Дело № 3а-74/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Курганский областной суд в составе:
председательствующего судьи Пшеничникова Д.В.
при секретаре Комлевой К.С.
с участием прокурора областной прокуратуры Половниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 6 июля 2018 года в г. Кургане Курганской области административное дело по административному иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 об оспаривании отдельных положений Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» и статьи 24-1 Закона Курганской области от 30 августа 2013г. № 50 (в редакции Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53) «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области»,
УСТАНОВИЛ:
действовавший до 1 сентября 2017г. Закон Курганской области от 07 сентября 2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» (далее также закон Курганской области № 75) устанавливал меры социальной поддержки для некоторых категорий лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, в том числе педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных учреждений в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения в полном объеме.
Иным категориям лиц - работникам культуры организаций культуры, медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, специалистам Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, руководителям и специалистам, занятым в государственной системе социальных служб, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставлялись в пределах установленных этим законом нормативов.
Вопросы предоставления мер социальной поддержки участников правоотношений в сфере образования на территории Курганской области также регулировались Законом Курганской области от 30 августа 2013г. № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области», ст. 20 которого, являясь бланкетной, предусматривала возможность установления иных (кроме закрепленных федеральным законодательством) мер социальной поддержки участников правоотношений в сфере образования законодательством Курганской области, в частности, законом Курганской области от 07 сентября 2005 г. № 75 и принимаемых во исполнение данного областного закона подзаконными актами.
Законом Курганской области от 28 июня 2017г. № 50 «О признании утратившими силу некоторых законов (положений законов) Курганской области», вступившим в силу с 1 сентября 2017 г., Закон Курганской области от 07 сентября 2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» со всеми внесенными в данный закон изменениями и дополнениями признан утратившим силу.
Одновременно, Законом Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» (далее также закон Курганской области № 53) внесены изменения и дополнения в Закон Курганской области от 30 августа 2013 г. № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» (далее также Закон Курганской области № 50).
В частности, закон Курганской области № 50 дополнен статьей 24-1, регулирующей вопросы о мерах социальной поддержки педагогических работников, руководителей, заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений и их заместителей образовательных организаций, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организаций, педагогических работников иных организаций, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», согласно которой (в редакции закона Курганской области № 53):
- педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям образовательных организаций, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, предоставляется ежемесячная компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения в размере 1200 рублей (далее - компенсация). Компенсация предоставляется указанным в абзаце первом настоящего пункта лицам, для которых работа в образовательных организациях, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организациях является основным местом работы (пункт 1).
- компенсация предоставляется также педагогическим работникам организаций социального обслуживания, находящихся в ведении Курганской области (далее - организации социального обслуживания), педагогическим работникам медицинских организаций Курганской области, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, для которых работа в указанных организациях является основным местом работы (пункт 2).
- право на компенсацию сохраняется за педагогическими работниками, руководителями, заместителями руководителей, руководителями структурных подразделений и их заместителями образовательных организаций, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организаций, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области на педагогических и руководящих должностях в образовательных организациях, находящихся в ведении Курганской области, муниципальных образовательных организациях, а также на педагогических должностях в организациях социального обслуживания и медицинских организациях Курганской области, составляет не менее 10 лет и они продолжают проживать там. Право на компенсацию сохраняется за педагогическими работниками организаций социального обслуживания, педагогическими работниками медицинских организаций Курганской области, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области на педагогических и руководящих должностях в образовательных организациях, находящихся в ведении Курганской области, муниципальных образовательных организациях, а также на педагогических должностях в организациях социального обслуживания и медицинских организациях Курганской области, составляет не менее 10 лет и они продолжают проживать там (пункт 3).
- компенсация предоставляется педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям образовательных организаций, находящихся в ведении Курганской области, и муниципальных образовательных организаций, педагогическим работникам организаций социального обслуживания, педагогическим работникам медицинских организаций Курганской области, получавшим социальную поддержку в виде компенсации оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) и компенсации оплаты отопления и освещения жилого помещения после выхода на пенсию и проживавшим в сельских населенных пунктах, вошедших в административную границу (черту) города Кургана в соответствии с Законом Курганской области от 7 октября 1996 года № 93 «О границах областного центра (города Кургана)» и ставших его микрорайонами, если указанные лица вышли на пенсию до вхождения данных сельских населенных пунктов в административную границу (черту) города Кургана и продолжают проживать в этих микрорайонах города Кургана (пункт 4).
- лицу, имеющему одновременно право на предоставление компенсации в соответствии с настоящей статьей и право на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных иными нормативными правовыми актами, предоставляется компенсация, установленная настоящей статьей, или указанные иные меры социальной поддержки по его выбору, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством (пункт 5).
- компенсация предоставляется независимо от вида жилищного фонда. Финансирование расходов, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется за счет средств областного бюджета. Порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации, устанавливается Правительством Курганской области (пункты 6, 7, 8).
Закон Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» опубликован 30 июня 2017 г. на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
ФИО1, ФИО2, ФИО3 27 февраля 2018г. обратились в Курганский областной суд с административным исковым заявлением к Курганской областной Думе, которым оспаривали предписания ст. 24-1 Закона Курганской области № 50 (в редакции изменений, внесенных законом № 53) и эти же положения областного закона № 53 о внесении изменений в основной закон.
Административные истцы, являясь педагогическими работниками учреждений образования, проживавшими до изменения административных границ населенных пунктов в сельской местности, и в настоящее время пребывающие на пенсии, полагали, что оспариваемыми нормативными положениями, которыми им с 1 сентября 2017 г. размер ежемесячной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения был установлен в твердой денежной сумме (1200 руб.), нарушено их право на получение компенсации понесенных коммунальных расходов в полном объеме, гарантии сохранения которого предусмотрены, по мнению административных истцов, федеральным законодательством.
Впоследствии представитель административных истцов А.А. требования в указанной части изменила, оставив прежним обоснование административного иска, просила признать недействующими отдельные положения подпунктов 1, 3 и 4 пункта 2 статьи 1 Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» и пунктов 1, 3 и 4 статьи 24-1 Закона Курганской области от 30 августа 2013 г. № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» (в части, распространяющей свое действие на вышедших на пенсию педагогических работников образовательных организаций).
В судебное заседание административные истцы, их представитель по доверенности А.А., не явились, извещены надлежаще, об уважительности причин неявки суд не уведомили.
Представитель административных истцов ФИО1, ФИО3 – адвокат Я.С., действующий на основании ордера, заявленные измененные административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном исковом заявлении. Заявил ходатайство об истребовании из комитета по социальной политике областной Думы документов к законопроекту, в удовлетворении которого судом отказано, как не имеющего отношения к заявленным основаниям административного иска, а также в связи с прекращением производства по административному делу в части требований об оспаривании норм, непосредственно связанных с размером выплачиваемой денежной компенсации, обоснованность установления которой, по мнению представителя, следовало проверить суду.
Представители административного ответчика – Курганской областной Думы Т.А., М.С., действующие на основании доверенностей, против удовлетворения административного иска возражали по доводам, изложенным в письменном отзыве на административный иск; полагали, что производство по административному делу в части требований, по которому ранее состоялось решение суда, вступившее в законную силу, подлежит прекращению.
Согласно положениям ст.ст. 24, 27 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» о структуре нормативного правового акта и правилах юридической техники в нормотворческом процессе, фактически оспариваемые административными истцами в измененном административном иске нормы о мерах социальной поддержки педагогических работников образовательных учреждений, вышедших на пенсию, обозначены не подпунктами, а абзацами – 3, 6 и 8 пункта 2 статьи 1 Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области».
Таким образом, предметом административного иска является признание недействующими отдельных положений абзацев 3, 6 и 8 пункта 2 статьи 1 Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» и пунктов 1, 3 и 4 статьи 24-1 Закона Курганской области от 30 августа 2013 г. № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» (в редакции оспариваемых изменений).
Определением Курганского областного суда от 6 июля 2018г. производство по административному делу в части требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании недействующими положений абзацев 3 и 6 пункта 2 статьи 1 Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» и пунктов 1 и 3 статьи 24-1 Закона Курганской области от 30 августа 2013 г. № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» (в части, распространяющих свое действие на вышедших на пенсию педагогических работников образовательных организаций) прекращено на основании части 1 статьи 214 КАС РФ – в связи с вступлением в законную силу решения Курганского областного суда от 15 января 2018г., принятого по административному иску о том же предмете (пункт 2 части 1 статьи 194 КАС РФ).
Изучив материалы дела, доводы административного искового заявления и представителей сторон, мнение прокурора Половниковой А.А., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 в остальной части административного иска – признании недействующими абзаца 8 пункта 2 статьи 1 Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» и пункта 4 статьи 24-1 Закона Курганской области от 30 августа 2013 г. № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» (в части, распространяющих свое действие на вышедших на пенсию педагогических работников образовательных организаций) ввиду следующего.
Судом установлено, что Закон Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области», пунктом 2 статьи 1 которого Закон Курганской области от 30 августа 2013 г. № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» дополнен статьей 24-1 «Меры социальной поддержки педагогических работников.. ., проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», принят компетентным и правомочным законодательным органом Курганской области, в надлежащей форме областного закона, большинством голосов присутствовавших на заседании депутатов, с соблюдением процедуры его принятия и обнародования, установленной ст. ст. 7, 8 Федерального закона от 6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», ст. ст. 81, 95, 119 Устава Курганской области, ст. ст. 39, 48 Закона Курганской области от 8 октября 2004г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области».
Положения абзаца 8 пункта 2 статьи 1 Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» и пункта 4 статьи 24-1 Закона Курганской области от 30 августа 2013 г. № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» (в редакции внесенных изменений) не ограничивают, а напротив – распространяют действие устанавливаемой ст. 24-1 денежной компенсации на тех педагогических работников образовательных организаций, которые получали социальную поддержку в виде компенсации оплаты жилых помещений, отопления и освещения, проживали в сельских населенных пунктах, впоследствии вошедших в административную границу (черту) города Кургана и ставших его микрорайонами, при условии выхода на пенсию до изменения административной границы (черты) города Кургана в 1996 году и проживании в этих, ставших микрорайонами города Кургана, территориях.
Указанные положения дословно воспроизводят положения пункта 2 статьи 4 Закона Курганской области от 07 сентября 2005г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», действовавшего в период, когда меры социальной поддержки предоставлялись в натуральном виде, и признанного утратившим силу с 1 сентября 2017 года (статья 2 Закона Курганской области от 28 июня 2017г. № 50 «О признании утратившими силу некоторых законов (положений законов) Курганской области»).
Как следует из материалов дела, по данным МКУ города Кургана «Центр бухгалтерского учета школ №» административным истцам, проживающим в настоящее время в <адрес> (ранее, до 1996г. – <адрес>), возмещаются понесенные ими расходы на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, на основании Закона Курганской области № 50 с 1 сентября 2018г. в размере 1200 руб. ежемесячно.
Не подвергалось сомнению право административных истцов на получение спорной компенсации, распространение действия которой на административных истцов установлено пунктом 4 статьи 24-1 Закона Курганской области от 30 августа 2013 г. № 50 «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» (в редакции внесенных изменений), также и представителями административного ответчика.
Таким образом, судом не установлено факта нарушения прав административных истцом положениями оспариваемой ими правовой нормы.
Реализация субъектом Российской Федерации – Курганской областной Думой полномочий в области образования и социальной защиты, относимых пунктами «е» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации к предметам совместного ведения, посредством распространения социальных льгот и мер социальной поддержки на лиц, ранее проживавших и работавших в сельской местности, но после выхода на пенсию в результате изменившегося административно-территориального устройства оказавшихся проживающими в черте городского поселения, обеспечивается за счет бюджетных ассигнований бюджета Курганской области, не противоречит положениям федерального законодательства, имеющим большую юридическую силу, и не может нарушать прав и законных интересов административных истцов.
Как установлено вступившим в законную силу решением Курганского областного суда от 15 января 2018г., вынесенным по административному делу о признании недействующими абзацев 3 и 6 пункта 2 статьи 1 Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области», пунктов 1 и 3 (в части, распространяющей свое действие на вышедших на пенсию педагогических работников образовательных организаций) статьи 24-1 Закона Курганской области от 30 августа 2013 г. № 50 (в редакции Закона Курганской области от 28 июня 2017г. № 53) «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области», действующее федеральное законодательство не препятствует субъекту Российской Федерации для педагогических работников образовательных учреждений вместо предусмотренного ранее федеральным законом натурального предоставления льгот в виде бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках установить иной порядок предоставления мер социальной поддержки - в виде ежемесячной денежной компенсации, направленной на возмещение расходов по оплате жилой площади, отопления и освещения, при условии сохранения объема установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки.
Поскольку в уточненном административном иске ФИО1, ФИО2, ФИО3 не приводится самостоятельных оснований, по которым они полагают абзац 8 пункта 2 статьи 1 Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 и пункт 4 статьи 24-1 Закона Курганской области от 30 августа 2013 г. № 50 (в редакции Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53) противоречащими федеральному законодательству, а в остальной части административных исковых требований производство по настоящему административному делу судом прекращено в связи с вступлением в законную силу решения Курганского областного суда от 15 января 2018г., которым дана оценка законности изменения в Курганской области формы предоставления мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную), иные доводы административного иска применительно к предмету спора, судом юридической оценке в итогом судебном акте, принимаемом в форме решения, не подлежат.
С учетом изложенного и на основании п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ, поскольку оспариваемые положения Закона Курганской области № 53 и Закона Курганской области № 50 (в редакции внесенных дополнений) о порядке предоставления мер социальной поддержки вышедшим на пенсию педагогическим работникам образовательных учреждений не противоречат федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, не нарушают прав административных истцов, в удовлетворении заявленных требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 судом отказывается.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 215 КАС РФ в резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в числе прочих должно содержаться указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Согласно положениям ст. 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004г. № 444 «О нормативных правовых актах Курганской области» официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области является его публикация в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (в основном номере и (или) в приложении к нему) либо размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.parvo.gov.ru).
В связи с отказом в удовлетворении административных исков суд определяет опубликовать сообщение о принятом решении в приложении («Документы») к основному номеру Курганской областной общественно-политической газеты «Новый мир».
На основании положений ст. 111 КАС РФ в связи с отказом в удовлетворении административного иска понесенные административными истцами судебные расходы в виде уплаченной ими при обращении в суд государственной пошлины возмещению за счет административного ответчика не подлежат (п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части»).
Руководствуясь ст.ст. 175-179, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Курганской областной Думе о признании недействующим в части, распространяющей свое действие на вышедших на пенсию педагогических работников образовательных организаций, абзаца 8 пункта 2 статьи 1 Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53 «О внесении изменений в Закон Курганской области «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области», пункта 4 статьи 24-1 Закона Курганской области от 30 августа 2013 г. № 50 (в редакции Закона Курганской области от 28 июня 2017 г. № 53) «О правовом регулировании отношений в сфере образования на территории Курганской области» - отказать.
Сообщение о принятом решении суда подлежит опубликованию в приложении «Документы» к Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме через Курганский областной суд.
Судья Д.В.Пшеничников