Дело № 3а-74/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2018 года г. Новосибирск
Новосибирский областной суд в составе:
председательствующего судьи Никитиной Г.Н.
при секретаре Виноградове В.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Новосибирской области о признании недействующим решения Совета депутатов г. Бердска от 25 февраля 2014 года №453 «О внесении изменения в лист 6 ГП-1 инв. №514049 Карты градостроительного зонирования в отношении территории расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3750 кв.м.»,
установил:
решением Совета депутатов города Бердска Новосибирской области от 08.11.2007 года № 322 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска, включающие Карту градостроительного зонирования города Бердска.
Согласно Карты градостроительного зонирования г. Бердска территория, расположенная в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная г. Бердска, ориентировочной площадью 3750 кв.м., относилась к территориальной зоне Р-2 (Зона парков, скверов, бульваров).
Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска были опубликованы в официальном печатном издании- газете «Бердские новости» от 26.11.2007 года № 48.
Решением Совета депутатов города Бердска от 25 февраля 2014 года № 453 «О внесении изменений в лист 6 ГП-1 инв. №514049 Карты градостроительного зонирования в отношении территории расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3750 кв.м.» (далее - Решение от 25 февраля 2014 г. № 453) территориальная зона вышеуказанной территории изменена на зону среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (5 - 10 этажей) (Ж-4).
Заместитель прокурора Новосибирской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в Новосибирский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании Решения от 25 февраля 2014 года №453 в приведенной выше части. В обоснование требований прокурор указывает, что Решение от 25 февраля 2014 года № 453 принято с нарушением установленной федеральным законодательством процедуры принятия нормативного правового акта. В частности, главой муниципального образования г. Бердска в нарушение требований части 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации не принималось решение о подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска и соответственно сообщение о его подготовки не было опубликовано в установленном порядке ( часть 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации). В нарушение части 9 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации не проводилась проверка проекта Решения от 25 февраля 2014 года № 453 на соответствие Генеральному плану муниципального образования г. Бердска. Публичные слушания по проекту оспариваемой нормы были проведены с нарушением требований, установленных частями 12,13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Просил суд признать оспариваемую норму противоречащей действующему законодательству и недействующей с момента принятия.
В судебном заседании представитель административного истца прокурор Баландин Е.И. поддержал заявленные требования.
Представитель административного ответчика Совета депутатов
г. ФИО1 Полещук, действующая на основании доверенности, административные исковые требования не признала, полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт действующему законодательству не противоречит, а его отмена повлечет за собой потери из бюджета г. Бердска.
Представитель административного ответчика Главы г. Бердска ФИО2 – ФИО3, действующий на основании доверенности, административные исковые требования не признал, полагает, что отдельные процедурные нарушения, при соблюдении порядка внесения изменений в Карту градостроительного зонирования, не повлекли существенных нарушений прав граждан и в целом не влияют на законность оспариваемого акта.
Судом к участию в деле, в порядке статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в качестве заинтересованного лица на стороне административного ответчика привлечен собственник земельного участка – Общество с ограниченной ответственностью «Стройпроект». Представитель заинтересованного лица ФИО4 поддержала позицию административного ответчика, указывая на необоснованность обращения прокурора в суд в настоящим иском.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктами «в», «д», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, водными и другими природными ресурсами, природопользование, охрана окружающей среды, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 20 части 1 статьи 14, части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
В силу пункта 8 статьи 1, пункта 3 части 1, пункта 2 части 2, части 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, утверждаемым нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений
Разрабатываются данные правила в целях обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования, содержащая границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
Муниципальное образование г. Бердск наделен статусом городского округа (статья 2 Закона Новосибирской области от 2 июня 2004 года № 200-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований Новосибирской области»).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24, пунктом 19 статьи 27 Устава г. Бердска (принят решением Совета депутатов г. Бердска от 1 июня 2015 года № 633) Совет депутатов города Бердска является представительным органом муниципального образования.
К полномочиям Совета депутатов относится утверждение генеральных планов города Бердска, правил землепользования и застройки, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа.
Согласно части 1, пунктам 2, 3 части 5 статьи 33 Устава г. Бердска, Глава города является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Глава города в том числе, вносит в Совет депутатов проекты муниципальных правовых актов в порядке, установленном Советом депутатов, подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Советом депутатов.
Решением Совета депутатов города Бердска от 08.11.2007 года № 322 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска, включающие Карту градостроительного зонирования города Бердска.
Согласно Карты градостроительного зонирования г. Бердска территория расположенная в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная г. Бердска, ориентировочной площадью 3750 кв.м. относилась к территориальной зоне Р-2 (Зона парков, скверов, бульваров).
Решением Совета депутатов города Бердска от 25 февраля 2014 года № 453 «О внесении изменений в лист 6 ГП-1 инв. №514049 Карты градостроительного зонирования в отношении территории расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3750 кв.м.» территориальная зона вышеуказанной территории изменена на зону среднеэтажной и многоэтажной жилой застройки (5 - 10 этажей) (Ж-4).
Данное решение опубликовано 19 марта 2014 года в газете «Бердские новости» № 11.
Таким образом, оспариваемое Решение от 25 февраля 2014 года № 453 принято уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением формы и вида нормативного правового акта, правил введения нормативного правового акта в действие.
Относительно соблюдения процедуры принятия изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска суд исходит из следующего.
В силу предписаний части 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, и, проверяя законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, выясняет обстоятельства, указанные в части 8 названной статьи, в полном объеме, в том числе соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта (подпункт "в" пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частями 1 - 5 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса.
Согласно частям 3, 5 - 13, 15 - 17 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
Одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению.
В указанном в части 7 настоящей статьи сообщении о принятии решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки указываются: 1) состав и порядок деятельности комиссии; 2) последовательность градостроительного зонирования применительно к территориям поселения, городского округа или межселенным территориям либо применительно к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа); 3) порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки; 4) порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц по подготовке проекта правил землепользования и застройки; 5) иные вопросы организации работ.
Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки, представленного комиссией, на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации.
По результатам указанной в части 9 настоящей статьи проверки орган местного самоуправления направляет проект правил землепользования и застройки главе муниципального образования или в случае обнаружения его несоответствия требованиям и документам, указанным в части 9 настоящей статьи, в комиссию на доработку.
Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.
Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса и с частями 13 и 14 настоящей статьи.
Продолжительность публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
После завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
Требования к составу и порядку деятельности комиссии устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Пунктами 3 и 4 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются органами местного самоуправления муниципального района в случаях, если правила землепользования и застройки могут воспрепятствовать функционированию, размещению объектов капитального строительства местного значения; органами местного самоуправления в случаях, если необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории поселения, территории городского округа, межселенных территориях.
Как следует из материалов дела, 13 декабря 2013 года состоялось заседание Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска (далее по тексту – Комиссия), на котором дополнительным вопросом было рассмотрено обращение ООО «Атлант» о внесении изменений в Карту градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска от 8 ноября 2007 года №322 (протокол №9/13 от 13 декабря 2013 года, л.д. 57-64).
По результатам заседания подготовлено заключение Комиссии от 13 декабря 2013 года, пунктом 5 которого рекомендовано внести изменения в Карту градостроительного зонирования в отношении территории, расположенной на пересечении улиц Пушкина и Спортивная путем установления единой территориальной зоны Ж-4 (Зона среднеэтажной жилой застройки 5-10 этажей) (л.д. 74).
В письменных возражениях представитель Главы города Бердска указал, что основаниями для принятия оспариваемого решения явилось поступление в соответствии с п.п. 2,3 ст. 33 ГрК РФ в Комиссию предложения о внесении изменений (л.д.44).
Как следует из протокола заседания Комиссии с таким предложением обратилось ООО «Атлант», которое просило предоставить земельный участок для строительства торгово-офисного центра. В связи с указанным обращением, рекомендовано перевести земельный участок, ориентировочной площадью 3750 кв. м., в территориальную зону Ж-4 (л.д. 62-63).
Между тем, доказательств, в силу которых ООО «Атлант» вправе обратиться с указанным предложением, суду не представлено.
В соответствии с пунктом 2 части 2, пунктом 5 части 3 статьи 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменения в правила землепользования и застройки муниципального образования могут быть внесены по инициативе заинтересованных юридических лиц в порядке, предусмотренном статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, доказательств соблюдения порядка предоставления предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки суду не представлено.
Кроме того, суд находит, что при указанных обстоятельствах, административный ответчик не обосновал объективную необходимость изменения территориальной зоны спорного земельного участка.
С учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу, что Главой города Бердска в нарушение требований части 5 статьи 33, части 7 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации не принималось решение о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки, а также Главой города Бердска опубликование сообщения о принятии решения о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки не обеспечивалось. Доказательств обратного суду представителями ответчиков не представлено. Более того, в своих возражениях, первоначально представленных суду, представитель Главы города Бердска соглашался с указанными нарушениями.
Доводы ответчиков о том, что все последующие действия Главы города Бердска по соблюдению процедуры принятия изменений, свидетельствуют о том, что фактически такое решение было принято, не основаны на законе, а потому не могут быть приняты по внимание.
Проверяя довод административного истца о том, что органом местного самоуправления проверка проекта решения на соответствие Генеральному плану муниципального образования города Бердска не проводилась, суд исходит из следующего.
Решением Совета депутатов города Бердска Новосибирской области от 21.09.2006 года № 133 утвержден Генеральный план города Бердска. В соответствии с картой-схемой планируемых функциональных зон Генерального плана города Новосибирска территория, расположенная в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3750 кв. м. отнесена к функциональной зоне – многоквартирные жилые дома (л.д.83).
Согласно пояснительной записке к Генеральному плану города Бердска селитебная территория по проекту составляет 1765 га. Магистральными улицами городского значения селитебная зона разделена на жилые районы, площадь которых составляет от 190 га до 250 га. При территории жилого района более 200 га (жилые районы I,II, III,YII), они разделяются на две части районными магистралями с зеленым бульваром( ул. Пушкина, ул. Лунная, ул. Солнечная), что позволяет создать в застройке селитебной территории разрывы шириной до 100м.
Проектное решение системы зеленых насаждений общего пользования предусматривает создание зеленых бульваров по ул. Горького и Пушкина, посредством которых центральная зона городского центра получает связи с жилыми районами и их зелеными зонами. Бульвар по ул. Пушкина в будущем свяжет озеленение центра с парком «Победы», а в северо-западном направлении с лесопарком в Бердской зоне отдыха.
При принятии Правил землепользования и застройки муниципального образования города Бердска, действовавших до внесения изменений оспариваемым нормативным актом, территория, расположенная в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3750 кв. м. была отнесена к территориальной зоне Р-2 (Зона парков, скверов, бульваров).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34, части 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что положения генерального плана муниципального образования первичны по отношению к правилам землепользования и застройки. Территориальные зоны, установленные в правилах землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков, без изменения при этом назначения территории, отнесенной к функциональным зонам.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану, в том числе в части картографического материала, которым устанавливаются территориальные зоны, является основанием для рассмотрения вопроса о приведении их в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 15 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что градостроительным законодательством закреплен принцип первичности генерального плана поселения как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, перед правилами землепользования и застройки.
С учетом приведенных норм федерального законодательства суд приходит к выводу, что отнесение земельного участка с кадастровым номером 54:32:010038:259 к территориальной зоне Ж-4 осуществлено с учетом Генерального плана, согласно которого названный земельный участок расположен в функциональной зоне –многоквартирные жилые дома, однако оспариваемой нормой внесены изменения не в отношении конкретного земельного участка.
Утверждая о соответствии внесенных изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска Генеральному плану города Бердска, представитель Главы города Бердска представил выписку из публичной кадастровой карты, ссылаясь на то, что оспариваемые изменения согласуется с пояснительной запиской Генерального плана города Бердска, поскольку ширина территории общего пользования от края проезжей части до границы земельного участка с кадастровым номером 54:32:010038:259, позволяет использовать ее для создания бульвара.
Однако с данным утверждением суд не может согласиться, поскольку как указано выше, территориальная зона была изменена в отношении территории, ориентировочной площадью 3750 кв. м..
Из представленных фрагментов карт градостроительного зонирования, как до внесенных изменений, так и после их внесения, не следует, что в состав территории, в отношении которой внесены изменения, не входит территория общего пользования, где предполагается создание бульвара.
Как верно отмечено представителем административного истца, тот факт, что орган местного самоуправления не осуществлял проверку проекта решения на соответствие Генеральному плану, также подтверждается тем обстоятельством, что только в ходе рассмотрения настоящего административного иска административный ответчик обратился за разъяснением в целях установления конкретной территории, расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная г. Бердска, в отношении которой были приняты оспариваемые изменения.
Следовательно, довод административного истца о том, что проверка проекта решения на соответствие Генеральному плану муниципального образования города Бердска не проводилась, является обоснованным.
Оценивая представленные доказательства по соблюдению процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта органом местного самоуправления, суд приходит к выводу, что были допущены нарушения порядка проведения публичных слушаний.
Постановлением администрации г. Бердска от 19 декабря 2013 года №4922 назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в лист 6 ГП-1 инв. №514049 Карты градостроительного зонирования, о чем размещено сообщение в газете «Бердские новости» от 25 декабря 2013 года № 52. (л.д. 82).
Согласно протоколу от 29 января 2014 года № 10 проведены публичные слушания по проекту внесения изменений в лист 6 ГП-1 инв. №514049 Карты градостроительного зонирования, публичные слушания признаны состоявшимися, письменных предложений, отзывов и замечаний заинтересованных лиц по указанному проекту ни в процессе подготовки, ни в ходе публичных слушаний не поступало (л.д. 65-73).
По результатам публичных слушаний принято заключение, которое опубликовано в печатном издании – газете «Бердские новости» от 19.02.2014 года № 7 (л.д. 80-81).
25 февраля 2014 года за № 453 Советом депутатов города Бердска принято оспариваемое решение.
Согласно статье 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации физические лица и юридические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан и юридических лиц, в том числе при осуществлении ими мероприятий по зонированию территорий.
Исходя из положений 28, 31 и 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, при подготовке проекта решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в обязательном порядке проводятся публичные слушания.
Публичные слушания проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Продолжительность публичных слушаний составляет не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта.
После завершения публичных слушаний комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект решения и представляет указанный проект главе местной администрации. Обязательными приложениями к проекту решения являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
В силу требований части 12 статьи 31, части 5 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Решением Совета депутатов муниципального образования города Бердска от 27 октября 2005 года № 401 принято «Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Бердске» (далее –Положение).
Согласно п. 1.7 Положения в решении о проведении публичных слушаний указывается проект, выносимый на обсуждение, а также дата, время и место проведения.
Организатор публичных слушаний обеспечивает опубликование решения о назначении публичных слушаний о проектов муниципальных правовых актов, выносимых на обсуждение, в газете «Бердские новости» и размещение на официальном сайте администрации города Бердска не позднее 7 дней до проведения публичных слушаний (пункт 1.9 Положения).
Нет оснований не согласиться с доводами административного истца о нарушении порядка доведения административным ответчиком необходимой информации до участников градостроительной деятельности при принятии оспариваемой нормы.
Так, в силу требований части 12 статьи 31, части 5 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях доведения до населения информации о содержании проекта правил землепользования и застройки уполномоченные на проведение публичных слушаний органы местного самоуправления в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Согласно пункту 1.9 Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Бердске, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования города Бердска от 27.10.2005 г. № 401, организатор публичных слушаний обеспечивает опубликование решения о назначении публичных слушаний и проектов муниципальных правовых актов, выносимых на обсуждение, в газете «Бердские новости» и размещение на официальном сайте администрации города Бердска не позднее 7 дней до проведения публичных слушаний.
Вопреки этому, постановление главы муниципального образования г. Бердска от 19 декабря 2013 года №4922 о назначении публичных слушаний по проекту оспариваемой нормы, содержание данного проекта и объявление о проведении публичных слушаний были опубликованы 25 декабря 2013 года органом местного самоуправления лишь в «Вестнике», являющимся Приложением к газете «Бердские новости», тираж которого ограничен, что является недостаточным для информирования населения муниципального образования города Бердска. Так, в газете «Бердские новости» от 25 декабря 2013 года № 52 имеется лишь сообщение о том, что ознакомиться с материалами «Вестника», в том числе с постановлением о назначении публичных слушаний, можно в редакции газеты «Бердские новости», в городских библиотеках, в отделе общественных связей администрации муниципального образования города Бердска. Желающим приобрести «Вестник» можно также обращаться в редакцию газеты.
Доказательств обратного, а также доведения до граждан необходимой информации о содержании проекта Правил землепользования и застройки и проектов вносимых в них изменений иными способами, в том числе путем организации выставок, экспозиции демонстрационных материалов проектов, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проектов на собраниях жителей, по радио и телевидению, суду не представлено.
Указанные недостатки, суд расценивает как ненадлежащее информирование потенциальных участников данных правоотношений о планируемом изменении правового режима спорного земельного участка, что лишило их возможности выразить свою позицию по данному вопросу.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 15 июля 2010 года N 931-О-О, к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление, относится выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности. Преследуя цель выявления именно коллективного мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный, характер, и исходя из того, что процедуры, в рамках которых должно проходить, не ограничиваясь сбором предложений и замечаний, публичное обсуждение таких вопросов, федеральный законодатель предусмотрел в их числе проведение публичных слушаний и закрепил перечень вопросов, по которым оно является обязательным, то есть не зависит от усмотрения органов публичной власти или их должностных лиц. Будучи публично-правовым институтом, призванным обеспечить открытое, независимое и свободное обсуждение общественно значимых проблем (вопросов), имеющих существенное значение для граждан, проживающих на территории соответствующего публичного образования, публичные слушания, по смыслу статьи 3 Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, которым регулируется их проведение, не являются формой осуществления власти населением. Тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям. Конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта. Соответственно, процесс принятия управленческих решений становится более открытым для граждан, и эта открытость обеспечивается принудительной силой закона, обязывающего органы власти проводить публичные слушания по определенным вопросам.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что факт нарушения прав неопределенного круга лиц на публичное обсуждение вопроса о внесении оспариваемых изменений, нашел свое подтверждение.
Доводы административного ответчика о том, что проект изменений в Правила землепользования и застройки был опубликован и заинтересованные лица имели возможность принять участие в его обсуждении на публичных слушаниях, в связи с чем права и законные интересы неопределенного круга лиц не были нарушены, являются несостоятельными.
Кроме того, представленный протокол публичных слушаний от 30.03.2018 года по вопросу изменения территориальной зоны спорной территории свидетельствует о том, что жители муниципального образования, будучи надлежащим образом осведомленными о рассмотрении указанного вопроса, принимали активное участие в проведении публичных слушаний, высказывали свое мнение, тогда как при проведении публичных слушаний 29 января 2014 года каких либо предложений, заявлений не поступало.
Кроме того, сроки, установленные частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не соблюдены, так как продолжительность публичных слушаний составила менее двух месяцев.
Так, постановление главы муниципального образования г. Бердска от 19 декабря 2013 года №4922 о назначении публичных слушаний опубликовано в официальном издании 25 декабря 2013 года, публичные слушания проведены 29 января 2014 года.
Доводы административных ответчиков о том, что в данном случае срок проведения публичных слушаний составляет один месяц, а потому был соблюден при принятии оспариваемого акта, являются ошибочными, поскольку в силу части 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, месячный срок для проведения публичных слушаний предусмотрен в случае подготовки изменений в правила землепользования и застройки в части внесения изменений в градостроительный регламент, установленный для конкретной территориальной зоны.
Более того, в судебном заседании административными ответчиками был представлен протокол публичных слушаний, проведенных 30.03.2018 года, по проекту внесения изменений в лист 6 ГП-1 инв. №514049 Карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования г. Бердска, срок проведения которых составил более двух месяцев (л.д. 53-55). Согласно представленных письменных возражений представителя административного ответчика, публичные слушания проведены в целях устранения выявленных нарушений в области градостроительной деятельности (л.д. 47).
Представленные суду протокол публичных слушаний от 30.03.2018г, заключение о результатах данных публичных слушаний судом не могут быть приняты в качестве доказательств соблюдения процедуры принятия оспариваемых изменений, поскольку они проведены после принятия данных изменений.
В этой связи суд приходит к выводу о том, что порядок проведения публичных слушаний по проекту изменений в Правила землепользования и застройки, предусмотренный Градостроительным кодексом Российской Федерации, соблюден не был.
Оценив приведенные выше доказательства, суд приходит к выводу, что
решение Совета депутатов города Бердска от 25 февраля 2014 года № 453 «О внесении изменений в лист 6 ГП-1 инв. №514049 Карты градостроительного зонирования в отношении территории расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3750 кв.м.», принято с нарушением требований к процедуре принятия нормативного правового акта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, которые в совокупности следует признать существенными.
Нарушение процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта является одним из оснований для признания его недействующим в оспариваемой части.
В силу вышеизложенного не могут быть признаны состоятельными утверждения представителей административных ответчиков о соблюдении процедуры принятия нормативного правового акта, несмотря на допущенные нарушения, которые по их мнению, не являются существенными.
Материалами дела должным образом подтверждается, что решение Совета депутатов города Бердска от 25 февраля 2014 года № 453 « О внесении изменений в лист 6 ГП-1 инв. №514049 Карты градостроительного зонирования в отношении территории расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3750 кв.м.», противоречит требованиям вышеуказанных правовых норм и административные ответчики не доказали, как того требует часть 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, соответствие оспариваемого нормативного правового акта указанным нормативным правовым актам, имеющим высшую юридическую силу.
Материалами дела также подтверждается нарушение прав неопределенного круга лиц на публичное обсуждение вопроса о внесении оспариваемых изменений.
При этом, ссылка административных ответчиков и заинтересованного лица о нарушении прав собственника земельного участка с кадастровым номером 54:32:010038:259 подлежит отклонению, поскольку собственник не лишен возможности обратиться к главе муниципального образования с заявлением о внесении соответствующих изменений в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке.
При таких обстоятельствах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд считает административное исковое заявление заместителя прокурора Новосибирской области подлежащим удовлетворению.
Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, суд исходит из следующего.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, данным в пункте 28 постановления от 29 ноября 2007 года N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом приведенных разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд считает, что оспариваемые по настоящему делу положения подлежат признанию не действующими с момента вступления в силу настоящего решения.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящее решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу подлежит опубликованию Советом депутатов города Бердска Новосибирской области в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление заместителя прокурора Новосибирской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим решение Совета депутатов города Бердска от 25 февраля 2014 года №453 «О внесении изменения в лист 6 ГП-1 инв. №514049 Карты градостроительного зонирования в отношении территории расположенной в районе пересечения улиц Пушкина и Спортивная, ориентировочной площадью 3750 кв.м.» с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение суда в течение одного месяца после вступления в законную силу в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит опубликованию Советом депутатов города Бердска в том же средстве массовой информации, в котором был опубликован указанный нормативный правовой акт.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Г.Н. Никитина
Решение суда в окончательной форме изготовлено 20 июня 2018 года.