ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-74/2018 от 19.02.2018 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 3а-74/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 февраля 2018 года г. Пермь

Пермский краевой суд в составе

председательствующего судьи Ефремовой О.Н.

при секретаре Силенок О.В.

с участием представителя административного истца Конева Р.В., действующего на основании доверенности, представителя административного ответчика Управления Росреестра по Пермскому краю Спицыной А.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми административное дело по административному исковому заявлению Санкиной Маргариты Евгеньевны об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

В Пермский краевой суд поступило административное исковое заявление Санкиной М.Е. к Правительству Пермского края, ФГБУ «ФКП Росреестра», Управлению Росреестра по Пермскому краю об установлении кадастровой стоимости 3-этажного кирпичного административно-торгового здания с подвалом (лит.А), общей площадью 2203,3 кв.м, замощение, забор, кадастровый номер **, расположенного по адресу: ****, в размере его рыночной стоимости 78683912, 19 рублей по состоянию на 22.06.2012.

В обоснование заявленных требований истец указала, что является собственником указанного выше объекта недвижимости. Постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 № 1588-п утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости по состоянию на 22.06.2012, в соответствии с которым кадастровая стоимость по состоянию на 22.06.2012 административно-торгового здания с кадастровым номером ** составила 90703008, 74 рубля. Вместе с тем, согласно отчету об оценке рыночная стоимость объекта недвижимости на эту же дату составила 78683912, 19 рублей. Таким образом, завышенная стоимость объекта недвижимости нарушает права административного истца, поскольку нарушает ее право на уплату налога на имущество физических лиц в законно установленном размере.

Административный истец о времени и месте рассмотрения дела извещена. Ее представитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивает, в своих пояснениях поддержал позицию, изложенную в административном исковом заявлении.

Административный ответчик Правительство Пермского края о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, просил о рассмотрении дела без участия представителя, свои доводы изложил в письменных пояснениях по делу.

Административный ответчик Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Пермскому краю (далее – ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю) будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, участие представителя в судебном заседании не обеспечил.

Представитель административного ответчика Управление Росреестра по Пермскому краю в судебном заседании не возражал против права административного истца на установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве.

Привлеченная к участию в деле в качестве заинтересованного лица администрация г. Перми просила о рассмотрении дела без участия своего представителя, свои возражения относительно заявленных требований изложила в письменном отзыве.

С учетом надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства по делу, отсутствия сведений об уважительности причин неявки, принимая во внимание, что явка указанных лиц не была признана обязательной, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, изучив письменные отзывы, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования являются объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц.

Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, если такой порядок определения налоговой базы установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Этой же нормой предусмотрено право законодательного органа государственной власти субъекта Российской Федерации установить в срок до 01.01.2020 единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Законом Пермского края от 10.11.2017 № 140-ПК «Об установлении единой даты начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Пермского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с 01.01.2018.

Решением Пермской городской Думы от 21.11.2017 № 243 «О налоге на имущество физических лиц на территории г. Перми» установлен и введен в действие на территории муниципального образования город Пермь налог на имущество физических лиц, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Данное решение применяется с 01.01.2018.

Как предусмотрено частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела административному истцу на праве общей долевой собственности (доля в праве 152503/400000) принадлежит: 3-этажное кирпичное административно-торговое здание с подвалом (лит.А), общей площадью 2203,3 кв.м, замощение, забор, с кадастровым номером **, расположенное по адресу: ****, что подтверждается нотариально удостоверенной копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д. 14-15).

В отношении нежилого объекта недвижимости установлена кадастровая стоимость, определенная по состоянию на 22.06.2012, в размере 90703 008 рублей 74 копейки, о чем представлена кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта (л.д. 13).

Санкина М.Е. обратилась суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения, в подтверждение своих доводов представила отчет № ** от 24.01.2018 об оценке рыночной стоимости административно-торгового здания, подготовленного ООО «Оценочная компания «Актив», согласно которому рыночная стоимость по состоянию на 22.06.2012 нежилого здания с кадастровым номером ** определена в размере 78683 912 рублей 19 копеек.

Принимая во внимание, что административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них в силу положений пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации являются объектами налогообложения, и для данных объектов, расположенных на территории муниципального образования город Пермь, решением Пермской городской Думы от 21.11.2017 № 243 установлены ставки налога на имущество физических лиц, суд приходит к выводу, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц и в отношении спорного объекта недвижимости обязана с 01.01.2018 уплачивать налоговые платежи исходя из кадастровой стоимости объекта, то результаты определения кадастровой стоимости названного выше административно-торгового здания влияют на права и обязанности Санкиной М.Е.

В силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Закон об оценочной деятельности одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость. Датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (часть 2 статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).

В рассматриваемом случае кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером ** установлена постановлением Правительства Пермского края от 28.12.2012 № 1588-п по состоянию на 22.06.2012.

В этой связи рыночная стоимость спорного объекта должна быть определена на ту же дату.

Под рыночной стоимостью объекта оценки в соответствии с Законом об оценочной деятельности понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3).

Представленный административным истцом отчет об оценке согласно положениям статьи 17.1 Закона об оценочной деятельности является положительным и подтверждает рыночную стоимость нежилого здания, определенную оценщиком.

Оценщик Ш. является членом саморегулируемой организации оценщиков «Ассоциация Саморегулируемая организация «Национальная коллегия специалистов – оценщиков», что подтверждается свидетельством о членстве от 04.02.2013 № 25.

Оценщик имеет право самостоятельно применять методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки (статья 14 Закона об оценочной деятельности). Оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного значения.

В силу статьи 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки оформляется отчетом независимого оценщика об оценке объекта оценки.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, который составляется по результатам определения стоимости объекта оценки, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет об оценке объекта оценки должен содержать точное описание объекта оценки; стандарты оценки для определения стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата.

Требования к отчету об оценке установлены Федеральным стандартом оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», утверждены приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 № 299.

В силу положений указанного федерального стандарта оценки отчет об оценке представляет собой документ, содержащий сведения доказательственного значения, составленный в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе настоящим Федеральным стандартом оценки, нормативными правовыми актами уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартами и правилами оценочной деятельности, установленными саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой является оценщик, подготовивший отчет.

Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом об оценочной деятельности, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценщик провел анализ рынка недвижимости – административно-торговых зданий (коммерческой недвижимости), к которому относится объект оценки, по результатам анализа определил ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости названного выше объекта недвижимости. Проведен подбор объектов-аналогов, сопоставимых с объектом оценки по основным ценообразующим факторам, и выполнены необходимые корректировки цен предложений. Содержащиеся в отчете сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных оценщиком при расчете итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки. В отчете объясняется выбор затратного и сравнительного подхода для определения рыночной стоимости объекта оценки и приводится обоснование отказа от применения доходного подхода. По результатам расчета рыночной стоимости объекта оценки двумя подходами оценщиком произведено согласование полученных результатов. В отчете присутствуют ссылки на источники используемой информации и копии материалов и распечаток.

Вопреки требованиям части 5 статьи 247 КАС РФ данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости участвующими в деле лицами в суд не представлено.

Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статей 62, 84 КАС РФ, суд приходит к выводу о достоверности итоговой величины рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером ** в размере 78683912, 19 рублей по состоянию на 22.06.2012.

При таких обстоятельствах требования Санкиной М.Е. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20. Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.

Согласно пункту 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», Законом об оценочной деятельности датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращения этого лица в Комиссию.

В данном случае Санкина М.Е. обратилась в суд 26.01.2018, следовательно, установленная кадастровая стоимость подлежит применению с 01.01.2018.

Довод представителя административного ответчика - Правительства Пермского края о том, что процедура проведения государственной кадастровой оценки объектов недвижимости на территории Пермского края, в том числе утверждение результатов определения кадастровой стоимости, были проведены в соответствии с действующим законодательством, постановление Правительства недействительным не признано, не могут быть приняты во внимание, поскольку достоверность результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости не входит в предмет проверки при рассмотрении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости. С учетом изложенного, не имеется оснований для привлечения к участию в деле в качестве заинтересованного лица оценщика АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».

Руководствуясь статьями 175 - 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Установить кадастровую стоимость 3-этажного кирпичного административно-торгового здания с подвалом (лит.А), общей площадью 2203,3 кв.м, замощение, забор, с кадастровым номером **, расположенного по адресу: ****, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 22 июня 2012 года в размере 78683912 рублей 19 копеек.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости считать 26 января 2018 года. Установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Пермского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.

Решение суда изготовлено в окончательном виде 22 февраля 2018 года.

Судья (подпись)