ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-744/19 от 17.10.2019 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-744/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Буланкова Р.В.,

при секретаре Новоселовой Н.П.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании 17 октября 2019 года в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением к Правительству Пермского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером **440, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: детские площадки с элементами озеленения, зеленые насаждения, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, общей площадью 5231 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 23708000рублей по состоянию на 9 июня 2016 года, и земельного участка с кадастровым номером **441, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: детские площадки с элементами озеленения, зеленые насаждения, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, общей площадью 5625 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 25494000 рублей по состоянию на 9 июня 2016 года.

В обоснование заявленных требований указано, что истец является собственником указанных земельных участков. Кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, что нарушает законные интересы истца, влечет увеличение налоговых обязательств по уплате земельного налога.

Административный истец ФИО2 извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в иске.

Административные ответчики Правительство Пермского края, ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд представителя не направили, отзывы представлены в письменном виде.

Исследовав доводы административного искового заявления, письменные доказательства, заслушав представителя административного истца, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ) отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются названным Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Федеральным законом порядке.

Пунктами 1 и 4 части 5 статьи 13 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ установлено, что в кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 3 названной нормы в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Федеральным законом от 22 июля 2010 года № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты в Российской Федерации», вступившим в силу со дня его официального опубликования 26 июля 2010 года, были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в Закон была включена глава III.1 «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

Согласно статье 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Из положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2014 года № 1555-О следует, что установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости – кадастровой стоимости, определенной методами массовой оценки. Установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости может быть осуществлено в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или в соответствии со статьей 24.19 указанного Федерального закона, но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Преимущество применения рыночной стоимости земельных участков, определяемой в силу пункта 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации по правилам законодательства об оценочной деятельности, состоит, в частности, в том, что ее устанавливают в отношении конкретных земельных участков, а это предполагает большую точность по сравнению с массовой оценкой.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО2 является собственником земельного участка с кадастровым номером **440, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: детские площадки с элементами озеленения, зеленые насаждения, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, общей площадью 5 231 кв.м., расположенного по адресу: ****, и земельного участка с кадастровым номером **441, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: детские площадки с элементами озеленения, зеленые насаждения, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, общей площадью 5 625 кв.м., расположенного по адресу: ****, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером **440 определена в размере 37126080,92 рублей по состоянию на 9 июня 2016 года, земельного участка с кадастровым номером **441 – в размере 39922425рублей по состоянию на 9 июня 2016 года.

Из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 Налогового кодекса Российской Федерации).

ФИО2, являясь собственником земельного участка, вправе поставить вопрос об оспаривании кадастровой стоимости указанного земельного участка.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации изложенным в пункте 12 постановления от 30 июня 2015 года № 28 необходимо учитывать, что объектами оценки при определении кадастровой стоимости являются объекты недвижимости, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости. При проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности). При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).

Государственная кадастровая оценка земельных участков, собственником которых является ФИО2, определена актами ФГБУ «ФКП Управления Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю от 9 июня 2016 года.

Административным истцом представлен в суд отчет об оценке №1/2542-2-19 от 14 июня 2019 года об определении рыночной стоимости земельного участка, составленный ООО «Западно-Уральский институт экспертизы оценки и аудита» (Институт экспертизы INEX»).

В соответствии с отчетом рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **440 составляет 23708000 рублей, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером **441 составляет 25 494 000 рублей.

Оценщик В., проводивший оценку, включен в реестр членов Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков». Гражданская ответственность оценщика при осуществлении оценочной деятельности застрахована.

Представленный отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе Федеральному закону от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», федеральным стандартам оценки (ФСО № 1, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года №297, ФСО № 2, утвержденного приказом Минэкономразвития России от20мая2015года № 298, ФСО № 3, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 года № 299, ФСО № 4, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года № 508, ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от25сентября2014года № 611).

Описание объекта оценки дает однозначное представление о нем. В отчете присутствует описание последовательности определения стоимости объекта оценки, выбор примененных оценщиком подхода и методов оценки. Как следует из отчета, при оценке земельного участка оценщик применил сравнительный подход, в рамках которого использовал метод сравнения продаж по объектам-аналогам (по элементам сравнения местоположение, площадь, дата предложения, разрешенное использование). Мотивы, по которым оценщик не применил затратный и доходный подходы, подробно изложены в отчете.

В качестве объектов сравнения использованы данные о сделках, о предложениях купли-продажи на четыре земельных участка, расположенных в Пермском крае, информация о которых получена из данных архива бесплатных объявлений https://ruads.org/. Источники информации приложены к отчету. При этом в качестве объектов-аналогов оценщик выбрал земельные участки, которые существенно не отличаются от оцениваемого земельного участка.

Согласно отчету об оценке аналоги сопоставимы по своим основным экономическим, техническим и другим характеристикам с объектом оценки. По ценообразующим характеристикам аналогов, имеющим отличия от объекта оценки, оценщиком применены корректировки (по площади, по местоположению, по дате предложения и на торг).

Суд считает, что при подготовке отчета использована информация, отвечающая требованиям достаточности и достоверности.

Статьей 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Проверив и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что доказательств недостоверности величины рыночной стоимости объекта оценки, занижения рыночной стоимости объекта или несоответствия представленного истцом отчета требованиям закона, установленных в соответствии с действующим законодательством или в судебном порядке, ответчиками не представлено.

Доводы, изложенные в представленных письменных отзывах административными ответчиками, позицию административного истца и представленные им документы не опровергают.

С учетом изложенного, заявленное ФИО2 требование подлежит удовлетворению, кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **440, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: детские площадки с элементами озеленения, зеленые насаждения, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, общей площадью 5 231 кв.м., расположенного по адресу: ****, следует установить равной его рыночной стоимости на основании отчета об оценке № 1/2542-2-19 от 14 июня 2019 года в размере 23708000 рублей по состоянию на 9 июня 2016 года; кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером **441, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: детские площадки с элементами озеленения, зеленые насаждения, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, общей площадью 5 625 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 25494 000 рублей.

Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения необходимо указывать дату подачи соответствующего заявления.

Датой подачи заявления считается дата обращения в суд.

Материалами дела подтверждаются обстоятельства обращения ФИО2 в суд 21 августа 2019 года, в связи с чем датой подачи административным истцом заявления об установлении кадастровой стоимости является дата обращения в суд (21 августа 2019 года) с целью определения даты, с которой подлежит применению установленная судом кадастровая стоимость земельного участка.

Руководствуясь статьями 175 – 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО2 удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельных участков:

- с кадастровым номером **440, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: детские площадки с элементами озеленения, зеленые насаждения, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, общей площадью 5231 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 23708 000 рублей по состоянию на 9 июня 2016 года;

- с кадастровым номером **441, категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: детские площадки с элементами озеленения, зеленые насаждения, для иных видов использования, характерных для населенных пунктов, общей площадью 5625 кв.м., расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости в размере 25 494 000 рублей по состоянию на 9 июня 2016 года.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 21 августа 2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Пермский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме – 17 октября 2019 года.

Решение не вступило в законную силу.

Судья /подпись/