Дело № 3а-73/2021 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ульяновский областной суд в составе: судьи Пулькиной Н.А. при секретаре Дубровиной Л.О., с участием прокурора Холодилиной Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Государственный научный центр - Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о признании недействующим приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15 декабря 2020 года № 207-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531», У С Т А Н О В И Л: Текст Приказа опубликован в официальном печатном издании Ульяновской области – газета «Ульяновская правда» № 96 от 21 декабря 2017 года. Текст приказа опубликован в газете «Ульяновская правда» № 100 (24374) от 31 декабря 2020 года. Административный истец не согласен с данным приказом виду неправильного определения размера НВВ на 2021 год, которое вызвано неверным расчетом фактических расходов общества на электрическую энергию за 2019 год. При расчете расходов общества на электрическую энергию тарифным органом определен среднегодовой конечный тариф электроэнергии собственного производства в размере 3,072 руб./кВтч, при этом в тариф не включены затраты общества на услуги по передаче электроэнергии, рассчитанные по данным бухгалтерского учета в размере. Обществом тариф электроэнергии рассчитан с учетом затрат на услуги по передаче в размере 5,15 руб./кВтч. АО «ГНЦ НИИАР» не согласно с исключением из расчета НВВ расходов на электроэнергию стоимости услуг по передаче электроэнергии при установлении тарифа на техническую воду. Кроме того, административный истец не согласен с осуществлением тарифным органом в целях сглаживания роста тарифа переноса части НВВ 2021 года в НВВ на 2022 год, так как 2022 год является последним годом долгосрочного периода регулирования 2018-2022. В связи с занижением НВВ занижена величина нормативной прибыли. Административный истец просил признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15 декабря 2020 года № 207-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531», возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области» обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта, взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 руб. В судебном заседании представитель АО «ГНЦ НИИАР» – Хусаинова Е.В. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в иске. Представитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Стеклова П.В. просила в удовлетворении административного иска отказать, поскольку оспариваемый приказ был принят Агентством в соответствии с наделенными полномочиями, с соблюдением установленных законом процедур принятия и опубликования. Полагает, что приказ нормативным правовым актам в сфере холодного водоснабжения, имеющим большую юридическую силу, не противоречит и прав административного истца не нарушает. Заслушав пояснения участников процесса, свидетелей, заключение прокурора об удовлетворении требований истца в полном объеме, исследовав материалы дела, материалы тарифного дела, суд приходит к следующему. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере водоснабжения и водоотведения относится, в том числе, установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. Согласно части 2 и части 8 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ в сфере холодного водоснабжения подлежит регулированию тариф на техническую воду. Текст Приказа опубликован в официальном печатном издании Ульяновской области – газета «Ульяновская правда» № 96 от 21 декабря 2017 года. Полномочия Министерства на установление тарифа в сфере водоснабжения и водоотведения, на утверждение плановых значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности были закреплены Положением о Министерстве развития конкуренции и экономики Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 14 апреля 2014 года № 8/125-П (с изменениями) и действовавшего на момент издания указанного акта. 15 декабря 2020 года Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области издан приказ № 207-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531», которым скорректированы тарифы на техническую воду АО «ГНЦ НИИАР» на период с 01 июля по 31 декабря 2021 года и с 1 января по 30 июня 2022 года для потребителей, кроме населения 7,39 руб./куб.м, для населения – 8,87 руб./куб.м. Текст приказа опубликован в газете «Ульяновская правда» № 100 (24374) от 31 декабря 2020 года. Полномочия Агентства по утверждению тарифов в области холодного водоснабжения предусмотрены Положением об Агентстве по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 26 марта 2020 года № 6/138-П. Согласно пункту 1.3 Порядка подготовки и издания правовых актов исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 12 июля 2013 года № 288-П, правовые акты исполнительных органов, имеющие нормативный характер, издаются в форме приказов. В силу статьи 5 Закона Ульяновской области от 29 ноября 2005 года № 136-ЗО «О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Ульяновской области» официальным опубликованием нормативных правовых актов Ульяновской области считается первая публикация их полного текста в газетах «Народная газета», «Ульяновская правда» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Таким образом, оспариваемый приказ от 15 декабря 2020 года № 207-П принят уполномоченным органом с соблюдением формы и порядка принятия нормативных правовых актов, официального опубликования и по этим основаниям административным истцом не оспаривается. Особенности установления тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения определены Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее Основы) и Правилам регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее по тексту Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения». В соответствии с пунктом 29 Основ тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года. Пунктом 30 Основ предусмотрены виды методов регулирования тарифов в сфере водоснабжения. В отношении АО «ГНЦ НИИАР» выбран метод индексации, долгосрочный период регулирования 2018-2022 г.г. Согласно пункту 74 Основ при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации. Пунктом 80 Основ предусмотрено, что необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Согласно пункту 90 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Приказом ФСТ России от 27 декабря 2013 года 1746-э, в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода доходности инвестированного капитала или метода индексации, в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений. Согласно пункту 48 Основ расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду. Как указано в пункте 23 Основ, при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю. Суд соглашается с позицией административного истца о неверном расчете тарифным органом расходов общества на электроэнергию собственного производства в части применения среднеотпускной цены электрической энергии собственного производства в размере 3,072 руб./кВтч и полагает верным применение в данном расчете среднеотпускной цены электрической энергии собственного производства с учетом стоимости услуги по передаче электроэнергии в размере 5,15 руб./кВтч. При этом обществом произведен расчет на основании данных бухгалтерского учета за 2019 год. Тарифным органом взята среднеотпускная стоимость электрической энергии собственного производства, установленная решением Ульяновского областного суда на 2018 год – 2,65 руб./кВтч, которая была проиндексирована. Между тем, такой подход тарифного органа при определении стоимости электроэнергии не предусмотрен ни Основами, ни Методическими указаниями. В связи с тем, что тарифный орган посчитал завышенным размер стоимости электрической энергии, им в соответствии с пунктом 20 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2013 года № 406, были запрошены обоснования снижения воды, а также договоры на поставку электрической энергии и счета-фактуры на продажу электрической энергии ООО ***, ООО *** за 2019 год с целью определения расходов и стоимости производства электроэнергии. Вопреки позиции административного ответчика, обществом в материалы дела представлен ответ, обосновывающий снижение объемов технической воды на собственные нужды. Суд соглашается с позицией административного истца об отсутствии необходимости представления договоров на поставку электрической энергии и счетов-фактур на продажу электрической энергии ООО ***, ООО *** за 2019 год, поскольку реализованная указанным организациям электроэнергия не включена в стоимость электроэнергии, расходуемой на производство технической воды и не участвует в ценообразовании в области водоснабжения. Таким образом, тарифным органом не учтены положения 23 и 80 Основ ценообразования при установлении фактических затрат на электроэнергию, использованную на производство технической воды, что привело к занижению размера среднегодового конечного тарифа электроэнергии за 2019 год. Кроме того, суд не соглашается с позицией административного ответчика об исключении из расходов на электроэнергию собственного производства стоимости услуг по передаче электроэнергии. В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178, для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии. Таким образом, законом разграничены расходы на передачу электрической энергии, как сторонним потребителям, так и для собственного потребления. Тариф на услуги по передаче электроэнергии для сторонних потребителей является единым для всех потребителей Ульяновской области и утверждается на календарный год органом регулирования тарифов. В то же время, услуги по передаче электроэнергии для собственного потребления не являются регулируемым видом деятельности, и расходы на такие услуги не учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифа на услуги по передаче электроэнергии для сторонних потребителей. В связи с этим, расходы на услуги по передаче электроэнергии для собственного потребления не включаются в тариф на услуги по передаче электроэнергии для сторонних потребителей, утверждаемый органом регулирования на каждый календарный год. Все расходы АО «ГНЦ НИИАР» на передачу электроэнергии для собственного производства (стоимость материалов, заработная плата персонала, текущий ремонт сетей) были отражены в бухгалтерском учете на сновании подтверждающих документов. Согласно пункту 49 Основ ценообразования расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как произведение тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких организаций уполномоченными органами государственного регулирования рифов, и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых у них товаров (работ, услуг) для осуществления регулируемых видов деятельности. В материалы тарифного дела административным истцом были представлены документы, обосновывающие определение средневзвешенной себестоимости (цены) за 2019 год на услуги по передаче электроэнергии по внутренним сетям электроэнергии института, и в том числе на услуги по передаче электроэнергии, израсходованной на производство технической воды за 2019 год в размере 0,80 руб. за 1 кВт*ч. Указанная стоимость была определена исходя из фактических расходов АО «ГНЦ НИИАР», понесенных в 2019 году на услуги по передаче электроэнергии. Между тем, в нарушение пунктов 49, 20, 40(1) Основ ценообразования тарифным органом была незаконно исключена из расчета расходов на электроэнергию АО «ГНЦ НИИАР» стоимость услуг по передаче электроэнергии. Таким образом, имеются основания для включения в расходы на электроэнергию для производства технической воды стоимости услуги по передаче электроэнергии собственного производства. Неверное установление тарифным органом величины НВВ за счет исключения стоимости услуг по передаче электроэнергии привело к занижению тарифа на техническую воду для АО «ГНЦ НИИАР». Согласно пункту 24 Основ ценообразования необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. Согласно пункту 85 Методических указаний расчет необходимой валовой выручки регулируемой организации при установлении тарифов с применением метода индексации осуществляется по формуле, учитывающей величину изменения необходимой валовой выручки, проводимого в целях сглаживания тарифов, рассчитанную в соответствии с приведенными в пункте 42 Методических указаний формулами 5 и 6, с учетом экономически обоснованной величины необходимой валовой выручки. Пунктом 42 Методических указаний предусмотрено, что величина сглаживания сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования. Спецификой механизма сглаживания тарифов является то, что исключенные из НВВ денежные средства подлежат учету (возврату) в последующие годы долгосрочного периода регулирования в рамках ежегодной корректировки НВВ и тарифов, в то время как в данном случае тарифный орган осуществил перенос части НВВ в сумме 7230,81 тыс.руб. в НВВ 2022 года, являющегося последним годом долгосрочного периода регулирования, что не соответствует принципу учета в тарифах экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, необходимых для осуществления водоснабжения и (или) водоотведения (пункт 5 части 1 статьи 3 Закона о водоснабжении), и названным выше нормам Основ ценообразования и Методических указаний. Ввиду занижения тарифным органом величины НВВ довод административного истца о разногласиях по величине нормативной прибыли заслуживает внимания, поскольку в соответствии с пунктом 86 Методических указаний и формулой (30.1) величину нормативной прибыли зависит от величины необходимой валовой выручки. В связи с изложенным имеются основания для признания оспариваемого приказа недействующим. Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты. Определяя момент, с которого нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд принимает во внимание, что оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия, признание его недействующим с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 КАС РФ. Следовательно, оспариваемый административным истцом приказ следует признать недействующим с момента его принятия. В соответствии с частью 4 статьи 216 КАС РФ следует возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного акта в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу. Из положений части 3 статьи 178 КАС РФ следует, что при принятии решения суд решает вопросы о распределении судебных расходов. Положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в том числе глава 21 КАС РФ, не устанавливают и не определяют особенностей в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов, поэтому следует исходить из того, что вопрос в отношении взыскания и распределения судебных расходов по делам об оспаривании нормативных правовых актов разрешается судом на основании правил, предусмотренных главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В силу части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Как предусмотрено частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса. Материалы рассмотренного административного дела не содержат никаких сведений о понесенных административным истцом судебных расходах, за исключением уплаченных 4500 рублей государственной пошлины. Поэтому, принимая решение об удовлетворении иска, суд считает необходимым взыскать с административного ответчика в пользу административного истца расходы по уплате государственной пошлины. На основании пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании – газете «Ульяновская правда». Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: административное исковое заявление акционерного общества «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов» о признании недействующим приказа Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15 декабря 2020 года № 207-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531» удовлетворить. Признать недействующим со дня принятия приказ Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области от 15 декабря 2020 года № 207-П «О внесении изменений в приказ Министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14 декабря 2017 года № 06-531». Возложить на Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области обязанность по принятию нового заменяющего нормативного правового акта в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Взыскать с Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области в пользу акционерного общества «Государственный научный центр Научно-исследовательский институт атомных реакторов» государственную пошлину в размере 4500 руб. Сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в газете «Ульяновская правда». Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Ульяновский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья Н.А. Пулькина |