Дело № 3а-74/2021
Решение
Именем Российской Федерации
Тверской областной суд в составе:
председательствующего судьи Парфеновой Т.В.
при секретаре судебного заседания Лининой М.А.
с участием прокурора Голодковой А.А.
представителя административного истца - ООО «Районные электрические сети» ФИО1,
представителя административного ответчика - Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» <данные изъяты> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Районные электрические сети» об оспаривании приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№
установил:
Приказом Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№», опубликованным ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, внесены изменения в приказ ГУ РЭК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О долгосрочных параметрах на услуги по передаче электрической энергии для территориальных сетевых организаций <данные изъяты> на период 2020 - 2024 годы».
Приложением № к данному приказу установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Районные электрические сети» и филиалом ПАО «МРСК Центра» - «<данные изъяты>» на 2021 год:
- на 1 полугодие 2021 года - двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей – <данные изъяты> руб./МВт*мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) – <данные изъяты>./МВтч, одноставочный тариф - <данные изъяты> руб./кВтч;
- на 2 полугодие 2021 года - двухставочный тариф: ставка за содержание электрических сетей – <данные изъяты> руб./МВт*мес., ставка на оплату технологического расхода (потерь) – <данные изъяты>./МВтч, одноставочный тариф - <данные изъяты> руб./кВтч.
Приложением № к указанному приказу установлены долгосрочные параметры регулирования ООО «Районные электрические сети» на 2020 – 2024 годы, в том числе уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям – <данные изъяты>%.
Приложением № к тому же приказу определена сумма необходимой валовой выручки (без учета оплаты потерь) на 2021 год – <данные изъяты> тыс. руб.
ООО «Районные электрические сети» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим приказа ГУ РЭК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ в части установления для данной организации индивидуальных тарифов, долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки и возложении на ГУ РЭК <данные изъяты> обязанности принять новый нормативный акт, произвести перерасчет приведенных показателей с учетом доводов Общества.
Заявленные требования мотивированы тем, что административным ответчиком в нарушение норм законодательства о неизменности долгосрочных параметров в течение долгосрочного периода регулирования снижен уровень потерь электроэнергии в сетях с <данные изъяты> до <данные изъяты> и, соответственно, снижена плановая сумма компенсации на оплату потерь на <данные изъяты> тыс. руб. Кроме того, в результате проведения мероприятий по сокращению технологических потерь Обществом за 2019 год получена экономия затрат на компенсацию потерь в размере <данные изъяты> тыс. руб., которую ответчик неправомерно исключил из НВВ на содержание сетей.
В судебном заседании представитель ООО «Районные электрические сети» ФИО1 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель ГУ РЭК <данные изъяты> ФИО2 возражала против удовлетворения административного иска на основании доводов, приведенных в письменном отзыве.
Представитель заинтересованного лица – ПАО «МРСК Центра», надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив письменные возражения относительно удовлетворения заявленных требований.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора Голодковой А.А. об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что оспариваемый приказ, опубликованный в установленном порядке, принят в пределах компетенции ГУ РЭК <данные изъяты> определенной пунктами 1 и 15 Положения о Главном управлении «Региональная энергетическая комиссия» <данные изъяты>, утвержденного постановлением Правительства <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому ГУ РЭК <данные изъяты> устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных ФАС России предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 марта 2003года №35-ФЗ «Об электроэнергетике», Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)в электроэнергетике (далее Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения)цен (тарифов)в электроэнергетике (далее Правила регулирования тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011года № 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее Методические указания №).
ООО «Районные электрические сети» является сетевой организацией, с 2016 года оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ему на праве собственности и аренды объектов электросетевого хозяйства.
Приказ ГУ РЭК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, в который оспариваемым приказом от ДД.ММ.ГГГГ№-нп внесены изменения, устанавливает тарифы, долгосрочные параметры регулирования и объем необходимой валовой выручки на второй долгосрочный период регулирования 2020 – 2024 годов. В отношении регулируемой организации применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Приказ от ДД.ММ.ГГГГ№ принят на основании тарифного предложения ООО «РЭС», поступившего в ГУ РЭК <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ и скорректированного ДД.ММ.ГГГГ в связи с увеличением объема электросетевого оборудования истца, в котором Общество предложило установить на 2021 год:
- объем отпуска электроэнергии в сеть – <данные изъяты> тыс.кВтч;
- потери в сетях: уровень - <данные изъяты>, объем – <данные изъяты> тыс.кВтч;
- необходимую валовую выручку на содержание сетей - <данные изъяты> тыс.руб.;
- затраты на компенсацию потерь электроэнергии - <данные изъяты> тыс. руб. (материалы скорректированного тарифного предложения, т. 1, л.д<данные изъяты>).
ГУ РЭК <данные изъяты> данные показатели утвердило в следующем размере:
- объем отпуска в сеть – <данные изъяты> тыс.кВтч, в том числе по объектам в поселке Рамешки и городе Твери - <данные изъяты> тыс. кВтч; по <данные изъяты> – <данные изъяты> тыс.кВтч;
- потери в сетях: по объектам в поселке Рамешки и городе Твери уровень - <данные изъяты>%, объем – <данные изъяты> тыс.кВтч; по <данные изъяты> уровень - <данные изъяты>%, объем - <данные изъяты> тыс. кВтч;
- необходимую валовую выручку на содержание сетей - <данные изъяты> тыс. руб.;
- затраты на компенсацию потерь электроэнергии – <данные изъяты> тыс. руб. (т. 1, л.д. <данные изъяты>).
Абзацем 6 пункта 4 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено осуществление государственного регулирования цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые сетевыми организациями, на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности таких организаций, которые обязаны обеспечить достижение показателей надежности и качества поставляемых товаров, оказываемых услуг, определенных в установленном порядке.
Из содержания частей 6 и 8 статьи 25 Федерального закона от 23 ноября 2009года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что регулирование тарифов на услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, осуществляется в форме установления долгосрочных тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования в целях экономического стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности при осуществлении указанных видов деятельности, достижения экономического эффекта для потребителей в виде уменьшения стоимости используемых энергетических ресурсов в результате действий регулируемой организации по сокращению потерь энергетических ресурсов, возникающих при их передаче. Уровень таких потерь пунктом 38 Основ ценообразования отнесен к долгосрочным параметрам регулирования, на основании которых определяются тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Таким образом, из приведенных норм законодательства следует, что целью долгосрочного регулирования тарифов является повышение уровня надежности и качества оказываемых регулируемой организацией услуг, а также уменьшение их стоимости для потребителей в том числе за счет сокращения потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям.
Соответственно, абзацами 20, 27 пункта 38 Основ ценообразования определено, что уровень потерь электрической энергии территориальной сетевой организации, на основании которого определяется величина потерь, устанавливается на каждый последующий год долгосрочного периода регулирования равным уровню потерь, установленному на первый год долгосрочного периода регулирования, а разница между плановым уровнем потерь и уровнем потерь, фактически сложившимся по итогам истекшего расчетного периода, учитывается при ежегодной корректировке необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период долгосрочного периода регулирования в виде корректировки, рассчитываемой в связи с изменением полезного отпуска и цен на электрическую энергию в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э по формуле 8.
В случае снижения фактического уровня потерь электрической энергии по сравнению с утвержденным уровнем, в результате которого регулируемой организацией получена экономия расходов на оплату потерь, такая экономия сохраняется в составе необходимой валовой выручки в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что ее образование явилось следствием проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, и такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств (пункт 34.1, абзац 29 пункта 38 Основ ценообразования).
Из содержания пункта 40.1 Основ ценообразования следует, что уровень потерь электрической энергии определяется составом электросетевого оборудования, с использованием которого осуществляется регулируемая деятельность, в частности уровнем напряжения электрических сетей и объемом отпуска электрической энергии в сеть на соответствующем уровне напряжения.
Нормативы потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, утвержденные приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 26 сентября 2017года №887, дифференцированы по уровням напряжения: высокое, среднее первое, среднее второе, низкое напряжение, и возрастают обратно пропорционально величине уровня напряжения – чем ниже уровень напряжения, тем выше значение норматива потерь.
Плановый уровень потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям ООО «РЭС» на 2020 – 2024 годы приказом ГУ РЭК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден в размере <данные изъяты>.
Из экспертного заключения ГУ РЭК <данные изъяты> об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки ООО «РЭС» на 2020-2024 годы, письменных пояснений ответчика от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, статистических данных ООО «РЭС» по форме № за 2020 год следует, что при утверждении данного долгосрочного параметра орган регулирования исходил из объема электросетевого оборудования истца в количестве <данные изъяты> у.е. и его состава, включающего линии электропередачи на уровнях напряжения:
- среднее второе (СН2) - <данные изъяты> кВ протяженностью <данные изъяты> км (<данные изъяты> у.е.);
- низкое (НН) - <данные изъяты> кВ протяженностью <данные изъяты> км (<данные изъяты> у.е.) (т. 1, л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>, т. <данные изъяты>, л.д. <данные изъяты>).
На 2021 год объем активов ООО «РЭС» увеличился до <данные изъяты> у.е., в том числе за счет дополнительного приобретения линий электропередачи на уровнях напряжения СН 2 и высокого (ВН), протяженность и объем которых составили:
- СН2 - протяженность <данные изъяты> км (<данные изъяты> у.е.),
- ВН - протяженность <данные изъяты> км (<данные изъяты> у.е.) (т. 1, л.д. <данные изъяты>, материалы скорректированного тарифного предложения, л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>).
В качестве оборудования на уровне высокого напряжения ВН Общество на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № №, заключенного с ОАО «Центросвармаш», с ДД.ММ.ГГГГ приняло на обслуживание воздушную линию электропередачи ВЛ-<данные изъяты> кВ (диспетчерское наименование: отпайка от ВЛ-<данные изъяты> кВ <данные изъяты>» и «<данные изъяты>» к ПС <данные изъяты> кВ «Центросвар») (т. 2, л.д. <данные изъяты>
В результате в 2021 году Общество предложило увеличить объем отпуска электроэнергии в сеть с <данные изъяты> тыс.кВтч (утвержденный показатель 2020 года) до <данные изъяты> тыс. кВтч, из которых <данные изъяты> тыс.кВтч (<данные изъяты>%) – по вновь приобретенной ВЛ-<данные изъяты> кВ (материалы скорректированного тарифного предложения, л.д. <данные изъяты>).
Уровень потерь в отношении данной ВЛ-<данные изъяты> кВ ООО «РЭС» предложило установить в размере 0% (материалы скорректированного тарифного предложения, т. 1, л.д. <данные изъяты>
В связи с изменением состава сетевого оборудования за счет объекта на уровне высокого напряжения, подлежащего учету при установлении уровня потерь электрической энергии и повлекшего значительное - в 4,5 раз увеличение по сравнению с базовым периодом объема планового отпуска электроэнергии в сеть, ГУ РЭК <данные изъяты> произвело расчет уровня и величины образующихся при передаче электроэнергии по данной линии электропередачи потерь в соответствии с Нормативами потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№. В данном расчете учтены показатели объема отпуска электроэнергии в сеть - <данные изъяты> тыс. кВтч, протяженности линии - <данные изъяты> км, мощности подстанции <данные изъяты> кВ «Центросвар», к которой технологически присоединена ВЛ-<данные изъяты> кВ - <данные изъяты> МВА. В результате норматив потерь для данной линии электропередачи составил <данные изъяты>%, величина потерь <данные изъяты> тыс. кВтч (т. 1, л.д. <данные изъяты>).
Анализируя состав электросетевого оборудования ООО «РЭС», орган регулирования также учел, что в период эксплуатации указанной ВЛ-<данные изъяты> кВ предыдущей сетевой организацией ООО «Коминформ» потери электроэнергии в сетях названной организации, несмотря на наличие в их составе не только линий высокого напряжения, но и кабельных линий на уровне напряжения <данные изъяты> кВ и <данные изъяты> кВ, составили за 2018 год - <данные изъяты>%, за 2019 год - <данные изъяты>% (т. 1, л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>, т. 2, л.д. <данные изъяты>).
В отношении остальных сетевых объектов, учтенных при установлении долгосрочных параметров регулирования ООО «РЭС», уровень потерь остался без изменений – <данные изъяты>%, объем потерь составил <данные изъяты> тыс. кВтч. Таким образом, общий объем потерь электроэнергии составил <данные изъяты> тыс. кВтч (<данные изъяты>% объема отпуска в сеть).
В обоснование такой позиции, с которой суд не находит оснований не согласиться, орган регулирования в ходе судебного разбирательства указал, что иной поход в рамках формальных условий применения пункта 38 Основ ценообразования о неизменности уровня потерь в течение долгосрочного периода регулирования, без учета приведенных фактических обстоятельств, привел бы к установлению экономически необоснованного тарифа.
Так, пунктом 52 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, установлена обязанность потребителей услуг оплачивать в составе тарифа за услуги по передаче электрической энергии нормативные потери, возникающие при передаче электрической энергии по сети сетевой организацией, с которой соответствующими лицами заключен договор.
Согласно пункту 42 указанных Правил тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с учетом необходимости обеспечения равенства единых (котловых) тарифов для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории).
Расчеты по заключенному территориальными сетевыми организациями договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Действующая котловая модель взаиморасчетов потребителей и сетевых организаций предусматривает получение котлодержателем необходимой валовой выручки сетевых организаций, входящих в «котел», и распределение ее между смежными сетевыми организациями через индивидуальные тарифы, обеспечивая тем самым необходимую валовую выручку каждой из сетевых организаций для покрытия их производственных издержек и формирования прибыли (пункт 3 Основ ценообразования, пункты 49, 52 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от ДД.ММ.ГГГГ№).
Таким образом, тарифное решение органа регулирования, включающее как котловой, так и индивидуальные тарифы, учитывает экономически обоснованные интересы всех электросетевых организаций, входящих в «котел».
Являясь профессиональным участником рынка электроэнергетики, действуя добросовестно и разумно, сетевая организация вправе рассчитывать на получение от осуществления регулируемой деятельности той необходимой валовой выручки и посредством использования тех объектов электросетевого хозяйства, которые оценены и признаны экономически обоснованными при утверждении тарифа.
Несоблюдение этого правила и значительное увеличение сетевой организацией по своей воле объема электросетевого оборудования за счет принятия на обслуживание после утверждения долгосрочных параметров объектов, не учтенных в тарифном решении, с требованием об оплате дополнительного объема услуг может повлечь дисбаланс в распределении котловой выручки и, как следствие, нарушение прав прочих участников котловой модели и потребителей.
Истец требует установить ставку на оплату потерь электрической энергии, объем которой передается по ВЛ<данные изъяты> кВ и составляет <данные изъяты>% от общего объема электрической энергии, передаваемой по сетям ООО «РЭС», на уровне <данные изъяты>%, который не являлся предметом экспертной оценки при установлении Обществу долгосрочных параметров регулирования на 2020 – 2024 годы, не учитывает величину отпуска электроэнергии в сеть и уровень фактических потерь по данной линии электропередачи за 2019 год, а также нормативы потерь на указанном уровне напряжения, утвержденные Министерством энергетики Российской Федерации, что противоречит пункту 40.1 Основ ценообразовании, приказу Министерства энергетики Российской Федерации от 26 сентября 2017года № 887, установленным пунктом 2 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» принципам государственного регулирования тарифов, в числе которых:
определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов);
обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии;
учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов).
Принимая во внимание, что потери электроэнергии в электрических сетях высокого напряжения значительно ниже, чем в сетях среднего и низкого напряжения, последствием установления нормативных потерь в ВЛ-<данные изъяты> кВ в размере <данные изъяты>%, рассчитанном и утвержденном в отношении иного сетевого оборудования, явилось бы необоснованное увеличение нагрузки на котловую выручку и перераспределение ее в пользу ООО «РЭС» вопреки интересам котлодержателя и иных потребителей за счет учета в составе тарифа несуществующих потерь электрической энергии.
Ссылка административного истца на то, что филиал ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» в письме от ДД.ММ.ГГГГ согласовал плановый показатель потерь в сетях ООО «РЭС» на 2021 год на уровне <данные изъяты>%, в отсутствие данных о том, что при таком согласовании котлодержатель располагал информацией о существенном завышении названного показателя, данный вывод не опровергает (т. 2, л.д. <данные изъяты>).
В то же время в ходе судебного разбирательства ПАО «МРСК Центра» - «Тверьэнерго» возражало относительно административных исковых требований на том основании, что увеличение НВВ истца приведет к убыткам филиала, поскольку фактический полезный отпуск и полученная ООО «РЭС» необходимая валовая выручка за 1 квартал 2021 года составили <данные изъяты>% от утвержденных на 1 полугодие 2021 года, а дополнительное увеличение уровня потерь в сетях последнего приведет к еще большей диспропорции между фактическими объемами и параметрами ТБР, нарушению прав участников «котловой» модели регулирования и конечных потребителей электроэнергии.
Довод ООО «РЭС» о том, что сумма тарифной выручки, излишне полученной им в 2021 году в результате превышения планового уровня потерь на фактическим, может быть учтена при тарифном регулировании на 2023 год, экономическую обоснованность оспариваемого решения не опровергает. К тому же возможность такого учета будет исключена в случае прекращения деятельности организации, о чем сам истец указал в дополнительных пояснениях, а также представил анализ финансовых показателей деятельности по передаче электроэнергии, свидетельствующий об их отрицательной динамике, в виде снижения прибыли за 2017–2019 годы и образования убытка за 2020 год, одной из причин которого согласно показаниям свидетеля истца ФИО7, ранее занимавшего должность заместителя директора ООО «РЭС», является ежегодное исключение из НВВ истца избытка средств, полученных в результате превышения планового уровня потерь над фактическими (т. 3, л.д. <данные изъяты>, т. 4, л.д. л.д. <данные изъяты>).
С учетом изложенного произведенный ГУ РЭК <данные изъяты> расчет уровня потерь электрической энергии на 2021 год отдельно для сети ВЛ<данные изъяты> кВ с оставлением без изменения ранее утвержденного на долгосрочный период уровня потерь в отношении остальных сетей, вопреки доводам административного искового заявления, соответствует приведенным нормам Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Федерального закона от 23 ноября 2009года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», пунктам 7, 38, 40 (1) Основ ценообразования, а также тарифному предложению ООО «РЭС».
Кроме того, в административном исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства истец не указал, в чем выражается нарушение его прав оспариваемым решением в части учтенного в тарифах объема потерь.
В судебном заседании 30 апреля 2021 года свидетель истца ФИО8 - заместитель директора ООО «РЭС» пояснила, что нарушение прав истца состоит в снижении компенсации затрат на оплату потерь, которую истец рассчитывал получить исходя из уровня потерь <данные изъяты>%, не исключая при этом образования избытка средств вследствие превышения планового уровня потерь над фактическим, направляемого в том числе на оплату расходов на содержание сетей (т. 2, л.д. <данные изъяты>).
Между тем, экономически обоснованные расходы на содержание сетей подлежат финансированию за счет тарифной выручки, сумма которой рассчитывается на очередной период регулирования в порядке, предусмотренном пунктами 11, 12 Методических указаний № 98-э, отдельно от суммы компенсации на оплату потерь, поэтому их финансирование за счет указанной компенсации не соответствует пункту 5 Основ ценообразования, не допускающему повторный учет одних и тех же расходов по соответствующему виду деятельности.
Проведенный органом регулирования анализ фактических расходов ООО «РЭС» на оплату потерь за январь – март 2021 года на основании форм №, а также сведений - ОП «<данные изъяты>» о стоимости потерь и ПАО «МРСК Центра»-«<данные изъяты>» о стоимости оплаченных услуг по передаче электроэнергии свидетельствует о том, что фактический уровень потерь в сетях ООО «РЭС» на всех уровнях напряжения за указанный период составил <данные изъяты>%, стоимость потерь - <данные изъяты> тыс. руб., а величина полученной истцом тарифной выручки по оспариваемой им ставке на оплату потерь - <данные изъяты> тыс. руб.
Таким образом, сумма учтенных в тарифах расходов на оплату потерь, которые организацией фактически не понесены, за три месяца текущего года составила <данные изъяты> тыс. руб. В случае установления уровня потерь <данные изъяты>% на весь состав сетевого оборудования ООО «РЭС» сумма излишне оплаченных потребителями потерь и полученного истцом избытка средств составит по расчетам органа регулирования <данные изъяты> тыс. руб. (<данные изъяты>).
О наличии объективных причин, побудивших его после установления долгосрочных параметров на 2020 – 2024 годы и расчета уровня потерь в сетях дополнительно арендовать и использовать с 2021 года ВЛ-<данные изъяты> кВт, не связанную технологически с объектами электросетевого хозяйства ООО «РЭС», об экономическом эффекте такого использования, за исключением образования избытка средств в результате применения к данной ВЛ-<данные изъяты> кВ уровня потерь <данные изъяты>%, административный истец не сообщил.
Ссылка ООО «РЭС» на обращение к нему ОАО «Центросвармаш» -собственника ВЛ-<данные изъяты> кВ о заключении договора аренды бездоказательна. Напротив, из письма последнего от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что такое предложение, мотивированное обеспечением надежности электроснабжения ПС <данные изъяты> кВ «Центросвар», запитанной от указанной линии электропередачи, и целесообразностью объединения данных объектов в единый комплекс, было адресовано не ООО «РЭС», а собственнику подстанции - ООО «Региональная сетевая организация» (т<данные изъяты>).
Письмо ОАО «Центросвармаш» от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «РЭС» с просьбой направить договор аренды ВЛ-<данные изъяты> кВ, на которое также ссылается истец, информации об аналогичном обращении к нему не содержит (т. 3, л.д. <данные изъяты>).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в части, касающейся установления уровня потерь, оспариваемое тарифное решение прав ООО «РЭС» не нарушает.
Довод административного истца о том, что подход органа регулирования к определению уровня потерь различается в отношении Общества и иной сетевой организации - МУП «Тверьгорэлектро», данный вывод не опровергает, поскольку в силу пунктов 12, 17, 19-24 Правил регулирования тарифов тарифы в электроэнергетике устанавливаются в индивидуальном порядке по заявлению конкретной организации, обосновывающей определенный размер планируемых затрат, решение об учете либо отклонении которых принимается на основе анализа ее хозяйственной деятельности, а не путем сопоставления с данными других организаций.
Согласно пункту 7 Основ ценообразования при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов, в частности, учтенных, но фактически не понесенных при установлении регулируемых цен (тарифов) расходов, за исключением, в частности, экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Из пункта 34(1) Основ ценообразования следует, что экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии по итогам расчетного периода, может быть сохранена в составе необходимой валовой выручки при условии, если ее достижение явилось результатом проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, и источником их финансирования не являлись бюджетные средства.
Административный истец предложил учесть в составе НВВ экономию средств на оплату потерь электрической энергии, полученную в 2019 году, в сумме <данные изъяты> тыс. руб., сославшись на реализованный им комплекс работ по сокращению объема энергетических ресурсов, который привел к формированию величины фактических потерь электроэнергии на уровне ниже утвержденных величин (материалы корректировки, л.д. 8, 18, 19).
В качестве таких энергосберегающих мероприятий Общество указало: проведение выездных проверок приборов учета электрической энергии, составление актов проверки приборов учета и актов неучтенного потребления, установку 60 приборов учета в 2019 году, а расчет указанной суммы экономии произвело исходя из разности плановых и фактических показателей 2019 года: объема потерь утвержденных – <данные изъяты> кВтч, фактических – <данные изъяты> тыс. кВтч, затрат на компенсацию потерь утвержденных <данные изъяты> тыс. руб., фактических – <данные изъяты> тыс. руб.
В подтверждение заявленной суммы Общество представило (т. 1, л.д. <данные изъяты>, т. 3, л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>, материалы скорректированного тарифного предложения, CD-диск, папки «8. Предложение на 2021, 8.2 статьи затрат, расчет выпадающих расходов, экономия расходов на оплату потерь, эффект» и «7. Факт 2019, 7.7 статьи затрат, материалы»):
- расчет экономии затрат на компенсацию потерь исходя из сумм указанных расходов: утвержденных на 2019 год и фактических;
- сводную форму мониторинга реализации программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности за 2019 год, в которой отсутствует перечень конкретных мероприятий и показателей экономии в отношении соответствующих объектов электроснабжения, а в приложении 6 содержится информация, согласно которой в результате установки приборов учета <данные изъяты> кВ получена экономия лишь в сумме <данные изъяты> млн. руб., тогда как источником получения остальной суммы экономии в размере <данные изъяты> млн. руб. являются не указанные выше мероприятия, а анализ качества предоставления услуг и оценка аварийности и потерь;
- акты допуска приборов учета в эксплуатацию и акты проверки расчетных приборов учета за 2016-2019 годы без обоснования и подтверждения снижения объема потерь в определенном количественном выражении в результате проведения указанных мероприятий в отношении конкретных объектов электросетевого оборудования;
- аналитическая записка «Эффективность от установки АСКУЭ» в сетях ООО «РЭС» на ТП <данные изъяты> кВ «Агропромэнерго», в которой указано, что в августе 2019 года был реализован проект по установке интеллектуальных приборов учета, стоимость проекта на 38 точек поставки электроэнергии составила <данные изъяты> руб. Вместе с тем, документы подтверждающие реализацию данного проекта, осуществление финансирования на указанную сумму, снижение объема потерь в определенном количестве, отсутствуют;
- два акта о неучтенном потреблении электроэнергии от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Администрации поселка <данные изъяты> (объекты наружного освещения) и ФИО9 с указанием объема электроэнергии, подлежащих включению в полезный отпуск за январь и февраль 2016 года, и за <данные изъяты> часов в 2017 году. При этом обоснование и расчет сложившейся в результате указанных мероприятий суммы экономии расходов на оплату потерь в 2019 году отсутствует;
- показатели экономии электроэнергии от установки приборов учета в 2018 году на КТП <данные изъяты> «Севастополь» и ТП МЭС-2 <адрес>), документально не подтвержденные, не содержащие данных о проведенных мероприятиях, результатом которых явилась данная экономия;
- отчет об энергоэффективности за 2019 год с указанием 23 потребителей - физических лиц, показателей объема потребления до и после установки прибора учета, которые, как и мероприятия по установке приборов учета, ничем не подтверждены, а в отношении потребителя ФИО10 не согласуются с актом проверки приборов учета от ДД.ММ.ГГГГ№, откуда следует, что установка и поверка прибора учета у указанного потребителя состоялись до 2019 года;
- документы о приобретении материалов без обоснования и подтверждения их относимости к одному из осуществляемых организацией регулируемых видов деятельности и образованию вышеуказанной экономии. В частности, истец ссылается на имеющийся в составе указанных документов акт на списание материалов от ДД.ММ.ГГГГ№: счетчиков в количестве <данные изъяты> шт., навесных шкафов в количестве 4 шт. и провода для монтажа шкафов учета в количестве <данные изъяты> шт., без указания даты и места установки соответствующего оборудования, объема потерь электроэнергии до и после его установки и суммы соответствующей экономии за 2019 год. Имеющиеся в составе тех же документов требования-накладные от ДД.ММ.ГГГГ№ и №, согласно которым директор ООО «РЭС» получил со склада счетчики и корпусы защиты в количестве <данные изъяты> шт., с учетом даты их составления, факт образования экономии по итогам 2019 года не подтверждают.
Из содержания экспертного заключения ГУ РЭК <данные изъяты> следует, что все представленные регулируемой организацией документы в обоснование заявленной суммы экономии расходов на оплату потерь были проанализированы, и в результате эксперт пришел к выводу о недоказанности проведения организацией конкретных энергосберегающих мероприятий и их взаимосвязи со снижением уровня потерь электроэнергии при ее передаче по распределительным сетям в 2019 году (т<данные изъяты>
Представленные истцом в материалы тарифного дела и в судебное заседании копии решения Арбитражного суда <данные изъяты> по делам по искам АО «АтомЭнергоСбыт» о взыскании с ООО «РЭС» задолженности за электрическую энергию, поставленную для целей компенсации потерь в электрических сетях, за различные временные периоды в 2016 - 2020 годах установить факты выполнения таких мероприятий и их взаимосвязь со снижением объема потерь на конкретных сетевых объектах истца в 2019 году не позволяют (т. 3, л.д. <данные изъяты>).
ООО «РЭС» также ссылается на то, что перечень документов, необходимых для сохранения экономии средств на оплату потерь в составе НВВ, действующим законодательством не установлен, а потому был запрошен обществом ДД.ММ.ГГГГ в ГУ РЭК <данные изъяты>, однако ответ на запрос своевременно не поступил (т. 1, л.д. <данные изъяты>
В ходе судебного разбирательства ответчик не доказал факт направления Обществу ответа от ДД.ММ.ГГГГ на данный запрос (т<данные изъяты>
Вместе с тем, обязанность регулируемой организации подтверждать заявленные к учету в тарифах расходы экономическим обоснованием исходных данных предусмотрена подпунктом 8 пункта 17 Правил государственного регулирования тарифов и должна быть известна истцу наряду с возможными неблагоприятными последствиями ее несоблюдения в виде риска принятия регулирующим органом решения без учета всех, возможно и объективно существующих обстоятельств.
На необходимость документального подтверждения выполнения энергосберегающих мероприятий, включая перечень организационных и технологических работ, а также подтверждение экономического эффекта, указано в решении ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в удовлетворении заявления ООО «РЭС» об оспаривании приказа ГУ РЭК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№, мотивированного несогласием с исключением из НВВ Общества на 2020 год избытка полученных средств на оплату потерь за 2018 год. Обжалование Обществом данного решения свидетельствует о том, что его содержание истцу было известно и могло быть учтено при формировании тарифного предложения на 2021 год (т. 1, л.д. <данные изъяты>, т. 3, л.д. <данные изъяты>).
К тому же регулируемая организация не была лишена возможности выяснить у ответчика причину неполучения ответа на свой запрос и своевременно повторно запросить необходимые сведения, что, как пояснил представитель истца, и было сделано Обществом в январе 2021 года, после чего ДД.ММ.ГГГГ ответ ему был направлен (т. 2, л.д. <данные изъяты>
При этом ДД.ММ.ГГГГ ГУ РЭК <данные изъяты> предложило ООО «РЭС» предоставить информацию о фактических объемах поступления электрической энергии в сеть, полезном отпуске и потерях электрической энергии в разрезе обслуживаемых объектов электросетевого хозяйства за период 2017-2019 годов, однако данную информацию регулируемая организация представила частично, сославшись на отсутствие пообъектных данных за 2017 год (т. 4, л<данные изъяты>).
Кроме того, эксперт проанализировал состав принадлежащего ООО «РЭС» электросетевого оборудования за 2017-2019 годы, включавший сети на уровнях напряжения СН2 и НН, и пришел к выводу, который материалами дела не опровергается, что снижение уровня фактических потерь с <данные изъяты> в 2017 году до <данные изъяты> в 2019 году связано не с проведением энергосберегающих мероприятий, а с изменением состава электросетевого оборудования истца, в частности, увеличением протяженности линий электропередачи с <данные изъяты> км до <данные изъяты> км, в том числе на <данные изъяты> км (<данные изъяты>%) - на уровне напряжения СН-2, в результате чего доля сетей на указанном уровне напряжения составила <данные изъяты>% от общего объема сетей (т. 1, л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>, т. 3, л.д. <данные изъяты>
Составленное по заказу административного истца заключение ООО АКГ «Новгородаудит» о соответствии тарифного предложения на 2021 год нормативным требованиям для сохранения экономии от снижения потерь электрической энергии выводов о наличии такой экономии, ее сумме и источнике образования не содержит и приведенный вывод под сомнение не ставит.
В данном заключении указано, что Обществу необходимо представить пояснительную записку в соответствии с требованиями приказа Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении требований к форме программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций с участием государства и муниципального образования, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, и отчетности о ходе их реализации», копии первичных документов, подтверждающих проведенные мероприятия (договоры на поставку счетчиков, на установку АСКУЭ на PLC, платежные поручения на оплату данных расходов, подтвердить, что затраты на проведение мероприятий по энергосбережению не учтены и не будут учтены при установлении тарифов, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств (т. 1, л.д<данные изъяты>).
Между тем, указанные документы в ГУ РЭК <данные изъяты> не представлены.
В отсутствие доказательств проведения конкретных мероприятий, следствием которых явилось сокращение объема потерь электроэнергии, эксперт ГУ РЭК <данные изъяты> проанализировал сведения гарантирующего поставщика - ОП <данные изъяты>» и филиала ПАО «МРСК Центра»-«<данные изъяты>», в соответствии с которыми снижение фактического уровня потерь за 2019 год - <данные изъяты> по сравнению с плановым – <данные изъяты>% привело к тому, что сумма полученных ООО «РЭС» за счет тарифной выручки средств на приобретение потерь - <данные изъяты> тыс. руб. значительно превысила фактические затраты организации на указанные цели - <данные изъяты> тыс. руб.
В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования и пунктом 11 Методических указаний отклонение планового и фактического показателя потерь экспертом учтено при расчете корректировки необходимой валовой выручки, производимой в связи с изменением полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию по формуле 8 Методических указаний, отрицательное значение которой составило <данные изъяты> тыс. руб. (т. 1, <данные изъяты>).
В ходе судебного разбирательства обстоятельства, свидетельствующие о противоречии оспариваемого нормативного правового акта федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также о нарушении прав и законных интересов административного истца, не установлены, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска ООО «Районные электрические сети» о признании частично недействующим приказа Главного Управления «Региональная энергетическая комиссия» <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в приказ ГУ РЭК <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ№» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Т.В.Парфенова
Мотивированное решение составлено 31 мая 2021 года.
Председательствующий Т.В.Парфенова