ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-748/2016 от 09.09.2016 Московского областного суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

09 сентября 2016 года г. Красногорск

Московская область

Московский областной суд в составе:

председательствующего – судьи Найденовой Л.А.,

при секретаре Горохове С.Б.,

с участием прокурора Козловой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №3а-748/16 по административным исковым заявлениям Козина В. Н., Кобаля А. М., Жилиной С. В. об оспаривании решений избирательных комиссий о регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Секирина Е. И.,

установил:

Постановлением Московской областной Думы от 16 июня 2016 года №33/170-П на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Московской областной Думы. Постановление официально опубликовано в газете «Ежедневные Новости. Подмосковье» от 17 июня 2016 года № 108.

Решением окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 12 августа 2016 года №53/22 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Секирина Е. И., выдвинутого в порядке самовыдвижения» Секирину Е.И. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы.

Указанное решение окружной избирательной комиссии обжаловано Секириным Е.И. в Избирательную комиссию Московской области, которая, удовлетворив поступившую в ее адрес жалобу, решением от 16 августа 2016 года №283/3895-5 решение окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 12 августа 2016 года №53/22 отменила, обязав названную окружную избирательную комиссию не позднее 17 августа 2016 года принять решение о регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Секирина Е.И., выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Решением окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 17 августа 2016 года №57/24 «О регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу № 14 Секирина Е. И., выдвинутого в порядке самовыдвижения» Секирин Е.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14.

Зарегистрированный кандидат в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Козин В.В. 25 августа 2016 года обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлениям об отмене решения Окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 17 августа 2016 года №57/24. Административное исковое заявление принято к производству Московского областного суда, по нему возбуждено административное дело №3а-748/16.

Зарегистрированный кандидат в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Кобаль А.М. 26 августа 2016 года обратился в Московский областной суд с административным исковым заявлениям об отмене решения Избирательной комиссии Московской области от 16 августа 2016 года №283/3895-5 и решения Окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 17 августа 2016 года №57/24. Административное исковое заявление принято к производству Московского областного суда, по нему возбуждено административное дело №3а-749/16.

Зарегистрированный кандидат в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Жилина С.В. 29 августа 2016 года обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлениям об отмене решения Избирательной комиссии Московской области от 16 августа 2016 года №283/3895-5 и решения Окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 17 августа 2016 года №57/24. Административное исковое заявление принято к производству Московского областного суда, по нему возбуждено административное дело №3а-755/16.

Определениями от 29 августа 2016 года и от 01 сентября 2016 года указанные административные дела объединены в одно производство под №3а-748/16.

В обоснование заявленных требований Козин В.В., Кобаль А.М. и Жилина С.В. ссылались на то, что представленное Секириным Е.И. в окружную избирательную комиссию количество собранных в его поддержку подписей избирателей недостаточно для регистрации в качестве кандидата в депутаты.

Козин В.В. указывал также на то, что предоставленные Секириным Е.И. в окружную избирательную комиссию документы не соответствуют требованиям законодательства о выборах, а именно: копия паспорта и копия диплома не заверены кандидатом, а вместо пенсионного удостоверения, которое, по мнению административного истца, является единственным документом, подтверждающим статус кандидата как пенсионера, представлена справка о том, что он является пенсионером Министерства обороны Российской Федерации.

Кобалем А.М. и Жилиной С.В. заявлены также требования об отмене - как незаконного - решения Избирательной комиссии Московской области от 16 августа 2016 года №283/3895-5 «От жалобе Секирина Е. И.» поскольку, по их мнению, решение окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 12 августа 2016 года №53/22 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Секирина Евгения Игоревича, выдвинутого в порядке самовыдвижения» не подлежало отмене.

Административные истцы полагают, что оспариваемые ими решения избирательных комиссий нарушают принцип равенства кандидатов.

Административные истцы Козин В.Н., Кобаль А.М., Жилина С.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, направили в суд своих представителей по доверенности с полным объемом полномочий, на личном участии в деле не настаивали.

Представитель Козина В.Н. – Давыдов С.О, представитель Кобаля А.М. – Наумова Е.В., представитель Жилиной С.В. – Крылышкина В.Г. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в административных исковых заявлениях, просили их удовлетворить.

Представитель Избирательной комиссии Московской области Селекзянов О.М. требования Кобаля А.М. и Жилиной С.В. об отмене решения Избирательной комиссии Московской области от 16 августа 2016 года №283/3895-5 не признал, считал их необоснованными, указал также на то, что Жилиной С.В. пропущен срок для обращения в суд с данными требованиями. Удовлетворение требований об отмене решения окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 17 августа 2016 года полагал на усмотрение суда.

Представители окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 Мариин С.С., Осипов В.А., Огиевская А.В. удовлетворение требований административных истцов полагали на усмотрение суда.

Представитель Секирина Е.И. – Паланто В.Ю. считал заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, просил в удовлетворении административных исков отказать.

Выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора Козловой О.А., полагавшей отказать у удовлетворении требований об отмене решения Избирательной комиссии Московской области от 16 августа 2016 года №283/3895-5 и удовлетворить требования об отмене решения окружной избирательной комиссии по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 от 17 августа 2016 года №57/24, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3 часть 3); граждане Российской Федерации участвуют в управлении делами как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32 части 1 и 2); названные права в Российской Федерации как демократическом правовом государстве признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права на основе конституционных принципов равенства всех перед законом и судом, равноправия (статья 1 часть 1, статья 2, статья 17 часть 1, статья 19 части 1 и 2).

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом Российской Федерации от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №67-ФЗ), который имеет прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (п.1, п. 2, п. 3 Федерального закона №67-ФЗ).

Порядок организации и проведения выборов депутатов Московской областной Думы регламентирован законом Московской области от 06 июня 2011 года № 79/2011-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы» (далее - Закон МО №79/2011-ОЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии (п. 5 статьи 75 Федерального закона №67-ФЗ).

В силу пункта 6 статьи 75 Федерального закона решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участи в референдуме, могут быть обжалованы в непосредственно вышестоящую комиссию, которая обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

а) оставить жалобу без удовлетворения;

б) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие) и принять решение по существу;

в) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Положениями статей 33, 34, 37 и 38 Федерального закона N 67-ФЗ урегулирован порядок выдвижения и регистрации кандидатов, в том числе сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата и представления избирательных документов для регистрации кандидата.

В силу пункта 1 статьи 35.1 Федерального закона №67-ФЗ - поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, является необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований является –

Согласно пунктам 1, 1.2, 8 статьи 37 Федерального закона №67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. На выборах депутатов органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа. Форма подписного листа и порядок заполнения и заверения подписных листов, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются федеральным законом.

Количество предоставляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения сбора подписей избирателей (пункты 2, 3 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ). По окончании процедуры проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми (пункт 7 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ).

Согласно пункту 5 статьи 28 Закона МО №79/2011-ОЗ проверке подлежат все подписи избирателей, представленные в окружную избирательную комиссию для регистрации, и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в представленных подписных листах. О времени проведения проверки подписных листов должны извещаться кандидаты, уполномоченные представители всех избирательных объединений, представивших в окружную избирательную комиссию необходимое количество подписей. По результатам проверки подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной.

Для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей окружная избирательная комиссия может образовывать рабочую группу из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Письменные заключения экспертов, изложенные отдельно и (или) в ведомостях проверки подписных листов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей (пункт 4 статьи 28 Закона МО №79/2011-ОЗ).

Основания для признания подписей недействительными указаны в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ, в части 9 статьи 28 Закона МО №79/2011-ОЗ.

Согласно части 12 статьи 28 Закона МО №79/2011-ОЗ если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных в процессе проверки, составит 10 и более процентов от общего количества подписей избирателей, представленных в соответствии с частью 2 статьи 27 настоящего Закона, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и кандидат, единый список кандидатов не регистрируются.

Частью 13 статьи 28 Закона МО №79/2011-ОЗ установлено, что копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания окружной избирательной комиссии, Избирательной комиссии Московской области, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, единого списка кандидатов.

Положения пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ устанавливают основания к отказу в регистрации кандидата, среди которых выделяют:

- выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом, в том случае, если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей (подпункт "г.1");

- недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).

Аналогичные положения об основаниях к отказу в регистрации кандидата содержатся в пунктах 8, 9, части 7 статьи 29 Закона МО №79/2011-ОЗ.

Пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Исследовав в судебном заседании представленные доказательства суд установил следующее.

Решением Избирательной комиссии Московской области от 09 июня 2016 года №256/3607-5 определено, что количество подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №18 необходимое для регистрации кандидата составляет 7001. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей не должно превышать 7701.

Как следует из материалов дела кандидатом Секириным Е.И. 02 августа 2016 года в окружную избирательную комиссию Ногинского одномандатного округа №14 сданы документы для выдвижения кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, в том числе копия паспорта кандидата на 11 листах; копия документа, подтверждающего указанные в заявлении о согласии баллотироваться кандидата сведения об образовании – на 1 листе; копия документа, подтверждающего сведения об основном месте работы, службы, занимаемой должности (роде занятий) – на 1 листе; представлены 7700 подписей избирателей в 8-ми папках (сшивках) на 1981 листе (л. д. 20, 20об., 21).

Подписные листы были проверены рабочей группой, заполнены ведомости проверки подписных листов, составлен итоговый протокол, который 09 августа 2016 года в 16 часов 40 минут был вручен Секирину Е.И. Согласно данному итоговому протоколу выявлено 612 недостоверных (недействительных) подписей, что составило 7,95 процента от общего количества проверенных подписей. Вопрос о регистрации Секирина Е.И. назначен на рассмотрение комиссии на 11 августа 2016 года, однако впоследствии с повестки дня был исключен в связи с направлением представленных Секириным Е.И. подписных листов на дополнительную проверку в ГУ МВД России «Ногинское».

12 августа 2016 года рабочей группой был повторно составлен итоговый протокол, согласно которому выявлена 841 недостоверная (недействительная) подпись, что составило 10,9 процента от общего количества проверенных подписей. Данный итоговый протокол от 12 августа 2016 года до начала заседания окружной избирательной комиссии Секирину Е.И. вручен не был.

Решением окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 12 августа 2016 года №53/22 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Секирина Евгения Игоревича, выдвинутого в порядке самовыдвижения» Секирину Е.И. отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы в связи с недостаточным количеством представленных подписей избирателей.

Не согласившись с указанным решением Секирин Е.И. обратился с жалобой в Избирательную комиссию Московской области.

По результатам проверки жалобы Секирина Е.И. Избирательная комиссия Московской области 16 августа 2016 года вынесла решение №283/3895-5, которым отменила решение окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 12 августа 2016 года №53/22, обязала окружную избирательную комиссию Ногинского одномандатного избирательного округа №14 не позднее 17 августа 2016 года принять решение о регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Секирина Е.И., выдвинутого в порядке самовыдвижения.

Решением окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 17 августа 2016 года №57/24 «О регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу № 14 Секирина Евгения Игоревича, выдвинутого в порядке самовыдвижения» Секирин Е.И. зарегистрирован кандидатом в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14.

Исследовав доводы административного истца Кобаля А.М. о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Московской области от 16 августа 2016 года №283/3895-5 «О жалобе Секирина Евгения Игоревича» суд не находит оснований для удовлетворения данных требований.

В обоснование требований об отмене оспариваемого решения ИКМО от 16 августа 2016 года Кобаль А.М. указывает на то, что Секириным Е.И. не представлено необходимое количество подписей избирателей, поэтому отсутствовали основания для отмены решения окружной избирательной комиссии от 12 августа 2016 года №53/22.

Между тем, из представленных суду текстов решения ИКМО от 16 августа 2016 года №283/3895-5 «О жалобе Секирина Евгения Игоревича» и протокола заседания рабочей группы ИКМО по рассмотрению жалоб (заявлений) в период подготовки и проведения выборов от 16 августа 2016 года усматривается, что ИКМО при проверке жалобы установлены грубые нарушения процедуры принятия окружной избирательной комиссией Ногинского избирательного округа №14 решения от 12 августа 2016 года №53/22 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому избирательному округу №14 Секирина Евгения Игоревича, выдвинутого в порядке самовыдвижения».

Так, при рассмотрении ИКМО жалобы Секирина Е.И. было установлено, что о дополнительной проверке и возможности присутствовать на ней кандидат Секирин Е.И. и его доверенное лицо не были извещены, повторно составленный в день заседания окружной избирательной комиссии, а именно 12 августа 2016 года итоговый протокол проверки подписных листов Секирину Е.И. или его доверенному лицу вручен не был, сама дополнительная проверка осуществлена не рабочей группой окружной избирательной комиссии, а одним лицом – экспертом отдела по ЭКО ГУ МВД России «Ногинское» ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области Шоновым Е.В. в помещении этой организации, куда были доставлены изъятые подписные листы кандидата в депутаты Секирина Е.И., в документах проверки инициалы Секирина Е.И. указаны неверно.

Допрошенный судом в качестве свидетеля Шонов Е.В. подтвердил обстоятельства проверки подписных листов Секирина Е.И., пояснил, что проверял подписные листы Секирина Е.И. на своем рабочем месте, на заседаниях рабочей группы не присутствовал.

Те же обстоятельства фактически подтвердили в судебном заседании и представители окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14.

Суд считает, что Избирательная комиссия Московской области обоснованно пришла к выводу о нарушении окружной избирательной комиссией Ногинского одномандатного избирательного округа №14 норм действующего законодательства и избирательных прав кандидата Секирина Е.И. при осуществлении проверки представленных им подписных листов в поддержку выдвижения его кандидатуры.

Решение Избирательной комиссии Московской области от 16 августа 2016 года №283/3895-5 «О жалобе Секирина Евгения Игоревича» принято в порядке, предусмотренном статьей 75 Федерального закона №67-ФЗ, в соответствии с подпунктом «в» пункта 6 указанной статьи.

Согласно положениям части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в такой регистрации может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. В силу части 7 той же статьи указанный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

В соответствии с частью 2 статьи 244 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении административного иска о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации в случаях, если пропущен срок обращения в суд и отсутствует возможность его восстановления или если суд установит, что оспариваемые решения, действие (бездействие) являются законными.

Учитывая изложенное суд полагает, что правовых оснований для удовлетворения административных исков Кобаля А.М. и Жилиной С.В., обратившейся в суд 29 августа 2016 года, о признании незаконным и отмене решения Избирательной комиссии Московской области от 16 августа 2016 года №283/3895-5 «О жалобе Секирина Евгения Игоревича» - не имеется.

Суд признает несостоятельными доводы административного истца Козина В.Н. о том, что оспариваемое им решение окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 17 августа 2016 года №57/24 подлежит отмене ввиду несоответствия поданных Секириным Е.И. документов: копии паспорта, копии диплома и справки военкомата – требованиям законодательства о выборах.

Бесспорно установлено, что 02 августа 2016 года Секириным Е.И. лично представлены в окружную избирательную комиссию документы для регистрации кандидатом в депутаты Московской областной Думы, в том числе представлены копия паспорта и копия диплома, при этом, как пояснил представитель комиссии в судебном заседании, Секириным Е.И. были предъявлены комиссии и соответствующие подлинные паспорт и диплом. Сомнений о соответствии представленных копий документов их оригиналам у комиссии не возникло.

Пункт 2.2 статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ не содержит положений о том, что приложенные к заявлению копии паспорта и документа об образовании должны быть заверены кандидатом. Кроме того, подпункт а) пункта 2.2 указанной статьи предусматривает возможность изготовления копии паспорта в избирательной комиссии в присутствии кандидата и заверение его подписью лица, принявшего заявление.

Требования к заверению кандидатом или уполномоченным представителем копии паспорта и копии документа, подтверждающего сведения об образовании, содержатся в п. 1) и п. 2) части 3.1 статьи 21 Закона МО №79/2011-ОЗ.

В силу положений части 3 статьи 28 Закона МО №79/2011-ОЗ избирательная комиссия обязана проверить соблюдение требований закона к оформлению документов, поданных для регистрации кандидата и, в случае обнаружения недостатков, не позднее чем за три дня до заседания комиссии, на котором должен решаться вопрос о регистрации кандидата, известить кандидата об имеющихся недостатках в оформлении документов.

В соответствии с положениями части 7 статьи 29 Закона МО №79/2011-ОЗ указанное административным истцом нарушение: отсутствие заверения кандидатом предоставленных копий паспорта и документа об образовании – не предусмотрено в качестве основания для отказа в регистрации кандидата.

Суд полагает несостоятельным и довод административного истца Козина В.Н. об обязанности представить пенсионное удостоверение.

Согласно п. 2 части 3.1 Закона МО №79/2011-ОЗ вместе с заявлением кандидатом предоставляются в том числе документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Установлено, что Секирин Е.И., являясь пенсионером Министерства обороны Российской Федерации, предоставил об этом соответствующую справку военкомата.

Доводы Козина В.Н. о том, что статус пенсионера может быть подтвержден только пенсионным удостоверением, не основан на законе.

При таких обстоятельствах указанные доводы административного истца Козина В.Н. не могут повлечь отмену решения окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного округа №14 от 17 августа 2016 года о регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы Секирина Е.И.

В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата (списка кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Проверив доводы административных истцов о том, что кандидатом Секириным Е.И. не представлено для регистрации в качестве кандидата необходимое количество подписей избирателей, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, суд пришел к выводу, что они нашли подтверждение в судебном заседании.

В соответствии с положениями пункта 7 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ и части 13 статьи 28 Закона МО №79/2011-ОЗ судом проведена повторная проверка подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Секирина Е.И., представленных им в комиссию для регистрации в качестве кандидата в депутаты Московской областной Думы. Проверка проводилась с привлечением специалистов – экспертов 2-го отдела ЭКЦ ГУ МВД России по Московской области Шишкиной Н.А., Борисовой Е.И., Алексеева М.А., которыми в Московском областном суде проведено почерковедческое исследование всех подписных листов, представленных Секириным Е.И. в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Московской областной Думы.

Указанными специалистами составлено в письменной форме заключение по проверке подписных листов от 08 сентября 2016 года №335, которое было исследовано в судебном заседании.

Оценивая данное заключение суд находит выводы специалистов непротиворечивыми, однозначно трактуемыми, достоверными.

При этом суд учитывает, что такая форма экспертного заключения не противоречит положениям пунктов 3-7 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ.

При исследовании доказательств в судебном заседании с участием прокурора, представителей административных истцов, представителей ИКМО, ОИК, представителя Секирина Е.И., специалиста – эксперта Алексеева М.А. обозревались подписные листы, содержащие подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата Секирина Е.И., исследовалось заключение специалистов, а также представленные Отделом по вопросам миграции Межмуниципального управления МВД России «Ногинское» сведения в отношении персональных данных избирателей, представленных в окружную избирательную комиссию для выдвижения кандидата Секирина Е.И.

В результате повторной проверки подписных листов в суде недействительными (недостоверными) были признаны 873 подписи избирателей, что составляет 11,43 процента от числа подписей, подлежащих проверке, то есть от числа всех представленных подписей.

В частности, недействительными признаны подписи, в которых даты внесения подписей проставлены не самими избирателями, подписи без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист; подписи, в которых - на основании официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации – в подписном листе указаны сведения, не соответствующие действительности, подписи без указания года рождения, подписи, в которых установлено наличие неоговоренных дописок и др.

При этом подписи, признанные недействительными по двум и более основаниям, учитывались только один раз.

Поскольку общее количество недействительных (недостоверных) подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата Секирина Е.И., составило более 10 процентов от количества представленных для проверки подписей избирателей, решение окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 17 августа 2016 года № 57/24 «О регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Секирина Евгения Игоревича, выдвинутого в порядке самовыдвижения» - подлежит отменекак принятое с нарушением требований избирательного законодательства.

Руководствуясь статьями 175-178, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Козина В. Н., Кобаля Андрея Михайловича и Жилиной Светланы Валентиновны об оспаривании решения Окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 17 августа 2017 года №57/24 «О регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Секирина Е. И., выдвинутого в порядке самовыдвижения» - удовлетворить.

Отменить решение Окружной избирательной комиссии Ногинского одномандатного избирательного округа №14 от 17 августа 2017 года №57/24 «О регистрации кандидата в депутаты Московской областной Думы по Ногинскому одномандатному избирательному округу №14 Секирина Е. И., выдвинутого в порядке самовыдвижения».

В части требований Кобаля А. М. и Жилиной Светланы Валентиновны об отмене решения Избирательной комиссии Московской области от 16 августа 2016 года №283/3895-5 «О жалобе Секирина Е. И.» - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения.

Судья Найденова Л.А.