№3а-73/2023
10OS0000-01-2023-000127-90
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2023 г. г. Петрозаводск
Верховный Суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
при секретаре Сафоновой М.В.,
с участием прокурора Ильмаста А.Н., представителей административного истца Романченко Ю.М., Шушковой О.И., представителя административного ответчика Евдокимовой А.Ю., представителя заинтересованного лица - ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» Манина П.А., представителя заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия Рябова Я.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-73/2023 по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Лесстройэкспорт» о признании не действующим в части Административного регламента Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах, утвержденного приказом Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 01 февраля 2016 года № 75,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Лесстройэкспорт» (далее - Общество) обратилось с административным иском по тем основаниям, что 12.10.2021 административным истцом было подано заявление в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №. Письмом от 08.12.2021 административный ответчик проинформировал Общество о том, что решение о проведении аукциона в отношении данного земельного участка будет принято после получения ряда необходимых документов. 17.08.2022 Министерством в адрес Общества направлено письмо о принятом решении о проведении аукциона, в котором указано, что извещение о проведении аукциона будет опубликовано в газете «Петрозаводские городские страницы», размещено на сайте torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Министерства (gov.karelia.ru), о дате публикации Общество будет оповещено дополнительно. 18.11.2022 административным истцом из ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» была получена телефонограмма о том, что информация о приеме заявок и ходе проведения аукциона указана в извещении о проведении аукциона, опубликованном на сайте torgi.gov.ru, сайте администрации Петрозаводского городского округа и в газете «Петрозаводские городские страницы»; к телефонограмме было приложено письмо Министерства от 27.09.2022 о том, что аукцион на право заключения договора аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером № состоится 18.10.2022, срок окончания приема заявок – 12.10.2022. Таким образом, ответ административного ответчика от 27.09.2022 с информацией о дате приема заявок и проведении аукциона был получен административным истцом после проведения аукциона. ООО «Лесстройэкспорт» обратилось с иском о признании результатов аукциона от 18.10.2022 недействительными. Решением Арбитражного Суда Республики Карелия от 14.06.2023 в удовлетворении иска Обществу отказано (дело №). Согласно Приложению №1 (Бланк заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка (или на право заключения договора аренды земельного участка), государственная собственность на который не разграничена) Административного регламента Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах, утвержденного приказом Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 01.02.2016 №75 (далее – Административный регламент), получение результатов рассмотрения заявления возможно путем выдачи на руки, направления по почте и личной явкой в МФЦ. Административный истец указывает, что процедура выдачи на руки письменного ответа на заявление ничем не регламентирована, в связи с чем не понятно, в каком порядке, в какие сроки и каким образом ответ должен быть выдан, как сотрудник учреждения должен извещать заявителя и какие действия должен совершать, если не удалось известить заявителя по телефону о готовности ответа. По мнению Общества, положение в Бланке заявления в части указания возможности получить ответ на руки не является определенным, в отсутствие регламентации данной процедуры оставляет для ответственного сотрудника возможность для неограниченного усмотрения, связанного с порядком и сроками выдачи ответа и фактически снимает с него обязанность по обеспечению возможности получения заявителем государственной услуги. Административный истец просил признать не действующим Административный регламент в части указания в Бланке заявления о проведении аукциона по продаже земельного участка (или на право заключения договора аренды земельного участка), государственная собственность на который не разграничена (Приложение № 1), на возможность получения результатов рассмотрения заявления на руки, поскольку указанное противоречит п.2 абз.1 ст. 5, п.2 ч. 1 ст. 6, п. 3 ч. 2 ст. 12, п. 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон №210-ФЗ) и принципу правовой определенности.
Административный ответчик в отзыве на иск указал, что Административный регламент принят уполномоченным органом с соблюдением процедуры его принятия, опубликован в установленном законом порядке. По существу иска пояснил, что юридическим фактом, являющимся основанием для принятия решения о проведении аукциона, является подготовка должностным лицом, ответственным за предоставление государственной услуги, итоговой информации об определении начальной цены предмета аукциона; подготовка проекта решения о проведении аукциона. Результатом данной административной процедуры является принятия распоряжения. По заявлению Общества от 12.10.2021 Министерством после получения необходимых документов принято распоряжение от 17.08.2022 № 5930-м/20р о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Соответствующий ответ Министерства получен лично представителем Общества Шушковой О.И. 01.09.2022, тем самым заявитель уведомлен о принятом решении по его заявлению. Далее заявитель должен самостоятельно принимать меры по получению информации о дате и времени проведения аукциона. Административный регламент не содержит положений о дополнительном извещении заявителя о дате аукциона. Также Министерство сослалось на имеющие преюдициальный характер выводы, изложенные в постановлении Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2023 по делу №, которым установлен факт направления Обществу достаточных ответов на его заявление, а также то, что правила проведения торгов не предусматривают дополнительного уведомления заинтересованных лиц о факте публикации извещения о проведении аукциона. Федеральный закон №210-ФЗ предусматривает возможность получения государственных услуг в электронной форме, а также в иных формах, предусмотренных законодательством РФ, по выбору заявителя. В силу абз.3 п.102, абз. 4 п.103 Административного регламента решение Министерства о проведении аукциона либо об отказе в его проведении направляются в форме письма в адрес заявителя способом, указанным в заявлении о проведении аукциона У заявителя было право выбора способа получения результата рассмотрения заявления, он это право реализовал. Оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству и законодательству Республики Карелия. В иске просят отказать.
Заинтересованное лицо - Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Карелия в отзыве на иск указало, что при издании оспариваемого нормативного правового акта Министерство действовало в пределах своих полномочий. Бланк заявления (Приложение №1 к Административному регламенту) предусматривает право выбора заявителем способа получения результата рассмотрения заявления. Управлением была проведена правовая экспертиза, по результатам которой норм, противоречащих федеральному законодательству и законодательству Республики Карелия, не выявлено.
В судебном заседании представители административного истца Романченко Ю.М., Шушкова О.И., действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали по изложенным в иске доводам. Дополнили, что получив 01.09.2022 письмо Министерства от 17.08.2022 о проведении аукциона, в котором последним предложением было указано, что о дате публикации извещения о проведении аукциона будет извещено дополнительно, Общество ожидало дополнительного письма, при этом им предпринимались меры по самостоятельному получению информации о проведении аукциона, однако получить соответствующую информацию не удалось.
Представитель административного ответчика Евдокимова А.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы отзыва на иск поддержала. Дополнила, что законодательством не предусмотрена обязанность включать в Административный регламент нормы, регулирующие порядок выдачи результата рассмотрения заявления о проведении аукциона на руки. Результат рассмотрения заявления Общества по вопросу проведения аукциона в порядке, предусмотренном Административным регламентом, оформлен письмом от 17.08.2022 и получен представителем Общества 01.09.2022.
Представитель заинтересованного лица - ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» - Манин П.А., действующий на основании доверенности, выразил согласие с позицией административного ответчика.
Представитель заинтересованного лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации - Рябов Я.Д., действующий по доверенности, в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на иск.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Частью 8 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулируются Федеральным законом от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В силу п.1 ч.1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административным регламентом.
Общество оспаривает Административный регламент Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах, утвержденный приказом Государственного комитета Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок от 01.02.2016 № 75.
12.10.2021 административным истцом было подано заявление в адрес Министерства о проведении на основании пп.6 п. 4 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г.Петрозаводск, ул.Автолюбителей, общей площадью 27126 кв.м, категории земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения производственных зданий.
Таким образом, исходя из положений ч.1 ст.4, ч.1 ст.208 КАС РФ, административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и вправе заявить настоящий административный иск.
Согласно ст. 2 Федерального закона № 210-ФЗ административный регламент - это нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
В силу ч.1 ст.12, ч.1 ст.13 названного закона предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу. Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 №373, действовавшими на момент принятия Административного регламента, закреплено, что регламент разрабатывается и утверждается органом, предоставляющим государственные услуги, если иное не установлено федеральными законами (п.2). Аналогичная норма содержится в настоящее время в п.2 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2021 №1228.
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта действовал Порядок разработки и утверждения органами исполнительной власти Республики Карелия административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Республики Карелия от 15.02.2012 № 50-П. Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что если иное не установлено законодательством Российской Федерации, законодательством Республики Карелия, административный регламент утверждается органом исполнительной власти, к компетенции которого в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами Республики Карелия и иными нормативными правовыми актами Республики Карелия относится предоставление соответствующей государственной услуги (далее - орган исполнительной власти, являющийся разработчиком административного регламента, орган исполнительной власти, предоставляющий государственную услугу).
В соответствии с абз. 2 п.1 Положения о Государственном комитете Республики Карелия по управлению государственным имуществом и организации закупок (далее – Госкомитет), утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 25.11.2010 № 274-П (далее - Положение), Госкомитет являлся органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.п. 35.3 и 64 п.9 Положения Госкомитет осуществлял следующие функции: предоставлял земельные участки, находящиеся в собственности Республики Карелия или государственная собственность на которые не разграничена, на торгах; разрабатывал и утверждал административные регламенты исполнения государственных функций и административные регламенты предоставления государственных услуг в установленных сферах деятельности (за исключением административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг в сфере полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждение которых отнесено в соответствии с федеральным законодательством к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации).
Подпунктом 4 п.4 Положения было установлено, что Госкомитет при реализации возложенных на него функций в установленном порядке издает в пределах своей компетенции, в том числе совместно с другими органами исполнительной власти Республики Карелия, нормативные правовые и иные акты, контролирует выполнение указанных актов, дает разъяснения по их применению.
Данный нормативный правовой акт подписан Председателем Госкомитета, опубликован в Собрании законодательства Республики Карелия, № 2 (Часть II), февраль 2016, ст.375, а в газете «Карелия» (№№5-6 от 11.02.2016 и от 18.02.2016).
Согласно ст.40 Закона Республики Карелия от 04.07.2012 № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» в случае ликвидации или реорганизации нормотворческого органа вопросы о признании его нормативных правовых актов утратившими силу, их отмене, изменении решаются его правопреемником.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 26.09.2017 №326-П «Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия» Госкомитет преобразован в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия, которому переданы функции по проведению государственной политики в сфере приватизации, управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия; в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно п.п. 44, 46 п.9 Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П (далее - Положение о Министерстве) Министерство принимает решение о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, установленных законодательством, заключает соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных законодательством. Подпунктом 75 п. 9 Положения о Министерстве определено, что Министерство разрабатывает и утверждает административные регламенты предоставления государственных услуг в установленных сферах деятельности (за исключением административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг в сфере полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утверждение которых отнесено в соответствии с федеральным законодательством к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации).
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах своей компетенции, подписан наделенным полномочиями лицом; процедура его принятия, опубликования и введения в действие соблюдены.
Рассматривая по существу заявленные административные исковые требования о несоответствии нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующему.
Частью 2 ст.12 Федерального закона №210-ФЗ предусмотрено, что структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие, в том числе, стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме, а также особенности выполнения административных процедур в многофункциональных центрах. Раздел должен содержать варианты предоставления государственной или муниципальной услуги, включающие порядок предоставления указанных услуг отдельным категориям заявителей, объединенных общими признаками, в том числе в отношении результата государственной или муниципальной услуги, за получением которого они обратились.
Статьей 5 данного закона установлено, что при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право, среди прочего, на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги и с единым стандартом в случае, предусмотренном ч.2 ст.14; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме;
Согласно п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона №210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
В силу п.1 Административного регламента, им определяются сроки и последовательность административных процедур (действий) структурных подразделений и государственных гражданских служащих Министерства, а также сотрудников ГКУ РК «Управление земельными ресурсами» (далее - Учреждение) при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на торгах (далее - государственная услуга).
Согласно п.21 Административного регламента заявитель представляет заявление о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Пунктом 27 Административного регламента установлено, что заявление и
и документы могут быть поданы в Учреждение или Министерство: в письменной форме почтой; в электронной форме (при наличии электронной подписи или усиленной квалифицированной электронной подписи) с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, сети Интернет, включая Портал, Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций); через Многофункциональный центр; лично либо через своих представителей. Бланк заявления приведен в приложении № 1 к настоящему Регламенту.
В Приложении №1 указан перечень способов получения результатов рассмотрения заявления (нужное следует подчеркнуть), среди которых предусмотрен и «выдать на руки».
В указанной части Общество оспаривает Административный регламент, полагая его противоречащим ряду положений Федерального закона №210-ФЗ, а также принципу правовой определенности.
Как указано выше, 12.10.2021 Общество обратилось в Министерство с заявлением о проведении на основании пп.6 п. 4 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, государственная собственность на который не разграничена. При подаче заявления Общество указало, что результаты рассмотрения заявления просит предоставить лично в виде бумажного документа.
Министерство в письме от 17.08.2022 № 25014/12.4-21 на заявление от 12.10.2021 сообщило Обществу о принятом 17.08.2022 решении о проведении аукциона на право заключения договора аренды вышеуказанного земельного участка в соответствии с распоряжением Министерства от 17.08.2022 №5930-м/20р. В письме указано, что извещение о проведении аукциона будет опубликовано в газете «Петрозаводские городские страницы», размещено на сайте torgi.gov.ru, а также на официальном сайте Министерства (gov.karelia.ru), о дате публикации ООО «Лесстройэкспорт» будет оповещено дополнительно. Указанное письмо получено представителем Общества Шушковой О.И. 01.09.2022.
В соответствии с п. 79 Административного регламента для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка предоставляется государственная услуга, которая включает в себя следующие административные процедуры: 1) прием и регистрация заявления и документов и их последующая передача должностному лицу, ответственному за предоставление государственной услуги; 2) рассмотрение заявления и документов; 3) запрос документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций и которые заявитель вправе представить; 4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; 5) определение начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 6) принятие решения Министерства о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка либо решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 7) организация и проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; 8) заключение договора аренды земельного участка.
Проведение аукциона на право заключения договора аренды земельного участка осуществляется в соответствии со ст.ст. 39.11, 39.12, 39.13 Земельного кодекса РФ (п.80 Административного регламента).
Пункты 101-103 Административного регламента регулируют вопросы
принятия Министерством решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка либо решения об отказе в проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. Так, в случае принятия решения о проведении аукциона результатом выполнения данной административной процедуры является принятие распоряжения (п.102), а в случае принятия решения об отказе в проведении аукциона Министерство оформляет письмо (п.103).
Также п.102 Административного регламента предусмотрено, что должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, информирует заявителя о принятом распоряжении способом, указанным в заявлении.
Пункт 6 ст.4 Федерального закона №210-ФЗ предусматривает возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Как указано выше, Административный регламент в п.102 предусматривает информирование заявителя о принятом Министерством распоряжении способом, указанным в заявлении, основанном на выборе заявителя.
Действующим законодательством не предусмотрено в настоящем случае предоставление услуги исключительно в электронной форме.
Конкретный способ получения результата рассмотрения заявления о проведении аукциона в настоящем случае определен выбором заявителя, доказательств понуждения его к такому выбору суду не представлено.
Довод административного истца о том, что в отсутствие установления самой процедуры (порядка) выдачи на руки письменного ответа на заявление, в Приложении №1 Административного регламента не мог быть установлен такой способ получения результата рассмотрения заявления, судом отклоняется.
Федеральным законом №210-ФЗ такой обязанности не установлено. В силу п.14 ч.1 ст.14 Федерального закона №210-ФЗ стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги предусматривает иные требования, в том числе учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Таким образом, законодателем на административного ответчика не возложена обязанность устанавливать в Административном регламенте порядок выдачи на руки ответа на заявление. Структура Административного регламента, в том числе стандарт оказания услуги, соответствует требованиям Федерального закона №210-ФЗ.
Согласно п.1 ч.8 ст.213 КАС РФ при разрешении административных споров об оспаривании нормативных правовых актов обязательному выяснению подлежат обстоятельства не только того, является ли заявитель субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, но и нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца в результате принятия такого акта.
Как указано выше, 01.09.2022 Общество получило («на руки») письмо Министерства от 17.08.2022 о принятом решении о проведении аукциона, тем самым, государственная услуга была оказана, результат ее оказания получен заявителем.
Доводы административного истца о том, что письмом от 17.08.2022 Общество было уведомлено о получении в дальнейшем информации об проведении аукциона, в связи с чем ожидало такого информирования, при этом получило соответствующее письмо после проведения аукциона, судом отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении административным ответчиком положений оспариваемого нормативного правового акта. Указанное не охватывается предоставленной государственной услугой по рассмотрению заявления Общества от 12.10.2021.
Общество, осуществляя на свой страх и риск предпринимательскую деятельность, должно осознавать правовые последствия своего поведения.
Следует отметить, что действующее законодательство, в том числе, Федеральный закон №210-ФЗ не возлагает на административного ответчика дополнительные обязанности по извещению административного истца по порядку и организации проведения аукциона.
Как указано выше, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка установлен ст.ст. 39.11-39.13 Земельного кодекса РФ. Для участия в аукционе необходимо, в том числе, подать соответствующую заявку.
Заявление о проведении аукциона (в настоящем случае, заявление Общества от 12.10.2021) не может рассматриваться в качестве заявки на участие в аукционе.
Оценивая представленные доказательства по правилам ст.84 КАС РФ. суд приходит к выводу, что указание в бланке заявления – Приложении №1 к Административному регламенту), на возможность получения результатов рассмотрения заявления на руки не противоречит п.2 абз.1 ст. 5, п.2 ч. 1 ст. 6, п. 3 ч. 2 ст. 12, п. 4 ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 210-ФЗ и какой-либо неопределенности не содержит. Оспариваемый в части нормативный правовой акт прав и законных интересов Общества не нарушает, в обозначенном истцом конкретном случае способ получения результата рассмотрения заявления о проведении аукциона был определен выбором заявителя, результат оказания услуги им получен выбранным способом, дальнейшая процедура участия в торгах определяется порядком проведения торгов.
По указанным основаниям в соответствии с п.2 ч.2 ст.215 КАС РФ в иске Обществу суд отказывает.
Руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Лесстройэкспорт» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н.Е. Иванова
Мотивированное решение изготовлено 31.10.2023