ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-748/17 от 16.10.2017 Московского областного суда (Московская область)

Дело <данные изъяты>а-748/17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<данные изъяты>

Московский областной суд в составе:

председательствующего судьи Елизаровой М.Ю.

при секретаре Коньшиной А.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Лига деятелей культуры и спорта» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Лига деятелей культуры и спорта» обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровыми номерами 50:04:0150402:26, 50:04:0150402:5, 50:04:0150402:27, 50:04:0150402:3, 50:04:0150402:213, 50:04:0150402:24, 50:04:0150402:25, 50:04:0150402:128, 50:04:0150402:129, 50:04:0150402:130, 50:04:0150402:131, 50:04:0150402:132, 50:04:0150402:133, расположенных в <данные изъяты>.

В обоснование требований истец ссылается на то, что кадастровая стоимость участков значительно превышает их рыночную стоимость, что нарушает права истца на уплату справедливо установленных налогов. В качестве доказательства размера рыночной стоимости представляет отчет <данные изъяты> от об оценке подготовленный оценщиком ЗАО «ИНТЕРПРОМТЭКПРОЕКТ ИНЖИНИРИНГ», по состоянию даты определения кадастровой стоимости.

Представителем административного истца в ходе рассмотрения дела требования уточнены в части размера установления кадастровой стоимости на основании результатов проведенной по делу экспертизы ООО «ИОЛА. Объективная оценка», просила установить кадастровую стоимость объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, а именно участка с кадастровым номером 50:04:0150402:26 в размере 56 230 358.00 рублей, 50:04:0150402:5 в размере 43 032 539.00 рублей, 50:04:0150402:27 в размере 768 793.00 рублей, 50:04:0150402:3 в размере 15 716 264.00 рублей, 50:04:0150402:213 в размере 31 450 961.00 рублей, 50:04:0150402:24 в размере 2 137 243.00 рублей, 50:04:0150402:25 в размере 4 689 633.00 рублей, 50:04:0150402:128 в размере 13 952 105.00 рублей, 50:04:0150402:129 в размере 14 890 490.00 рублей, 50:04:0150402:130 в размере 68 697 983.00 рублей, 50:04:0150402:131 в размере 11 301 521.00 рублей, 50:04:0150402:132 в размере 8 115 524.00 рублей, 50:04:0150402:133 в размере 148 828 507.00 рублей.

Представитель Министерства имущественных отношений МО ФИО1 не возражал против заявленных требований и указал, что установление кадастровой стоимости объектов истца в размере рыночной стоимости является правом административного истца, поэтому установление кадастровой стоимости объекта в размере рыночной стоимости определенной в экспертном заключении, будет направлено на установление экономически обоснованной базы по налогам.

От администрации Дмитровского муниципального района <данные изъяты> поступил отзыв на административное исковое заявление, в котором просили отказать в удовлетворении требований.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <данные изъяты>, Министерство экологии природопользования <данные изъяты> в суд представителей не направили. Извещены.

Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, в связи, с чем на основании статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, находит требования подлежащими удовлетворению частично исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, административному истцу на праве собственности принадлежат земельные участки категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, с кадастровыми номерами 50:04:0150402:26, 50:04:0150402:5, 50:04:0150402:27, 50:04:0150402:3, 50:04:0150402:213, 50:04:0150402:24, 50:04:0150402:25, 50:04:0150402:128, 50:04:0150402:129, 50:04:0150402:130, 50:04:0150402:131, 50:04:0150402:132, 50:04:0150402:133, расположенные в <данные изъяты>.

Право собственности зарегистрировано в Управлении Федеральной регистрационной службы по МО.

Распоряжением Министерства экологии и природопользования <данные изъяты><данные изъяты>-РМ от <данные изъяты> утверждены результаты очередной кадастровой оценки земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий и объектов на территории <данные изъяты>, проведенной по состоянию на <данные изъяты>. Перечень земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке земель формировался по состоянию на <данные изъяты>.

Из справок о кадастровой стоимости земельных участков, определена следующая кадастровая стоимость участков:

Кадастровый номер

Дата оценки

Кадастровая стоимость

С целью установления рыночной стоимости участка административным истцом представлен отчет <данные изъяты> подготовленный оценщиком ЗАО «ИНТЕРПРОМТЭКПРОЕКТ ИНЖИНИРИНГ», согласно которого рыночная стоимость участков по состоянию на даты кадастровой оценки определена:

Кадастровый номер

Дата оценки

Рыночная стоимость

Пункт 3 статьи 36 Конституции Российской Федерации гласит, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Согласно статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 136-ФЗ (далее – ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 57 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации от <данные изъяты> N 117-ФЗ (далее НК РФ) лица, обладающие земельными участками на праве собственности, признаются плательщиками земельного налога.

Согласно статьи 390 НК РФ, налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Понятие кадастровой стоимости закреплено в пункте 3 Федерального стандарта оценки «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости (ФСО <данные изъяты>)». Под кадастровой стоимостью понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

В силу пункта 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, нормами федерального законодательства предусмотрена возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, как в результате проведения государственной кадастровой оценки, так и путем установления его кадастровой стоимости равной рыночной стоимости, определенной индивидуально для этого земельного участка.

Удовлетворяя заявленные требования суд, учитывает, что правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам определены Федеральным законом от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности).

Статьей 24.18 поименованного Закона за физическими юридическими лицами закреплено право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть определена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

При этом под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (ст. 3 Закона об оценочной деятельности).

Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта (далее - отчет).

Итоговая величина рыночной стоимости, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное (ст. 12 Закона об оценочной деятельности).

В целях проверки отчета проводится экспертиза, результатом которой является положительное или отрицательное экспертное заключение, подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков. Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения устанавливаются федеральным стандартом оценки (ст. 17.1 Закона об оценочной деятельности).

В соответствии с положениями ст. 24.18 и 24.20 Закона об оценочной деятельности установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является основанием для пересмотра результатов определения кадастровой оценки. Сведения об изменении кадастровой оценки на основании решения суда подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с п. 11 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от <данные изъяты> N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

По мысли федерального законодателя, как это следует из положений статьи 11 Федерального закона от <данные изъяты> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение, что диктует необходимость указания в отчете сведений, имеющих существенно важное значение для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете, в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки.

В ходе рассмотрения дела Министерством имущественных отношений <данные изъяты> представлены письменные объяснения согласно которых министерством проанализирован представленный административным истцом отчет об определении рыночной стоимости участков на предмет соответствия его нормам законодательства, регулирующим оценочную деятельность, и выявлены нарушения, повлиявшие на итоговую величину установленной в отчете рыночной стоимости объектов, поэтому полагал, что данная стоимость не может быть установлена в качестве новой кадастровой стоимости.

На аналогичные замечания, указывающие на допущение оценщиком при составлении отчета Федеральных стандартов об оценке, указала в своем решении Комиссия. Величина отличия кадастровой стоимости от определенной в отчете рыночной стоимости в среднем составила 74,1%.

Судом в ходе рассмотрения дела, по ходатайству представителя административного истца, назначена судебная оценочная экспертиза, направленная, в том числе на проверку отчета. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «ИОЛА. Объективная оценка» ФИО2.

Судом получено заключение эксперта №СЭ-202/2017 от <данные изъяты>, в котором эксперт пришел к выводу, что отчет <данные изъяты> подготовленный оценщиком ЗАО «ИНТЕРПРОМТЭКПРОЕКТ ИНЖИНИРИНГ», не соответствует законодательству об оценочной деятельности, определенная в нем рыночная стоимость не отражает действительную рыночную стоимость участка. Экспертом определена рыночная стоимость объектов по состоянию на даты кадастровой оценки, а именно участка с кадастровым номером 50:04:0150402:26 в размере 56 230 358.00 рублей, 50:04:0150402:5 в размере 43 032 539.00 рублей, 50:04:0150402:27 в размере 768 793.00 рублей, 50:04:0150402:3 в размере 15 716 264.00 рублей, 50:04:0150402:213 в размере 31 450 961.00 рублей, 50:04:0150402:24 в размере 2 137 243.00 рублей, 50:04:0150402:25 в размере 4 689 633.00 рублей, 50:04:0150402:128 в размере 13 952 105.00 рублей, 50:04:0150402:129 в размере 14 890 490.00 рублей, 50:04:0150402:130 в размере 68 697 983.00 рублей, 50:04:0150402:131 в размере 11 301 521.00 рублей, 50:04:0150402:132 в размере 8 115 524.00 рублей, 50:04:0150402:133 в размере 148 828 507.00 рублей.

Данное заключение сторонами не оспаривалось, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы. Экспертное заключение понятно по своему содержанию, составлено в доступной форме изложения и не содержит суждений, позволяющих иначе переоценить выводы эксперта. При проведении исследования эксперт руководствовался Законом об оценочной деятельности и федеральными стандартами оценки.

Экспертное заключение составлено в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к отчету об оценке объекта недвижимости.

С учетом положений статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд приходит к выводу, что указанная в заключение эксперта ООО «ИОЛА. Объективная оценка» ФИО2 итоговая величина рыночной стоимости земельных участков является достоверной и подлежит установлению в качестве новой кадастровой стоимости.

В судебном заседании не установлено обстоятельств, указывающих на то, что рыночная стоимость земельного участка не соответствует сложившемуся рынку цен на дату установления кадастровой стоимости участка.

Ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы лица, участвующие в деле, не заявляли, а поводы для ее назначения по инициативе суда отсутствуют.

Правила статьи 24.20 Федерального закона от <данные изъяты> N 135-ФЗ предусматривают, что сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Поскольку датой обращения административного истца с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> является <данные изъяты>, следовательно, установленная настоящим решением суда кадастровая стоимость участков для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, применяется с <данные изъяты>, до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости данного участков, утвержденной при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании настоящего решения суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180,249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

административные исковые заявление общества с ограниченной ответственностью «Лига деятелей культуры и спорта» об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с рыночной стоимостью – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: спорт, площадью 79 244,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:26, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 56 230 358.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: спорт, площадью 56 440,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:5, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 43 032 539.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: спорт, площадью 1 000,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:27, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 768 793.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: спорт, площадью 18 614,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:3, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 15 716 264.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: спорт, площадью 44 000,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:213, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 31 450 961.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: спорт, площадью 2 780,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:24, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 2 137 243.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: спорт, площадью 6 100,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:25, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 4 689 633.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: гостиничное обслуживание, площадью 19 855,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:128, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 13 952 105.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: гостиничное обслуживание, площадью 18 920,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:129, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 14 890 490.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: спорт, площадью 98 100,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:130, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 68 697 983.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: гостиничное обслуживание, площадью 16 083,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:131, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 11 301 521.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: гостиничное обслуживание, площадью 9 565,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:132, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 8 115 524.00 рублей;

земельного участка категория земель земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование: гостиничное обслуживание, площадью 222 549,00 кВ.м., с кадастровым номером 50:04:0150402:133, расположенного по адресу: <данные изъяты>, ФИО3 с/о, д. Курово по состоянию на <данные изъяты> в размере равном рыночной стоимости 148 828 507.00 рублей;

Сведения о кадастровой стоимости установленной решением суда применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с <данные изъяты>.

Датой подачи заявления в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по <данные изъяты> о пересмотре их кадастровой стоимости считать <данные изъяты>.

Решение суда является основанием для внесения в единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Ю. Елизарова