Дело № 3а-74/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербург 12 августа 2016 года
Ленинградский областной суд в составе:
председательствующего - судьи Морозковой Е.Е.,
с участием прокурора - Чубуковой А.С.,
при секретаре - Михейкиной М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Т.А.Г. об отмене решения от 01 августа 2016 года №1967 территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу №6 Т.А.Г., выдвинутому в порядке самовыдвижения и об обязании территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 принять решение о регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу №6 Т.А.Г., выдвинутого в порядке самовыдвижения.
установил:
постановлением Законодательного собрания Ленинградской области от 14 июня 2016 года №, размещенном на официальном интернет-портале администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru 19.06.2016, назначены выборы депутатов Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 от 01 августа 2016 года №1967 отказано в регистрации кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу №6 Т.А.Г., выдвинутому в порядке самовыдвижения, 01 августа 2016 года на основании ч.25 ст.25 областного закона от 1 августа 2006 года №77-ФЗ «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области», подпункта г.1) пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Т.А.Г. обратился в Ленинградский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит: отменить решение от 01 августа 2016 года №1967 территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу №6 Т.А.Г., выдвинутому в порядке самовыдвижения и обязать территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 принять решение о регистрации кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу №6 Т.А.Г., выдвинутого в порядке самовыдвижения.
В обоснование требований указано, что обжалуемым постановлением избирательной комиссии отказано в регистрации кандидата в связи с выявлением 53 недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, что составило 16,1 % и превысило установленный п.п.г1) п.24 ст.38 Федерального закона от 12 июня 2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» порог в 10%.
В частности, на основании заключения специалиста ФИО от 28.07.2016 № признано недействительными 23 подписи избирателей. Заключение специалиста не отвечает требованиям Федерального закона от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» и требованиям ч.1 ст.57. ч.1 ст.58 УПК РФ. По заключению специалиста №29 от 01.08.2016-03.08.2016 Б.М./И. (ООО «Экспертный центр Северо-Запада») заключение специалиста ФИО не соответствует Федеральному закону от 31.05.2001 №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и не отвечает критериям достоверности и объективности. Проведение исследования указанного количества подписей избирателей в течение 2,5 час. является недостаточным. Заключение специалиста от 28.07.2016 не соответствует Федеральному закону от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», областному закону Ленинградской области от 01.08.2006 №77-ОЗ «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области», а также рекомендациям, утвержденным Постановлением ЦИК РФ от 13.06.2012 №, постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 №. Из заключения специалиста от 28.07.2016 следует, что подписные листы и нотариально удостоверенные списки лиц, осуществляющих сбор подписей в нарушение требований закона в течение 2\х суток находились не по месту хранения подписных листов в помещении территориальной избирательной комиссии, а по иному адресу.
В нарушение методических рекомендаций в заключении специалиста ФИО не отражено, имеет ли он право самостоятельного производства судебных почерковедческих экспертиз, обладает ли он специальными познаниями и знаком ли со специальной методикой по производству почерковедческих исследований рукописных записей и подписей в подписных листах на выборах различных уровней в Российской Федерации; отсутствуют также сведения о том, каким комплексом исследований воспользовался специалист.
Несмотря на то, что членом территориальной избирательной комиссии является З.А.С., в ведомостях проверки подписных листов указан и расписался З.С.А. В ведомости проверки подписных листов по папке №8 указана и расписалась член территориальной избирательной комиссии ФИО, хотя при проверке подписных листов в папке №8 ФИО отсутствовала.
Ведомости проверки подписных листов являются недействительными, так как они подписаны с нарушением п.5.3 Приложения 1 к постановлению Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 № «Порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку общеобластного списка кандидатов, выдвинутого политической партией (региональным отделением политической партии), кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, при проведении выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва» (подписан не каждый лист ведомостей проверки подписных листов).
В нарушение абз.2 п.5.3 Приложения 1 к постановлению Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 № «Порядок приема и проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку общеобластного списка кандидатов, выдвинутого политической партией (региональным отделением политической партии), кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, при проведении выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва» в ведомости проверки подписных листов не внесены выводы специалиста ФИО
На момент проведения проверки у рабочей группы отсутствовала официальная справка органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту жительства и по месту пребывания. У рабочей группы имелась лишь таблица без реквизитов.
Избирательной комиссией необоснованно признаны недействительными подписи избирателей Р.В.А., С.Н.П., С.М.Г., В.И.С., Л.М.В., Ч.Е.В.. К.Г.В., Л.А.С., Г.О.В.,К.А.К.Г.В.А.К.Ф.М., С.Ф.А., Г.О.А., И.А.Г., имеющих незначительные неточности, не искажающие данные об избирателях, позволяющие идентифицировать их и выраженное ими волеизъявление.
В силу изложенного, итоговый протокол проверки подписных листов, на основании которого вынесено избирательной комиссией решение об отказе в регистрации кандидата, является недействительным в части указания сведений о недействительности 15 подписей избирателей по основаниям п.п. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона от12.06.2002 №67-ФЗ и о недействительности 23 подписей избирателей по заключению специалиста № от 28.07.2016.
В результате количество недействительных подписей избирателей (признание недействительными 15 подписей избирателей не оспаривается), выявленных в результате проверки составляет менее 10%. Следовательно, правовые основания для отказа в регистрации кандидата отсутствуют.
В судебном заседании Т.А.Г. заявленные требования поддержал.
Представитель административного истца Л.А.А. административное исковое заявление поддержал, сославшись на то, что нарушения, перечисленные в административном исковом заявлении нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, в том числе в результате допроса свидетелей. Кроме этого, отметил, что административный истец не был извещен в установленном порядке о продолжении проверки подписных листов на заседании рабочей группы 28 июля 2016 года. Согласно же заключению специалиста от 05.08.2016, представленного в ходе судебного заседания, заключение специалиста ФИО от 28.07.2016 не соответствует предъявляемым требованиям.
В возражениях в письменной форме относительно заявленных требований административный ответчик-территориальная избирательная комиссия Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что в регистрации кандидата отказано в связи с выявлением 53 недействительных (недостоверных подписей) избирателей, что составило 16.1% от общего числа подписей, подлежащих проверке. Доводы административного искового заявления являются необоснованными. Заключение специалиста ФИО от 28.08.2016 составлено с соблюдением установленных требований и рекомендаций, содержащихся в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением ЦИК Российской Федерации от 13.06.2012 №; положения Федерального закона от 31.05.2001 №73-ФЗ к избирательным процедурам неприменимы. Утверждение о проведении проверки подписей избирателей вне помещения избирательной комиссии является необоснованным. Доводы о незначительности нарушений, допущенных в личных данных избирателей, перечисленных в административном исковом заявлении, не являются правовыми основаниями к отмене оспариваемого решения избирательной комиссии.
В судебном заседании представитель территориальной избирательной комиссии В.С.А. в удовлетворении административного искового заявления просил отказать по доводам, приведенным в возражениях, отметив, что на заседании рабочей группы 27.07.2016 вначале был представлен промежуточным ответ, а вечером 27.07.2016 поступил полный ответ из отдела по Всеволожскому району Ленинградской области Управления по вопросам миграции. Доводы, изложенные в административном исковом заявлении не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в том числе и в результате допроса свидетелей. Заключение специалиста от 28.07.2016 составлено уполномоченным лицом с соблюдением предусмотренных требований. Представленные в суд заключения не свидетельствуют о незаконности заключения специалиста от 28.07.2016. В судебном заседании подтвердилось, что административный истец был устно уведомлен о продолжении проверки подписных листов 28.07.2016.Описка в указании инициалов члена избирательной комиссии, несоблюдение положений, содержащихся в постановлении Избирательной комиссии Ленинградской области при оформлении ведомостей проверки подписных листов не являются правовым основанием к отмене оспариваемого решения избирательной комиссии.
В возражениях в письменной форме относительно заявленных требований представитель заинтересованного лица- Избирательной комиссии Ленинградской области Ж.И.А. полагала, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению, так как территориальная избирательная комиссия отказала в регистрации кандидату Т.А.Г. вследствие выявления более 10% недействительных подписей избирателей по основаниям подпункта «г.1» п.24 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002. Доводы о несоблюдении формы заключения считала необоснованными в силу разъяснений, содержащихся в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 №5. Ссылка на наличие нотариально удостоверенных заявлений избирателей является неправомерной, так как избирательное законодательство не содержит предписаний о допустимости проведения опроса лиц на предмет принадлежности им подписей в поддержку кандидатов в депутаты. Довод о проведении проверки подписных листов не в помещении избирательной комиссии опровергается текстом административного искового заявления на л.2. Правовых оснований для отмены оспариваемого решения территориальной избирательной комиссии не имеется.
В судебном заседании представитель Избирательной комиссии Ленинградской области Ж.И.А. просила отказать в удовлетворении заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, отметив, что заключение специалиста составлено уполномоченным лицом; довод о том, что должно быть составлено именно заключение эксперта необоснован. Ссылка на отсутствие ФИО на заседании рабочей группы не нашла подтверждение в судебном заседании. Заседание рабочей группы не является строго регламентированной процедурой, важно, чтобы член рабочей группы в период работы группы имел возможность ознакомиться с подписными листами и подписями избирателей. Невыполнение рекомендаций, содержащихся в постановлениях Избирательной комиссии Ленинградской области, не является правовым основанием к отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата. Форма извещения кандидата о проведении проверки подписных листов федеральным законом не предусмотрена. Как установлено, кандидат Т.А.Г. устно извещен о продолжении проверки подписных листов 28.07.2016.
Участвующий в деле прокурор Чубукова А.С. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, так как доводы, изложенные в административном исковом заявлении не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства. Заключение от 28.07.2016 составлено уполномоченным специалистом. Доводы о том, что подписные листы выносились из помещения избирательной комиссии, член избирательной комиссии ФИО не присутствовала на заседании комиссии опровергнуты в ходе судебного разбирательства. Подписи избирателей признаны недействительными на основании официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан по месту жительства. Имеющиеся недочеты в оформлении ведомостей по проверке подписных листов не являются правовыми основаниями к отмене обжалуемого решения избирательной комиссии.
Изучив материалы дела, заслушав Т.А.Г., его представителя – Л.А.А., а также представителя территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 В.С.А., представителя Избирательной комиссии Ленинградской области Ж.И.А. заключение прокурора Чубуковой А.С., обозрев подлинные подписные листы, материалы по рассмотрению вопроса о регистрации кандидата Т.А.Г., находящиеся в названной избирательной комиссии и представленные в судебное заседание, допросив свидетелей, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности согласно ст.84 КАС РФ, суд приходит к следующему.
Представляемые кандидатом в избирательную комиссию подписные листы должны соответствовать требованиям, предусмотренным п.8 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»(далее-Федеральный закон №67-ФЗ).
В силу п.3 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ при проведении проверки подписей избирателей к проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Пунктом 6 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ предусмотрено право кандидата, его уполномоченных представителей или доверенных лиц присутствовать при проведении проверке подписей избирателей. Этой же федеральной нормой предписана обязательность извещения кандидата о соответствующей проверке.
В абзаце втором ч.14 ст.25 областного закона Ленинградской области от 01.08.2006 №77-оз «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области»(далее областной закон №77-оз) определено, что к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, содержащихся в этих подписных листах, могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции Российской Федерации, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Согласно п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ недействительными признаются:
в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
з) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;
л) подписи избирателей, участников референдума, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, участниками референдума, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, внесенных в этот подписной лист, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Подпунктом г.1 п. 24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ установлено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются: если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, - выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом;
В соответствии с п.6 ст.76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 №123/845 на период подготовки и проведения выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва полномочия окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 возложены на территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Согласно постановлению Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 № 123/859 кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва, выдвинутому по Токсовскому одномандатному избирательному округу №6 для регистрации необходимо представить: 1643 подписей избирателей; сверх необходимого для регистрации количества подписей может быть представлено 164 подписи избирателей.
В соответствии с постановлением Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 № 863 количество подписей избирателей в поддержку кандидатов, выдвинутых по Токсовскому одномандатному избирательному округу №6, подлежащее выборочной проверке (объем случайной выборки) в соответствии с частью 12 статьи 25 областного закона «О выборах депутатов Законодательного собрания Ленинградской области» при проведении выборов депутатов Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва составляет 329 подписей.
Как следует из представленных в суд документов, 06 июля 2016 года Т.А.Г. обратился в территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу, представив следующие документы: копию паспорта; копии дипломов; копию трудовой книжки; копию удостоверения; справку о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату(супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумагах, справки о принадлежащем кандидату, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об их обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, представляемые кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов; справку о расходах кандидата, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций(долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка, представляемая кандидатом на выборах в органы государственной власти, выборах глав муниципальных районов и глав городских округов; копию заявления кандидата о назначении уполномоченного представителя(уполномоченных представителей) по финансовым вопросам; копию предъявленной в избирательную комиссию нотариально удостоверенной доверенности на уполномоченного представителя по финансовым вопросам(нотариально удостоверенные доверенности на уполномоченных представителей по финансовым вопросам).
24 июля 2016 года кандидатом Т.А.Г. сданы в территориальную избирательную комиссию: письменное уведомление о создании избирательного фонда; письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов(вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами; 10 папок с подписными листами(199) с заявленным количеством подписей избирателей -1793; протокол об итогах сбора подписей избирателей от 22.07.2016, в котором указано о предоставлении в избирательную комиссию 10 папок с 199 подписными листами с заявленным количеством подписей избирателей -1793; список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей по форме, утвержденной Леноблизбиркомом(нотариально удостоверенный); биографические данные кандидата на бумажном носителе в печатном и машиночитаемом виде; одна цветная фотография.
В подтверждении получения территориальной избирательной комиссией с полномочиями окружной избирательной комиссии перечисленных выше документов от 24.07.2016 от кандидата Т.А.Г. указано, что кандидат уведомлен о проведении проверки подписей избирателей, которая состоится в помещении территориальной избирательной комиссии в период с 27.07. по 27.07.2016 с 15.00 часов в рабочие дни и в выходные дни по адресу: <адрес>.
В указанном подтверждении имеется подпись кандидата Т.А.Г. с датой проставления-24.07.2016. Копия названного документа вручена кандидату Т.А.Г.
Согласно протоколу от 24.07.2016 в результате случайной выборки подписных листов отобрано 194 подписи (в папке№8) и 135 подписи (в папке №6), всего 329 подписей. Протокол получен кандидатом Т.А.Г.
В соответствии с заключением специалиста-эксперта 39 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО от 28.07.2016 № в папке №6 с подписными листами в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу Т.А.Г.:
1.Рукописные тексты на листе 4 в строках 1-10 в графах: «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения..», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта..», а также в строке «Подписной лист удостоверяю» с указанием сведений о сборщике выполнены одним лицом, но не лицом, осуществляющим сбор подписей: не М.И.И..
2.Рукописные тексты на листе 13 в строках 1-10 в графах: «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения…», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта..», а также в графе «Подписной лист удостоверяю» с указанием сведений о сборщике выполнены одним лицом, но не лицом осуществляющим сбор подписей: не Л.Л.А..
3.Рукописные цифровые записи в графе «Дата внесения подписи»: на листе 6 в строке 10 выполнены лицом, осуществляющим сбор подписей.
В папке №8 с подписными листами в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу Т.А.Г.:
1.Рукописные цифровые записи в графе «Дата внесения подписи» выполнены одним лицом:
-на листе 5 в строках 8,9;
-на листе 16 в строках 3,8;
-на листе 18 в строках 6,9.
В соответствии со справкой врио начальника Управления по вопросам миграции отдела по Всеволожскому району Ленинградской области ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27.07.2016: -не совпадают сведения относительно адреса места жительства следующих избирателей: К.Г.В.., Л.(Л.)А.С.Ф.(Ф.)Л.К.., Ш.И.С., Т.(Т.)О.А.Е.(Е.)Е.С.М.М.С., О.К.С., Л.А.К., Т.(П.)Ю.К., С.Н.(С.Н.)В., С.(С.)Л.М.., А.О.В., Ч.Н.Б.. Ш.Е.О., С.Е.В., Л.Е.Г.., С.Т.М., И.А.А., К.Н.А., С.М.Г.;
-не совпадают сведения относительно серии и номера паспорта у следующих избирателей: В.И.С., Л.М.В., Ч.Е.В., Л.(Л.)А.С.., Г.О.В., Ш.И.С., С.Ф.А., Ч.Н.Б., С.Е.В., Р.В.А., Б.О.И., С.Н.Н., Г.О.А.;
-не совпадают сведения относительно фамилии, имени, отчества у следующих избирателей: Л.-Л.А.С.Ф.(Ф.)Л.К.К.(К.)А.К., Г.(Г.)В.А., К.Ф.(Р.).М., К.(К.)Е.В.Т.(Т.).О.А.., Е.(Е.)Е.С.Т.(П.)Ю.К.., С.Н.(С.Н.)В., С.(С.)Л.М .И.А.(А.)Г.;
-не совпадают сведения относительно даты рождения у следующих избирателей:Г.(Г.)В.А.., М.М.С., С.Н.(С.Н.)Б.О.И., М.Ю.Л.
В результате проверки подписных листов, рабочей группой составлены ведомости проверки подписных листов в папках №№ 6,8 от 29.07.2016.
Согласно ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей, содержащихся в папке №6, из 135 проверенных подписей избирателей 26 признаны недействительными.
Из них:
-по основаниям пп. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, п.3 ч.21 ст.25 областного закона №77-оз признаны недействительными подписи избирателей: на листе 2 строка 6, на листе 3 строки 7, 9, 10, на листе 4 строка 8, на листе 8 строка 9, на листе 9 строка 2, на листе 13 строка 10(всего 8 подписей избирателей);
-по основаниям пп. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, п.8 ч.21 ст.25 областного закона №77-оз признаны недействительными подписи избирателей: на листе 4 строки 1,2,4,5,6,7,8,9,10; на листе 13 строки 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 (всего 19 подписей избирателей);
-по основаниям пп. «л» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, п.11 ч.21 ст.25 областного закона №77-оз признаны недействительными подписи избирателей: на листе 4 строки 1,2,4,5,6,7,8,9,10; на листе 13 строки 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10(всего 19 подписей избирателей);
-по основаниям пп. «е» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, п.6 ч.21 ст.25 областного закона №77-оз признана недействительной 1 подпись избирателя на листе 6 строка 10.
Согласно ведомости проверки подписных листов с подписями избирателей, содержащихся в папке №8, из 194 проверенных подписей избирателей 27 признаны недействительными.
Из них:
- по основаниям пп. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, п.3 ч.21 ст.25 областного закона №77-оз признаны недействительными подписи избирателей: на листе 1 строка 8, на листе 6 строка 8, на листе 9 строка 10, на листе 10 строки 2,3,4,6,7,9, на листе 14 строка 9, на листе 16 строка 3, на листе 17 строка 4, на листе 18 строки 5, 6,7, 8,9,10, на листе 19 строки 2, 3, 4,5,6,7,10(всего 25 подписей избирателей);
-по основаниям пп. «е» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, п.6 ч.21 ст.25 областного закона №77-оз признаны недействительными подписи избирателей: на листе 5 строка 9, на листе 16 строка 8, на листе 18 строка 9(всего 3 подписи избирателей).
В итоговом протоколе проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округ №6 Т.А.Г. от 29.07.2016, отражено:
-количество заявленных подписей избирателей - 1793;
-количество представленных подписей избирателей -1793;
отобрано для проверки посредством случайной выборки папок-2 -№№6,8;
-количество проверенных подписей избирателей -329;
-количество недостоверных (недействительных) подписей избирателей-53(16,1%);
-количество достоверных подписей избирателей- 1740.
Подписи избирателей признаны недостоверными (недействительными) по следующим основаниям:
-избиратель указал в подписном листе сведения, не соответствующие действительности- по пп. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 и п.3 ч.21 ст.25 областного закона №77-оз- 33 подписи избирателей;
-сведения о лице, осуществляющем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно по пп. «з» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, п.8 ч.21 ст.25 областного закона №77-оз - 19 подписей избирателей;
-сведения об избирателях внесены в подписной лист не самим избирателем, ставящим подпись, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист- на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей изложенного в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе-пп. «л» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, п.11 ч.21 ст.25 областного закона №77-оз- 19 подписей избирателей;
-дата внесения подписи избирателя проставлена избирателем не собственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке подписей избирателей, изложенного в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе-4 подписи избирателей.
Решением территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 от 01 августа 2016 № отказано в регистрации кандидату в депутаты Законодательного осбрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу №6 Т.А.Г., выдвинутому в порядке самовыдвижения, 01 августа 2016 года., на основании ч.25 ст.25 областного закона №77-оз, подпункта г.1) пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ в связи с выявлением 53 недействительных подписей избирателей из 329 подписей избирателей, отобранных для проверки.
В названном решении отражено, что в результате проверки:
- в соответствии с подпунктом «в» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ признаны недействительными на основании справки управления по вопросам миграции отдела по Всеволожскому району Ленинградской области Главного управления МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области следующие подписи:
-в папке №6: на листе 2 в строке 6, на листе 3 в строке 10, на листе 4 в строке 8, на листе 9 в строке2, «Адрес места жительства» не соответствует действительности»; на листе 3 в строке 7, на листе 3 в строке 9, на листе 8 в строке 9, на листе 13 в строке 10 «Серия и номер паспорта.» не соответствует действительности;
-в папке №8: на листе 9 в строке 10, на листе 10 в строке 6, на листе 10 в строке 7, на листе 18 в строке 5, на листе 18 в строке 6, на листе 18 в строке 7, на листе 18 в строке 8, на листе 18 в строке 9, на листе 18 в строке 10, на листе 19 в строке 2, на листе 19 в строке 3,на листе 19 в строке 4, на листе 19 в строке 6, на листе 19 в строке 10 «Адрес места жительства» не соответствует действительности; на листе 1 в строке 8, на листе 6 в строке 8, на листе 10 в строке 2, на листе 10 в строке 4, на листе 17 в строке 4 «Серия и номер паспорта..» не соответствуют действительности; на листе 10 в строке 3 не соответствует действительности фамилия, адрес места жительства, серия и номер паспорта. На листе 10 в строке 9, не соответствует действительности фамилия. На листе 14 в строке 9 не соответствует действительности год рождения. На листе 16 в строке 3, не соответствует действительности имя. На листе 19 в строке 5, на листе 19 в строке 7, указанные серии и номера паспортов принадлежат другим лицам);
- в соответствии с подпунктами з), л) пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ признаны недействительными на основании заключения специалиста экспертно-криминалистического центра МВД России ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области следующие подписи избирателей:
-в папке №6: рукописные тексты на листе 4 в строках 1-10 в графах «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения…», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта..», а также в строке «Подписной лист удостоверяю» с указанием сведений о сборщике- выполнены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей: не М.И.И.; на листе 13 в строках 1-10 в графах: «Фамилия, имя, отчество», «Год рождения..», «Адрес места жительства», «Серия и номер паспорта..»а также в строке «Подписной лист удостоверяю» с указанием сведений о сборщике- выполнены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей: не Л.Л.А.. В соответствии с подпунктом е) пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона на листе 6 в строке 10 в графе «Дата внесения подписи» выполнена лицом, осуществляющим сбор подписи. В папке №8: в соответствии с подпунктом е) пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ на листах: 5 в строках 8, 9; 16 в строках 3,8; 18 в строках 6,9 «Дата внесения подписи» выполнены одним лицом).
Исследовав подлинные подписные листы, находящиеся в папках №№ 6,8, справку Управления по вопросам миграции отдела по Всеволожскому району Ленинградской области ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27.07.2016, ведомости проверки подписных листов, итоговый протокол, суд приходит к следующему.
В папке №6 следующими избирателями указаны адреса места жительства не соответствующие действительности:
на листе 2 в строке 6 избирателем С.Т.М. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>;
на листе 3 в строке 10 избирателем И.А.Г. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>;
на листе 4 в строке 8 избирателем К.Н.А. указан адрес: г.<адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>
на листе 9 в строке 2 избирателем С.М.Г. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>.
В папке №6 следующими избирателями указаны серия или номер паспорта не соответствующие действительности:
на листе 3 в строке 7 избирателем Р.В.А. указан паспорт № вместо паспорта №;
на листе 3 в строке 9 избирателем Б.О.И. указан паспорт № вместо паспорта №;
на листе 8 в строке 9 избирателем С.Н.Н. указан паспорт № вместо паспорта №;
на листе 13 в строке 10 избирателем Г.О.А. указан паспорт № вместо паспорта №.
В папке № 8 следующими избирателями указаны адреса места жительства не соответствующие действительности:
На листе 9 в строке 10 избирателем К.Г.В. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>;
На листе 10 в строке 6 избирателем Ф.(Ф.)Л.К. указан адрес: <адрес>. Между тем как избиратель зарегистрирована по месту жительства в Санкт-Петербурге; по месту пребывания до 2019 года избиратель зарегистрирована по адресу: <адрес>;
на листе 10 в строке 7 избирателем Ш.И.С. указан адрес: г.<адрес>.Однако избиратель имеет регистрацию места жительства по Санкт-Петербургу; зарегистрирован по месту пребывания до 2019 года по адресу: г.<адрес>;
на листе 18 в строке 5 избирателем Т.(Т.)О.А. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>;
на листе 18 в строке 6 избирателем Е.(Е.)Е.С. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации по месту жительства: <адрес>;
на листе 18 в строке 7 избирателем М.М.С. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>
на листе 18 в строке 8 избирателем О.К.С. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>;
на листе 18 в строке 9 избирателем Л.А.К. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>;
на листе 18 в строке 10 избирателем Т.(П.)Ю.К., указан адрес: <адрес> вместо адреса места жительства <адрес>;
на листе 19 в строке 2 избирателем С.Н.(С.Н.)В. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>;
на листе 19 в строке 3 избирателем С.(.С.).Л.М. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства <адрес>;
на листе 19 в строке 4 избирателем А.О.В. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>;
на листе 19 в строке 6 избирателем Ш.Е.О. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>;
на листе 19 в строке 10 избирателем Л.Е.Г. указан адрес: <адрес> вместо адреса регистрации места жительства: <адрес>
В папке №8 следующими избирателями указаны серия или номер паспорта не соответствующие действительности:
на листе 1 в строке 8 избирателем указан паспорт № вместо паспорта №;
на листе 6 в строке 8 избирателем Л.М.В. указан паспорт № вместо паспорта №;
на листе 10 в строке 2 избирателем Ч.Е.В. указан паспорт № вместо паспорта №;
на листе 10 в строке 4 избирателем Г.О.В. указан паспорт № вместо паспорта №;
на листе 17 в строке 4 избирателем С.Ф.А. указан паспорт № вместо паспорта №.
На листе 10 в строке 3 избирателем указана фамилия-Л. вместо -Л.; указан адрес: г.<адрес> вместо адреса регистрации места жительства: г.<адрес>; указан паспорт № вместо паспорта №.То есть названным избирателем указаны не соответствующие действительности фамилия, адрес места жительства, серия и номер паспорта.
На листе 10 в строке 9 избирателем указана фамилия К, вместо К. то есть указана фамилия, не соответствующая действительности.
На листе 16 в строке 3 избирателем К. неправильно указано имя –Раиса вместо –Фаина, то есть указано имя, не соответствующее действительности.
На листе 14 в строке 9 избирателем Г.(Г.)В.А. неверно указан год рождения ДД.ММ.ГГГГ вместо ДД.ММ.ГГГГ, то есть указаны сведения о годе рождения, не соответствующие действительности.
На листе 19 в строке 5 избирателем Ч.Н.Б. и на листе 19 в строке 7 избирателем С.Е.В. указаны серии и номера паспортов, принадлежащих иным лицам (серии и номера соответственно № и №).
Таким образом, территориальной избирательной комиссий в соответствии с требованиями п.11 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ признаны недействительными по основаниям подпункта «в» пункта 6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ перечисленные выше 33 подписи избирателей.
На основании заключения специалиста-эксперта 39 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО составленного в соответствии с п.3 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, территориальной избирательной комиссией обоснованно признаны недействительными 23 подписи избирателей, а именно:
-по основаниям пп. «з» и «л» п.6.4 Федерального закона №67-ФЗ(сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно; сведения об избирателях внесены в подписной лист не самим избирателем, ставящим подпись, и не лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист) признаны недействительными подписи избирателей: в папке №6 на листе 4 в строках 1,2,4,5,6,7,8,9,10 и на листе 13 в строках 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10;
-по основаниям п.п. «е» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ(дата внесения подписи избирателя проставлена избирателем не собственноручно) признаны недействительными подписи: в папке №6 на листе 6 в строке 10, в папке №8 на листе 5 в строке 9, на листе 16 в строке 8, на листе 18 в строке 9.
Таким образом, в результате проверки 329 подписей избирателей, избирательной комиссией было установлено, что 53 подписи избирателей (16,1%) являются недействительными по основаниям п.п. «в» «з», «е», «л» п.6.4 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ.
Следовательно, решение территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 от 01.08.2016 № об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу №6 Т.А.Г., выдвинутому в порядке самовыдвижения по основаниям подпункта г.1) пункта 24 статьи 38 Федерального закона №67-ФЗ является правомерным.
Эксперт ФИО, допрошенный в судебном заседании 10.08.2016 в качестве свидетеля показал, что является экспертом 39 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, обладает правом самостоятельного проведения судебных почерковедческих экспертиз. Уровень профессиональной подготовки проверяется один раз в пять лет. Соответствующее решение комиссии вынесено в 2011 году. В соответствии с распоряжением по ЭКЦ был привлечен к проверке подписных листов. В связи с чем был направлен на семинар, где разъяснено, каким образом надлежит проверять подписные листы. В том числе, на семинаре вручены методические рекомендации (распечатка части методических рекомендаций). Методика проведения исследования подписных листов является специализированной, отличной от методики проведения почерковедческой экспертизы; в том числе, эксперт ограничен во времени и в отборе образцов. Исследование подписных листов, представленных кандидатом Т.А.Г., проводил в помещении территориальной избирательной комиссии 27 и 28 июля 2016 года, подписные листы из помещения избирательной комиссии не выносил. В соответствии с правилами составление и оформление заключения проводилось по месту нахождения отдела экспертно-криминалистического центра. Поэтому в заключении от 28.07.2016 и указан адрес: <адрес>, а не адрес избирательной комиссии. В соответствии с положениями закона заключение по проверке подписных листов, составляемое экспертом, является заключением специалиста. Форма заключения специалиста каким-либо актами не установлена. Заключение специалиста могло быть отражено и в ведомости проверки подписных листов. Возможно, что распечатка из методических рекомендаций, которую ему выдали на семинаре, сделана из представленных ему судом Методических рекомендаций по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов.
В ходе судебного заседания суду представлено удостоверение эксперта 39 отдела ЭКЦ ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО
В соответствии с представленным свидетельством на право самостоятельного производства судебных экспертиз № эксперт ФИО обладает правом проведения почерковедческих экспертиз. Уровень профессиональной подготовки ФИО подтвержден решением комиссии от 22.12.2011.
В таблице, приложенной к сопроводительному письму председателя Избирательной комиссии Ленинградской области Ж.В.П. от 13.07.202016, направленной председателям территориальных избирательных комиссий, эксперт ФИО отнесен к кругу лиц, ответственных за проверку подписных листов в территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района (с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6).
К материалам дела приобщена копия письма о направлении сотрудников территориальных подразделений ЭКЦ ГУ МВД РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, планируемых к участию в проверке подписей избирателей в подписных листах 12.07.2016 в порядке подготовки к проведению избирательной кампании от 06.07.2016, имеющего резолюцию: ФИО и разъяснения, выданные эксперту ФИО под названием «Методические рекомендации(по выявлению нарушений в заполнении подписных листов избирателей методами почерковедения.М.2011).
Исследовав заключение специалиста – эксперта ФИО от 28.07.2016, представленные им документы, руководствуясь п.3 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ, ч.14 ст.25 областного закона №77-оз, разъяснениями, содержащихся в разделах 1.2, 3.1, 3.3 Методических рекомендаций по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 13.06.2012 №, с учетом разъяснений, содержащихся в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31.03.2011 №5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», суд считает, что названное заключение специалиста составлено уполномоченным лицом, обладающим соответствующей квалификацией. Представленное заключение специалиста от 28.07.2016 № является надлежащим доказательством с достоверностью подтверждающим наличие недействительных(недостоверных) подписей избирателей при проведении проверки подписи избирателей в соответствии с п.п.3-6 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ.
Представленные административным истцом заключение специалиста Б.М./И.№ в силу приведенных выше доводов не опровергает правомерности заключения специалиста ФИО от 28.07.2016 №, равно как письменная консультация специалиста ФИО от 05.08.2016 содержит лишь общий вывод о несоответствии заключения ФИО требованиям, предъявляемым к подобного рода документам и не опровергает правильности выводов специалиста-эксперта ФИО в заключении от 28.07.2016.
В силу перечисленных выше предписаний закона суд считает, что ссылка административного истца на несоблюдение формы заключения специалиста, установленной в Методических рекомендациях, утвержденных Постановлением ЦИК РФ от 13.06.2012 №, Методических рекомендациях по вопросам проведения почерковедческих исследований подписей избирателей для привлекаемых к проверке подписных листов экспертов-почерковедов, утвержденных начальником института криминалистики Центра специальной техники ФСБ России от 31.05.2011, является необоснованной, так как федеральный закон не содержит требований к форме заключения эксперта.
В судебном заседании свидетель ФИО показала, что как член рабочей группы принимала участие в заседании рабочей группы 27.07.2016 по проверке подписных листов, представленных кандидатом Т.А.Г. Во время проверки подписных листов в папках №№6,8 находилась в помещении избирательной комиссии, ознакомилась с содержанием данных папок. Периодически выходила из помещения, где проводилась проверка представленных подписных листов. На заседании рабочей группы присутствовал Т.А.Г., его представитель, а также эксперт. После проверки подписных листов были подписаны соответствующие документы. Утверждение административного истца о том, что она не присутствовала при проведении проверки подписных листов по папке №8, не соответствует действительности.
В судебном заседании 12.08.2016 свидетель ФИО показал, что является руководителем рабочей группы территориальной избирательной комиссии по проверке подписных листов. 27 и 28 июля 2016 года проходило заседание рабочей группы по проверке подписных листов, представленных кандидатом Т.А.Г. Заседание проходило в помещении территориальной избирательной комиссии. В заседании рабочей группы 27 и 28 июля 2016 года принимал участие эксперт. ФИО также присутствовала на заседании рабочей группы, в том числе и 27.07.2016. Так как на заседании рабочей группы 27.07.2016 была представлена промежуточная справка из отдела по вопросам миграции в виде таблицы, не содержащая информацию по 13 избирателям, то решено было продолжить заседание рабочей группы 28 июля 2016 года, о чем устно было сказано кандидату Т.А.Г. и его представителю. Полную официальную справку вечером 27.07.2016(после того как все ушли) принес председатель территориальной комиссии. По результатам заседания рабочей группы с учетом представленной полной официальной справки от отдела по вопросам миграции и заключения специалиста 29.07.2016 составлены ведомости проверки подписных листов и итоговый протокол.
Допрошенная в судебном заседании 12.08.2016 свидетель ФИО показала, что является членом рабочей группы по проверке подписных листов. 27 и 28 июля 2016 принимала участие в заседании рабочей группы, на котором проверялись представленные кандидатом Т.А.Г. подписные листы. Так как в представленной официальной справке регистрирующего органа в виде таблицы отсутствовали сведения относительно 13 избирателей, то решено было получить полную официальную справку. Так как 27.07.2016 не все сведения были получены, то был объявлен перерыв до 28.08.2016, о чем ФИО сказал кандидату Т.А.Г. и его представителю, что свидетель сама слышала. Официальная полная справка от отдела миграции была получена 27.07.2016, информацию о поступлении справки указала в журнале входящей корреспонденции. В заседании рабочей группы принимал участие эксперт, который 27 и 28 июля 2016 года, находясь в помещении территориальной избирательной комиссии, проверял представленные подписные листы. В заседании рабочей группы, в том числе и 27 июля 2016 года принимала участие и ФИО, которая ненадолго покинула помещение, где находилась рабочая группа после звонка по телефону, затем она вернулась в это же помещение.
Согласно представленной выписке из журнала входящей корреспонденции официальная справка врио начальника Управления по вопросам миграции отдела по Всеволожскому району Ленинградской области ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27.07.2016 поступила в территориальную избирательную комиссию Всеволожского муниципального района Ленинградской области 27.07.2016.
С учетом изложенного суд считает, что довод административного истца о том, что ФИО не принимала участие в заседании рабочей группы во время проведения проверки представленных кандидатом Т.А.Г. подписных листов по папке №8, не нашло своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Равно как не может быть признано правильным утверждение административного истца о том, что на заседании рабочей группы отсутствовала официальная справка органа осуществляющего регистрацию граждан РФ по месту жительства. Установлено, что справка в виде таблицы (копия которой удостоверена председателем территориальной избирательной комиссии) имелась в наличии на момент проведения заседания рабочей группы 27.07.2016, сообщение за подписью врио начальника Управления по вопросам миграции отдела по Всеволожскому району Ленинградской области ГУ МВД России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 27.07.2016 поступило в территориальную избирательную комиссию 27.07.2016. Заседание же рабочей группы по проверке подписных листов, представленных кандидатом Т.А.Г. проходило 27 и 28 июля 2016 года, по результатам которого 29 июля 2016 года составлены ведомости проверки подписных листов и итоговый протокол проверки подписных листов.
Из показаний допрошенных судом свидетелей следует, что административный истец и его представитель были уведомлены 27.07.2016 устно о продолжении заседания рабочей группы по проверке подписных листов 28.07.2016; форма уведомления о проведении проверки подписных листов рабочей группой федеральным законом не установлена.
Установлено по делу, что указание на заключении специалиста (в заглавной части) не адреса территориальной избирательной комиссии, а иного адреса, с учетом собранных по делу доказательств не означает, что подписные листы выносились из помещения территориальной избирательной комиссии и проверялись экспертом в каком-то ином месте. Такое утверждение административного истца является необоснованным и не соответствует имеющимся в деле доказательствами, в том числе и показаниям допрошенных свидетелей.
Отсутствие подписей на каждом листе ведомости проверки подписных листов, неуказание непосредственных выводов эксперта в ведомостях по проверке подписных листов(указание на наличие заключения эксперта имеется в ведомостях), как это предусмотрено п.5.3 Приложения 1 к постановлению Избирательной комиссии Ленинградской области от 15.06.2016 №, а также описка в указании имени и отчества члена рабочей группы (члена избирательной комиссии) З.А.С. в ведомостях проверки подписных листов(где указано ошибочно З.С.А.) не свидетельствует о неправомерности принятого территориальной избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата.
Утверждение о том, что избирательной комиссией необоснованно признаны недействительными по основаниям пп. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ ряд подписей избирателей(Р.В.А., С.Н.Н., С.М.Г., В.И.С., Л.М.В., Ч.Е.В., К.Г.В., Л.А.С., Г.О.В., К.А.К.., Г.В.А.К.Ф.М., С.Ф.А.Г.О.А., И.А.Г., имеющих незначительные неточности, не искажающие данные об избирателях и позволяющие однозначно идентифицировать их личность, суд считает неправильными.
Установлено, что перечисленными лицами указаны данные, не соответствующие действительности при указании адреса места жительства, или данных о серии иди номере паспорта, данных о фамилии, имени, что в силу пп. «в» п.6.4 ст.38 Федерального закона №67-ФЗ является безусловным основанием для признания подписи недействительной.
Представленные же в суд нотариально заверенные копии заявлений поименованных выше граждан с подтверждением волеизъявления не могут быть учтены судом, так как избирательное законодательство не содержит предписаний о допустимости опроса лиц на предмет принадлежности им подписей и возможности проведения почерковедческой экспертизы.
Иные доводы административного истца и его представителя не влияют на правильность принятого избирательной комиссией решения об отказе в регистрации кандидата и сводятся к неверному толкованию положений Федерального закона №67-ФЗ.
Соответственно, по делу не имеется правовых оснований для отмены решения территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района Ленинградской области с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 от 1 августа 2016 года №, предусмотренных п.6 ст.76 Федерального закона 367-ФЗ и в удовлетворении заявленных Т.А.Г. требований в полном объеме надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Т.А.Г. об отмене решения от 01 августа 2016 года № территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 об отказе в регистрации кандидату в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу №6 Т.А.Г., выдвинутому в порядке самовыдвижения и об обязании территориальной избирательной комиссии Всеволожского муниципального района с полномочиями окружной избирательной комиссии Токсовского одномандатного избирательного округа №6 принять решение о регистрации кандидатом в депутаты Законодательного собрания Ленинградской области шестого созыва по Токсовскому одномандатному избирательному округу №6 Т.А.Г., выдвинутого в порядке самовыдвижения, отказать.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы и представления через Ленинградский областной суд в Верховный Суд Российской Федерации в течение 5 дней со дня принятия судом решения.
Судья Е.Е. Морозкова
Решение в окончательной форме изготовлено в 21 час. 00 мин. 15 августа 2016 года