ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 3А-754/2022 от 30.03.2022 Самарского областного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Самара 30 марта 2022 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Калинниковой О.А.,

при секретаре Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Никитиной Е.С., представителя административного истца Куприянова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-754/2022 по административному исковому заявлению Паньшина Виктора Михайловича об оспаривании нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации в части,

у с т а н о в и л :

Паньшин В.М. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором просит признать недействующими Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 и 2021 г.г., утвержденные приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 07 октября 2019 года № 2201, от 19 октября 2020 года № 2014 (далее также Перечни) в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного в г. Тольятти, со дня их принятия как не соответствующих действующему законодательству.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в оспариваемые Перечни под пунктами №№ 34902 и 33367, соответственно, включено принадлежащее ему на праве собственности нежилое помещение, не подпадающее под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ, поскольку оно не предназначено для размещения офисов, объектов торговли, общественного питания или бытового обслуживания и в отдельный период использовалось под размещение спортивного клуба. Полагает, что включение объекта в Перечни нарушает его права и законные интересы, так как повлекло необоснованное увеличение налогового бремени.

В судебном заседании представитель административного истца Куприянов Д.А. поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении, а также указал, что 22.11.2018 в проведении осмотра нежилого помещения министерством имущественных отношений Самарской области было отказано.

Административный ответчик - министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Относительно заявленных требований представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что нежилое помещение обоснованно включено в Перечни на 2020-2021г.г., поскольку по сведениям Единого государственного реестра недвижимости оно находится в «административном здании», включенном в Перечни, и расположено на земельном участке «для дальнейшей эксплуатации административного здания», что соответствует положениям п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ.

Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 «Налог на имущество физических лиц»), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

При этом, согласно пункта 1 Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 12.11.2014 г. № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти», ставка налога на имущество физических лиц в отношении нежилых помещений, включенных в Перечень в соответствии со ст. 378.2 НК РФ, установлена в повышенном размере.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:

- от 07 октября 2019 года № 2201, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и в печатном издании «Волжская коммуна», N 158(30741) 23.10.2019г.

- от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден аналогичный Перечень объектов на 2021 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, и в печатном издании «Волжская коммуна», N 171(30955), 21.10.2020.

По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре их принятия и порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.

Административный истец обратился в суд 29.01.2022. Несмотря на истечение срока действия приказов об утверждении Перечней на 2020-2021 г.г., оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, право налогового органа на взимание недоимки за данные налоговые периоды, а также, в силу ст. 52 НК РФ, право на перерасчет ранее начисленных сумм налога.

В указанные Перечни на 2020-2021 годы под пунктами №№ 34902 и 33367, соответственно, министерством имущественных отношений включено нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 306, 5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, собственником которого с 30.11.2010 является Паньшин В.М., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.01.2022.

30.10.2021 Паньшин В.М. обратился в министерство имущественных отношений Самарской области по вопросу об исключении нежилого помещения из Перечней объектов на 2020 и 2021 г.г. Однако, уведомлением министерства от 04.10.2021 в удовлетворении заявления отказано.

Согласно позиции административного ответчика принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни на основании п.п. 1 п. 1 и п. 3 ст. 378.2 НК РФ.

Проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении:

административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.

Согласно пунктам 3, 4, 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В целях настоящего пункта:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; (до 1 января 2017 года правовое значение имело только назначение помещений в здании в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, помещение с кадастровым номером имеет назначение и наименование «нежилое помещение»; сведения о виде его использования отсутствуют.

Из технической документации на объект недвижимости от 15.06.2006 следует, что части помещения имеют назначение «парная, предбанник, душевая, сан.узел, раздевалка, коридор, тренажерный зал, комната отдыха, подсобное, теплоузел, эл.щитовая, спортзал, л/клетка, тамбур».

Как следует из договора аренды от 01.06.2019, спорное помещение на период с 01.06.2019 по 31.05.2020 Паньшиным В.М. было передано в аренду ФИО1 А.С. для использования под спортивный зал.

В обоснование требований административным истцом представлено также заключение кадастрового инженера Никириной Т.В. от 20.01.2022. Согласно заключению, фактическое использование нежилого помещения с кадастровым номером определено как спортивный объект, который не используется.

Административный истец полагает, что поскольку нежилое помещение по сведениям ЕГРН и данным технического учета не предназначено и фактически не используется под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, тогда как «парная, предбанник, душевая» являются частью спортивного объекта, оно необоснованно включено в оспариваемые Перечни.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации относит к специальным (в целях налогообложения) видам недвижимого имущества не только административно-деловые и торговые центры (комплексы), но и помещения в них, определяемые по принадлежности к указанным центрам (комплексам).

При этом, исходя из толкования налогового законодательства, включение уполномоченным органом в Перечни нежилого здания, как соответствующего критериям административно-делового центра (комплекса), пока не доказано обратное, является достаточным основанием для исчисления налога на входящие в состав такого здания помещения из их кадастровой стоимости. В этом случае не имеет правового значения предназначение, наименование или фактическое использование каждого нежилого помещения в отдельности.

Установлено, что спорное нежилое помещение находится на (-)1 этаже в 4-х этажном здании с кадастровым номером , площадью 1584, 7 кв.м, назначением «нежилое здание» и наименованием «административное здание», которое расположено на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для объектов общественно-делового назначения», о чем представлена выписка из ЕГРН от 19.01.2022.

Указанное нежилое здание также включено в оспариваемые Перечни объектов на 2020 г. под пунктом №11345 и на 2021 г. под пунктом № 9818.

Таким образом, принадлежащее административному истцу нежилое помещение является частью нежилого здания, включенного в соответствующие Перечни по критерию его наименования - «административное здание».

Вместе с тем, налоговое законодательство не может устанавливать соответствующее налоговое обязательство в отношении отдельных помещений в административно-деловом центре (комплексе), если этот центр также одновременно является объектом налогообложения, поскольку это повлечет двойной учет объектов недвижимости в целях налогообложения.

Однако, в данном случае, по сведениям ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером не имеет правообладателя.

Как следует из ответа Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области на запрос суда от 21.03.2022, нежилое здание с кадастровым номером , в связи с отсутствием сведений о зарегистрированных на него правах, не является предметом налогообложения. В соответствии со статьями 52, 382, 408 НК РФ налог на имущество исчисляется в отношении помещений, расположенных в здании и принадлежащих на праве собственности физическим и юридическим лицам.

Существующее регулирование связывает определение административно-делового центра (комплекса) с особенностями эксплуатации помещений в составе здания.

Возможность включения недвижимого имущества в Перечень как объекта делового, административного или коммерческого назначения определяется в зависимости от назначения или наименования не менее 20 процентов общей площади помещений в здании по данным ЕГРН или технического учета, вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположено здание (строение, сооружение) либо исходя из фактического использования не менее 20 процентов площади помещений от общей площади здания в целях размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания.

При этом, в состав административного здания с кадастровым номером , наряду с принадлежащим административному истцу нежилым помещением, входят нежилые помещения с кадастровыми номерами , принадлежащие различным физическим и юридическим лицам, общая площадь которых значительно превышает 20% от общей площади здания.

Однако, Перечни на 2020 и 2021 г.г. в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером административным истцом не оспорены, заявить такие требования представитель административного истца отказался, в связи с чем основания для проверки предназначения по данным ЕГРН и технического учета, а также и фактического использования всех, входящих в состав здания помещений, как и здания в целом, у суда отсутствовали.

Суд полагает, что исключение спорного помещения из Перечней при удовлетворении заявленных требований, без оспаривания нормативных правовых актов в части включения в те же Перечни нежилого здания, при отсутствии двойного налогообложения, противоречит подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ и не повлечет для административного истца последствий в виде снижения налогового бремени.

Иное толкование закона, может повлечь возможность самостоятельного оспаривания и, соответственно, проверки предназначения и использования нежилых помещений в административно-деловых и торговых центрах (комплексах), включенных в Перечни, и последующее исключение помещений из Перечней безотносительно проверки соответствия таких зданий (центров, комплексов) в целом критериям объектов, поименованным в пунктах 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ, что не отвечает требованиям действующего налогового законодательства.

Суд также учитывает, что отдельная возможность оспаривания Перечней в части включения в них нежилых помещений предусмотрена исключительно для помещений, расположенных вне административно-деловых и торговых центров (комплексов) и регулируется положениями подпункта 2 пункта 1 и пункта 5 статьи 378.2 НК РФ, которые не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку нежилое помещение административного истца, в данном случае, включено в оспариваемые Перечни по принадлежности к нежилому административному зданию, также включенному в эти Перечни.

При таких обстоятельствах суд полагает, что оснований для удовлетворения административного иска Паньшина В.М. не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

в удовлетворении административного искового заявления Паньшина Виктора Михайловича о признании недействующими со дня принятия Перечней объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 и 2021 г.г., утвержденных приказами министерства имущественных отношений Самарской области, соответственно, от 07 октября 2019 года № 2201, от 19 октября 2020 года № 2014 в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья О.А.Калинникова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 13.04.2022.