ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-74/2016 от 05.05.2016 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-74/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь 05 мая 2016 года

Пермский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Филатовой Е.С.

при секретаре Татарских К.И.

с участием представителя административного истца Погорелова Д.В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ООО «Риэлинвест» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

у с т а н о в и л:

ООО «Риэлинвест» обратилось в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором просит признать установление пятого вида разрешенного использования, девятого вида разрешенного использования в период действия постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 №727-п для земельных участков с кадастровым номером ** площадью 639 кв.м, земельного участка с кадастровым номером ** площадью 1536 кв.м, земельного участка с кадастровым номером ** площадью 5066 кв.м, расположенных- по адресу: г. Пермь, ул. ****, кадастровой ошибкой при определении вида разрешенного использ-ования указанных земельных участков; установить тринадцатый вид разрешенного использования для данных земельных участков в период действия постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 №727-п; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ** в размере 151794 рубля 45 копеек, кадастровую стоимость земельного участка ** – 364876 рублей 80 копеек по состоянию на 01.01.2010, земельного участка ** – 1203428 рублей 30 копеек по состоянию на 17.03.2011, применяемые с 01.01.2013 по 31.12.2013.

Заявление мотивировано тем, что ООО «Риэлинвест» с 2012 года является собственником земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, расположенных по адресу: г. Пермь, ул. **** на основании договора купли-продажи с ЗАО «***», которое в свою очередь приобрело указанные участки из муниципальной собственности в порядке ст.36 Земельного кодекса РФ. В качестве целевого использования по договору купли-продажи объекта муниципальной собственности в отношении данных участков указана эксплуатация железнодорожных путей (Лит. Г). Постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 №727-п, утверждены кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель по 15 группам видов разрешенного использования по состоянию на 01.01.2010, при этом земельные участки с кадастровыми номерами **, ** отнесены к пятой группе видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Земельный участок с кадастровым номером ** в массовую оценку не вошел, сведения о нем внесены кадастр недвижимости 17.03.2011, он отнесен к девятой группе видов разрешенного использования. В 2013 году ФГБУ «ФКП Росрееста» в лице филиала по Пермскому краю на основании заявления ООО «Риэлинвест» вид разрешенного использования земельных участков определен «под объекты железнодорожного транспорта», что соответствует 13 группе видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 №727-п.

В качестве административных ответчиков в административном исковом заявлении указаны Правительства Пермского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, в качестве заинтересованного лица – Управление Росреестра по Пермскому краю. В дальнейшем в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство по правлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

В судебном заседании представитель административного истца Погорелов Д.В. на удовлетворении заявления настаивал, указал на то, что в настоящее время имеется спор с налоговым органом за указанные периоды, отнесение земельных участков к иным видам разрешенного использования, нежели к тринадцатой группе нарушает права ООО «Риэлинвест» как налогоплательщика.

Правительство Пермского края, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Пермскому краю, Управление Росреестра по Пермскому краю, Министерство по правлению имуществом и земельным отношениям Пермского края, ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» свих представителей в судебное заседание не направили. Представлены письменные отзывы, направленные на несогласие с заявленными требованиями.

Заслушав Погорелова Д.В., исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки регламентирован Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 № 316 были утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, установившие, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (пункт 4). Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5). В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков (пункт 8).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (пункт 10). Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 11).

Порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов определен в разделе II Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 № 39.

Согласно Правилам кадастровой оценки и Методическим указаниям государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и в разрезе классификационных групп, объединенных сходством вида разрешенного использования. Определение стоимостных факторов осуществляется для каждой такой группы отдельно с возможностью выделения в ней подгрупп.

Как установлено, что ООО «Риэлинвест» является собственником земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, общей площадью 639 кв.м, 1536 кв.м и, соответственно, 5066 кв.м, расположенных по адресу: г. Пермь, Свердловский район, и объекта недвижимости, расположенного на них: железнодорожные пути (лит. Г) протяженностью 1518,87 п.м. и определенным местонахождением: г. Пермь, Свердловский район, ****, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 18.05.2012 (л.д. 10-13). Указанные объекты недвижимости приобретены у ЗАО «***» на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 26.04.2012.

Земельные участки с кадастровыми номерами **, ** поставлены на кадастровый учет 23.12.2008, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под оптовые базы и склады. Земельный участок с кадастровым номером ** был образован из земельного участка с кадастровым номером **, поставлен на кадастровый учет 17.03.2011.

По состоянию на 01.01.2013 кадастровые стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **, **, ** составляла 6560574 рубля 66 копеек, 15201223 рубля 68 копеек, 12257693 рубля 60 копеек. В отношении первых двух участков кадастровые стоимости определены по состоянию на 01.01.2010 постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 №727-п «Об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края», дата утверждения 01.01.2013 (л.д. 93, 94). При этом кадастровые стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **, ** определены с учетом удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 10266,94 руб. и 9896,63 кв.м рублей за 1 кв.м исходя из пятого вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (строки 54763, 54764 Приложения 4 к постановлению Правительства Пермского края от 03.10.2011 №727-п).

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером ** утверждена с 01.01.2013 по состоянию на 17.03.2011 актом определения кадастровой стоимости земельных участков от 29.12.2012 б/н (л.д. 95), исходя из девятого вида разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок» по исходному земельному участку (строка 21716 Приложения 4 к постановлению Правительства Пермского края от 03.11.2011 №727-п) и удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка 2419,60 руб./кв.м (л.д. 124).

28.05.2013 ООО «Риэлинвест» в лице своего представителя Погорелова Д.В. обратилось в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю с заявлениями об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объектов недвижимости с кадастровыми номерами **, **, ** в связи с изменением вида разрешенного использования земельных участков под железнодорожные пути. Данные заявления удовлетворены, о чем 26.07.2013 вынесены соответствующие решения, кадастровые стоимости земельных участков установлены исходя из разрешенного использования «объекты железнодорожного транспорта», что соответствует 13 виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для разработки полезных ископаемых, размещения железнодорожных путей, автомобильных дорог, искусственно созданных внутренних водных путей, причалов, пристаней, полос отвода железных и автомобильных дорог, водных путей, трубопроводов, кабельных, радиорелейных и воздушных линий связи и линий радиофикации, воздушных линий электропередачи конструктивных элементов и сооружений, объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств транспорта, энергетики и связи; размещения наземных сооружений и инфраструктуры спутниковой связи, объектов космической деятельности, военных объектов» по постановлению Правительства Пермского края от 03.10.2011 №727-п. Стоимости земельных участков по состоянию на 26.07.2013 определены в размере 151794 рубля 45 копеек, 364876 рублей 80 копеек и, соответственно, 1203428 рублей 30 копеек (л.д. 116, 117, 120, 125-129, 133-137, 139-143).

В настоящее время разрешенное использование земельных участков – объекты железнодорожного транспорта (л.д. 130-132, 138, 144).

Заявитель, полагая, что именно установление неверных видов разрешенного использования земельных участков повлекло увеличение их кадастровой стоимости, и, соответственно, повлекло увеличение налоговых платежей, обратился в суд с соответствующими требованиями.

В соответствии с ч.1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является ч.1 ст. 248 КАС РФ недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Из ст.ст. 24.19, 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости, как в суде, так и в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, является, в том числе недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Как следует из разъяснений, приведенных в п.13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания ст.28 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

С учетом целевого назначения спорных земельных участков и функционального назначения расположенных на них объектов суд приходит к выводу, что спорные земельные участки должны быть отнесены к тринадцатому номеру группы видов разрешенного использования.

Согласно материалам дела, изначально земельные участки с кадастровыми номерами **, ** были предназначены под железнодорожные пути (лит.Г), а земельный участок с кадастровым номером ** (из которого выделен земельный участок **) – под 1-этажное здание бойлерной (лит. Р), 1-этажное здание склада с антрес.этажом (лит.Т), 1-этажное металлическое здание склада (лит. М), железнодорожные пути (лит.Г), что подтверждается договорами купли-продажи земельного участка от 28.01.2009, 18.08.2009, заключенными между Департаментом земельных отношений администрации города Перми (продавец) и ЗАО «***». Спорные земельные участки использовались для эксплуатации единого объекта недвижимого имущества – железнодорожных путей протяженностью 1518,87 п.м (лит. Г), что следует из технического паспорта на часть лит.Г, схемы земельных участков, кадастровыми выписками из земельных участков, в которых имеются планы земельных участков, конфигураций последних. Согласно заключению от 04.03.2015, подготовленному кадастровым инженером С. по результатам осмотра и анализа координат земельных участков, они предназначены для эксплуатации единого объекта недвижимого имущества – железнодорожных путей, их конфигурация не позволяет использовать земельные участки по иному.

Следует также учесть, что согласно кадастровым выпискам, земельные участки входили в территориальную зону «производственно-коммунальные зоны», зона производственно-коммунальных объектов третьего класса вредности, ПК-3. В силу ст.52.5 утвержденных решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143 Правил землепользования и застройки города Перми зона ПК-3 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммунально-производственных объектов не выше третьего класса вредности, имеющих санитарно-защитную зону 300 м. Допускаются некоторые коммерческие услуги, способствующие развитию производственной деятельности. Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в указанной зоне является «объекты железнодорожного транспорта».

Доказательства расположения на сорных земельных участках объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, каких либо объектов производственного назначения, доказательства ведения административным истцом деятельности на данных участках, не связанной с эксплуатацией железнодорожных путей в материалах дела отсутствуют.

В дальнейшем и в настоящее время, как указано выше, вид разрешенного использования спорных земельных участков определен «под объекты железнодорожного транспорта».

Таким образом, отнесение спорных земельных участков к тринадцатой оценочной группе видов разрешенного использования земельных участков в соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 №727-п подтверждается обстоятельствами и материалами рассматриваемого дела.

Установление кадастровой стоимости на период с 01.01.2013 по 25.07.2013 земельных участков с кадастровыми номерами **, ** исходя из пятой группы видов разрешенного использования, а земельного участка с кадастровым номером ** – исходя из девятой группы видов разрешенного использования, повлекло нарушение прав и законных интересов ООО «Риэлинвест», в том числе как плательщика налоговых платежей.

Следовательно, в указанной части требования ООО «Риэлинвест» подлежат удовлетворению, отнесение земельных участков по состоянию на 01.01.2010, а земельного участка с кадастровым номером ** – по состоянию на 17.03.2011 к пятой и, соответственно, девятой группе являлось ошибочным.

Судом учитывается, что значимым по делу обстоятельством является утрата силы постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2011 № 727-п утратило силу, следовательно, единственным способом восстановления нарушенных прав истца является судебное решение об исправлении кадастровой ошибки.

Период с 01.01.2013 по 25.07.2013, определяемый как юридически значимый для данного дела, принят во внимание с учетом начала действия Постановления Правительства Пермского края от 03.10.2011 №727-п и даны внесения изменений в отношении спорных участков в ГКН в оспариваемой части.

Вместе с тем, законных оснований для установления самим судом кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами **, **, ** в размере 151794,45 рублей, 364876,80 рублей, 1203428,30 рублей в данном случае не имеется. Решение вопроса об изменении кадастровой стоимости участков не отнесено законом к компетенции суда, рассмотрение такого вопроса фактически означало бы необоснованное вмешательство суда в компетенцию соответствующего органа государственного управления, то есть, подмену судом указанного органа.

Согласно п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 № 28 в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Датой подачи заявления считается дата обращения в суд или соответствующую Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Как следует из представленных документов, ООО «Риэлинвест» обращалось в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Пермскому краю с соответствующими документами в отношении заявленного периода (с 01.01.2013 по 31.12.2013) 02.02.2016.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

р е ш и л:

Административное исковое заявление ООО «Риэлинвест», поданное 02.02.2016, удовлетворить частично.

Признать кадастровой ошибкой применение в отношении земельных участков с кадастровыми номерами **, **, **, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. **** пятой группы видов разрешенного использования земельных участков с указанием удельного показателя кадастровой стоимости для пятой группы видов разрешенного использования, установленного при проведении государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края № 727-п от 03.10.2011 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края».

Устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы видов разрешенного использования в отношении земельных участков кадастровыми номерами **, **, **, расположенных по адресу: Пермский край, г. Пермь, Свердловский район, ул. ****, путем установления с 01.01.2013 по 25.07.2013 кадастровой стоимости земельных участков, исходя из значения удельного показателя для 13 группы видов разрешенного использования, установленного при проведении государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края № 727-п от 03.10.2011 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Пермского края и средних (взвешенных по площади) значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов Пермского края».

В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 10 мая 2016 года.

Судья – подпись

Решение не вступило в законную силу.