ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-74/2018 от 07.05.2018 Хабаровского краевого суда (Хабаровский край)

Дело № 3а-74/2018

ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

07 мая 2018 года город Хабаровск

Хабаровский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Е.А.Бузыновской,

при секретаре О.С.Диановой,

с участием прокурора Т.Ю.Доськовой,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Газпром газораспределение Дальний Восток» о признании недействующим постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19 декабря 2017 года № 38/4 «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый АО «Газпром распределение Дальний Восток» населению Хабаровского края для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, на 2018 год»,

у с т а н о в и л:

На официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края (http://laws.khv.gov.ru) опубликовано 21.12.2017 года постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 19.12.2017 года № 38/4 «Об установлении розничные цены на сжиженный газ, реализуемый АО «Газпром распределение Дальний Восток» населению Хабаровского края для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, на 2018 год».

Постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 19.12.2017 года № 38/4 установлены и введены в действие с 01.01.2018 года розничные цены (с учетом НДС) на сжиженный газ, реализуемый населению Хабаровского края для бытовых нужд АО «Газпром газораспределение/Дальний Восток», в следующих размерах: -в баллонах без доставки до потребителя с 01.01.2018 года по 30.06.2018 года – 45,52 руб/кг, с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года – 47,20 руб/кг (пункт 1); -в баллонах с места промежуточного хранения (склада) с 01.01.2018 года по 30.06.2018 года – 45,52 руб/кг, с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года – 47,20 руб/кг (пункт 2); -в баллонах с доставкой до потребителя с 01.01.2018 года по 30.06.2018 года – 66,81 руб/кг, с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года – 69,28 руб/кг (пункт 3); -из групповых резервуарных установок с 01.01.2018 года по 30.06.2018 года – 62,42 руб/кг, с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года – 64,73 руб/кг (пункт 4); -из групповых резервуарных установок, при наличии прибора учета, установленного в квартире, с 01.01.2018 года по 30.06.2018 года – 143,85 руб/кг, с 01.07.2018 года по 31.12.2018 года – 149,16 руб/кг (пункт 5).

АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» обратилось в суд 16.03.2018 года с заявлением о признании незаконным и не действующим со дня его принятия постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2017 года № 38/4 «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый АО «Газпром распределение Дальний Восток» населению Хабаровского края для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, на 2018 год». Обосновывая свои требования, административный истец сослался на то, что государственному регулированию, исходя из положений Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации», Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и пункта 79 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, не подлежат услуги по доставке газа в баллонах до места, выбранного потребителем. Оказание услуги по доставке газовых баллонов является правом заявителя, а не его обязанностью, и стоимость такой услуги определяется по соглашению с потребителем. Поэтому оспариваемое постановление в части установления цен на реализацию сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя с 01.01.2018 года по 31.12.2018 года противоречит Основным положениям формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за техническое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021, и принято Комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края за пределами его полномочий.

Также административный истец считает, что постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2017 года № 38/4 подлежит признанию незаконным и не действующим с даты его принятия, так как им установлены цены на реализацию сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада), в то время как с заявлением об установлении таких цен он в комитет не обращался. Кроме того, в тексте постановления отсутствуют сведения о конкретных адресах, по которым реализуются газовые баллоны с таких складов. У заявителя такие склады для промежуточного хранения отсутствуют, и на него не возложена законом или договоров обязанность их создавать.

Оспариваемое постановление, по мнению административного истца, не соответствует требованиям пунктов 11.2 Основных положений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021, и Методическим указаниям по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных Приказом ФСТ России от 15.06.2007 года № 129-э/2, поскольку при его принятии регулирующим органом не учтено, что аварийно-диспетчерское обслуживание с 2018 года исключено из предмета договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или)внутриквартирного газового оборудования. Следовательно, расходы, которые АО «Газпром распределение Дальний Восток» на аварийно-диспетчерское обеспечение, подлежат включению в цены на реализацию газа. Комитет по ценам произвел расчет розничных цен на газ без учета этих расходов. Административный истец полагает, что несоблюдение регулирующим органом требований законодательства привело к установлению розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению Хабаровского края для бытовых нужд, на уровне, не обеспечивающем возмещение экономически обоснованных расходов общества, что создает реальную угрозу причинения ему убытков при осуществлении регулируемого вида деятельности.

Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края представил в суд отзыв, в котором просил в удовлетворении административного искового заявления АО «Газпром распределение Дальний Восток» отказать.

В судебном заседании представители ООО "Газпром распределение Дальний Восток» Кайгородова А.Б. (доверенность от 05.02.2018 года сроком действия по 31.12.2018 года) и Бобровская О.С. (доверенность от 05.04.2018 года сроком действия по 31.12.2018 года) просили заявленные обществом требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и в возражениях на отзыв. Административный истец полагает, что несоблюдение регулирующим органом требований законодательства привело к установлению розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению Хабаровского края для бытовых нужд, на уровне, не обеспечивающем возмещение расходов общества, что создает реальную угрозу причинения ему убытков при осуществлении регулируемого вида деятельности.

В судебном заседании представители комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края Гончар Е.И. (доверенность от 12.01.2018 года сроком действия по 31.12.2018 года) и Магдыч К.И. (доверенность от 06.04.2018 года сроком действия по 31.12.2018 года) просили в удовлетворении административного искового заявления ООО "Газпром распределение Дальний Восток" отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном разбирательстве, заключение прокурора отдела прокуратуры Хабаровского края Доськовой Т.Ю., полагавшего невозможным удовлетворить административный иск, дав оценку доводам административного искового заявления, отзыва на административное исковое заявление, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 31.03.1999 года № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Статьей 20, частью 2 статьи 21 этого закона предусмотрено, что государственная ценовая политика в области газоснабжения осуществляется на основе следующих принципов: создание благоприятных условий для транспортировки, хранения и поставок газа, обеспечения самофинансирования организаций систем газоснабжения; федеральный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения; удовлетворение платежеспособного спроса на газ. По решению Правительства Российской Федерации регулирование тарифов на услуги по транспортировке газа может быть заменено государственным регулированием цен на газ для потребителей, а также тарифов на услуги по транспортировке газа для независимых организаций в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации. В подпункте «е» пункта 4, пункте 8 Основных положений указано, что государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат розничные цены на газ, реализуемый населению. Розничные цены на газ, реализуемый населению, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Право органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждать розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), предусмотрено положениями пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 года № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства".

Постановлением Правительства Хабаровского края от 04.06.2010 года № 142-пр утверждено Положение о комитете по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, который является органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования, и осуществляет государственное регулирование розничных цен на природный и сжиженный газ в соответствии с действующим законодательством.

Закон Хабаровского края от 31.07.2002 года № 48 "О порядке официального опубликования и вступления в силу законов Хабаровского края и иных нормативных правовых актов Хабаровского края" определяет, что нормативные правовые акты краевых органов исполнительной власти, издаваемые ими в случаях и пределах, устанавливаемых Правительством края, вступают в силу после их официального опубликования, в том числе на официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края" (laws.khv.gov.ru).

Проанализировав вышеназванные нормы во взаимосвязи с положениями Устава Хабаровского края, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу, что постановление комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 19.12.2017 года № 38/4, являющееся нормативным правовым актом органа исполнительной власти Хабаровского края, принято как в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, так и в соответствии с компетенцией комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края, с соблюдением требований законодательства к его форме и виду, процедуре его принятия и правилам введения в действие.

По этим основаниям постановление комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края 19.12.2017 года № 38/4 административным истцом не оспаривается.

Проверив оспариваемые положения постановления комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края 19.12.2017 года № 38/4, на предмет их соответствия федеральным законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришел к такому заключению.

Как указано в пункте 16 Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021 "О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации" (вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации") государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в установленном порядке на основании заявлений организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и по инициативе регулирующих органов.

Документы, представленные в материалах дела, свидетельствуют о том, что 26.10.2017 года АО «Газпром распределение Дальний Восток», осуществляющее поставку сжиженного газа потребителям, обратился в комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края с заявлением (исх. № 15-04/9946) об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд на 2018 год.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.04.1995 года № 332 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" установлено, что розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, рассчитываются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам.

Приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 года № 129-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, которые определяют порядок формирования розничных цен и (или) их предельных уровней на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, и основные принципы регулирования розничных цен (далее по тексту – Методические указания). Розничные цены, устанавливаемые в соответствии с настоящими Методическими указаниями, применяются организациями, осуществляющими регулируемый вид деятельности, при реализации сжиженного газа населению для бытовых нужд (пищеприготовление, отопление, горячее водоснабжение).

Как указано в пунктах 4, 14 Методических указаниях расчет розничных цен предусматривает их установление на уровне, обеспечивающем субъекту регулирования получение планируемого объема выручки от оказания услуг по регулируемому виду деятельности в размере, необходимом, в том числе, для возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с производством, приобретением, транспортировкой, хранением, распределением и поставкой (реализацией) газа. Розничные цены устанавливаются дифференцированно в зависимости от системы франкирования по следующим категориям: а) реализация сжиженного газа в баллонах без доставки до потребителя; б) реализация сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя; в) реализация сжиженного газа из групповых газовых резервуарных установок; г) реализация сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада).

Приведенные положения опровергают доводы административного истца об отсутствии у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации права устанавливать розничную цену на реализацию сжиженного газа в баллонах с доставкой до потребителя.

Мнение административного истца о том, что принимая решение об установлении розничных цен на сжиженный газ в баллонах с доставкой до потребителя, не были учтены положения пункта 79 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, которые предусматривают, что размер платы за доставку бытового газа в баллонах и твердого топлива к месту, указанному потребителем, устанавливается по соглашению потребителя и исполнителя - продавца бытового газа в баллонах и твердого топлива, не заслуживает внимания, так как является следствием неверного толкования указанной нормы права.

Из содержания пунктов 8, 9, 10, 17, 38 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, следует, что исполнителем коммунальных услуг - газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), может выступать ресурсоснабжающая организация, которая размер платы за коммунальные услуги рассчитывает по тарифам (ценам) для потребителей, установленным в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Таким образом, самостоятельно устанавливать цены (тарифы) на услуги по доставке газа в баллонах до граждан-потребителей АО «Газпром распределение Дальний Восток», являясь ресурсоснабжающей организацией, не может.

Позиция административного истца в той части, что Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 имеет большую юридическую силу, чем Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021 и Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 года № 332, не заслуживает внимания, в виду её несостоятельности.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации (части 1 и 3 статьи 115 Конституции РФ).

Таким образом, Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021 и Постановление Правительства РФ от 15.04.1995 года № 332 имеют одинаковую юридическую силу, так как приняты одним и тем же государственным органом исполнительной власти Российской Федерации. Тот факт, что указанные постановления приняты в разное время, не свидетельствует о большей силе одного, по отношению к другому, поскольку они регулируют разные правоотношения. Кроме того, вопросы формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке положения Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 не регулируют.

Не соглашаясь с оспариваемым нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края, административный истец ссылается на то, что им установлены цены на реализацию сжиженного газа в баллонах с места промежуточного хранения (склада), в то время как с заявлением об установлении таких цен он в комитет не обращался. Адреса, по которым находятся склады, с которых реализуются газовые баллоны, в постановление не указаны. У заявителя такие склады отсутствуют, и на него не возложена законом или договоров обязанность их создавать.

Пунктами 11, 17, 24 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021, определено, что государственное регулирование цен на газ (за исключением оптовых цен на природный газ, реализуемый на организованных торгах), размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа его поставщиками, и тарифов на услуги по его транспортировке, а также платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя из возмещения организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности, экономически обоснованных затрат, связанных с транспортировкой и распределением газа (при регулировании тарифов). Организация, осуществляющая регулируемые виды деятельности, представляет в регулирующий орган заявление об установлении (изменении) цен (тарифов) с приложением обосновывающих материалов.

Объяснения сторон и представленные ими письменные доказательства свидетельствуют о том, что АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», обращаясь 26.10.2017 года с заявлением (исх.№15-04/9946) об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд на 2018 год, приложил к нему документы, указанные в пункте 24 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021, в том числе заключенные в 2017 году договоры аренды, по условиям которых АО «Газпром газораспределение Дальний Восток» получило от собственника ООО «Газпром сжиженный газ» в аренду склады для хранения газовых баллонов, находящиеся в с.Богородское, с.Джари, с.Сита, с.Мухен, с.Бичевая, в г.Вяземский Хабаровского края, для осуществления своей уставной деятельности. До заключения договора аренды указанные объекты находились в собственности АО «Газпром газораспределение Дальний Восток», были им проданы ООО «Газпром сжиженный газ» (юридическое лицо находится на территории Татартана), после чего получены в аренду.

Учитывая указанные обстоятельства, и применяя положения статей 210, 654 Гражданского кодекса РФ (регулирующие вопросы оплаты арендных платежей и бремени содержания имущества) и вышеприведенные положения Постановления Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021 и Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ РФ от 15.06.2007 года № 129-э/2, суд считает, что регулирующий орган обоснованно установил розничные цены на реализацию газа населению из групповых газовых резервуарных установок.

Позиция административного истца о том, что в оспариваемом постановление должны быть указаны адреса газовых резервуарных установок, не заслуживает внимания, ибо не основана на требованиям федерального законодательства, регулируемого вопросы установления розничных цен на реализацию газа населению.

Не соглашаясь с оспариваемым нормативным правовым актом Правительства Хабаровского края, административный истец ссылается на то, устанавливая розничные цены на реализацию газа населению, Комитет по ценам и тарифам Хабаровского края не учел расходы, которые АО «Газпром распределение Дальний Восток» несет на аварийно-диспетчерское обеспечение, которое исключено из предмета договора на техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или)внутриквартирного газового оборудования.

Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021 определено (пункт 12), что расчет регулируемых цен (тарифов) осуществляется на основании методических указаний, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, раздельно по каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности, исходя из раздельного учета продукции (услуг) и затрат на ее производство.

В Методических указаниях по регулированию розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, утвержденных приказом ФСТ от 15.06.2007 года № 129-э/2, указано (пункты 5, 6), что регулирование розничных цен базируется на раздельном учете расходов по регулируемому виду деятельности, в соответствии с нормативными актами о налоговом и бухгалтерском учете. В случае если субъект регулирования помимо регулируемой деятельности осуществляет иные виды деятельности, расходы на их осуществление и полученные доходы от этих видов деятельности не учитываются при расчете розничных цен.

Как указано в Правилах пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 года № 410, безопасное использование и содержание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования обеспечиваются путем осуществления следующего комплекса работ (услуг): техническое обслуживание и ремонт внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; аварийно-диспетчерское обеспечение; техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования; замена оборудования (пункт 4). Работы по техническому обслуживанию и ремонту внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем. По договору о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования заказчик и исполнитель не могут быть одним и тем же лицом (пункт 6). Аварийно-диспетчерское обеспечение, в том числе локализация аварийных участков сети газопотребления, устранение утечек газа, предупреждение аварий, выполняется круглосуточно аварийно-диспетчерской службой газораспределительной организации незамедлительно при поступлении информации об аварии или угрозе ее возникновения без соблюдения требования о предварительном согласовании с заказчиком даты (дат) и времени обеспечения допуска сотрудников исполнителя к внутридомовому и (или) внутриквартирному газовому оборудованию. Специализированная организация, не являющаяся газораспределительной организацией, заключает с газораспределительной организацией, имеющей обязанность по транспортировке газа до многоквартирного дома (жилого дома, домовладения), в котором установлено внутридомовое и (или) внутриквартирное газовое оборудование, а также имеющей в своем составе аварийно-диспетчерскую службу, соглашение об осуществлении аварийно-диспетчерского обеспечения внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (пункт 7).

Приведенные положения позволяют сделать вывод, что услуги по техническому и аварийному обслуживанию внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах и жилых домах оказываются потребителям на основании договора, условиями которого устанавливается и цена такой услуги. Следовательно, цены на аварийно-диспетчерское обеспечение внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования не подлежат государственному регулированию, и не могут включаться в розничные цены на сжиженный газ для населения.

Кроме того, административный истец в ходе судебного разбирательства показал, что структурное подразделение АО «Газпром распределение Дальний Восток», занимающееся аварийно-диспетчерским обеспечением, обслуживает не только бытовых потребителей газа, но и коммерческих потребителей газа. Также административный истец не смог представить суду документы, достоверно свидетельствующие о расходах, которые он несет на аварийно-диспетчерское обеспечение бытовых потребителей газа, и насколько подлежат увеличению установленные постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2017 года № 38/4 розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению Хабаровского края, с учетом расходов заявителя на аварийно-диспетчерское обеспечение бытовых потребителей газа.

По мнению административного истца при установлении розничных цен на сжиженный газ необоснованно был применен метод индексации, а не метод экономически обоснованных затрат. Расчет цен выполнен некорректно, без учета экономически обоснованных показателей роста расходов общества.

Пунктом 11(2) Основных положений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021, определено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) на газ может применяться метод индексации. При применении метода индексации цены (тарифы) на газ умножаются на величину индекса изменения цен (тарифов), определяемого регулирующим органом с учетом устанавливаемых Правительством Российской Федерации средних параметров ежегодного изменения оптовых цен на газ и прогнозного уровня инфляции.

Исходными данными для расчета регулируемых цен (тарифов) являются: расчетный объем продукции (услуг) на период регулирования, определяемый исходя из утверждаемого в установленном порядке баланса добычи и реализации газа в Российской Федерации; расчетный суммарный объем выручки (за период регулирования), требуемый для компенсации экономически обоснованных затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), и обеспечения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, прибылью, необходимой для их самофинансирования, а также средствами для уплаты всех налогов и иных обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 Основных положений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 года № 1021).

Представленные сторонами доказательства (их объяснения и документы) свидетельствуют о том, что розничные цены на сжиженный газ, реализуемый населению Хабаровского края для бытовых нужд на 2017 год были установлены методом экономически обоснованных затрат с учетом экономически обоснованных расходов АО «Газпром распределение Дальний Восток».

Представленные АО «Газпром распределение Дальний Восток» с заявлением об установлении розничных цен на сжиженный газ на 2018 года документы, анализ которых дан в экспертном заключении (выводы которого административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались и не опровергнуты), не подтверждают обоснованное увеличение себестоимости расходов на реализацию сжиженного газа населению, убытки признаны экономически необоснованными (явились следствием снижения объемов реализации товарной продукции по сжиженному газу для населения, и увеличения эксплуатационных расходов на работу общества).

При таком положении применения метода индексации при установлении регулируемых цен (тарифов) на газ следует признать правомерным, и применение такого метода не противоречит законодательству, регулирующему вопросы установления регулируемых цен (тарифов) на газ.

Распоряжением Правительства РФ от 19.11.2016 года № 2464-р утверждены индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2017 год, в том числе в Хабаровском крае – 4,1.

Постановлением губернатора Хабаровского края от 28.11.2016 года № 117 утверждены предельные (максимальные) индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Хабаровского края на 2017 год, величина которых для всех муниципальных образований края составила 4,1 процента.

Сопоставление розничных цен на природный газ, реализуемый акционерным обществом "Газпром газораспределение Дальний Восток" населению Хабаровского края, установленных на 2017 год постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 09.11.2016 года № 37/3, и размера розничных цен, установленных постановлением комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2017 года № 38/ на 2018 год, свидетельствует о том, что розничные цены увеличены на 4,1 процента.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что приказ комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 19.12.2017 года № 38/4 соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и регулирующим спорные правоотношения, и не нарушает права и законные интересы ООО "Газпром распределение дальний Восток", которое имело возможность представить в регулирующий орган необходимый комплект документов для расчета спорных параметром в желаемом обществом размере, но распорядилось этим правом по своему усмотрению.

Исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, приведенные обстоятельства являются основанием для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.

В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Правительства Хабаровского края (комитета по ценам и тарифам).

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л:

Акционерному обществу «Газпром газораспределение Дальний Восток» в удовлетворении его требований о признании недействующим постановления комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края от 19 декабря 2017 года № 38/4 «Об установлении розничных цен на сжиженный газ, реализуемый АО «Газпром распределение Дальний Восток» населению Хабаровского края для бытовых нужд, кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств, на 2018 год», отказать.

Сообщение о принятии настоящего решения опубликовать на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции – Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.

Решение в окончательной форме (мотивированный текст) принято 11.05.2018 года.

Судья краевого суда Е.А.Бузыновская