 декабря 2017 года № 63/92 «Об утверждении производственных программ и установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение для Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска, оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Копейского городского округа Челябинской области, на 2018 - 2020 годы», а именно, Приложение 1 изложено в новой редакции.

Ходатайство Министерства (т.1 л.д.184) о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу решений Арбитражного суда г. Москвы по делам № А40-262160/18-139-2648 и № А40-262166/18-119-2474, поддержанное в судебном заседании представителем МУП «ПОВВ», удовлетворению не подлежит.

Так, данное ходатайство основано на том обстоятельстве, что МУП «ПОВВ» обратилось в Федеральную антимонопольную службу Российской Федерации (далее – ФАС РФ) с заявлениями о признании экономически обоснованными сумм расходов по статьям затрат, не учтенных органом регулирования, при формировании НВВ на водоотведение и водоснабжение заявителя на 2018-2020 годы; пересмотре тарифов, утвержденных вышеуказанным постановлением Министерства от 07 декабря 2017 года № 63/92 для МУП «ПОВВ». Решениями ФАС РФ от 03 августа 2018 года в удовлетворении этих заявлений было отказано (т.1 л.д.184-213).

Решения государственного органа ФАС РФ от 03 августа 2018 года, являющиеся предметом проверки Арбитражного суда г.Москвы по вышеуказанным делам, не являются нормативными правовыми актами, а порядок их судебного оспаривания, регламентируемый главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), отличен от порядка оспаривания нормативных правовых актов, к каковым относится постановление Министерства от 07.12.2017 г. № 63/92, регламентируемого главой 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).

В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, принимая решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд указывает на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Постановление Министерства от 07 декабря 2017 года № 63/92, путем внесения изменений в которое оспариваемым постановлением Министерства № 84/2 от 14 декабря 2018 года была произведена корректировка на 2019-2020 годы, в установленном главой 21 КАС РФ порядке оспорено не было, несоответствующим требованиям законодательства, имеющего большую юридическую силу, не признавалось.

Соответственно, рассмотрение Арбитражным судом г. Москвы дел по заявлениям МУП «ПОВВ» об оспаривании решений ФАС РФ от 03 августа 2018 года не исключает возможности рассмотрения настоящего административного дела об оспаривании постановления Министерства № 84/2 от 14 декабря 2018 года, в связи с чем предусмотренные пунктом 4 части 12 статьи 190 КАС основания для приостановления производства по данному административному делу отсутствуют.

В случае, если вступившими в законную силу решениями арбитражного суда будут признаны незаконными решения ФАС РФ и на данный орган будет возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП «ПОВВ», равно как и в случае наличия в этом судебном решении имеющих преюдициальную силу выводов об экономической необоснованности параметров, использованных в постановлении 07 декабря 2017 года № 63/92, впоследствии скорректированных оспариваемым постановлением Министерства № 84/2 от 14 декабря 2018 года, МУП «ПОВВ» вправе будет обратиться с заявлением о пересмотре решения по настоящему административному делу по новым обстоятельствам в порядке главы 37 КАС РФ.

Согласно части 6 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться, в том числе по системам водоснабжения и (или) водоотведения, с учетом объемов потребления, соответствия качества питьевой воды, горячей воды установленным требованиям, категорий сточных вод, жидких бытовых отходов, принимаемых в систему водоотведения, и иных критериев, установленных основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При установлении тарифов на очередной период регулирования учитываются экономически обоснованные расходы, понесенные организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в истекшем периоде регулирования, не учтенные при установлении тарифов, а также результаты исполнения инвестиционной и производственной программ в истекшем периоде регулирования.

Расчет корректируемых тарифов для МУП «ПОВВ» производился согласно календарной разбивке и методу индексации: с 01 января по 30 июня 2019 года и с 01 июля по 31 декабря 2019 года.

При этом с 01 января по 30 июня 2019 года тарифы применены на уровне предыдущего периода регулирования.

С 01 июля по 31 декабря 2019 года, с 01 января по 30 июня 2020 года и с 01 июля по 31 декабря 2020 года расходы и НВВ скорректированы с учетом оснований, предусмотренных пунктом 80 Основ ценообразования, и прогнозных показателей, определенных в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно части 3.1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении в отношении организации, осуществляющей деятельность с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по концессионному соглашению или договору аренды таких систем и (или) объектов, орган регулирования тарифов принимает решение о выборе метода регулирования, соответствующего методу, установленному конкурсной документацией и согласованному этим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и настоящим Федеральным законом.

Частью 1 статьи 32 Закона о водоснабжении предусмотрено, что расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется исходя из объема поставленных товаров, оказанных услуг и величины необходимой валовой выручки, рассчитанной одним из следующих методов, включая метод индексации, при котором расчет осуществляется с учетом изменения цен на используемые при осуществлении регулируемых видов деятельности товары, работы, услуги (пункт 2 части 1 статьи 32).

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406 (далее – Основы ценообразования), устанавливающим случаи применения метода экономически обоснованных расходов (затрат), частью 10.1 статьи 32 Закона о водоснабжении и водоотведении, постановлением Министерства от 04.05.2017 г. № 20/4 «Об открытии дел об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду, подвоз воды, водоотведение и выборе методов регулирования тарифов для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения и водоотведения на территории Челябинской области на 2018 - 2020 годы» в качестве метода регулирования тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения Министерством выбран метод индексации.

В силу вышеприведенных норм корректировка тарифов на 2019 год должна осуществляется только с учетом соблюдения долгосрочных параметров.

Таким образом, в оспариваемом постановлении Министерства от 14 декабря 2018 года № 84/2 использованы долгосрочные параметры и величины, установленные постановлением Министерства от 07 декабря 2017 года № 63/92, которые были скорректированы на 2019-2020 годы.

Указанные долгосрочные параметры, установленные постановлением Министерства от 07 декабря 2017 года № 63/92, не могут быть проверены в рамках настоящего дела в связи с тем, что постановление от 07 декабря 2017 года № 63/92 является действующим, его проверка к предмету оспаривания по настоящему делу не относится.

Доводы представителя административного истца о его несогласии с этими долгосрочными параметрами, о необоснованности исключения Министерством при корректировке тарифов на 2019 год указываемых в исковом заявлении расходов, сами по себе не могут служить основанием для признания экономически необоснованными тарифов и НВВ, установленных для МУП «ПОВВ» оспариваемым постановлением № 84/2 от 14 декабря 2018 года.

Дело о корректировке на 2019-2020 годы тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение, установленных на 2018-2020 годы для МУП «ПОВВ», осуществляющего регулируемые виды деятельности в сфере холодного водоснабжения, водоотведения на территории Копейского городского округа, открыто постановлением Министерства от 03.05.2018 года № 23/4 на основании заявления МУП «ПОВВ» вх. № 4248/03 от 27.04.2018.

Министерством было подготовлено Экспертное заключение предложения МУП «ПОВВ» о корректировке на 2019-2020 годы тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение, установленных на 2018-2020 годы для МУП «ПОВВ» (т.2 л.д.34-75), которым экономическая обоснованность части заявленных расходов не подтверждена.

Экспертное заключение по своему содержанию отвечает требованиям пункта 26 Правил регулирования тарифов и содержит предусмотренные пунктом 29 этих Правил сведения об основных показателях расчета тарифов регулируемой организации на период регулирования, отраженные в приложениях к протоколу заседания от 14.12.2018 года № 84.

Допустимых доказательств нарушения принципа экономической обоснованности в ходе произведенной постановлением Министерства № 84/2 от 14 декабря 2018 года корректировки НВВ и тарифов на водоснабжение и водоотведение на 2019-2020 годы, установленных постановлением Министерства от 07 декабря 2017 года № 63/92, в материалах дела не имеется; несоответствия оспариваемого постановления иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, судом не установлено, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных МУП «ПОВВ» административных исковых требований, а, соответственно, в силу положений статьи 111 КАС РФ и в возмещении понесенных административным истцом судебных расходов

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении административного искового заявления Муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение водоснабжения и водоотведения г. Челябинска» об оспаривании постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области № 84/2 от 14 декабря 2018 года «О корректировке на 2019-2020 годы тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение, установленных на 2018-2020 годы для Муниципального унитарного предприятия "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" г. Челябинска, оказывающего услуги холодного водоснабжения и водоотведения потребителям Копейского городского округа Челябинской области», отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Челябинский областной суд.

Председательствующий: