ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-74/19 от 26.04.2019 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Дело № 3а-74/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 апреля 2019 года гор. Чебоксары

Верховный Суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Карлинова С.В., при секретаре судебного заседания Егоровой Т.В.,

с участием прокурора Власовой Ю.М.,

при участии административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО2,

представителя заинтересованного лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО3

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующим нормативного правового акта в части.

Верховный Суд Чувашской Республики

установил:

ФИО1 обратилась в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании недействующим подпункта 2 пункта 1.2 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей (далее также – Порядок), утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2017 года № 482, в части права женщин на ежемесячную денежную выплату, родивших (усыновивших) четвертого ребенка или последующих детей после 31 декабря 2016 года, если ранее она не воспользовалась правом на ежемесячную денежную выплату.

Административные исковые требования мотивированы тем, что Указом Главы Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года № 123 «О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей» принято решение об установлении с 1 ноября 2017 года ежемесячной денежной выплаты в размере величины прожиточного минимума для детей в Чувашской Республике семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. Кабинету Министров Чувашской Республики поручено: разработать и принять порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты; привести свои нормативные правовые акты в соответствие с указанным Указом.

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» рекомендовано высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации установить до 1 июля 2012 года нуждающимся в поддержке семьям ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемую в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Административный истец считает необходимым признать недействующим подпункт 2 п. 1.2 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2017 года № 482, в части права женщин на ежемесячную денежную выплату, родивших (усыновивших) четвертого ребенка или последующих детей после 31 декабря 2016 года, если ранее она не воспользовалась правом на ежемесячную денежную выплату, поскольку он противоречит Указу Президента РФ от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», в котором отсутствуют положения, ограничивающие возможность получения денежной выплаты также при рождении четвертого и последующих детей, а также нарушает права и законные интересы административного истца, а именно конституционное право на обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства.

Административным истцом в адрес Главы Чувашской Республики было направлено обращение с просьбой учесть при принятии указанного Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей возможность предоставления права женщинам на ежемесячную денежную выплату, родивших (усыновивших) четвертого ребенка или последующих детей после 31 декабря 2016 года, даже если ранее она не воспользовалась правом на ежемесячную денежную выплату, на что был получен отказ.

ФИО1 в уточненном административном иске просила признать недействующим подпункт 2 пункта 1.2 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2017 года № 482, в части права женщин на ежемесячную денежную выплату, родивших (усыновивших) четвертого ребенка или последующих детей после 31 декабря 2016 года, если ранее она не воспользовалась правом на ежемесячную денежную выплату.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования уточненного административного иска поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, указывая на нарушение оспариваемым нормативным правовым актом Конституции РФ, Федерального закона о бюджете на 2019 год и плановые периоды 2020 и 2021 годов. Доводы административного истца сводятся к тому, что законодатель субъекта Российской Федерации не вправе был самостоятельно устанавливать условия и порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки семьям, имеющим детей, поскольку такие условия определены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации». В обоснование своей позиции также привела сведения о демографической обстановке в Чувашской Республике в 2017-2019 годах, о распределении субсидий на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, бюджетам субъектов РФ в 2017-2019 годах.

Распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 16 апреля 2019 года №330-р на Министерство труда и социальной защиты Чувашской Республики, а также Министерство финансов Чувашской Республики возложено право предоставлять интересы административного ответчика в суде по настоящему административному делу.

Представитель административного ответчика Кабинета Министров Чувашской Республики ФИО2 в удовлетворении исковых требований просила отказать. Полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт в полном объеме соответствует нормам федерального законодательства и исключает возможность неоднократного предоставления выплаты.

Возражая против заявленных требований по делу, представителем указывается, что осуществление софинансирования субъектов РФ в соответствии с упомянутым указом Президента РФ предусмотрено в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля ДД.ММ.ГГГГ года № 296 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» (далее - Правила предоставления субсидий из федерального бюджета).

Критериями отбора субъектов Российской Федерации для включения в перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет осуществляться софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», являются данные о величине суммарного коэффициента рождаемости, а также о миграционном и естественном приросте за 3 года, предшествующие текущему финансовому году.

В перечень включаются субъекты Российской Федерации, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости ниже средней по Российской Федерации (за исключением субъектов Российской Федерации с высоким естественным и миграционным приростом), а также субъекты Российской Федерации с естественной и миграционной убылью населения.

Перечень ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации. Чувашская Республика до 2016 года входила в число таких субъектов РФ. Начиная с 1 января 2017 года Чувашская Республика перестала входить в число субъектов РФ с неблагоприятной демографической ситуацией.

В целях повышения демографической ситуации в Чувашской Республике
был принят Закон Чувашской Республики от 4 декабря 2012 года № 82 «О ежемесячной
денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка
или последующих детей». Статьей 7 указанного закона определено, что закон вступает в силу с 1 января 2013 года и применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) третьего ребенка или последующих детей в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года.

Прекращение действия закона не распространялось на семьи, где дети родились до 31 декабря 2016 года, они на сегодняшний день продолжают получать государственную поддержку в соответствии с названным законом Чувашской Республики. Поскольку Чувашская Республика на 1 января 2017 года, как уже указывалось выше, перестала входить в число субъектов РФ с неблагоприятной демографической ситуацией, софинансирование со стороны федерального бюджета на 2017 год на Чувашскую Республику не предусматривалось, цели Указа на 2017 год были выполнены.

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2016 года № 1506 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений» установлены следующие требования к субъектам РФ:

- неустановление с 2017 года расходных обязательств, не связанных с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

- направление высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в Министерство финансов Российской Федерации на заключение (а в случае, если по состоянию на 1 января 2017 года доля общего объема долговых обязательств субъекта Российской Федерации составляет более 75 процентов суммы доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2016 год либо в бюджете субъекта Российской Федерации доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации - на согласование):

проектов законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации (проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в указанные акты), направленных на увеличение расходов на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, осуществляемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, до их принятия (утверждения) органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Чувашская Республика была лишена возможности продолжать оказывать поддержку многодетным семьям, где третий ребенок родился после 1 января 2017 года без одобрения Минфина России и финансовой поддержки в виде субсидий из федерального бюджета.

В случае нарушения установленных обязательств Чувашская Республика была бы обязана вернуть в федеральный бюджет порядка 495 млн. рублей дотаций.

Вместе с тем, в Правила предоставления субсидий из федерального бюджета 17 ноября 2017 года были внесены изменения, и в перечень субъектов РФ, которым оказывалась финансовая поддержка, были включены субъекты Российской Федерации, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2 (за исключением субъектов Российской Федерации с высоким естественным и миграционным приростом), а также субъекты Российской Федерации с естественной и миграционной убылью населения.

Таким образом, поскольку Чувашская Республика стала подпадать под новые требования, установленные Правилами предоставления субсидии, Глава Чувашской Республики принял решение об издании Указа «О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей».

Проект указа Главы республики до его издания был направлен на согласование в Минфин России и письмом от 28 ноября 2017 года № 06-03-05/15/78954 Минфин России согласовал принятие республикой новых расходных обязательств.

Указом Главы Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года № 123 «О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей» с 1 ноября 2017 года установлена ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума для детей в Чувашской Республике семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Во исполнение данного указа было принято постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2017 года № 482 «Об утверждении Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей».

Поскольку Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета предусмотрено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения, указанные требования были включены в Порядок и условия назначения и предоставления выплаты в соответствии с Указом Главы Чувашской Республики.

Положения подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3, части 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусматривают право органов государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан.

Денежная выплата, установленная Указом Главы Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года № 123, является дополнительной мерой социальной поддержки и не относится к обязательным видам социального обеспечения, в связи с чем оспариваемыми Порядком и условиями назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты условия и порядок назначения ежемесячной денежной выплаты определены в пределах предоставленных Чувашской Республике полномочий.

В статье 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» определено, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:

2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки.

Всравнении с требованиями данного федерального закона, где под дополнительной мерой государственной поддержки подразумевается практически все меры государственной поддержки, включая материнский капитал, в том числе региональный, ограничение в предоставлении ежемесячной денежной выплаты в Чувашской Республике только в случае, если ранее не воспользовались одной мерой государственной поддержки - правом на ежемесячную денежную выплату, является фактическим улучшением положения таких семей.

Поскольку истица ранее воспользовалась мерой государственной поддержки при рождении третьего ребенка, и данная выплата в Чувашской Республике осуществляется единожды, права истицы оспариваемой нормой не нарушаются.

В соответствии с письмом Минфина России от 28 ноября 2017 года разрешение Чувашской Республике, как получателю дотаций из федерального бюджета, дано на принятие нового расходного обязательства только с учетом достаточности собственных доходов регионального бюджета. Собственные доходы республики, направленные на данную меру государственной поддержки, образовались за счет оптимизации расходов бюджета.

Чувашская Республика, в связи с дотационностью, не имела возможности принять на себя новые расходные обязательства на каждого из последующих после рождения третьего ребенка детей, поскольку не имелись источники пополнения бюджета республики.

Так, требованиями статьи 83 Бюджетного кодекса РФ определено, что если принимается закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, указанный нормативный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Представитель Кабинета Министров Чувашской Республики просит отказать в удовлетворении заявленных административным истцом требований ввиду необоснованности.

Представитель заинтересованного лица Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики ФИО3 в судебном заседании полагал требования административного истца не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве, из которого следует, что в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 в респуб­лике с 2013 года реализуется мера поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты в размере установленной величины прожиточного минимума и софинансируется из феде­рального бюджета. Данная выплата предусмотрена на детей, рожденных в период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года, регулируется Законом Чувашской Республики от 4 декабря 2012 года № 82 «О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей» и постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 декабря 2012 года № 608 «Об утверждении Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) третьего ре­бенка или последующих детей». В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2017 года № 487 изменен «критерий софинансирования», предусмотренный Указом Президента Россий­ской Федерации от 7 мая 2012 года № 606, и с 1 января 2018 года из федерального бюджета осуществляется софинансирование расходов на данную меру социальной поддержки. При этом Правительством Российской Федерации установлено условие софинан­сирования, в соответствии с которым в расчете объема софинансирования учитываются дети, рожденные в 2017 году, при условии отсутствия решения в субъекте Российской Федерации об отмене выплат в отношении детей, рожденных в 2017 году.

В рамках реализации Указа Президента и с учетом положений постановления Пра­вительства Российской Федерации Главой Чувашской Республики 29 ноября 2017 года подписан Указ, предусматривающий предоставление с 1 ноября 2017 года меры социальной поддержки семьям в случае рождения третьих и последующих детей после 31 декабря 2016 года. При этом порядком назначения выплаты предусмотрен полугодовой период обра­щения за назначением в случае рождения детей в первые десять месяцев 2017 года. То есть, если обратиться не позднее 30 апреля 2018 года, выплата будет назначена за шесть предшествующих месяцев (с 1 ноября 2017 года по 30 апреля 2018 года). Данная мера социальной поддержки реализуется в рамках Государственной про­граммы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной поста­новлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля ДД.ММ.ГГГГ года № 296 (далее - Государ­ственная программа). Кроме того Правительством Российской Федерации в конце 2018 года внесено изменение в Государственную программу. С учетом внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 372 «О внесении изменений в государственную программу Российской Фе­дерации «Социальная поддержка граждан» изменений, получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соот­ветствующем субъекте Российской Федерации. В связи с чем, соответствующее условие предусмотрено Порядком и условиями назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты в случае рождения (усы­новления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей, утвержден­ным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2017 года № 482. Указанными Порядками и условиями предоставления ежемесячной денежной вы­платы семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих де­тей, выплата семье предоставляется один раз.

Полагает, что поскольку ФИО1 воспользовалась правом на получение выплаты в связи с рождением третьего ребенка, при рождении четвертого ребенка право на получение данной выплаты у нее не возникло. Кроме того, субъекты РФ вправе самостоятельно определять порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты с учетом адресности и нуждаемости граждан.

Прокурор Власова Ю.М. в судебном заседании в своем заключении полагала требования административного истца не подлежащими удовлетворению ввиду необоснованности.

Выслушав представителей сторон и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, содержащиеся в административном деле, заслушав заключение прокурора, суд приходит к следующему.

Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Согласно подп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей, жертв политических репрессий, малоимущих граждан.

По вопросам, указанным в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона, органы госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты вне зависимости от наличия в федеральных законах по­ложений, устанавливающих указанное право.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в пределах своих полномочий при решении вопросов социальной поддержки отдельных категорий граждан вправе устанавливать законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Рос­сийской Федерации критерии нуждаемости (пункт 2.1 статьи 26.3 Федерального закона).

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" (далее также - Указ Президента РФ № 606, Указ), имеющий нормативный характер, принят в целях совершенствования демографической политики Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 1 Указа Правительство Российской Федерации обязано осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2.

Закон Чувашской Республики от 4 декабря 2012 года № 82 "О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей" (далее также Закон Чувашской Республики от 4 декабря 2012 года № 82, Закон), как видно из его преамбулы, принят во исполнение названного выше Указа Президента РФ № 606.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона Чувашской Республики от 4 декабря 2012 года право на ежемесячную денежную выплату возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Чувашской Республики, у следующих граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Чувашской Республики:

1) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка после 31 декабря 2012 года;

2) женщин, родивших (усыновивших) четвертого ребенка или последующих детей после 31 декабря 2012 года, если ранее они не воспользовались правом на ежемесячную денежную выплату;

3) мужчин, являющихся единственными усыновителями третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на ежемесячную денежную выплату, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу после 31 декабря 2012 года.

По смыслу указанной нормы Закона, право на ежемесячную денежную выплату имеет один из родителей (усыновителей) только в случае рождения (усыновления) одной матерью всех детей.

Пунктом 2 Указа предусмотрено право нуждающихся в поддержке семей на ежемесячную денежную выплату в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.

Таким образом, на установленную меру социальной поддержки имеет право семья, в которой после 31 декабря 2012 года родился (усыновлен) третий либо последующий ребенок. Видом такой социальной поддержки является ежемесячная денежная выплата, размер которой ограничен величиной прожиточного минимума для детей в субъекте Российской Федерации, и условием получения такой выплаты являются рождение (усыновление) после 31 декабря 2012 года третьего и последующего ребенка, а также нуждаемость семьи в социальной поддержке, определяемая в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

При этом из содержания Указа Президента РФ № 606 следует, что в нем за органами государственной власти субъектов Российской Федерации не закреплено право определять иную категорию граждан, имеющих право на получение этой меры поддержки, ее вид и размер, а также условия ее получения.

Поскольку пунктом 1 Указа Президента РФ № 606 установлено осуществлять начиная с 2013 года софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении выплаты, предусмотренной пунктом 2 настоящего Указа, в тех субъектах Российской Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация и величина суммарного коэффициента рождаемости не превышает 2, Правительству Российской Федерации предписано определить перечень субъектов Российской Федерации, в отношении которых будет осуществляться софинансирование расходных обязательств, предусмотренных подпунктом «в» настоящего пункта.

Из отзыва заинтересованного лица по делу следует, что в связи с ростом демографических показателей Чувашской Республики средства федерального бюджета на детей, рожденных в 2017 году, перестали выделяться, в связи с чем республика была вынуждена ограничить право на выплату. При этом на детей, родившихся в ДД.ММ.ГГГГ - 2016 годах, выплата осуществляется до достижения ими возраста 3-х лет.

В последующем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2017 года № 487 изменен «критерий софинансирования», предусмотренный Указом Президента Россий­ской Федерации от 7 мая 2012 года № 606, и с 1 января 2018 года из федерального бюджета осуществляется софинансирование расходов на данную меру социальной поддержки.

Так, в соответствии с Указом Главы Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года № 123 «О ежемесячной денежной выплате семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей» предусмотрено предоставление с 1 ноября 2017 года меры социаль­ной поддержки семьям в случае рождения третьих и последующих детей после 31 декабря 2016 года. Кабинету Министров Чувашской Республики рекомендовано разработать и принять порядок и условия назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты.

Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2017 года № 482 "Об утверждении Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 г. третьего ребенка или последующих детей" принято в установленном законом порядке (что не оспаривается сторонами), официально опубликовано на Портале органов власти Чувашской Республики в сети "Интернет" http://www.cap.ru – 11 мая 2018 года, в газете "Вести Чувашии", № 49, 16 декабря 2017 года.

Согласно п. 1.2. Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей (далее также – Порядок), право на ежемесячную денежную выплату имеют следующие граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Чувашской Республики (далее - лицо, имеющее право на ежемесячную денежную выплату):

1) женщина, родившая (усыновившая) третьего ребенка после 31 декабря 2016 года;

2) женщина, родившая (усыновившая) четвертого ребенка или последующих детей после 31 декабря 2016 года, если ранее она не воспользовалась правом на ежемесячную денежную выплату;

3) мужчина, являющийся единственным усыновителем третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшийся правом на ежемесячную денежную
выплату, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу после 31 декабря
2016 года.

Порядком назначения выплаты предусмотрен полугодовой период обра­щения за назначением в случае рождения детей в первые десять месяцев 2017 года.

Данная мера социальной поддержки реализуется в рамках Государственной про­граммы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан», утвержденной поста­новлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля ДД.ММ.ГГГГ года № 296.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 года № 372 «О внесении изменений в государственную программу Российской Фе­дерации «Социальная поддержка граждан» получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соот­ветствующем субъекте Российской Федерации.

Таким образом, Порядком установлено, что ежемесячная денежная выплата назначается и предо­ставляется семьям, постоянно проживающим на территории Чувашской Республики, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленную в Чувашской Республике, на момент подачи заявления. Указанными Порядками и условиями предоставления ежемесячной денежной вы­платы семьям в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих де­тей, выплата семье предоставляется один раз.

Достаточных оснований считать оспоренный нормативно правовой акт не соответствующим федеральному законодательству, в том числе Конституции РФ и Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации», как об этом заявлено в административном иске, по делу не имеется.

Доводы и основания заявленных административных исковых требований ФИО4 не нашли в ходе судебного разбирательства своего полного и объективного подтверждения.

Ссылки на примеры правовой практики других регионов России в части регулирования выплат в случае рождения третьего и последующих детей в данном случае не могут быть приняты во внимание. Сведения о демографической обстановке в Чувашской Республике в 2017-2019 годах, о распределении субсидий на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет, бюджетам субъектов РФ в 2017-2019 годах, приведенные административным истцом в ходе судебного разбирательства, не могут быть признаны влекущими удовлетворение заявленных требований по административному иску.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт в полном объеме соответствует нормам федерального законодательства.

В удовлетворении заявленных требований по административному исковому заявлению к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующим нормативного правового акта в части следует отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, Верховный Суд Чувашской Республики

р е ш и л:

оставить без удовлетворения административное исковое заявление ФИО1 к Кабинету Министров Чувашской Республики о признании недействующим подпункта 2 пункта 1.2 Порядка и условий назначения и предоставления ежемесячной денежной выплаты семьям в случае рождения (усыновления) после 31 декабря 2016 года третьего ребенка или последующих детей, утвержденного постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 7 декабря 2017 года № 482, в части права женщин на ежемесячную денежную выплату, родивших (усыновивших) четвертого ребенка или последующих детей после 31 декабря 2016 года, если ранее она не воспользовалась правом на ежемесячную денежную выплату.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено представление прокурором в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Верховный Суд Чувашской Республики.

Судья Верховного Суда

Чувашской Республики С.В. Карлинов

Мотивированное решение составлено 30 апреля 2019 года.