ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-73/2023 от 21.07.2023 Амурского областного суда (Амурская область)

УИД 28OS0000-01-2023-000059-38

Дело № 3а-73/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 июля 2023 года город Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Палатовой Т.В.,

при секретаре Варанкиной А.В.,

с участием прокурора Дегтяренко А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Индивидуального предпринимателя Ф.И.О.1 к Правительству Амурской области о признании недействующим постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» в части,

УСТАНОВИЛ:

ИП Ф.И.О.1 обратился в Амурский областной суд с настоящим административным исковым заявлением, указав, что по итогам проведенной конкурентной процедуры - конкурсного отбора ООО «Полигон» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории зоны «Кластер <номер>». <дата> между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и ООО «Полигон» заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер <номер> (<адрес>)» Амурской области, в соответствии с которым истец наделен статусом регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 10-летний период, начиная с <дата>. Согласно п. 1.3 соглашения в обязанности Регионального оператора входит осуществление деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами (сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение) в соответствии с территориальной схемой, региональной программой в области обращения с отходами. Согласно заключенному дополнительному соглашению между ООО «Полигон» и Министерством жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от <дата>, к соглашению об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории зоны «Кластер <номер>» Амурской области, региональный оператор начал исполнять свои обязанности <дата>. <дата> региональный оператор ООО «Полигон» в порядке Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года № 641» опубликовал в газете «Амурская правда» № 132 (28751) предложение для потребителей коммунальной услуги о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Информация о необходимости заключения с ООО «Полигон» договора на оказание услуг по обращению с ТКО также была размещена в сети Интернет на официальном сайте ООО «Полигон» http: /полигон28.рф <дата>. ООО «Полигон» направило административному истцу требование об оплате задолженности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и обратилось в Арбитражный суд Амурской области с требованием к Ф.И.О.1 о взыскании задолженности за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рублей копейки. При этом расчет задолженности произведен на основании тарифов усыновленных приказами Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020-2023 годы» в редакции приказов № 163-пр/у «О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов области от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у» от 18 декабря 2020 года; № 154-пр/у «О внесении изменений в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов области от 18 декабря 2019 года № 167-пр/у» от 17 декабря 2021 года и Постановления № 606. В указанный период к административному истцу применен норматив образования ТКО, утвержденный Постановлением № 606 в редакции Постановления от 26 июля 2021 года № 521 в размере 0,0014 м3 в сутки или 0,5223 м3 на 1 м2 общей площади предприятий иных отраслей. При этом, не ясно каким образом объем образования ТКО КФХ Ф.И.О.4 птицефабрика, преобразован из объема определяемого на 1 сотрудника в объем образования на 1 м2. Норматив образования ТКО для предприятий иных отраслей промышленности рассчитан исходя из 1 м2 обшей площади, в связи с чем объем образования ТКО КФХ Ф.И.О.4 птицефабрика, рассчитанный исходя из количества сотрудников при определении норматива, не должен был приниматься при расчете. Фактически из шести муниципальных образований замеры надлежащим образом проведены только по одному муниципальному образованию, обоснования об отсутствии в иных муниципальных образований объектов, подходящих под категорию предприятия иных отраслей промышленности не представлено, как следствие норматив утвержденный Постановлением № 606, в редакции постановления № 521 является экономически необоснованным и Постановление № 606, в редакции постановления № 521 противоречит нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу, а именно п. п. 8, 13, 14, 19, 20 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. При этом установленный ранее норматив образования ТКО для предприятий иных отраслей промышленности (на 1 м2 общей площади) установлен в том же размере 0.0014 м3 в сутки, 0,5223 м3 в год, исходя из чего можно предположить, что фактически замеры по данной категории не проводились.

На основании изложенного, просил суд признать недействующим Постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области», в редакции Постановлений Правительства Амурской области от 26 июля 2021 года № 521, от 2 мая 2023 года № 397 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов - предприятий иных отраслей промышленности, как противоречащего нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу - Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов».

Определением Амурского областного суда от <дата> к участию в деле для дачи заключения на основании ч. 7 ст. 39 и ч. 4 ст. 213 привлечен прокурор Амурской области.

Определением Амурского областного суда от <дата> к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено государственное бюджетное учреждение Амурской области «Экология» (ГБУ «Экология»).

В судебном заседании представитель административного истца ИП Ф.И.О.1 – Антонова Н.Н. поддерживала требования административного искового заявления в полном объеме. Дополнительно указала, что была нарушена процедура проведения замеров, поскольку они были произведены надлежащим образом только по одному муниципальному образованию г. Благовещенск, вместо шести. По г. Сковородино, г. Райчихинску, с. Ивановка, с. Березовка такие сведения отсутствуют, однако на их территории имеются предприятия иных отраслей промышленности. По с. Среднебелая Ивановского района неверно была определена расчетная единица, вместо квадратного метра, использован показатель для измерения - 1 сотрудник, что привело к неправильному вычислению среднесуточного и среднегодового норматива накопления ТКО. Кроме того, по указанному муниципальному образованию был выбран только один объект, в то время как, Постановление Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 269 предписывает выборку не менее чем двух объектов по каждому муниципальному округу. Указанные нарушения привели к тому, что установленный норматив по иным отраслям промышленности был выведен неверно, и является экономически необоснованным, что нарушает права административного истца. Поскольку по постановлению Амурской области № 397 от 2 мая 2023 года замеры не проводились, оно подлежит отмене в части категории «иные отрасли промышленности». Кроме того, в двух последующих редакциях Постановления Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 с внесенными в него изменениями был установлен один и тот же норматив.

Представитель административного ответчика – Правительства Амурской области Марченко Н.И. возражала относительно требований административного искового заявления. Пояснила, что оспариваемое постановление принято в пределах предоставленных полномочий. Согласно п. 7 Методических рекомендаций и п.8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 269, на выбранных участках поселений городских округов, которых должно быть не менее двух, определяется не менее 3 объектов каждой категории. Соответственно, на территории г. Благовещенска и с. Среднебелое Ивановского района было определено четыре предприятия категории «иные отрасли промышленности», следовательно, были соблюдены положения указанных актов. Пункт 8 Правил не предусматривает необходимость выбора не менее трех объектов на каждом из муниципальных образований. По Ивановке было взято только одно предприятие, поскольку нет иных объектов. Документов, подтверждающих данное обстоятельство, не имеется. Относительно использования различных единиц измерений, Правительство Амурской области не располагает доказательствами, которые могли бы опровергнуть указанный довод. Более того, Правительством признается факт неверного расчета в связи с использованием разных расчетных единиц. Полагает, что при проведении замеров могли быть допущены нарушения действующего законодательства, объем ТКО г. Благовещенска измерялся на единицу площади, объем ТКО с. Среднебелая - в отношении 1 сотрудника. Постановление Правительство Амурской области от 2 мая 2023 года № 397 не устанавливало новый норматив для объектов категории иных отраслей промышленности, в нем были пересмотрены лишь нормативы по торговым предприятиям, промтоварным магазинам во исполнение состоявшихся решений судов. Просила принять решение по данному делу исходя из тех доказательств, которые имеются в материалах.

Административный истец ИП Ф.И.О.1, представители заинтересованных лиц ООО «Полигон», ГБУ «Экология» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не просили. Административный истец обеспечил явку своего представителя.

В соответствии со ст.150, ч. 5 ст. 213 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя административного истца ИП Ф.И.О.1 – Антоновой Н.Н., представителя административного ответчика – Правительства Амурской области Марченко Н.И., заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить заявленные требования, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 были утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области.

Данное постановление <дата> было размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, введено в действие со дня его официального опубликования.

Вступившим в законную силу решением Амурского областного суда от <дата>, принятым по административному делу <номер>, указанное Постановление со дня вступления решения суда в законную силу признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов: предприятия торговли: 1. Продовольственный магазин (1 кв. м общей площади); 2. Промтоварный магазин (1 кв. м общей площади).

Во исполнение данного решения суда Правительством Амурской области было принято постановление от 26 июля 2021 года № 521, которым в целях корректировки нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области». В приложении к постановлению в табличном варианте отражены нормативы накопления ТКО на территории Амурской области.

При этом указанным постановлением фактически корректировка произведена только в части нормативов накопления твердых коммунальных отходов по предприятиям торговли – продовольственные магазины и промтоварные магазины, остальные нормативы по другим объектам (в том числе по предприятиям иных отраслей промышленности) остались прежними, в том виде, в котором были установлены постановлением Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606.

Данное постановление 26 июля 2021 года было размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, введено в действие со дня его официального опубликования.

Вступившим в законную силу решением Амурского областного суда от <дата>, принятым по административному делу <номер>, постановление правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 (в редакции постановления правительства Амурской области от 26 июля 2021 года № 521) со дня вступления решения суда в законную силу признано недействующим в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для продовольственных и промтоварных магазинов.

Во исполнение данного решения суда правительством Амурской области было принято постановление от 10 октября 2022 года № 999, которым признаны утратившими силу пункты 1, 2 раздела «Предприятия торговли» нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области, утвержденных постановлением правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 (в редакции постановления правительства Амурской области от 26 июля 2021 года №521) и утверждены временные нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области в отношении категорий объектов согласно приложению к настоящему постановлению.

Данное постановление 10 октября 2022 года было размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, введено в действие со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 22 апреля 2022 года.

Вступившим в законную силу решением Амурского областного суда от <дата>, принятым по административному делу <номер>, постановление правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года №606 (в редакции постановления правительства Амурской области от 10 октября 2022 года № 999) со дня вступления решения суда в законную силу признано недействующим.

Во исполнение данного решения суда правительством Амурской области было принято постановление от 2 мая 2023 года № 397, которым в постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» внесены изменения, нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области изложены в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

Данное постановление 5 мая 2023 года было размещено на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, введено в действие со дня его официального опубликования и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2023 года, за исключением пункта 1 раздела «Предприятия службы быта» приложения к настоящему постановлению, который распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 18 июня 2021 года.

В рамках настоящего дела административный истец и его представитель полагают, что постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области», в редакции постановлений Правительства Амурской области от 26 июля 2021 года № 521, от 2 мая 2023 года № 397 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов - предприятий иных отраслей промышленности, противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу - Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов», поскольку при производстве замеров накопления ТКО были допущены нарушения. Кроме того, ранее установленный норматив образования ТКО для предприятий иных отраслей промышленности (на 1 м2 общей площади) установлен заменяющим нормативным правовым актом – постановлением Правительства Амурской области от 2 мая 2023 года № 397 в том же размере, что и ранее – 0,0014 м3 в сутки, 0,5223 м3 в год, исходя из чего, сторона административного истца полагает, что фактически замеры по данной категории не проводились.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ч. 2).

Исходя из взаимосвязанных положений ст. ст. 17 (ч. 2), 18, 21 и 45 (ч. 2) Конституции РФ, государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции РФ, ч. 1 ст. 208 КАС РФ, предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как усматривается из материалов дела административный истец ИП Ф.И.О.1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляет деятельность, которая относится к иным отраслям промышленности, является собственником нежилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

Региональный оператор по обращению с ТКО ООО «Полигон», который осуществляет начисление платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обратился в Арбитражный суд Амурской области с исковым заявлением к ИП Ф.И.О.1 о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с <дата> по <дата> в размере <данные изъяты> рубля исходя из норматива накопления ввиду отсутствия собственного места накопления, контейнера на объекте, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащего ИП Ф.И.О.1

В расчете задолженности истцом применен норматив образования ТКО, утвержденный Постановлением № 606 в редакции Постановления от 26 июля 2021 года № 521 в размере 0,0014 м3 в сутки или 0,5223 м3 на 1 м2 общей площади предприятий иных отраслей.

Определением Арбитражного суда Амурской области от <дата> указанный иск принят к производству суда.

Поскольку положения оспариваемого нормативного правового акта непосредственно регулируют правоотношения с участием административного истца, он был вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется данным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе, установление нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка их разработки и утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору); утверждение предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами; установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов; регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами; утверждение методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (ст. 6 Федерального закона № 89-ФЗ).

Пунктом 2 статьи 24.10 указанного Федерального закона предусмотрено, что в случаях, определенных Правительством Российской Федерации, объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов. Нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).

В соответствии с п. 9 ст. 3 Закона Амурской области от 10 мая 2016 года № 679-ОЗ «О разграничении полномочий органов государственной власти Амурской области в сфере обращения с отходами производства и потребления» в полномочия Правительства Амурской области, в том числе входит установление нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно ч. 1, абз. 2 ч. 3 ст. 9 Закона Амурской области от 7 июня 2007 года № 347-ОЗ «О Правительстве Амурской области», Правительство области на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава области и законов области, а также постановлений и распоряжений Губернатора области издает постановления и распоряжения. Постановления и распоряжения Правительства области подписываются Губернатором области, а в его отсутствие - должностным лицом, исполняющим обязанности Губернатора области.

Частью 1 статьи 83 Законом Амурской области от 13 декабря 1995 года № 40-ОЗ «Устав (основной Закон) Амурской области» предусмотрено, что нормативные правовые акты Губернатора области, Правительства области и иных исполнительных органов области подлежат официальному опубликованию и размещению на официальных сайтах указанных органов в соответствии с законом области.

При рассмотрении административного дела <номер> судом было установлено, что Постановление от 30 декабря 2016 года № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» в редакции Постановления от 26 июля 2021 года № 521 принято Правительством Амурской области в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Постановление Правительства Амурской области от 2 мая 2023 года № 397 «О внесении изменений в постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 также принято Правительством Амурской области в пределах компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Опубликовано 5 мая 2023 года на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

О нарушении порядка принятия и опубликования нормативного правового акта в указанных оспариваемых административным истцом редакциях, стороны в ходе рассмотрения настоящего дела не заявляли.

Согласно п. 4 ст. 24.10. Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 4 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением Правительства РФ 4 апреля 2016 года № 269, нормативы могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образований) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы; г) видов и групп отходов, а также групп однородных отходов.

Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).

Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.

Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 8 - 12 Правил определения нормативов.

Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.

В соответствии с п. 11 Правил определения нормативов замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.

Согласно п. п. 12, 13, 14, 15 Методических рекомендаций массу отходов рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного контейнера при помощи средств измерения массы, отвечающим требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и последующего вычитания массы пустого контейнера. Массу отходов в полиэтиленовых мешках рекомендуется определять путем взвешивания каждого заполненного полиэтиленового мешка при помощи средств измерения. В случае заполнения всех контейнеров на одном объекте допускается определение массы отходов проводить путем взвешивания загруженного и порожнего мусоровоза на автомобильных весах.

Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого объекта каждой категории рекомендуется суммировать по дням недели и заносить в сводные сезонную и годовую ведомости накопления, примерные формы которых представлены в приложении 4 и 5.

В соответствии с п. 9 Методических рекомендаций замер производятся в следующие сроки: а) зима - декабрь, январь; б) весна - апрель; в) лето - июнь, июль; г) осень - сентябрь, октябрь.

Постановлением Правительства Амурской области от 2 декабря 2019 года № 670 ГБУ Амурской области «Экология» наделено полномочиями по выполнению государственных работ, в том числе по организации проведения замеров образования твердых коммунальных отходов в целях разработки нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Из материалов настоящего дела следует, что в целях корректировки нормативов накопления твердых коммунальных отходов ГБУ «Экология» в 2020 году было организовано проведение контрольных сезонных замеров образования твердых коммунальных отходов на территории Амурской области.

В этих целях в соответствии с п. 6 Методических рекомендаций для определения нормативов были выбраны муниципальные образования, в которых преобладающими отраслями являются сельское хозяйство (с. Ивановка, с. Березовка, с. Среднебелая Ивановского района), химическая, обрабатывающая, добывающая и прочие виды промышленности (г. Райчихинск, г. Сковородино), а также городской округ Благовещенск как имеющий самый широкий спектр видов экономической деятельности в Амурской области и являющийся самым густонаселенным городом Амурской области.

При этом на территории г. Благовещенска были определены три предприятия иных отраслей промышленности: ОАО «Хладокомбинат», АО «Молочный комбинат «Благовещенский», ООО ПК «Одеон», а на территории с. Среднебелая Ивановского района – одно предприятие КФХ Ф.И.О.4 (птицефабрика), в отношении данных предприятий оформлены паспорта объектов и в течение 4 сезонов 2020 года (зима - февраль, весна - май, лето - июль, осень - сентябрь) рабочими группами проводились инструментальные измерения количества образования твердых коммунальных отходов. Полученные по результатам замеров данные по каждому объекту вносились в ведомости первичных записей определения массы и объема твердых коммунальных отходов в контейнерах, затем - в сводные сезонные ведомости определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов. По итогам замеров были рассчитаны среднегодовые нормативы, отраженные в сводном расчете нормативов накопления ТКО.

На основании проведенных работ Правительством Амурской области принято постановление 26 июля 2021 года № 521 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606» нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области изложены в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

В последующем, как пояснил в ходе судебного заседания представитель административного ответчика, замеры по категории объекта - «предприятия иных отраслей промышленности» не производились и при принятии постановления Правительства Амурской области от 2 мая 2023 года № 397 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606» несмотря на то, что в постановлении указано на изложение нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению, фактически нормативы накопления для категории объекта «предприятия иных отраслей промышленности», отраженные в приложении к постановлению остались прежними.

В новой редакции были изложены только нормативы по категории объектов предприятий торговли, поскольку ранее постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» (в редакции постановления Правительства Амурской области от 26 июля 2021 года № 521) в части нормативов накопления ТКО по категориям для продовольственных и промтоварных магазинах решением Амурского областного суда от <дата> признано недействующим с момента вступления в силу решения суда.

С учетом этого, судом исследовался вопрос о соблюдении положений действующего законодательства при проведении соответствующих замеров в 2020 году для расчета нормативов накопления ТКО.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что при определении нормативов накопления ТКО по категории объекта «предприятия иных отраслей промышленности» были допущены нарушения действующего законодательства, которые привели к недостоверности показателей среднесуточного и среднегодового норматива накопления ТКО.

Так, согласно сводных сезонных ведомостей определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также пункта 9.1 сводной таблицы 4.1 результатов определения среднесуточных и среднегодовых нормативов накопления твердых коммунальных отходов для определения нормативов накопления ТКО на объектах общественного назначения городского округа г. Благовещенска (Отчет определения нормативов накопления ТКО на территории Амурской области, утвержденного президентом Академии коммунального хозяйства 10 декабря 2020 года) в категории объекта «предприятия иных отраслей промышленности» выбрано три предприятия: ОАО «Хладокомбинат», АО «Молочный комбинат «Благовещенский», ООО ПК «Одеон», норматив накопления ТКО был рассчитан из 1 квадратного метра общей площади.

В то время как в с. Среднебелая Ивановского района в категории объекта «предприятия иных отраслей промышленности» выбрано только одно предприятие КФХ Ф.И.О.4 (птицефабрика) и норматив накопления ТКО был рассчитан на 1 сотрудника, сто подтверждается сезонными ведомостями определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, а также пунктом 9 сводной таблицей 4.6 результатов определения среднесуточных и среднегодовых нормативов накопления твердых коммунальных отходов на объектах общественного назначения с. Среднебелая Ивановского района (Отчет определения нормативов накопления ТКО на территории Амурской области, утвержденного президентом Академии коммунального хозяйства 10 декабря 2020 года).

Согласно пункту 7 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, в целях определения нормативов проводятся замеры отходов. Для этого выбираются участки поселений и городских округов, на территории которых проживают: а) не менее 2 процентов общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения до 300 тыс. человек; б) не менее 1 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения 300 - 500 тыс. человек; в) не менее 0,5 процента общей численности населения поселения или городского округа - в отношении поселений или городских округов с численностью населения свыше 500 тыс. человек.

В соответствии с пунктом 7 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов, рекомендуется определять не менее двух участков поселений и городских округов по численности населения

Пунктом 8 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов предусмотрено, что на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.

Таким образом, из указанных положений следует, что по три объекта каждой из категорий объектов надлежит определять не менее чем на двух разных участках поселений и городских округов по численности населения.

Отсутствие в Ивановском районе предприятий иных отраслей промышленности, кроме КФХ Ф.И.О.4 (птицефабрика) объективного подтверждения не имеет, в то время как согласно ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемого нормативного правового акта возложена на административного ответчика.

Вместе с тем, доказательств подтверждающих указанные обстоятельства материалы дела не содержат, таких доказательств административным ответчиком суду не представлено.

Кроме того, как пояснил представитель административного ответчика в судебном заседании, Правительство Амурской области не располагает доказательствами, которые могли бы опровергнуть указанный довод.

С учетом этого, суд исходя из представленных материалов, приходит к выводу о нарушении при проведении работ по замерам п. 8 Правил определения нормативов и п. 7 Методических рекомендаций.

Таким образом, нарушение установленного порядка при определении нормативов накопления ТКО выразилось в том, что без учета вышеприведенных предписаний замеры ТКО произведены менее чем на трех объектах, при этом отсутствие необходимого количества объектов указанных категорий не подтверждено доказательствами, отвечающими требованиям относимости, допустимости и достаточности.

В соответствии с п. 13 Правил определения нормативов, норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу.

Согласно п. 14 Правил определения нормативов, расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом.

Таким образом, полномочиями по установлению нормативов накопления твердых коммунальных отходов и выбору расчетных единиц для каждой категории объектов, в отношении которых могут устанавливаться такие нормативы, наделены органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, как установлено судом, в г. Благовещенске в категории объектов «предприятия иных отраслей промышленности» было выбрано три предприятия: ОАО «Хладокомбинат», АО «Молочный комбинат «Благовещенский», ООО ПК «Одеон», за расчетную единицу был взят 1 квадратный метр общей площади. В с. Среднебелая Ивановского района к предприятию КФХ Ф.И.О.4 (птицефабрика) была применена расчетная единица на 1 сотрудника, что в свою очередь не соответствует п. 14 Правил, поскольку по одной категории объекта должна быть предусмотрена единая расчетная единица.

Более того, представитель административного ответчика в судебном заседании признал факт неверного расчета норматива по указанной категории в связи с использованием разных расчетных единиц.

При вышеизложенных обстоятельствах, требования административного истца о признании недействующим постановления Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области», в редакции постановлений Правительства Амурской области от 26 июля 2021 года № 521, от 2 мая 2023 года № 397 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов - предприятий иных отраслей промышленности, как противоречащего нормативному правовому акту имеющему большую юридическую силу - Постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года № 269 «Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов» подлежат удовлетворению.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в абзаце третьем п. 38 постановления от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

В ходе судебного разбирательства установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующих редакциях применялся, на его основании реализованы права как граждан, так и организаций. В этой связи суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт в соответствующих редакциях подлежит признанию недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу постановление Правительства Амурской области от 30 декабря 2016 года № 606 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Амурской области» (в редакции постановления Правительства Амурской области от 26 июля 2021 года № 521, в редакции постановления Правительства Амурской области от 2 мая 2023 года № 397) в части установления нормативов накопления твердых коммунальных отходов для категории объектов - предприятий иных отраслей промышленности.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, г. Новосибирск, ул. Ломоносова, д.57а) через суд первой инстанции, то есть через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Палатова Т.В.

Решение в окончательной форме принято 28 июля 2023 года