ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-73/2018 от 05.03.2018 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Дело- 3а-73/2018

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 марта 2018 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Мекеровой С.Р.,

при секретарях судебного заседания Гапоновой В.А., Краснослободцевой Ю.С.

с участием:

административного истца Бабаяна В.Л.,

представителей административного истца Бабаяна В.Л. Маздогова М.И. и Дмитриенко Д.А.,

представителей административного ответчика Правительства Ставропольского края и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Ставропольского края Беседина В.В., Анферовой Д.В.,

представителя заинтересованного лица представителя комитета по муниципальной собственности города-курорта Ессентуки Булаш В.А.,

прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Колячкиной И.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бабаяна В.Л. к Правительству Ставропольского края о признании нормативного правового акта недействующим в части,

установил:

Бабаян В.Л. обратился с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня его принятия, как не соответствующему абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009г. N 582 «Об основных принципа определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», графы 5 столбца 53 части VI таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, представленных в аренду без торгов, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и представленных в аренду без торгов», применяемых для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории города-курорта Ессентуки, предназначенных для размещения объектов торговли.

Согласно абзацу 2 Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009г. N 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя, в том числе, из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и представленных в аренду без торгов» утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и представленных в аренду без торгов. Согласно данному Порядку ставка арендной платы за пользование указанными земельными участками, предназначенными для размещения объектов торговли, установлена по городу-курорту Ессентуки в размере 14 % от кадастровой стоимости. Размер указанной ставки является завышенным, установлен произвольно, без какого- либо экономического обоснования.

В соответствии с договором аренды N 347-з от 30 августа 2016 года он является арендатором земельного участка из земель населенного пункта с кадастровым номером: 26:30:130201:79, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, п.Белый Уголь, район ж/д, предназначенного и используемого им под автосервис.

Постановление затрагивает его права, свободы и законные интересы, поскольку устанавливает ставку арендной платы, применяемую при расчете размера арендной платы за арендуемый им земельный участок, незаконно возлагая на него обязанность по уплате повышенной арендной платы вследствие применения ставки арендной платы, установленной без анализа оценочных характеристик и учета экономических факторов, определяющих доходность земельного участка. Произвольное установление органами государственной власти коэффициентов дифференциации, применяемых при расчете арендной платы за землю, без соответствующего экономического обоснования противоречит федеральному законодательству.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица администрации г.Ессентуки, неоднократно извещенный о слушании дела надлежащим образом. В представленных возражениях на административный иск, представитель администрации города Ессентуки Дусев В.С., просил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о рассмотрении дела без участия представителя заинтересованного лица администрации г.Ессентуки, извещенного о слушании дела надлежащим образом.

Административный истец Бабаян В.Л. и его представители Маздогов М.И., Дмитриенко Д.А. в судебном заседании административные исковые требования поддержали, просили признать постановление Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и представленных в аренду без торгов» недействующим в части, со дня его принятия по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители административного ответчика Правительства Ставропольского края и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Ставропольского края Беседин В.В., Анферова Д.В. с административным иском Бабаяна В.Л. не согласились по следующим основаниям.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п утвержден Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.

Оспариваемое постановление принято Правительством Ставропольского края с соблюдением требований установленных пунктами 1, 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации», а также статьей 22 Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 г. N 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».

Постановление Правительства края не противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582, поскольку кадастровая оценка земель основана на принципах классификации земель по целевому назначению и виду разрешенного использования, определение арендной платы на основании кадастровой стоимости, является основным принципом ее определения в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.

В оспариваемом постановлении Правительства Ставропольского края 29 марта 2016 г. N112-п размер арендной платы за использование земельного участка, если не установлено иное настоящим Порядком определяется по формуле: РАП = (КСхС), где РАП - размер арендной платы за использование земельного участка; КС - кадастровая стоимость земельного участка, С-ставка арендной платы за использование земельного участка, установленная в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с приложением к настоящему Порядку.

При таких обстоятельствах, доводы административного истца о несоблюдении принципа экономической обоснованности Правительством Ставропольского края при утверждении ставок арендной платы за использование земельных участков несостоятельны, а установление размера арендной платы в зависимости от кадастровой стоимости земельных участков соответствует принципу экономической обоснованности определения размера арендной платы.

Установленная ставка арендной платы в размере 14 % по городу Ессентуки для земельных участков 5 ВРИ - под торговлю, установленная Порядком определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года N 112-п, произвольной не является, при ее установлении учтены в полной мере предусмотренные федеральным законодательством объективные критерии принципа экономической обоснованности, а именно виды функционального использования земель и виды разрешенного использования земельных участков в процентах от кадастровой стоимости земельного участка.

Методика расчета базовых ставок за пользование земельными участками, находящимися в государственной собственности Ставропольского края и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, представленными в аренду без торгов, разработана Ставропольским государственным центром исследования проблем собственности.

При определении ставок арендной платы по видам разрешенного использования учитывались пожелания администраций муниципальных районов и городских округов края.

Комитет по муниципальной собственности города-курорта Ессентуки Ставропольского края в письме N 65 з от 15 января 2016 года выразил мнение об установлении ставки арендной платы за пользование земельными участками, предназначенными для размещения объектов торговли, в размере 18 %. После обсуждения, арендную ставку по этому виду разрешенного использования согласовали в размере 14 %. Поэтому арендная плата, рассчитанная для административного истца за пользование арендуемым земельным участком в соответствии с обжалуемым им постановлением Правительства Ставропольского края, прав его не нарушает.

Постановление принято Правительством Ставропольского края в пределах компетенции субъекта Российской Федерации по предмету совместного ведения с Российской Федерацией и в рамках полномочий исполнительного органа края, установленных положениями статьи 40 Устава (Основного закона) Ставропольского края, статьи 7 Закона Ставропольского края от 31 июля 1996 года N 15-кз «О системе органов государственной власти Ставропольского края».

Требования нормативно-правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого постановления, не нарушены.

В рамках Соглашения заключенного между Правительством Ставропольского края и прокуратурой Ставропольского края о взаимодействии в сфере обеспечения единого правового пространства от 15 января 2014 года, проект постановления Правительства Ставропольского края «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов» направлялся для рассмотрения в прокуратуру Ставропольского края, замечаний и предложений к проекту постановления прокуратура края не высказала.

Более того, постановлением Правительства Ставропольского края от 11 декабря 2017 года N 496-п «О внесении изменения в порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-П» внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п.

Порядок дополнен пунктом 91 в соответствии с которым, в случае, если в отношении земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, установлено ограничение права на приобретение в собственность данного земельного участка для собственника здания, сооружения и размер арендной платы, определяемый в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога.

Поскольку земельный участок, арендованный истцом, расположен в городе-курорте Ессентуки и подпадает под охранную зону, и поэтому ограничен в обороте, следовательно, пункт 91 Порядка применим к арендным отношениям истца на земельный участок.

При таких обстоятельствах, права административного истца не нарушаются, поскольку размер земельного налога по городу Ессентуки ниже ставки арендной платы, установленной оспариваемым им постановлением Правительства Ставропольского края.

Представитель заинтересованного лица администрации города Ессентуки Дусев В.С., принимавший участие в предварительном судебном заседании с административным иском Бабаяна В.А. не согласился, полагая об отсутствии оснований для его удовлетворения.

Представитель заинтересованного лица комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Булаш В.А. с иском Бабаяна В.Л. также не согласилась, пояснив следующее.

Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, данные о правообладателе земельного участка с кадастровым номером 26:30:130201:79, общей площадью 2 469,0 кв.м, расположенного по адресу: Ставропольский край, г.Ессентуки, п.Белый Уголь, район ж/д, в государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Данный факт свидетельствует о том, что право муниципальной собственности на указанный земельный участок за муниципальным образованием городским округом город-курорт Ессентуки в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» не регистрировалось. В связи с чем, указанный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с положениями части 1 статьи 22 Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 года N 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, частью 2 настоящей статьи, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ставропольского края, а также за земельные участки, собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Ставропольского края.

Размер арендной платы по договору аренды N 347-з от 30 августа 2016 года заключенным с Бабаяном В.Л. в отношении земельного участка с кадастровым номером: 26:30:130201:79 с 01 апреля 2016 года установлен на основании постановления Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года N 112-п.

В соответствии с Порядком, утвержденным данным постановлением Правительства Ставропольского края, для пятого вида разрешенного использования земельных участков, расположенных в городе Ессентуки и предназначенных для размещения объектов торговли, установлена ставка арендной платы в размере 14 % от их кадастровой стоимости.

Заслушав объяснения административного истца Бабаяна В.Л. и его представителей Маздогова М.И. и Дмитриенко Д.А., представителей административного ответчика Правительства Ставропольского края и заинтересованного лица Министерства имущественных отношений Ставропольского края Беседина В.В., Анферовой Д.В., представителя заинтересованного лица комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Булаш В.А., допросив свидетелей по делу, пояснения привлеченного к участию в деле, специалиста, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Колячкиной И.А. о частичном удовлетворении заявленного иска, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска Бабаяна В.Л. в части по следующим основаниям.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

В соответствии со статьей 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2009 г. N 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации».

Указанным нормативным актом размер арендной платы определяется, в том числе, исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Определении от 11 мая 2004 г. N 209-О, при отсутствии единых правил орган местного самоуправления обязан осуществлять дифференциацию ставок земельного налога, который имеет сходную с арендной платой правовую природу в силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе на уровень доходности земельного участка по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. С учетом схожести правового регулирования, данная позиция применяется и к вопросам установления базовых ставок арендной платы за землю, находящуюся в муниципальной, государственной собственности или в отношении которой государственная собственность не разграничена.

Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков, и документов, непосредственно подтверждающих проведение расчета величины базовой ставки.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены очередные результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015 года.

В связи с принятием данного приказа, ранее действующий приказ Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25 декабря 2012 г. N 203 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае», которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов по состоянию на 01 января 2012 года, утратил силу.

В силу части 1 статьи 22 Закона Ставропольского края от 09 апреля 2015 г. N 36-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами, частью 2 настоящей статьи, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Ставропольского края, а также за земельные участки, собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, устанавливается Правительством Ставропольского края.

В целях реализации вышеназванных полномочий по вопросам регулирования земельных отношений Правительством Ставропольского края 29 марта 2016 года принято постановление N 112-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», которым утвержден новый Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов.

Прежнее постановление Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. N 64-п «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена», утратило силу с принятием данного постановления.

В графе 5 столбца 53 части VI таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, представленных в аренду без торгов, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п утверждена ставка арендной платы за использование земельных участков 5 вида разрешенного использования, предназначенных для размещения объектов торговли, расположенных на территории города-курорта Ессентуки, в размере 14 % от кадастровой стоимости.

Установленная ставка арендной платы в размере 14% от кадастровой стоимости, являясь одним из показателей расчета арендной платы, подразумевает необходимость экономического обоснования его размера и, соответственно, должна отвечать принципу экономической обоснованности.

Вместе с тем, установленная ставка арендной платы этому принципу не отвечает.

В обоснование законности определения оспариваемой арендной ставки ответчиком представлена Методика расчета базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, представляемых в аренду, без торгов, разработанная Ставропольским Государственным центром исследования проблем собственности в рамках Соглашения, заключенного с Министерством имущественных отношений Ставропольского края, с целью совершенствования механизмов и способов распоряжения и управления объектами государственной собственности Ставропольского края от 09 июня 2014 года.

Разработчиками Методики предложена следующая формула, позволяющая на их взгляд, рассчитать арендную плату на основе системного подхода: РАП = (КС х С); С = Кк ? Ккп ? Ку ? Кхр.

Коэффициентами, учитываемыми при определении базовой арендной ставки являются: коэффициент капитализации земли (Кк), коэффициент коммерческой привлекательности земельного участка (Ккп), коэффициент удорожания с поправкой на уровень инфляции (Ку), коэффициент хронотопической адаптации к изменению условий аренды (Кхр).

При определении коэффициента капитализации земли учитывались показатели анкетирования, которые в свою очередь учитывали в основном статистические показатели и не учитывали реальные доходы населения, платежеспособность населения и бизнес-активного сообщества, а также иные показатели, объективно отражающие возможности арендаторов земельных участков.

Коэффициент коммерческой привлекательности определялся на основе результатов кадастровой оценки и при определении данного коэффициента использовались данные удельного показателя кадастровой стоимости по различным ВРИ, но не учитывались реальные рыночные показатели стоимости земельных участков, объективно отражающие уровень коммерческой привлекательности земельных участков.

Принцип построения коэффициента хронотопической адаптации основан на математических моделях, которые в свою очередь основываются на значениях, заведомо предполагающих прямой учет пожеланий арендодателей и не учитывает интересы арендатора.

Базовая ставка арендной платы по 5 ВРИ в городе-курорте Ессентуки предложенная разработчиками Методики до применения коэффициента хронотопической адаптации, составила 3,76 %.

Коэффициент хронотопической адаптации (Кхр), по мнению авторов Методики, введен в формулу с целью устранения выпадающих доходов бюджета при изменении размера кадастровой стоимости.

Учитывая мнение администрации города Ессентуки, предложившей первоначально ставку арендной платы по этому виду разрешенного использования 18 %, а затем 14 %, применив коэффициент хронотопической адаптации к ранее предложенной ставке 3,76 %, разработчики Методики определили арендную ставка в городе-курорте Ессентуки 14 %, исходя, исключительно из интересов администрации города.

Принцип построения коэффициента хронотопической адаптации, предложенный авторами основан на математической модели прямолинейно учитывающей пожелания арендодателя, без учета какого-либо анализа о доходности этого вида разрешенного использования в городе, и не учитывающей интересы арендаторов земельных участков.

Математическая модель (Бтст,5 = QUOTE ) позволила определить возможный интервал арендных ставок исходя из величин, не отвечающих принципу экономической обоснованности, а именно:

3,76 - заданная авторами Методики минимальное значение диапазона арендной ставки для 5 вида разрешенного использования для земельных участков, расположенных в г.Ессентуки, полученное в результате расчета всех коэффициентов, указанных в Методике, до применения коэффициента хронотопической адаптации;

90 - максимальное значение арендной ставки для 5 вида разрешенного;

3 - постоянная величина, указывающая количество периодов;

t - переменная величина, используемая для каждого периода в отдельности для получения интервала (для первого и последнего периода).

Используя вышеприведенную математическую модель расчета, авторы Методики получили диапазон арендной ставки для 5 ВРИ по городу Ессентуки от 3,76 % до 90 %, учитывая арендную ставку предложенную администрацией города Ессентуки 14 %, которая уложилась в пределах данного интервала, она и была принята авторами Методики в качестве базовой ставки указанного вида разрешенного использования.

Основываясь на принципе построения коэффициента хронотопической адаптации, предложенным разработчиками Методики, величина базовой арендной ставки для 5 вида разрешенного использования определена ими по формуле, следующим образом: С= (90 % х 14% ) / 90% =14%, где 90 % максимальное значение арендной ставки для 5 вида разрешенного, 14 % ставка предложенная комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки (после согласования с 18 % до 14% ), этот же размер ставки определен в результате ее расчета по предложенной формуле.

Из чего следует, что произведенные ранее расчетные мероприятия по определению коэффициента капитализации земли, коэффициента коммерческой привлекательности земельного участка, коэффициента удорожания с поправкой на уровень инфляции не повлияли на итоговый результат базовой арендной ставки для рассматриваемого вида разрешенного использования земельных участков по г. Ессентуки.

Таким образом, используемая техника построения коэффициента хронотопической адаптации не имеет никаких взаимосвязей с реальным экономическим положением в городе-курорте Ессентуки, не учитывает его уровень деловой активности и инвестиционной привлекательности, реальные показатели платежеспособности населения города, а также интересы арендаторов земельных участков.

Доводы авторов Методики о том, что введение коэффициента хронотопической адаптации несет социально-экономическую направленность, так как позволяет обоснованно сглаживать резкие изменения кадастровой стоимости, базовой ставки арендной платы, и обеспечивает плавный переход к новым условиям реализации арендных платежей, суд оценивает критически, поскольку это опровергается самой формулой его расчета и в итоге все сводится к линейному (прямому) учету тех величин, которые предлагает арендодатель. Интересы арендаторов при построении данного коэффициента не учитываются.

Министерство финансов Ставропольского края, выражая мнение относительно проекта постановления Правительства Ставропольского края, обращало внимание авторов программы о необходимости исключения выпадающих доходов бюджета при разработке проекта, указывая, что в ходе формирования прогноза консолидированного бюджета Ставропольского края на 2016 год, межбюджетные расчеты с муниципальными образованиями Ставропольского края были осуществлены с учетом применения базовых размеров арендных ставок, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года N 64-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

В целях исключения выпадающих доходов местных бюджетов, муниципальные образования Ставропольского края по запросу Министерства имущественных отношений проводили сравнительный анализ о суммах арендных платежей по видам разрешенного использования земель, площади земельных участков, базовым ставкам арендной платы, среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 2012 года и по аналогичным показателям с использованием среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков 2015 года, а также ставок арендной платы предлагаемых как муниципальными образованиями, так и базовым ставкам, предлагаемыми разработчиками Методики.

Базовые ставки арендной платы разрабатывались с учетом недопущения сумм недополученных доходов и получения арендодателями некоторой прибыли по сравнению с предыдущим периодом государственной кадастровой оценки земель в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2012 года.

Допрошенный в судебном заседании свидетель Рязанцев И.И., один из разработчиков Методики, не отрицал в судебном заседании, что при разработке ставок арендной платы ими учитывались мнение Министерства финансов Ставропольского края, муниципальных образований Ставропольского края, и они ориентировались на недопущение их выпадающих доходов бюджета. Коэффициент хронотопической адаптации введен в расчет базовых ставок арендных платежей с целью исключения выпадающих потерь бюджета. Размер базовой ставки для 5 ВРИ рассчитанный ими для земельных участков, расположенных в городе Ессентуки, составлял 3,76%, с которой комитет по управлению муниципальным имуществом города Ессентуки не согласился, предложив после уточнения, свою ставку 14 %, поскольку предложенный размер арендной ставки вошел в заданный ими интервал по базовой ставке по данному виду разрешенного использования по г. Ессентуки от 3,76 % до его максимального значения 90 %, применив коэффициент хронотопической адаптации, они определили ставку арендной платы по указанному виду разрешенного использования 14% (С= 90 % х 14% /90% =14%), предложенную комитетом.

Представитель заинтересованного лица комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Булаш В.А., показала, что всеми вопросами, связанными с подготовкой Правительством края проекта постановления «Об утверждении Порядка определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Ставропольского края, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов», в г. Ессентуки, по поручению администрации города, занимался комитет по муниципальной собственности города.

По запросам Министерства имущественных отношений они представляли сравнительную информацию о размерах арендных сумм, поступивших в бюджет с учетом государственной кадастровой оценки земель 2012 года по видам разрешенного использования, а также о размерах арендных сумм, исчисленных по результатам государственной кадастровой оценки 2015 года, по предлагаемым им министерством ставкам арендной платы и по предлагаемым ими ставками арендной платы.

Предложенные ими ставки арендной платы по видам разрешенного использования земельных участков они рассчитали исключительно с учетом роста (снижения) государственной кадастровой стоимости земельных участков в крае в 2015 году, не допущения дефицита местного бюджета, обеспечения максимального поступления в бюджет арендных платежей, получения некоторой прибыли от сдачи земельных участков в аренду.

Никаких экономических исследований они при этом не проводили, принцип экономической обоснованности ими при определении арендных ставок не учитывался.

В целях избежание социальной напряженности населения в городе, они старались не повышать ставки арендной платы в отношении земельных участков социальной направленности, предназначенных под строительство домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки (ВРИ № 2, ставка в 2008г.- 0,21%; 2016 г.- 0.30%), для размещения гаражей и автостоянок (ВРИ №3 2008 г.- 2,50% ; 2016 г.- 0,30%), для дачного строительства, садоводства и огородничества (ВРИ №4 2008 г.-0.20%; 2016 г.- 0,30%).

Максимальное поступление в бюджет арендных платежей обеспечивалось за счет повышения ставок за использование земельных участков коммерческого назначения. Арендная ставка за пользование земельным участком по 5 виду разрешенного использования определена Правительством с учетом их мнения в размере 14 %.

Объяснения представителя комитета по муниципальной собственности города Ессентуки подтверждаются представленными комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки по запросу Министерства имущественных отношений, занимавшегося подготовкой проекта постановления Правительства края, сравнительным анализом арендной платы за земельные участки, расположенные на территории муниципального образования городского округа, с учетом изменений кадастровой стоимости земельных участков в 2015 году, по видам разрешенного использования от 15 января 2016 года N 65з и от 16 февраля 2016 года N 475з, предложениями по установлению размеров базовых ставок арендной платы по городу Ессентуки с указанием динамики местного бюджета.

Согласно этим сведениям, общая сумма арендной платы, исчисленная из удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае 2012 год и базовым ставкам по видам разрешенного использования, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 года N 64-п, утратившим силу в связи с принятием обжалуемого постановления Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года N 112-п, по городу Ессентуки составила 116 893 525,12 рублей, общая сумма арендной платы по кадастровой стоимости по результатам государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае 2015 года, исходя из размера базовых ставок арендной платы, предложенных разработчиками Методики составила 496 458 166,65 рублей, общая сумма арендной платы по удельному показателю кадастровой стоимости за 2015 год и предложенным комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки ставкам арендной платы по видам разрешенного использования составила 160 310 640,80 рублей, по сравнению с показателем 2012 года она возросла на 37%.

Среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков по 5 ВРИ по г. Ессентуки на 01 января 2012 года составило 1621,56 рублей, этот же показатель по состоянию на 01 января 2015 года составил 2 977,78 рублей. Прирост удельного показателя кадастровой стоимости по 5 ВРИ в результате кадастровой переоценки в 2015 году составил 83,63 %, что требовало от арендодателя нивелировать такой существенный прирост изменением величины арендной ставки.

Сумма арендной платы по удельному показателю кадастровой стоимости определенной в 2012 году по этому виду разрешенного использования, исходя из ставки арендной платы 18 %, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 16 апреля 2008 г. № 64-п, по городу Ессентуки составила 39 729 325, 90 рублей. Этот же показатель, рассчитанный из удельного показателя кадастровой стоимости определенной в 2015 году по данному виду разрешенного использования, из ставки арендной платы 14 %, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п по городу составил 56 744 831,77 рублей, что составляет 70 % от показателя 2012 года.

Приведенные сведения подтверждают объяснения представителя заинтересованного лица комитета по муниципальной собственности города-курорта Ессентуки Булаш В.А. о том, что при установлении арендных ставок, комитет исходил только из интересов городского округа, интересы арендаторов земельных участков коммерческого назначения, им не учитывались.

Установленный постановлением правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п размер арендной ставки по 5 ВРИ по г.Ессентуки в 2,8 раза выше аналогичной ставки установленной по г.Пятигорску (5%), являющегося центром Северо-Кавказского федерального округа, в 4,24 раза выше, чем в краевом центре, г.Ставрополе (3,30%) и является наивысшей для населенных пунктов группы Кавказских Минеральных Вод: г.Кисловодск 5,30% ; г.Железноводск 5%; г.Лермонтов 3,50%, сопоставимых г.Ессентуки по уровню деловой активности, коммерческой привлекательности и уровню жизни населения, по уровню стоимости и доходности объектов недвижимости.

Предоставить мотивированные объяснения относительно существенной разницы в ставках арендной платы коммерческого назначения по одному и тому же виду разрешенного использования в приведенных городах Кавказских Минеральных Вод, ни разработчик Методики Рязанцев И.И., ни представитель комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Булаш В.А, не смогли.

В отношении земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки решением Совета города, представительного органа городского округа, от 23 декабря 2011 года N 130 (в редакции от 24 февраля 2016 года № 6) «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, а также порядка условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования городского округа город-курорт Ессентуки», установлена ставка арендной платы по 5 виду разрешенного использования 18 % для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли и 16 % для земельных участков, предназначенных для размещения предприятий автосервиса.

Дать объяснение разницы в ставках арендной платы за пользование земельными участками коммерческого вида разрешенного использования, находящихся в собственности городского округа, земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в г.Ессентуки, установленных обжалуемым постановлением Правительства края, представитель комитета по муниципальной собственности города Ессентуки Булаш В.А. также затруднилась.

На основании представленных доказательств и установленных судом обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что представленная Методика не отражает экономическую обоснованность определения ставки арендной платы земельных участков 5 вида разрешенного использования, расположенных на территории г.Ессентуки в размере 14 %, многократно отличающейся от арендных ставок в других регионах края, в том числе и в регионе Кавказских Минеральных Вод.

При расчете оспариваемой арендной ставки не учитывались данные об оценке доходности земельных участков коммерческого использования (под торговую деятельность), расположенных в г. Ессентуки, о прибыли, полученной арендаторами от осуществления коммерческой деятельности на таких участках, о доле арендных платежей совместно с затратами арендаторов, связанных с использованием этих земельных участков, о влиянии размера арендной платы на рентабельность деятельности по эксплуатации земельных участков и фактическую возможность арендаторов уплачивать арендную плату с учетом установленной ставки.

Приведенные обстоятельства свидетельствуют о несоблюдении принципа экономической обоснованности при установлении ставки арендной платы за пользование земельными участками 5 ВРИ в размере 14 %, расположенных в г.Ессентуки, утвержденной постановлением Правительства края от 29 марта 2016 г. N 112-п.

Установление повышенного размера ставки арендной платы продиктовано исключительно интересами городского округа в целях избежания выпадающих доходов бюджета, получении максимальной прибыли от арендных платежей.

Судом отклоняется довод представителей административного ответчика о том, что оценка экономической обоснованности факторов, влияющих на доходность земельного участка, произведена в рамках государственной кадастровой оценки земельного участка, на основе результатов которой, рассчитана ставка арендной платы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 установлен принцип экономической обоснованности, согласно которому при определении арендной платы должно быть установлено соответствие ее размера доходности земельного участка. Определение экономических характеристик земельного участка в рамках государственной кадастровой оценки не исключает необходимости расчета указанного выше соответствия.

Доводы представителя административного истца о том, что Методика расчета базовых ставок за пользование земельными участками, разработана Ставропольским Государственным центром исследования проблем собственности и представлена в Правительство Ставропольского края уже после принятия Постановления 29 марта 2016 г. N 112-п со ссылкой на письмо директора Ставропольского Государственного центра исследования проблем собственности от 07 апреля 2016 года N 19-12/13 на имя министра имущественных отношений Ставропольского края о направлении в 5 томах отчета о результатах проведенного исследования по теме: «Разработка методики расчета базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленных в аренду без торгов», судом отвергаются.

Эти доводы представителя административного истца подтверждения в судебном заседании не нашли, они опровергаются исследованными по делу доказательствами: материалами визового экземпляра постановления Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п и приложенными к нему документами, а также материалами консультаций и публичных обсуждений данного проекта, проводимых в течение 2016 года, до принятия обжалуемого постановления, исследованных в судебном заседании.

Разработка Методики расчета базовых ставок арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и представленных в аренду без торгов выполнена в рамках Соглашения, заключенного Министерством имущественных отношений Ставропольского края со Ставропольским Государственным центром исследования проблем собственности от 09 июня 2014 года.

Письмо директора Ставропольского Государственного центра исследования проблем собственности от 07 апреля 2016 года N 19-12/13 на имя министра имущественных отношений Ставропольского края связано с возвращением центром материалов проведенного исследования после принятия Правительством 29 марта 2016 г. постановления N112-п, подготовленного центром для сдачи этих документов в архив, в соответствии с установленными требованиями и правилами.

Исходя из положений статей 208, 213 и 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предметом судебного разбирательства может быть нормативный правовой акт, который на время его оспаривания является действующим и влекущим нарушение прав и свобод, законных интересов лиц, в отношении которых он применен, а также

а также лиц, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом.

Нормативный правовой акт, действие которого прекращено, сам по себе основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей уже не является и каких-либо нарушений охраняемых законом прав, свобод, и интересов граждан не влечет, такой акт не может быть предметом судебной проверки.

В соответствии с договором аренды земельного участка N 347-з от 30 августа 2016 года, заключенным между комитетом по муниципальной собственности города Ессентуки и Бабаяном В.Л., земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:30:130201:79, общей площадью 2 469,0 кв. м, для использования под автосервис, расположенный по адресу: Ставропольский край, город Ессентуки, поселок Белый уголь, район ж/д переезда, передан в аренду Бабаяну Л.В. сроком на 49 лет с 04 июля 2016 года по 03 июля 2065 год.

В приложении к договору аренды земельного участка расчету арендной платы на 2016 год, арендная плата исчислена на основании постановления Правительства Ставропольского края N 112-п от 29 марта 2016 года, из арендной ставки 14 %, установленной для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли.

Из чего следует, что административный истец, являясь арендатором земельного участка, арендная плата за пользование которым исчисляется из ставки, утвержденной вышеназванным постановлением Правительства Ставропольского края, вправе обжаловать данное постановление, затрагивающие его права арендатора земельного участка, арендная плата за пользование которым установлена в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края №112-п от 29 марта 2016 года.

В ходе рассмотрения административного дела, постановлением Правительства Ставропольского края от 11 декабря 2017 г. N 496-п «О внесении изменений в порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-П» внесены изменения в Порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленных в аренду без торгов, утвержденный постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п, он дополнен пунктом 91, согласно которому, в случае, если в отношении земельного участка, занимаемого зданием, сооружением, установлено ограничение права на приобретение в собственность данного земельного участка для собственника здания, сооружения и размер арендной платы, определяемый в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, превышает размер земельного налога, установленного в отношении предназначенных для использования в сходных целях и занимаемых зданиями, сооружениями земельных участков, для которых указанные ограничения права на приобретение в собственность отсутствуют, размер арендной платы за указанный земельный участок определяется в размере земельного налога.

Данные изменения вступили в силу на следующий день после дня его официального опубликования 12 декабря 2017 года на официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края www.pravo.stavregion.ru.

Согласно постановлению Главы администрации Ставропольского края от 11 января 1995 г. N 7 «О передаче Белоугольного сельсовета в административное подчинение администрации города Ессентуки» Белоугольный сельсовет передан в административное подчинение администрации г.Ессентуки и включен в черту города как микрорайон «Белый Уголь».

Земельный участок, находящийся в аренде у административного истца, расположенный в городе-курорте Ессентуки, ограничен в обороте, право на приобретение его в собственность у административного истца в силу действующего законодательства отсутствует.

Данный земельный участок подпадает под действие пункта 91 постановления Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п (в редакции от 11.12.2017 N 496-–п), размер земельного налога для него в соответствии с пунктом «в» пункта 2 Решения Совета города представительного органа городского округа город-курорт Ессентуки от 10 ноября 2010 г. N 14 составляет 1,5 процентов от кадастровой стоимости земельного участка. Размер ставки арендной платы за пользование земельным участком в размере 14 % превышает установленный размер земельного налога 1.5 % от его кадастровой стоимости.

Вместе с тем, действие положения установленного в графе 5 столбца 53 части VI таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, представленных в аренду без торгов, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-П, приведенным выше постановлением Правительства Ставропольского края не отменено. Принятые постановлением Правительства Ставропольского края от 11 декабря 2017 г. N 496-п изменения, обратной силы не имеют. Оспариваемый нормативный акт применен в отношении административного истца. Административным истцом в 2016 году оплачивалась арендная плата за пользование земельным участком, исходя из установленной арендной ставки 14 %, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-П. За административным истцом в настоящее время имеется задолженность по оплате арендной платы и пени за пользование земельным участком, рассчитанной из оспариваемой им арендной ставки, судебный спор о взыскании которой, находится на рассмотрении в Арбитражном суде Ставропольского края.

Таким образом, изменения внесенные постановлением Правительства Ставропольского края от 11 декабря 2017 г. N 496-п не создают для административного истца препятствий для обжалования действующего нормативного правового акта, затрагивающего его права и не исключают право проверки обоснованности установленной действующей ставки арендной платы с соблюдением принципа экономической обоснованности при ее установлении.

Процедура принятия оспариваемого нормативного акта и полномочия органа его принявшего, судом проверены, нарушений действующего законодательства не установлено.

Постановление Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 г. N 112-п принято в пределах его компетенции, в соответствии с требованиями законов Ставропольского края «Устав (Основной Закон) Ставропольского края» от 12 октября 1994 г. N 6-кз, «О системе органов государственной власти Ставропольского края» от 31 июля 1996 г. N 15-кз, «О Правительстве Ставропольского края» от 06 ноября 1997 г. N 32-кз.

Постановление подписано Губернатором Ставропольского края в соответствии с Законом Ставропольского края от 06 января 1999 г. «О Губернаторе Ставропольского края», постановлением Правительства Ставропольского края от 20 ноября 2013 г. N 419-п «О регламенте Правительства Ставропольского края».

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Учитывая, что оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся, и на его основании реализовывались права граждан и организаций, суд пришел к выводу о признании постановления Правительства Ставропольского края не действующим в части, со дня вступления данного решения суда в законную силу. Оснований для удовлетворения требования административного истца о признании нормативного акта недействующим с момента его принятия, суд не находит.

В соответствии с частью 1 Закона Ставропольского края от 18 июня 2012 № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» официальное опубликованием правового акта Ставропольского края считается опубликование его полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет - портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет - портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Первоначально оспариваемый нормативный акт был опубликован в установленном порядке на сайте www.pravo.stavregion.ru 31 марта 2016 г., вступило в силу 01 апреля 2016 г., позднее в газете «Ставропольская правда».

Исходя из изложенного, суд пришел к выводу о возложении на Правительство Ставропольского края обязанности опубликовать сообщение о принятии настоящего судебного решения в газете «Ставропольская правда» и на официальном сайте www.pravo.stavregion.ru в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

В соответствии с частью 1 статьи 50 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к участию в деле для дачи пояснений, консультаций по вопросам, требующих соответствующих знаний привлечен специалист Богданов Л.Т.

Согласно части 7 статьи 50 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации специалисту, выполнившему работу, которая не входит в круг его служебных обязанностей в качестве работника государственного учреждения, производятся оплата выполненной работы и компенсация расходов, связанных с выполнением этой работы.

Стоимость работы выполненной специалистом ***составила 15 000 рублей, которые подлежат взысканию с административного ответчика в его пользу.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Бабаяна В.Л. удовлетворить в части.

Признать графу 5 столбца 53 части VI таблицы 2 приложения к Порядку определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, представленных в аренду без торгов, утвержденных постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года N 112-п «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и представленных в аренду без торгов» не действующей со дня вступления настоящего судебного решения в законную силу.

Возложить обязанность на Правительство Ставропольского края опубликовать сообщение о принятии настоящего судебного решения в газете «Ставропольская правда» и на официальном сайте www.pravo.stavregion.ru в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Взыскать с Правительства Ставропольского края в пользу *** за выполненную работу 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи апелляционной жалобы через Ставропольский краевой суд, в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного решения.

Судья Мекерова С.Р.