Дело №3а-747/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Оренбург 11 декабря 2023 года
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Кучаева Р.Р.,
при секретаре Лоблевской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гельфман Ирины Константиновны к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области» в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, государственному бюджетному учреждению «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об оспаривании решения и установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной,
установил:
Гельфман И.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» от 22 июня 2023 года №, а также установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № в размере рыночной стоимости.
При этом ссылается на то, что установленная кадастровая стоимость объекта недвижимости значительно превышает рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке, а административным ответчиком необоснованно отказано в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной.
Данное обстоятельство нарушает права и законные интересы истца, поскольку влечет увеличение размера налогового обязательства.
Решением ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» от 22 июня 2023 года № отказано в установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № в размере 8 026 000 рублей на основании представленного отчета № 20/1 от 22 мая 2023 года.
Полагая, что указанный отказ нарушает права и интересы административного истца, просит суд признать незаконным решение ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» от 22 июня 2023 года №, установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 20 февраля 2023 года в размере 8 026 000 рублей.
Представитель административного истца Дякина А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что с заключением проведенной по делу судебной экспертизы согласна, в связи с чем уточнила исковые требования, просила установить кадастровую стоимость нежилого помещения в размере 9 723 000 рублей по состоянию на дату оценки.
Представитель административного ответчика ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» Прихненко Л.В. просила отказать в признании незаконным решения ответчика об отказе в установлении кадастровой стоимости в размере рыночной на основании отчета об оценке. В разрешении требования об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере рыночной полагалась на усмотрение суда.
Иные участвующие в деле лица в судебном заседании участия не принимали, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
На основании части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, принимая во внимание представленные отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что Гельфман И.К. является собственников нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: Российская Федерация, (адрес) что подтверждается выпиской из ЕГРН об объекте недвижимости.
Поскольку кадастровая стоимость служит налоговой базой при расчете налога на имущество физических лиц, административный истец обладает правом на оспаривание кадастровой стоимости нежилого помещения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 16 января 2023 г. кадастровая стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 1 января 2022 г. составляет 75 019 769,48 рубля.
Оспаривая установленную в отношении нежилого помещения кадастровую стоимость, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Порядок определения результатов кадастровой стоимости регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Федеральный закон № 237-ФЗ и введен новый механизм установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ, постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2022 года № 1514-пп «О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к применению на территории Оренбургской области положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, дата перехода -1 января 2023 года.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2016 года № 683-п государственные полномочия в сфере государственной кадастровой оценке возложены на государственное бюджетное учреждение «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области», в том числе по определению кадастровой стоимости, оказанию услуг по рассмотрению заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости.
В соответствии с положениями статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей) (часть 1).
Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета (часть 2).
К заявлению об установлении рыночной стоимости должны быть приложены отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого устанавливается в размере рыночной стоимости, составленный на электронном носителе в форме электронного документа, и доверенность, удостоверенная в соответствии с законодательством Российской Федерации, если заявление подается представителем заявителя (часть 5).
Заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (часть 7).
Бюджетное учреждение вправе принять следующие решения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости: об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости; об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными или иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости такого объекта недвижимости, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета об оценке рыночной стоимости такого объекта недвижимости (далее - решение об отказе в установлении рыночной стоимости (часть 11).
В случае принятия решения об отказе в установлении рыночной стоимости в таком решении должны быть приведены все выявленные в ходе рассмотрения заявления об установлении рыночной стоимости причины, предусмотренные пунктом 2 части 11 настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения (часть 12).
26 мая 2023 года Гельфман И.К. в соответствии с частями 3 и 5 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ обратилась в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения с кадастровым номером № в размере его рыночной стоимости, предоставив отчет № 20/1 от 22 мая 2023 года об оценке рыночной стоимости нежилого помещения, выполненный оценщиком ООО «***» ФИО9, в котором рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 20 февраля 2023 года определена в размере в размере 8 026 000 рублей.
Решением ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» от 22 июня 2023 года № года отказано в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости на основании представленного отчета.
Согласно решению ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» отчет вводит пользователей в заблуждение, допускает неоднозначное толкование ряда полученных выводов и результатов в связи с использованием неполных и (или) недостоверных сведений, расчетными и иными ошибками, повлиявшими на итоговый результат определения рыночной стоимости, отсутствием в отчете существенной информации, использованной при определении стоимости объекта оценки и (или) ее подтверждения, нарушением требований законодательства об оценочной деятельности при составлении отчета.
В ходе рассмотрения дела определением Оренбургского областного суда от 25 сентября 2023 года была назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ФИО10
На разрешение эксперта поставлены вопросы:
1. Соответствует ли отчет № 20/1 от 22 мая 2023 года об определении рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности?
2. Правильно ли определена в отчете об оценке № 20/1 от 22 мая 2023 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), по состоянию на 20 февраля 2023 года в размере 8 026 000 рублей и какова действительная рыночная стоимость вышеуказанного нежилого здания по состоянию на 20 февраля 2023 года?
Согласно заключению эксперта ФИО11 № 2241С/23 от 30 октября 2023 года:
- отчет № 20/1 от 22 мая 2023 года об определении рыночной стоимости нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, не соответствует;
- в отчете об оценке № 20/1 от 22 мая 2023 года рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 20 февраля 2023 года в размере 8 026 000 рублей определена неправильно. Действительная рыночная стоимость названного земельного участка по состоянию на 20 февраля 2023 года составляет 9 723 000 рублей.
Оценив экспертное заключение об оценке рыночной стоимости нежилого помещения по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и отдает предпочтение данному заключению перед отчетом об оценке, поскольку представленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости нежилого помещения не соответствуют требованиям законодательства об оценочной деятельности, о чем указано в описательной части заключения судебной экспертизы, и суд с этими выводами соглашается.
У суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов судебной экспертизы. Эксперт, проводивший экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.
Заключение эксперта мотивировано, выводы ясны и непротиворечивы, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами. Заключение эксперта соответствует требованиям, предусмотренным законодательством об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности. Сторонами выводы эксперта не оспорены.
Руководствуясь статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, положениями законодательства об оценочной деятельности, суд признает заключение судебной экспертизы надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью допущенные оценщиком в отчете об оценке нарушения законодательства об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, повлиявшие на итоговую стоимость объекта оценки, а также размер рыночной стоимости нежилого помещения.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения административных исковых требований в части признания незаконным решения ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» от 22 июня 2023 года № об отказе в установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере рыночной стоимости, поскольку судебным экспертом установлено, что в отчете об оценке содержатся нарушения требований законодательства в области оценочной деятельности.
Таким образом, при рассмотрении заявления административного истца у ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» имелись предусмотренные законом основания для отказа в установлении кадастровой стоимости нежилого помещения в размере его рыночной стоимости, определённой отчётом оценщика.
Поскольку оспариваемые решения ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» соответствуют нормативным правовым актам, прав и законных интересов административного истца не нарушает, оснований для признания его незаконным не имеется.
В соответствии с частью 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Учитывая, что доказательств, опровергающих приведённую в заключении судебной экспертизы величину рыночной стоимости нежилого помещения, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено, суд находит требования административного истца об установлении кадастровой стоимости в отношении нежилого помещения с кадастровым номером № по состоянию на 20 февраля 2023 года в размере 9 723 000 рублей, определенной в заключении судебной экспертизы, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Поскольку административный истец обратился в ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости 26 мая 2023 года, датой подачи заявления следует считать 26 мая 2023 2023 года.
В силу пункта 5 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, вступившие в законную силу судебные акты.
Таким образом, установление судом рыночной стоимости нежилого помещения является основанием для органа регистрации права внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Гельфман Ирины Константиновны об установлении кадастровой стоимости нежилого здания в размере рыночной – удовлетворить частично.
Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу: (адрес), по состоянию на 20 февраля 2023 года в размере 9 723 000 рублей.
Датой подачи заявления считать 26 мая 2023 г.
В удовлетворении исковых требований Гельфман Ирины Константиновны о признании незаконным решения ГБУ «Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области» от 22 июня 2023 года № отказать.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда Р.Р. Кучаев
Мотивированное решение составлено 18 декабря 2023 года.
Судья Р.Р. Кучаев