ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-74/2021 от 30.07.2021 Амурского областного суда (Амурская область)

Дело №3а-74/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 июля 2021 года г.Благовещенск

Амурский областной суд в составе:

председательствующего судьи Костыревой Е.Л.,

при секретаре Габриелян Д.А.

с участием представителя административного истца АО «Амурплодсемпром» ФИО1 и генерального директора АО «Амурплодсемпром» ФИО2, представителя административного ответчика Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области ФИО3, представителя заинтересованного лица АО «Дальневосточная генерирующая компания» ФИО4, прокурора отдела прокуратуры Амурской области Дегтяренко А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Амурплодсемпром» к управлению государственного регулирования цен и тарифов Амурской области о признании недействующим приказа,

УСТАНОВИЛ:

АО «Амурплодсемпром» обратилось в суд с административным исковым заявлением 10 июня 2019 года, указав, что АО «Амурплодсемпром» осуществляет деятельность по передаче тепловой энергии, вырабатываемой АО «ДГК» филиал «Амурская генерация», потребителям по тепловым сетям, принадлежащим АО «Амурплодсемпром» на правах собственности.

Приказом №141-пр/т от 11 декабря 2020 года управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области был утвержден тариф на услуги по передаче тепловой энергии, отпускаемой АО «Амурплодсемпром» от АО «ДГК» филиал «Амурская генерация», в размере 449,38 руб/Гкал. При установлении данного тарифа управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области не были включены затраты АО «Амурплодсемпром» на компенсацию потерь при передаче тепловой энергии в объеме 1 207,00 Гкал.

Приказом №182-пр/т от 25 декабря 2020 года управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области были внесены изменения в приказ №144-пр/т от 11 декабря 2020 года. Тариф на услуги по передаче тепловой энергии, отпускаемой АО «Амурплодсемпром» от АО «ДГК» филиал «Амурская генерация», с учетом затрат на компенсацию технологических потерь при передаче тепловой энергии, составил 596,39 руб/Гкал.

Согласно экспертному заключению по делу №088-21/т по корректировке необходимой валовой выручки на услуги по передаче тепловой энергии на 2021-2023 г.г. при обоснованности объемов полезного отпуска тепловой энергии объем полезного отпуска потребителям АО «Амурплодсемпром» от АО «ДГК» филиал «Амурская генерация» был определен в размере 4 676,50 Гкал. Таким образом объем полезного отпуска, на который рассчитан (скорректирован) тариф на 2021 год, был увеличен на объем технологических потерь при передаче тепловой энергии. Нормативные технологические потери в тепловых сетях определены на каждый год долгосрочного периода регулирования в размере 1 207 Гкал. Фактический же объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой АО «Амурплодсемпром», составляет 3 469,50 Гкал. Этот объем полезного отпуска тепловой энергии был заявлен организацией на расчетный период регулирования 2021 год с учетом договорных объемов и также определен управлением с учетом динамики полезного отпуска за три предыдущих расчетных периода.

Таким образом, включив в расчет тарифа затраты АО «Амурплодсемпром» на приобретение тепловой энергии на компенсацию технологических потерь в объеме 1207 Гкал, управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области включило этот объем тепловой энергии и в полезный отпуск тепловой энергии, отразив его в графе «прочие потребители», тогда как указанная тепловая энергия является технологическими потерями и не возмещается кем-либо. Недополученная АО «Амурплодсемпром» сумма в связи с некорректным расчетом в части объема полезного отпуска тепловой энергии составила 207,47 рублей за 1 Гкал.

АО «Амурплодсемпром» обратилось в управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области с обращением №114 от 12 апреля 2021 года, в котором просило провести внеочередное заседание правления для внесения изменений в приказ №182-пр/т от 25 декабря 2020 года в связи с изложенными обстоятельствами. Письмом №05-04-1101 от 14 мая 2021 года Управление отказало в удовлетворении указанного требования.

Просили признать недействительным приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 11 декабря 2020 года №141-пр/т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020-2025 гг. О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области» (с учетом изменений, внесенных приказом №182-пр/т от 25 декабря 2020 года) в части установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, отпускаемой АО «Амурплодсемпром» (г.Благовещенск) от АО «ДГК» филиал «Амурская генерация» (пункт 9 приложения №4); обязать Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области внести изменения в пункт 9 приложения №4 к приказу №141-пр/т от 11 декабря 2020 года, установив тариф на услуги по передаче тепловой энергии, отпускаемой АО «Амурплодсемпром» (г.Благовещенск) от АО «ДГК» филиал «Амурская генерация», в размере: с 1 января 2021 года по 30 июня 2021 года – 803,86; с 1 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года – 803,86; с 1 января 2022 года по 30 июня 2022 года – 803,86.

Амурским областным судом определением от 11 июня 2021 года к участию в деле привлечен прокурор Амурской области для дачи заключения; определением от 28 июня 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено акционерное общество «Дальневосточная генерирующая компания» филиал «Амурская генерация».

В судебном заседании представитель административного истца АО «Амурплодсемпром» ФИО1 и генеральный директор АО «Амурплодсемпром» ФИО2 настаивали на удовлетворении заявленных требований, поддержали доводы, изложенные в административном исковом заявлении.

Позицию представителей административного истца подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля <данные изъяты>

В судебном заседании представитель административного ответчика управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – Управление, регулирующий орган) ФИО3 возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что объем нормативных технологических потерь должны быть заложены не за счет тарифа, а за счет взаимоотношений, которые складываются между административным истцом и АО «ДКГ», поскольку на 2021 год единственным потребителем административного истца является АО «ДКГ»; поддержала доводы, изложенные в письменных отзывах, согласно которым при установлении тарифов на передачу тепловой энергии для АО «Амурплодсемпром» (г.Благовещенск) на 2021-2023 гг. управлением определен объем полезного отпуска тепловой энергии потребителям в размере 4676,50 Гкал.

Расчет цен (тарифов) осуществлен органом регулирования в соответствии с пунктом 22 «Основ ценообразования в сфере теплоснабжения», утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года №1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» и п.9 Методических указаний, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года №760-э (ред. от 21 декабря 2020 года) «Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения», согласно которым при отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии, или при отсутствии ежегодной актуализации указанных данных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года №154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, №10, ст.1242) расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органами регулирования в соответствии с главой III настоящих Методических указаний и Основами ценообразования.

АО «ДГК» с 2021 года осуществляет деятельность как ЕТО на территории г.Благовещенск, АО «Амурплодсемпром» (г.Благовещенск, Плодопитомник) осуществляет деятельность как теплосетевая организация и единственным потребителем услуг в сфере теплоснабжения АО «Амурплодсемпром» (г.Благовещенск, с.Плодопитомник) является АО ДГК», соответственно, АО «Амурплодсемпром» (г.Благовещенск, с.Плодопитомник) осуществляет оказание услуг по передаче тепловой энергии в той же точке границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по тепловым сетям с соответствующим объемом полезного отпуска тепловой энергии в размере 4676,50 Гкал АО ДГК», то есть тот объем полезного отпуска тепловой энергии, который АО «Амурплодсемпром» (г.Благовещенск, с.Плодопитомник) покупал в 2020 году по договору, заключенному с АО «ДГК», в 2021 году в связи с присвоением статуса ЕТО - АО «ДГК» и актуализацией схемы теплоснабжения в том же объеме тепловой энергии продает услугу по передаче тепловой энергии АО «ДГК».

На момент установления тарифов на тепловую энергию (декабрь 2020 года) подписанный договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, либо проект договора в Управление не поступал. Таким образом объем передачи тепловой энергии в целях установления тарифов на тепловую энергию был определен Управлением в отсутствие наличия копии подписанного договора оказания услуг по передаче тепловой энергии. Вместе с тем Управление располагало сведениями о наличии прибора коммерческого учета количества тепловой энергии в точке приема. Фактически за 2020 год через точку приема прошло 4397,209 Гкал.

При установлении тарифов на передачу тепловой энергии для ЗАО «Амурплодсемпром» Управлением использовалась величина объема передачи тепловой энергии через точку приема ЗАО «Амурплодсемпром» тепловой энергии от АО «ДГК» в объеме 4676,5 Гкал. Соответственно по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии подлежит оплате АО «ДГК» за услуги по передаче тепловой энергии за весь объем тепловой энергии, прошедшей через точку приема ЗАО «Амурплодсемпром». А через точку приема проходит объем равный потребляемой нагрузке населения и бюджетных потребителей, а также объем технологических потерь, который необходимо затратить, чтобы качественно оказать услуги теплоснабжения населению и бюджетным потребителям в соответствии с присоединенной нагрузкой (отопление, горячее водоснабжение).

Размер необходимой валовой выручки ЗАО «Амурплодсемпром» определен Управлением на 2021 год в сумме 2789,00 тыс.руб., объем отпуска тепловой энергии определен управлением на 2021 год в размере 4676,5 Гкал, тариф на услуги по передаче составил на 2021 год 2789,00/4676,5=596,39 руб./Гкал.

Применение пункта 8 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года №760-э, при расчете полезного отпуска в сложившихся правоотношениях невозможно, поскольку АО «ДГК» является и теплоснабжающей организацией, и потребителем одновременно, а также точка поставки и приема тепловой энергии совпадают.

Просят учесть, что в протоколе №153-20/т заседания Правления управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 25 декабря 2020 года допущена опечатка на странице 4, следует считать по пункту 1, что объем полезного отпуска составляет 4676,5 Гкал.

Позицию представителя административного ответчика подтвердила допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля <данные изъяты>

В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Дальневосточная генерирующая компания» ФИО4 поддержал заявленные АО «Амурплодсемпром» требования и доводы, изложенные в письменном отзыве, дал пояснения, согласно которым в с.Плодопитомник потребители тепловой энергии получают тепловую энергию теплоснабжающей организации – СП «БТЭЦ» филиал «Амурская генерация» АО «ДГК» из тепловой сети теплосетевой организации – АО «Амурплодсемпром» и объем переданной потребителям тепловой энергии из тпловой сети как раз и является объемом оказанной услуги, которую АО «ДГК» в свою очередь согласно п.2 ст.17 ФЗ «О теплоснабжении» оплачивает АО «Амурплодсемпром». В соответствии с действующим законодательством необходимая валовая выручка должна включать расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, но объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети должен быть уменьшен на величину потерь. Просит удовлетворить административные исковые требования.

По заключению участвовавшего в деле прокурора 12 марта 2021 года между административным истцом и АО «ДГК» заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя с учетом нормативных технологических потерь тепловой энергии в количестве 1207 Гкал, которые предъявляются к расчету АО «ДГК» административным истцом. Административный истец в свою очередь возмещает технологические потери АО «ДГК» по договору №2-КП от 31 декабря 2020 года в количестве 1207 Гкал. Применение пункта 8 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года №760-э, при расчете полезного отпуска в сложившихся правоотношениях невозможно, поскольку АО «ДГК» является теплоснабжающей организацией и потребителем одновременно, а также точка поставки и приема тепловой энергии совпадают. При таких обстоятельствах заявленные административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (часть 1); решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (часть 2).

Исходя из взаимосвязанных положений статей 17 (часть 2), 18, 21 и 45 (часть 2) Конституции Российской Федерации государство, реализуя утверждаемый Конституцией Российской Федерации приоритет личности и ее прав, обязано охранять достоинство личности во всех сферах, а гражданин и организация вправе защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами, из чего следует, что право на судебную защиту выступает гарантией в отношении всех других конституционных прав и свобод, а его нормативное содержание включает право обжалования принятых органами государственной власти, должностными лицами решений, причем такое обжалование может преследовать не только индивидуальный (частный) интерес, связанный с восстановлением нарушенных прав, но и публичный интерес, направленный на поддержание законности и конституционного правопорядка.

Конкретизируя приведенные положения Конституции Российской Федерации, часть первая статьи 208 КАС РФ предусматривает, что с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон «О теплоснабжении»), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Согласно подпункту «а» пункта 18 статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя, за исключением установленных названным законом случаев, при которых допускается установление цены реализации по соглашению сторон договора, в том числе установление по соглашению сторон договора цены на тепловую энергию (мощность) не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией в ценовых зонах теплоснабжения, относится к регулируемому виду деятельности в сфере теплоснабжения, при ведении которой расчеты за товары, услуги в сфере теплоснабжения осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с названным законом государственному регулированию.

Как установлено в ходе судебного разбирательства акционерное общество «Амурплодсемпром» является сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче тепловой энергии в виде горячей воды на территории г.Благовещенска (с.Плодопитомник) Амурской области, и в силу положений Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» данный вид деятельности (реализация тепловой энергии (мощности), теплоносителя) подлежит тарифному регулированию.

27 апреля 2020 года АО «Амурплодсемпром» обратилось в управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области с заявлением об установлении (методом индексации) тарифа на передачу тепловой энергии с приложением документов и материалов, подтверждающих расчет величины необходимой валовой выручки и объема полезного отпуска тепловой энергии в размере 3 469,50 Гкал, который был заявлен организацией на расчетный период регулирования 2021 год с учетом договорных объемов, административным истцом были представлены, в том числе, сведения о полезном отпуске тепловой энергии (форма 46-ТЭ)..

По результатам рассмотрения тарифной заявки управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области был принят приказ от 11 декабря 2020 года №141-пр/т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020-2025 гг. О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области», которым установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, отпускаемой АО «Амурсплодсемпром» от АО «ДГК» с календарной разбивкой (приложение №4 к приказу):

- с 01.01.2021 по 30.06.2021 – 449,38 руб./Гкал,

- с 01.07.2021 по 31.12.2021 – 449,38 руб./Гкал,

- с 01.01.2022 по 30.06.2022 – 449,38 руб./Гкал,

- с 01.07.2022 по 31.12.2022 – 509,83 руб./Гкал,

- с 01.01.2023 по 30.06.2023 – 509,83 руб./Гкал,

- с 01.07.2023 по 31.12.2023 – 829,75 руб./Гкал.

Из экспертного заключения, рассмотренного первоначально 11 декабря 2020 года и повторно 25 декабря 2020 года на заседании Правления управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области и положенного в основу названного приказа, следует, что объем полезного отпуска тепловой энергии, на основании которого были рассчитаны тарифы, определен в размере 4676,50 Гкал/год.

В связи с чем в приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 11 декабря 2020 года №141-пр/т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020-2025 гг. О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области» приказом №182-пр/т от 25 декабря 2020 года внесены изменения: таблица приложения №4 пункт 9, устанавливающая тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, отпускаемой АО «Амурсплодсемпром» от АО «ДГК», изложена в новой редакции:

- с 01.01.2021 по 30.06.2021 – 596,39 руб./Гкал,

- с 01.07.2021 по 31.12.2021 – 596,39 руб./Гкал,

- с 01.01.2022 по 30.06.2022 – 596,39 руб./Гкал,

- с 01.07.2022 по 31.12.2022 – 676,39 руб./Гкал,

- с 01.01.2023 по 30.06.2023 – 676,39 руб./Гкал,

- с 01.07.2023 по 31.12.2023 – 890,80 руб./Гкал.

В рамках настоящего дела административный истец выражает несогласие с утвержденным тарифом ввиду необоснованного включения в объем полезного отпуска тепловой энергии технологических потерь в размере 1207 Гкал.

Поскольку оспариваемый приказ управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области непосредственно регулирует правоотношения, участником которых является АО «Амурсплодсемпром», данная организация была вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Установление тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя исходя из пункта 1 части 2 статьи 5 и пункта 1 части 3 статьи 7 Федерального закона «О теплоснабжении» относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Амурской области, осуществляющим функции в сфере государственного регулирования цен и тарифов на продукцию (товары, услуги), подлежащую государственному регулированию (в том числе на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя), является управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (пункты 1.1, 3.17 Положения об управлении государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, утвержденного постановлением губернатора Амурской области от 22 декабря 2008 года №491).

Оспариваемый приказ от 11 декабря 2020 года №141-пр/т обладает признаками нормативного правового акта, принят управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в пределах компетенции и с соблюдением установленного порядка (в том числе в соответствии с требованиями пунктов 30-32 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года №1075), подписан уполномоченным должностным лицом, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Как установлено в судебном заседании постановлением администрации города Благовещенска от 30 июня 2020 года №2013 «О присвоении статуса единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования город Благовещенск» на территории муниципального образования города Благовещенска определена одна зона деятельности единой теплоснабжающей организации, включающей в себя системы теплоснабжения, согласно приложению к настоящему постановлению. Статус единой теплоснабжающей организации на территории муниципального образования город Благовещенск присвоен акционерному обществу «Дальневосточная генерирующая компания» с 1 сентября 2020 года.

Схема теплоснабжения города Благовещенска на период до 2030 года утверждена постановлением администрации города Благовещенска от 19 декабря 2014 года №5335 (далее - Схема теплоснабжения), актуализирована в 2020 году постановлением администрации города Благовещенска от 9 сентября 2020 года №2963 «Об утверждении актуализированной схемы теплоснабжения города Благовещенска на период до 2034 года».

Данные по полезному отпуску тепловой энергии АО «Амурплодсемпром» (г.Благовещенск, с.Плодопитомник) в Схеме теплоснабжения отсутствуют.

Из материалов дела следует, что тарифным органом расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определен с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года.

К числу общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения относится соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечение экономически обоснованной доходности текущей деятельности теплоснабжающих организаций и используемого при осуществлении регулируемых видов деятельности в сфере теплоснабжения инвестированного капитала, обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения (часть 1 статьи 3 Федерального закона «О теплоснабжении»), а также принципы обеспечения доступности тепловой энергии (мощности), теплоносителя для потребителей (часть 1 статьи 7 названного Федерального закона).

Основные принципы и методы определения цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, цен (тарифов) на услуги по передаче тепловой энергии и теплоносителя, платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии и платы за подключение к системе теплоснабжения установлены Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1075 (далее – Основы ценообразования).

В силу пункта 8 Основ ценообразования предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с учетом инвестиционных программ регулируемых организаций, утвержденных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о теплоснабжении или об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, а также с учетом долгосрочных тарифов, установленных для теплоснабжающих организаций, долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций и долгосрочных обязательств по концессионным соглашениям, объектами которых являются системы теплоснабжения. Указанные предельные уровни сроком действия один финансовый год устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям и могут быть установлены с разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании НВВ регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями.

В свою очередь, на основании Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года №760-э, при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети (далее также - объем отпуска тепловой энергии из тепловой сети), используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 118 Методических указаний (пункт 8 Основ ценообразования).

Содержание приведенных федеральных норм во взаимосвязи с положениями пункта 2 части 2 статьи 5 и части 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении, определяющими, что при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, свидетельствует о том, что объем тепловой энергии прямо влияет на размер потерь, поскольку данные об объемах потерь энергии в тепловых сетях определяются на основании данных об объемах отпуска тепловой энергии.

В силу пункта 11 статьи 2 Закона о теплоснабжении теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

В соответствии с частью 5 статьи 13 Закона о теплоснабжении теплосетевые организации или теплоснабжающие организации компенсируют потери в тепловых сетях путем производства тепловой энергии, теплоносителя источниками тепловой энергии, принадлежащими им на праве собственности или ином законном основании, либо заключают договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя с другими теплоснабжающими организациями и оплачивают их по регулируемым ценам (тарифам) в порядке, установленном статьей 15 указанного закона.

Из анализа названных норм права следует, что в силу технологических особенностей процесса транспортировки тепловой энергии ее часть расходуется при передаче по тепловым сетям, не доходя до конечных потребителей, в связи с чем не оплачивается последними и относится к потерям теплосетевой или теплоснабжающей организации, во владении которой находятся тепловые сети.

Федеральный законодатель предусмотрел возможность указанных организаций компенсировать потери энергии в тепловых сетях.

Так, затраты на компенсацию потерь энергии в тепловых сетях должны учитываться в НВВ в соответствии со статье 90 Основ ценообразования, согласно которой при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии расходы на приобретение тепловой энергии в целях компенсации потерь при передаче тепловой энергии учитываются, по общему правилу, только в объеме нормативных технологических потерь, то есть в размерах, не превышающих утвержденный в установленном порядке объем потерь.

Аналогичные положения предусмотрены пунктом 117 Методических указаний, согласно которому в НВВ регулируемой организации, учитываемую при расчете тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, в числе прочего включаются расходы на компенсацию потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче (в объеме нормативных технологических потерь, за исключением случая, предусмотренного пунктом 118 Методических указаний).

В соответствии с п.8 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года №760-э, при определении объема полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети, используется объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети, уменьшенный на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях.

Согласно протоколу №153-20/т от 25 декабря заседания Правления управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области объем технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя учтен при расчете необходимой валовой выручки АО «Амурплодсемпром» от АО «ДГК» на 2021-2023 годы, а также включены в объем отпуска тепловой энергии в тепловой сети.

Учитывая приведенные положения закона и установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу, что управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, включив технологические потери в необходимую валовую выручку, необоснованно не применило п.8 Методических указаний и не уменьшило объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях при расчете тарифа.

На основании изложенного судом признаны необоснованными доводы административного ответчика о том, что применение пункта 8 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13 июня 2013 года №760-э, при расчете полезного отпуска в сложившихся правоотношениях невозможно, поскольку АО «ДГК» является и теплоснабжающей организацией, и потребителем одновременно, а также точка поставки и приема тепловой энергии совпадают.

Из материалов дела следует также, что 12 марта 2021 года между АО «Дальневосточная генерирующая компания» (теплоснабжающая организация) и АО «Амурплодсемпром» (теплосетевая организация) заключен договор оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

31 декабря 2020 года между АО «Дальневосточная генерирующая компания» (поставщик) и АО «Амурплодсемпром» (покупатель) заключен договор №2-КП поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в целях компенсации потерь в тепловых сетях.

На данные договоры ссылается административный истец в обоснование доводов о том, что Управлением тариф рассчитан верно, а отношения между административным истцом и АО «ДГК» должны регулироваться правильно заключенными договорами.

Суд также не может согласиться с приведенными доводами по изложенным выше основаниям.

Поскольку регулирующим органом необоснованно не уменьшен объем отпуска тепловой энергии в тепловые сети на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях при расчете тарифа, оспариваемый административным истцом тариф не отвечает принципу экономической обоснованности.

Кроме того, ни протокол заседания Правления от 25декабря 2020 года, ни экспертное заключение не содержат конкретных выводов относительно причин, по которым при определении объема полезного отпуска тепловой энергии из тепловой сети объем отпуска тепловой энергии в сети не уменьшен на объем нормативных технологических потерь тепловой энергии в тепловых сетях.

При таких обстоятельствах требования о признании недействующим приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от от 11 декабря 2020 года №141-пр/т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020-2025 гг. О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области» (с учетом изменений, внесенных приказом №182-пр/т от 25 декабря 2020 года) в части установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, отпускаемой АО «Амурплодсемпром» (г.Благовещенск) от АО «ДГК» филиал «Амурская генерация» (пункт 9 приложения № 4), подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 215 КАС Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом может быть принято решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

Согласно пункту 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» оспариваемый акт, принятый позднее нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, которому он или его часть не соответствуют, может быть признан судом не действующим полностью или в части со дня вступления в силу оспариваемого акта.

Если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание содержание нормативного правового акта, а также учитывая ограниченный период его действия, в течение которого он применяется, суд полагает необходимым признать его недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

Однако это обстоятельство исходя из пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года №63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» не является основанием для отказа в защите гражданских прав, нарушенных в период действия нормативного правового акта, признанного недействующим с даты, отличной от дня его принятия.

Исходя из части 4 статьи 215 КАС Российской Федерации в резолютивной части решения суда следует указать на необходимость опубликования сообщения о принятии настоящего решения на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования акционерного общества «Амурплодсемпром» удовлетворить.

Признать недействующим со дня вступления настоящего решения суда в законную силу приказа управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 11 декабря 2020 года №141-пр/т «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2020-2025 гг. О внесении изменений в приказы управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области» (с учетом изменений, внесенных приказом №182-пр/т от 25 декабря 2020 года) в части установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, отпускаемой АО «Амурплодсемпром» (г.Благовещенск) от АО «ДГК» филиал «Амурская генерация» (пункт 9 приложения №4).

Возложить обязанность на управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный недействующим, в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции (630005, <...>) через Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Костырева Е.Л.

Мотивированное решение составлено 12 августа 2021 года.

Председательствующий Костырева Е.Л.

Дело №3а-74/2021